Яновская Марина: другие произведения.

Коби Рехт - 60-летний парнишка

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Яновская Марина (yanovski_marina@yahoo.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Коби Рехт, певец, композитор, киноактер, хорошо известен в Израиле. Несмотря на то, что много лет он провел за пределами страны. И, как большинство его коллег, остается мальчишкой даже в свои 60. А бабушка его, конечно, из России родом.

  •  []

    Коби Рехт - 60-летний парнишка

      
       Недавно я услышала по радио информацию о том, что в Тель-Авиве, в культурном центре "Эйнав", что на крыше муниципалитета, пройдет концерт-посвящение израильскому певцу, актеру, композитору Коби Рехту. Фраза о "посвящении" ("мехева") была сказана диктором таким торжественно-напыщенным тоном, что мне стало нехорошо: что происходит с Коби Рехтом, почему "мехева" (или "мехва")? Позвонила ему и узнала: все в порядке, просто пришло время поздравить с юбилеем - 60 лет.
      
       Так что концерт состоится в пятницу, 7 ноября, в 13.00, и будет передан по радиостанции "Галей ЦАХАЛ". В концерте участвуют: партнеры по трио "Шовавей Цион" Ханан Йовель и Коби Ошрат (композитор, автор шлягера "Аллилуйя"), партнерша по дуэту Эдна Горен, Дори Бен-Зеэв (он же - ведущий), Эхуд Банай, Рами Клайнштейн, Марина Максимилиан-Блюмин и другие.
      
       Коби Рехт, певец, композитор, киноактер, хорошо известен в Израиле. Несмотря на то, что много лет он провел за пределами страны. Однако израильтяне в основном знакомы с его "местным" обликом. И мало кого интересует тот факт, что в 70-е и 80-е годы, мотаясь между Лондоном, Лос-Анжелесом и Парижем, он писал сотни песен на английские и французские тексты, которые пели знаменитые певцы. И тогда, и сейчас Коби Рехт стремится петь блюз. Не случайно он выступает в дуэте с блюзовой певицей Эдной Горен. Недавно Коби Рехт и Эдна Горен записали совместный альбом-римейк песен Саши Аргова.
      
       В конце 90-х вышел сборный израильский альбом Коби Рехта, куда вошли, кроме 15 его собственных, три песни Саши Аргова - среди них потрясающая песня-молитва "Коль нидрей" ("Все мои обеты"). В музыкальном магазине я совершенно случайно обратила внимание на этот диск. Я еще не знала о Коби Рехте ничего. Попросила послушать и с первых же звуков влюбилась - и в глубокий голос, и в необычные, стильные мелодии.
      
       Песни были такими разными: иронический марш, лирическая баллада, задорный кабарет, романс. Много рока. Запомнились "Негед ха-лев" ("Против сердца"), "Нохехут ахаватех" ("Твоя любовь со мною"), "Иш гадоль" ("Великан"). Словом, диск этот у меня - один из любимых. Увидела я его и в кино - в частности, в культовом фильме "Ха-лаака" ("Армейский ансамбль"), где он играет характерную роль ленивого, вальяжного вершителя судеб участников ансамбля, не расставаясь с вечно дымящей сигаретой. Кстати, и в других фильмах он играет похожие роли, оставаясь в своем амплуа.
      
       И вот прошло несколько лет. В общем, даже не так уж мало. Мы созвонились. Коби Рехта чрезвычайно воодушевила идея дать интервью для ведущей газеты Израиля на руссокм языке. И в один пылающий августовский день 2006 года приехала я в Тель-Авив в прохладном двухэтажном поезде, сошла с него и сразу окунулась в кипящий августовский жар. Перебежками (банк, аптека, торговый центр) добралась до улицы Ибн-Гвироль, нашла место встречи, присела на скамеечку, чтобы отдышаться, утереться и обрести приемлемый вид.
      
       Спустя несколько минут захожу в кафе. Тут возникает картинка нашей сумасшедшей действительности: война (Вторая ливанская) еще продолжается, Тель-Авив отдыхает, Север и Хайфу, откуда я приехала, бомбят, а мы с Коби сидим за столиком в скромном тель-авивском кафе. По чашечке кофе, два с половиной часа - только разговариваем. И ни единой сигареты. Однако я помню Коби Рехта дымящим вовсю. На мое удивление он пожимает плечами: "Два с половиной года назад я бросил курить. И в-с-ё!"
      
       - Судя по тому, что я о тебе знаю, ты крутой рокист. Однако ты преспокойно поешь песни Эрец-Исраэль.
      
       - И то, и другое равноценно. С юных лет я был помешан на Элвисе, на 50-х. В армейском ансамбле, в "Лаакат пикуд ха-мерказ", где я служил, петь по-английски было почти нельзя. В 1967 году я получил свои первые роли, спел первые соло, начал репетировать вместе с Аси Даяном, снялся в фильмах "Он шагал по полям", "Боевая высотка". Там же начался мой роман с Сашей Арговым. Он пришел на одну из премьер и услышал меня: "Годы, годы я ищу такой голос, как у тебя! Давай-ка запишем альбом".
      
       А голос у Коби Рехта такой, что действительно стоит поискать. И во время телефонных бесед, и разговора в кафе, и в процессе расшифровки кассеты меня не покидало ощущение, что я слышу голос Арика Айнштейна. Это факт вызывает у Коби немалое удовольствие, он с теплом говорит о своем вокальном "двойнике". Саша Аргов и Коби Рехт сразу приступили к совместной работе над песнями:
      
       - Мы работали у него дома ежедневно долгие часы в течение девяти месяцев. Я прослушал сотни его песен и отобрал песни западного звучания: блюзы, свинг, особенно полюбилась мне песня "Мешаамем" ("Скучно"). Весь альбом получился несколько другим, отличным от "обычного" Саши Аргова. Он был скрытный человек и великолепный музыкант. Просто гений. Сложность его мелодий, их насыщенность, философский контекст, и вместе с тем подлинная народность - таков Саша Аргов. Думаю, что он - один из наиболее естественных композиторов. В его мелодиях нет принужденности, искусственности. Композиторская фантазия - великолепна.
      
       Коби (Яаков) Рехт сочиняет песни с начала 70-х. В числе первых шлягеров - "Лех ита" ("Иди с ней"), которую прославила своим исполнением Илана Ровина. Коби Рехт, Коби Ошрат и Ханан Йовель объединились в трио "Шовавей Цион" и, хотя выступали недолго, сумели оставить яркий след в истории израильского рока. Название "Шовавей Цион" перефразирует название известного еврейского сионистского движения "Ховевей Цион" ("Любящие Сион") и означает "Шалунишки Сиона".
      
       Иной раз "Шовавей Цион" проводят камбек, их последняя встреча состоялась в июле нынешнего (2006) года. Чувство юмора объединяло троицу с самого начала. Так, в пику мировому мюзиклу-шлягеру "Волосы" они при помощи Йонатана Гефена сочинили свой, на иврите, и назвали, конечно, "Лысина".
      
       После распада трио Коби Рехт отправился попытать счастья за границу. Как все израильтяне. В общей сложности он прожил за рубежом полтора десятка лет. В Париже, в Лос-Анжелесе, в Амстердаме он писал сотни песен. На фестивале "Золотая роза" Коби Рехт получил премию Ассоциации французских журналистов. Когда один из альбомов стал чемпионом продаж (два миллиона!), ему, единственному иностранцу, предложили контракт в фирме CBS. Он делал шлягеры с Элтоном Джоном, Леонардом Коэном, Карлосом Сантаной.
      
       Однако в конце 70-х вместе с женой, актрисой Ирис Ютват, Коби решает, что пора вернуться из Парижа домой, построить дом, родить ребенка. Лишь в 1983 году Рехт выпустил первый по-настоящему полноценный местный альбом. Рок его - точный, многоплановый, прозрачный, чуждый общепринятым местным течениям, с опорой на американскую "новую волну". Понятно, что такой альбом не привлек особого внимания израильской публики.
      
       Несмотря на то, что критика была неплохой, концерты, сопутствовавшие выходу альбома, не принесли достаточно финансов. После неудачной попытки создать рок-альбом на основе 50-60-х Коби Рехт обратился к песням Саши Аргова и немедленно заслужил пламенную любовь слушателей. В числе международных хитов Коби Рехта - мюзикл "Яблоко". История его продвижения раскрывает характерные отношения израильских артистов и продюсеров:
      
       - В Париже я написал "Яблоко", мюзикл на иврите. В 1979 году Менахем Голан решил снять фильм на его основе. Но он перетащил одеяло на себя, снял пышный фильм с большим количеством статистов, а нам с женой (она тоже артистка) достались второстепенные роли.
      
       Коби Рехт рассказывает, что каким-то непостижимым для него образом он не получил авторский гонорар за музыку к мюзиклу "Яблоко". С тех пор он не раз судился, но воз и ныне там. Ему обидно не только из-за того, что его обошли в платеже, но и за проявленную по отношению к нему несправедливость. Однако работать с Менахемом Голаном он не прекратил:
      
       - В записях мюзикла "Яблоко" участвовал музыкант Джордж Клинтон. В это время я мотался между Парижем и Израилем. Опять вернулся домой, выпустил альбом "Мистовевет шмуа" ("Ходят слухи"), в духе авангард-рока. Со мной играли Мики Шавив, Жан-Поль Зимберс и Моше Леви. Но в этот период я развелся с первой женой. Потом в Лондоне, куда поехал уже со второй женой, сделал саунд к фильму Менахема Голана "DELTA FORCE" ("Сила дельты"). С Джорджем Клинтоном работал сутками, не подымая головы. О таком можно было только мечтать! Но... я ведь израильтянин. Сколько же можно гулять по заграницам, пора и честь знать. И в начале 90-х мы вернулись окончательно.
      
       - Как же ты переносишь местную действительность?
      
       - Сложно... Родители умерли, я был с ними последние годы. С тех пор, что я в Израиле, почти не пишу. Вот я смотрю на людей и думаю: "Что же я могу для них написать?". Мне нужно свое творчество настроить на определенное направление, или уж лучше вообще не писать. Там я был повязан только на музыке. Столько лет провести за границей, понимаешь, совсем непросто. Но надо быть здесь.
      
       - Что же так сильно привязывает тебя к Израилю? Какие-то особые корни?
      
       - Мои родители прибыли в Эрец-Исраэль в 1935 году из Варшавы. Мать играла на контрабасе, бабушка - она была из Киева - читала мне басни Крылова по-русски. А мать запрещала: "рак иврит". Отец был основателем инженерных войск. Я вырос в поселке для военных Цеэла. Напротив нашего дома жил Арик Шарон. Он был тогда полковником, подтянутым, стройным. Я за его сыном присматривал иногда. Через три дома от нас жил Моше Даян, уже тогда глава Генштаба. Там также жили бывший глава Генштаба Мордехай Маклеф, Ицхак Рабин. С Далией Рабин мы учились вместе. Арик Шарон - последний из могикан. Этот человек мне очень дорог, он по-доброму ко мне относился. Когда мой отец скончался, Арик Шарон прислал письмо с соболезнованием. В последнем моем диске я выразил благодарность ему и своему сыну Тому. Арик Шарон написал мне в ответ: "Твои песни обладают индивидуальным почерком, они интересные, эмоциональные". Арик любил музыку. Он был легендой при жизни. Остановил войну Судного дня, можно сказать, собой закрыл!
      
       - Но он же осуществил размежевание.
      
       - Да, и сделал это по-военному. Он доверял только самому себе, был очень прямым, сильным и категоричным, вовсе не дипломатом. Но заботился о народе.
      
       Что ж, в политике, как и в пище, на вкус и цвет товарищей нет. Но мы не можем не обсудить настоящую ситуацию, войну. Со всех сторон. И тут Коби с явным удивлением вспоминает, как однажды свершилось его предсказание:
      
       - В 1991 году, когда шла война в Персидском заливе, мы всей семьей сидели у телевизора, смотрели американские, британские новости. Вы ведь уже тоже были здесь? (киваю). Я стал таким спецом, куда там! Даже тетрадку завел, и в 1991-м в ней записал: "Горбачев уйдет, вместо него будет Ельцин". Хотя Горбачева очень уважал. Ну кто мог этому поверить?! Как-то сказал об этом русскому аптекарю, а он меня на смех поднял. Есть, есть что-то такое неясное. Однако то, что мы живем по принципу "моя хата с краю", выводит из себя. Сил у него мало, у Буша. Он должен был покончить с Ираном. Но этого не произошло, хотя время играло в его и нашу пользу. Разве можно продолжать жить с этой тикающей бомбой?! Невозможно это терпеть, нет ни стратегии, ни тактики, на два дня, на два часа вперед не видят! И все же нам нельзя сдаваться!
      
       - Пережили фараона, переживем и это.
      
       - Все относительно. Солнце заходит в Лос-Анжелесе, но восходит в Иерусалиме. Год назад я получил открытый билет на поездку в Париж, чтобы делать фильм. А я никуда не хочу ехать. Меня, знаешь, такие мысли мучают: кому, ну кому нужна сейчас моя музыка?! Тем более, что я не "мизрахи", и модных песенок не пеку.
      
       Но Коби Рехт хорош и без "мизрахи", в своем мягком рок-стиле. Конечно, он, как многие артисты, талантлив в нескольких ипостасях: актер кино, певец, композитор и поэт-песенник. В середине 90-х, когда Коби Рехт вернулся домой после длительного пребывания за бугром, он нашел свою золотую середину: мягкий, теплый рок, очень выгодно оттеняющий тембр его голоса. В 2003 году вышел его третий альбом "Ха-рэга ха-нахон" ("Правильный момент"). Почти все тексты он пишет сам. А сейчас он готовит к выпуску альбом римейков, переведя тексты с английского на иврит. Для альбома он выбрал 12 песен, которые любит с детства: Курта Вайля, Бенни Кинга, "самые черные среди белых и самые белые среди черных". На прощание Коби дарит мне диск с песней "No love in Teheran", которую записал еще в 1985 году - с музыкантами Элтона Джона, с продюсером "Битлс". Потом, дома, я слушаю. Что сказать? Перфекционист он, этот Коби Рехт.
      
       Редактируя свою статью, в интернете на запрос по-русски о Коби Рехте я нашла следующую информацию: фильм "Маска красной смерти" ("Mask of the Red Death") по рассказу Эдгара Алана По был снят в США в 1990-м году. Режиссер Алан Биркиншоу, продюсер Гарри Алан Тауэрс, композитор Коби Рехт. В ролях: Фрэнк Сталлоне, Бренда Баккаро, Герберт Лом. Есть даже краткий анонс фильма: "Очаровательная девушка Ребекка приезжает в баварский замок на вечеринку "Маска красной смерти", на которую ее пригласил хозяин поместья Людвиг. Она должна сделать фоторепортаж с этого шикарного шоу".
      
       Марина Яновская
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Яновская Марина (yanovski_marina@yahoo.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка