Аннотация: Занятия музыкой вообще, а игрой на музыкальном инструменте в частности, позволяют ребенку 6 лет и старше формировать и развивать одновременно несколько умений. Об этом напоминает статья http://nashe.orbita.co.il/blogs/health/35643
Занятия музыкой вообще, а игрой на музыкальном инструменте в частности, позволяют ребенку 6 лет и старше формировать и развивать одновременно несколько умений.
1. Двигательная координация: прежде всего рук, затем всего тела, а для некоторых - еще и ног (ударные инструменты). В особенности при обучении игре на фортепиано, аккордеоне \ баяне, струнных смычковых инструментах развивается умение производить обеими руками одновременно различные движения в различных ритмах. Происходит развитие мелкой пальцевой моторики, создается обособленность каждого пальца.
2. Координация голосовых связок при контроле слуха. Любое воспроизведение музыкальных звуков при игре на инструменте сопровождается непроизвольным "внутренним" сопровождением звуковой полосы голосовыми связками. Т.е. - "пение про себя". При этом голосовые связки работают, выстраивают правильную интонацию.
3. Навык одновременного чтения нот и игры на инструменте. Чтение нот - по сути то же самое, что и чтение текста на любом языке. Ноты - язык. Знание нот - знание музыкальной письменности. Конечно, можно справляться с музыкой и по слуху, без нот, но тогда не вырабатывается элементарная грамотность. Одновременное чтение нот и игра на инструменте - еще один элемент сложной координации движений, а также мышления.
Теперь заглянем в реальность. Современные дети (те, которым 5-6-7 лет, а то и больше) современных родителей в наших современных условиях, как правило, не хотят трудиться. Они уже умеют получить желаемое путем быстрого нажатия кнопки, клавиши. Современные родители современных детей в наших современных условиях, как правило, не хотят или не могут (первое правильно!) требовать от своих детей работы, действий, постоянства, усилий, усердия (нужное добавить). И потому, прежде чем требовать эти качества от детей, надо поставить родителей перед необходимостью этих требований.
Ребенок 5-6-7 лет, а то и старше, не знает, чего он хочет. Потому так важно родителям уметь манипулировать сознанием ребенка, прививать ему умения и навыки, которые будут необходимы ему в жизни. Жизненно необходимы. И это не только "убирать за собой", не только "чистить зубы", но и строить свою жизнь, понимая, что в ней есть очень много "НАДО" и "ДОЛЖЕН".
Ладно, вернемся к нашим баранам, то бишь к музыке. Вернусь к своим личным баранам. Перед вами - училка. Чесслово, мне все равно, кого учить и чему учить. Но... уж так получилось, что меня учили игре на фортепиано почти с того возраста, что я себя помню. И уж так получилось, что и по сей день я умею и люблю... да что там люблю - АБАЖАЮ!!! учить детей (и взрослых) играть на фортепиано.
В Израиле было время, когда я преподавала в "Юношеском оркестре", у меня было много учеников, они все, будучи на разных уровнях, любили учиться. Потому что любви к учению тоже можно научить. Сейчас у меня практически один ученик - ненамного старше меня. Он не подпадает под категорию, описанную в статье. Ну, он - давно состоявшаяся личность, да еще меломан. Способности? Мааааааало... зато желания море, и он приспосабливает свой минимум к своему желанию. Т.е. ПАШЕТ.
Дальше. Если бы детские способности, детскую приспособляемость (обратите внимание, однокоренные слова!) и детское свободное время (ааа, это уже отговорка!!) наложить на взрослое мышление, на понимание того, что НАДО... получилось бы ВСЁ!! Но... эти пожелания все равно остаются пожеланиями, остаются в сослагательном наклонении. Так что будем исходить из того, что есть, а не из того, что нам хочется.
А есть у нас немало. Есть знание о насущности музыкального развития в юном возрасте. Есть направленность на это развитие. Есть возможность развивать музыкальные навыки у своих (и не только) детей, внуков.
В заключение поделюсь воспоминаниями из своего личного багажа. Сегодня - годовщина смерти моей бабушки Симы (1902-1975). Она усаживала меня за фортепиано. Она стояла над моей душой, чтобы я занималась. Она уходила на кухню готовить и оттуда чутко прислушивалась, звучит ли фортепиано. Я ставила на пюпитр книгу (книжный червь!!) и играла то, что знала, наизусть. Лопатила клавиатуру. Она говорила мне не раз: "Ты еще будешь нам благодарна за то, что мы заставляли тебя заниматься, ты еще будешь благодарить меня за то, что не бросила музыку".
Увы! Я не догадалась при ее жизни сказать ей эти слова. Зато!! Бабуся моя могла бы гордиться своим старшим правнуком (коего она немного успела понянчить). Он, хотя и не музыкант (к счастью), как его папа-мама, но!! тоже училка. Он - учитель английского языка. Недавно он сообщил, что дошел до такого уровня, что может научить английскому языку... кота!
Нет, в этой нашей семье он не мог остаться без музыки. Окончил в Ленинграде муз. школу по классу скрипки, играет, как положено, на фортепиано. Когда мы приехали в Израиль, ему был 17-й год. Первым делом мы купили ему электроорган, из самых навороченных по тому времени. Он начал с огромным удовольствием играть, подбирает он вообще с головокружительной легкостью, мне там делать нечего, со всем моим верхним образованием. В самые тяжелые моменты его жизни, а у него бывали такие, он садился за инструмент и приукрашивал музыкой действительность. Однажды он сказал мне слова, которые я "вырезала в уголках глаз":
- Мама, я вам, родители, очень благодарен за то, что вы заставляли меня заниматься музыкой.
А потом повторил это и расширил:
- Кроме того, я вам чрезвычайно благодарен за то, что вы не заставляли меня стать профессиональным музыкантом.
Ну, слава Богу! Этого еще не хватало! Достаточно и двух нищих в семье.
Теперь у него двое детей. Старшей 6-й год. Она музыкальна. Она бесконечно рисует - тоже серьезная координация, а также фантазия, цветовое и образное вИдение, и чего только нет. Поет очень близко к точному. Потихоньку раскручиваю с ней игру на фортепиано. Младшему пока 9 месяцев. Богатырь! Правда, и поплакать, и покричать умеет. Но! стОит мне только "взвыть" начальные звуки какой-нибудь песенки (особенно "Со вьюном я хожу"), как он замолкает, устанавливает на меня немигающие глаза, и просто видно и слышно, как тихо балдеет от моего поющего голоса.
Младший сын тоже "пострадал" вначале. Ленинград мы покинули, когда ему было девять. И до того он тоже успел два года испытать музыкальное обучение. По приезде в Израиль он категорически отказался продолжать. Надо было бы надавить, но... я сдалась. Он занимался шахматами успешно, учился хорошо, особенно продвигался в компьютерах - ладно, музыка всегда "при ём". Так оно и оказалось. В 16 лет прилип к гитаре, сегодня вместе с товарищами составляет рок-квартет, время от времени они выступают, участвуют в разных мероприятиях. Есть хорошие записи (песни на английском).
Теперь у нас растет еще одна внучка, дочка младшего сына. Ей скоро полтора года. И, конечно, без музыки мы не останемся. Я еще не знаю, как, но знаю, что. При каждой встрече пою песенки, играю в музыкальные игры, шутки и т.д. А папа ее, когда дома, шагу не ступит без гитары в руках. Да и мама напевает. А то! Она же у нас "йеменка", это ветвь израильтян, давшая самое большое (в пропорции) количество прекрасных певцов. Правда, русского языка здесь будет - если будет - чуть-чуть, но музыки будет много.