Аннотация: Почти дневниковые заметки про Дуду Топаза. Начался суд над израильским "королем рейтинга". Кто он - красавец или чудовище. Пытаемся понять.
Ценности Топаза
Почти дневниковые заметки про Дуду Топаза
Марина Яновская
Предисловие. Толика Топазу
Время не ждет. Так называется один из любимых мною романов Джека Лондона - в соответствии с прозвищем его главного героя. Даже в такой сверхдинамичной стране, как наша, где время - деньги, а денег - мало, разные СМИ на разных языках с трудом поспевают за развитием событий в деле 'первого в развлечениях'. Дуду Топаз в течение последнего времени самым серьезным образом позволяет множеству журналистов как подсуетиться, так и подсветиться. Лишь ленивый не вставил свое слово. Так что преодолею и я свою лень и добавлю еще малую толику в 'дело Топаза'.
1. Ужасы Топаза
Незаметно прошел месяц с 1 июня - Международного дня защиты детей. 1 июня 2009 года русскоязычные СМИ Израиля посвятили многие свои материалы памяти жертв чудовищного, страшного, кровавого теракта в 'Дольфи', который был 8 лет назад. В этот же день одна из трех ведущих газет Израиля, ни словом не упоминая о страшной трагедии, в которой погибли 21 человек, большинство из которых девочки - новые репатриантки из стран СНГ, посвятила половину своего новостного выпуска Дуду Топазу. Топаз, рейтинг которого вновь взлетел к небесам, наконец-то 'раскололся' в полиции: да, это я спланировал нападение на работников СМИ.
Такова была месть Топаза тем, кто 'отшил' и 'отшивает' его от работы на ТВ. Тем, кто считает его (пусть и не вслух) отработанным материалом. Вообще-то месть - дело недостойное. Не только друзьям Топаза - как, например, Ципи Шавит, но и многим рядовым людям, включая меня, трудно было поверить в реальность скандала. Однако реальность превзошла самые смелые предположения. День за днем, сообщение за сообщением, страницы в газетах, новости радио, ТВ, интернета - развитие, расширение, освещение, комментарии. Плохо, некрасиво, грязно.
Читаю в 'Едиот ахронот' совершенно жуткую, кровавую, в лучших традициях русских или американских триллеров, историю о нападении на Ави Нира. После него на удочке Топаза оказалась Шира Маргалит, мать троих детей, и она тоже получила тяжелые травмы. Шира Маргалит - дочь видного журналиста Дана Маргалита, сестра молодого, но уже обласканного славой журналиста Ариэля Маргалита. Все они - красивые, породистые местные аристократы. Дуду Топаз априори - ничуть не менее аристократ. Привыкнув к постоянному купанию в лучах славы, владея рейтингом, кастингом, стоя в центре брифингов, выступая на митингах - как можно после всего этого блеска провалиться в незнаемое... Тяжело!
2. Блеск Топаза
Как известно, чем больше пародий делают на кого-то в разных телепрограммах, тем выше степень популярности пародируемого. В этом отношении кто может сравниться с Топазом? А вот если сравнить Дуду Топаза с его приблизительными ровесниками, регулярно выходящими на сценические подмостки, то получается назвать прежде всего такие имена, как певец и актер Йегорам Гаон, певица Хава Альберштейн, пара актеров Шломо и Аснат Вышинские. Не говоря уже о Шаломе Ханохе и Шломо Арци, о Шмуэле Ацмоне и Яакове Бодо. Словом, еще полна коробушка. Однако Дуду Топаз, как никто другой, занял и занимал вершинное место в области телешоу. Ни Эли Яцпан (его ученик и последователь), ни Лиор Шляйн пока не перешагнули порога. Разве что весельчак Цвика Адар, а с ним команда 'Кохав нолад' могут претендовать на то, что 'доплюнули' и 'переплюнули' Дуду. Не случайно и Цвика Адар, после того, как, согласно информации, отказал Дуду в судействе программы 'Рождение звезды', тоже оказался под колпаком у Топаза.
Обаятельный и привлекательный, Дуду Топаз только два года назад перевалил 60-летний рубеж. Он же, тот же самый, далеко не юный Дуду Топаз более года назад предпринял очередную попытку сценического возрождения-восхождения. Его последняя (на то время) программа под названием 'Вкус к жизни' включала выступление актрисы Анны Великовской из студии Игоря Мушкатина. Он вообще испытывает заметную симпатию к 'нашим' людям. Возможно, это - одна из причин, почему в залах на его выступлениях и тогда, и ранее замечено немалое количество наших дважды соотечественников. Однако критика отметила некоторую вялость и формальность выступлений Топаза в его программе. Что, по всей вероятности, послужило причиной прекращения выступлений. Так Дуду Топаз неожиданно для себя самого оказался не у дел. Но такой человек, как Топаз, с младых ногтей блестящий развлекатель, увлекающий артист, пышущий идеями изобретатель мира развлечений и даже мира бизнеса (помните его программу 'Дуду-лэнд', предназначенную для укоренения в одном из городов юга страны?), не может вдруг уйти на покой от славы мирской. Добавлю, в связи с вышесказанным, что журналист 'Едиот ахронот' Раз Шехник, написавший те самые слова критики в адрес Топаза, тоже должен был получить свою толику битья, но избежал этого лишь в связи с арестом Дуду.
3. Топаз и Гольденберг
Дуду (Давид) Топаз родился, конечно же, в Хайфе, в 1946 году, под фамилией Гольденберг, которую позже ивритизировал. Его отец, Элиягу Гольденберг - актер, диктор, поэт - объехал все закоулки страны с разными программами. Дуду служил в армии, затем учился в Актерской Академии в Лондоне. Начал театральную карьеру в Хайфском театре. Брат Мики Гольденберг - известный кинопродюсер. В числе его последних достижений: фильм о группе баскетболистов-инвалидов, которые отправились в путешествие в Японию. В момент представления фильма Дуду Топаз 'хорошо сидел' на 2-м канале и поспособствовал, порадел родному человечку: включил в свою телепрограмму фрагменты из фильма брата. Так раньше, в конце 80-х, Мики Гольденберг сделал биографический художественный фильм о брате 'Из Тель-Авива в Лос-Анджелес'. Дуду был женат трижды, отец троих детей.
Непонятно, что в Дуду Топазе превалирует: раздутое 'эго' или раздутый счет в банке. Он - король, и он об этом знает. И потому он с королевским пренебрежением позволяет себе обнажить перед публикой свое слабое подбрюшье. Свой эгоизм, свою заносчивость, свою бесцеремонность. Несколько лет назад Дуду Топаз выпустил автобиографическую книгу, роман с вызывающе наглым названием 'Жизнь - это не то, что мне обещали'. В общем роман читается легко, он не перегружает свой текст ни сленгом, ни 'высоким штилем'. Однако чем он действительно перегружен - это описанием половых связей, причем иной раз в подробностях, могущих сделать честь порно-литературе. Ну, это ж Дуду, мастер эпатажа и обнаженки!
Так что Дуду не был бы Дуду, если бы не стремился постоянно привлекать внимание к своей персоне. Неважно чем. Где-то в глубине души (ну очень уж глубоко!) сидит у меня надежда, что в один прекрасный день Дуду Топаз встряхнется, распрямится и скажет, ухмыльнувшись уголком рта: 'Да вы чего, ребята, все нормально, мне просто наскучило сидеть на скамейке запасных, мне ж надо было засветиться'. Увы, этого ожидать не приходится, о чем свидетельствуют не только множественные свидетельские показания, но и выражение лица Дуду Топаза: растерянное, потерянное, и его невнятное бормотание, и несуразные поступки. Есть, есть проблема, и она налицо. На лице. Эгоизм, нарциссизм, нетерпение, инфантилизм и многие другие проблемы точат Дуду, сверлят Топаза...
Достаточно просто привести для сравнения с Дуду Топазом и его судьбой (в настоящее время) несколько не менее знаменитых местных имен. Аси Даян - маститый режиссер, признанный актер, видная персона, сын министра обороны Израиля Моше Даяна, 60-летний мастер эпатажа - не раз и не два серьезно светился с наркотиками. А совсем недавно он оказался на скамье подсудимых за избиение сожительницы. Потребовалось даже мамочкино вмешательство (почтенной Рут Даян уже весьма почтенно идет девятый десяток), чтобы развести бурю руками и немного смягчить атмосферу скандала в СМИ и наказания в суде. Да и сынок его, Лиор Даян, тоже не слабак - в том числе по части наркотиков.
Цвика Пик. Нет, упаси Боже, МАЭСТРО нигде, никогда и ничто такое не делал. Просто он в 80-е, в расцвете лет, на подъеме творческой карьеры, после бурного успеха первых выступлений, эпатажного участия в местной версии мюзикла 'Волосы', вдруг обнаружил себя выступающим перед пьющей и жующей публикой в мелких пабах. Так продолжалось долго, лет 10-15. Но мудрый, терпеливый, интеллигентный, образованный музыкант ни на какие рожоны не лез. Он мудро, терпеливо продолжал потихоньку выступать, сочинять, выпускать песни и альбомы. А затем история и 'Евровидение' вознесли Цвику Пика на пик популярности. Пришла 'Дива'. Однако после нее начались новые скандалы с недоплаченными гонорарами. Обидно.
4. Наезды Топаза
Так у меня до сих пор и не сложилось личное мнение о Дуду Топазе. Если бы я была с ним коротко знакома, могла бы обозначить его 'заклятым другом'. Но я не знакома с этим знаменитым артистом, телеведущим, мастером рейтинга ни долго, ни коротко. Да и общалась с ним всего лишь одноразово. И потому предоставлю судить о нем читателю. А уж его-то судят - и почти в прямом смысле - все, кому не лень. В моем личном архиве, в 'досье' на Дуду Топаза, набралось уже, наверное, более килограмма печатных и письменных материалов. Хотя собираю я их всего лишь с 1999 года. Вес и количество сильно увеличились в последние годы - актера то и дело хватают за язык и даже за другие места. То его обвиняют в сексуальных домогательствах - влепил поцелуй помощнице оператора, другую даму чуть не укусил за ухо.
В сексуальных домогательствах он вообще силен. Достаточно вспомнить хотя бы нашумевшую историю с Наталией Орейро, которая выступила в его программе на Втором канале. Дуду Топаз игриво укусил звезду 'Дикого ангела' в плечико. Сама 'жертва' ничего не имела против. Однако этот шутливый жест, запечатленный на фото, видео, транслированный по телевидению, вызвал бурное негодование ряда женских организаций. Поведение Дуду Топаза было расценено как 'сексуальное домогательство в общественном месте'. Посыпались жалобы, письма протеста. Дуду Топаз был удивлен такой реакцией и отметил, что это свидетельствует об отсутствии чувства юмора.
Немного воды утекло с момента эпизода с Наталией Орейро, как на Топаза свалилась новая напасть: Дуду вновь обидел всю марокканскую общину. И вот снова поднялась волна протеста против всенародного артиста: некто по фамилии Асулин, председатель 'амуты' в помощь страждущим, подает в суд представительский иск против Топаза за то, что он 'наезжает' на марокканцев. В одной своей программе Дуду возник по поводу того, что марокканцы (то есть выходцы из стран Африки, а также в большой степени их потомки) используют посыл 'магиа ли', что значит 'мне положено'. Тогда Дуду выступил на радио 'ГАЛАЦ' с мольбой:
- Ребята, кончайте ваши глупости, дайте мне спокойно заниматься моими делами, в передачах помогать людям. Ведь когда за рубежом нас обзывают 'наглыми израильтянами', я не бегу немедленно в суд - да провались они со своим высокомерием! И вообще, фамилия моей подруги Асулин, папу ее зовут Джеки, мой задушевный друг Зеэв Ревах - да чего вы от меня хотите, черт побери?!
Ну, он 'наезжает' на марокканских евреев не впервые: в начале 80-х назвал выходцев из Марокко 'чахчахим', упомянув, что они на армейской службе дальше сторожей не продвигаются'. Кличку 'чахчахим' можно перевести как 'черножопые' или, если помягче - 'чурки'. Марокканская община не просто обиделась: она восстала, возникли стихийные волны протеста, Дуду был отстранен от работы на ТВ, а Менахем Бегин, уже глава правительства и лидер правой партии, использовал волну негодования в правильном направлении. На митинге сторонников Ликуда Бегин высказал возмущение том, что сторонники Аводы восторженно встретили поклеп на представителей восточных общин. Он всплыл на самый гребень волны, завоевал большинство голосов и заново, во второй каденции, возглавил правительство Израиля. Так Дуду Топаз, сам того не планируя, способствовал партийному перевороту и усилению правых. С тех пор при каждом удобном случае ему вставляют лыко 'чахчахим' в строку. Правда, защита 'чахчахим' оказалась второстепенным фактором, а главное - то, что в период правления Бегина произошла успешная атака на ядерный реактор в Ираке.
Собственно, Дуду Топаз никогда не ограничивал себя никакой цензурой в высказываниях. Все и всегда помнят и поминают ему его знаменитое 'плитат пе' (слово не воробей, выскочит - не поймаешь, или 'лыко в строку') о 'чахчахим'-марокканцах. Он лишь произнес вслух ту презрительную кличку, которой награждали гордые ашкеназы своих новоиспеченных (сравнительно) соотечественников. Но и это еще не все. Из своего промаха создать успех, на базе своей слабости построить подъем - это надо уметь, для этого надо обладать не только талантом, но и способностью к самооценке.
В рамках традиционно израильского отношения к 'русским' в израильском фольклоре и на эстраде они - мы получили свой шаблон. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что в массовой психологии израильтянина 'русские' образы, как правило, негативны, чем пользуются авторы и актеры комедий, сатиры, ведущие радиопередач. Дуду Топаз тоже отметился в этой струе: в своей программе 90-х годов 'Плитат пе' ('Слово не воробей') он изображает монолог репатрианта из СССР, который очень хорошо устроился в Израиле, открыл свое дело и весьма тем доволен. Дело это - фабрика по производству фальшивых долларов... Правда, нас тогда много понаехало. Слишком много...
5. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
Что еще запомнилось мне 'из Дуду?'. Ну, например, как году в 2005-м Дуду Топаз шустрил по Израилю с программой 'Эйн ли зман' ('Мне некогда'). Выползая на полусогнутых из зрительного зала 'Театрон ха-цафон', что в Кирьят-Хаиме, нахохотавшись всласть и наконец отдышавшись, мы с приятельницей-коллегой начали недоуменно переглядываться. А что, собственно, было такого? А был ли мальчик? Однако Дуду Топаз, оголившись и обнажившись по самое не могу, заставил всех нас понять: а король-то голый. О каких бы высоких материях вы не думали, как высоко не задирали бы нос - под одеждой-то все голые. И человечеством управляет один голый в переносном и прямом смысле инстинкт.
Три базисные глобальные человеческие темы наличествовали в этом моноспектакле: смерть, любовь и рождение. Со смертью и с Богом Дуду Топах заигрывает безбоязненно. О рождении говорит вскользь. Любовь (к женщине) подменяет на половое влечение. Лишь одна тема в его устах хранит ореол святости: собственные родители. И тем он охраняет свой статус от полного развала. Правда, признается Топаз со сцены, 'две мои жены - марокканки и третья - марокканка-'лайт', то есть туниска'. Публика прониклась, тишиной повеяло в зале, когда Дуду начал перечислять войны - всего 11 - которые случились за его не так уж и долгую жизнь.
В какой-то мере эта программа показалась исповедальной. Но... это ведь Дуду Топаз. И свою исповедь, выворачивание души наизнанку, он превратил в шоу. Без грохота, почти без музыки, с минимальными декорациями. Потому что все внимание должно быть обращено на его персону. Вот он на том свете: 'Я попал куда-то, не понимаю куда. Надо определиться, куда идти. Встречного ангела спрашиваю: как попасть на Арлозорова? Погоди, постой тут, говорит ангел, - он сам сейчас к тебе подойдет. И тут я понял, что нахожусь на том свете. Ну ладно, все равно через 40 лет все улицы Тель-Авива будут носить наши имена. Вот идет человек по Рите, пересекает Поликера, а на Иври Лидера прямо не попадешь, надо зайти сзади'. Все, давясь от смеха, тихо сползают под стулья (*для незнакомых с израильским поп-лидером поясню: он гомосексуалист). Дуду продолжает: 'Я хочу, чтобы в мою честь назвали маааааленький переулочек. Чтобы там был только один дом. Так и получится: Дуду Топаз-1'. Да, все это знают, и Дуду не преминет об этом напомнить: он ведь всегда первый. В шоу-биз.
Вот он гонит волну на 'русских'. 'Русский' у него сидит в 'милуим' и пишет письмо жене. Зал, который начал кататься от акцента и характерных языковых ляпсусов, как-то притих и задышал взволнованно, слушая актуальный, болезненный монолог о Газе, Самарии и прочих наших делах. И ощущение тепла, трогательного, бережного отношения актера к человеку-персонажу не покидало меня все время этого монолога. Рядом с нами в зрительном зале обосновалась семерка крепких марокканских (ну сразу же видно!) парнишек. Они реагировали непосредственно и бурно, по ним можно было измерять температуру представления и самую его суть. Временами самого Дуду Топаза не было слышно, его заглушали взрывы хохота. Вместе с тем, когда возле нас кто-то, пользуясь темнотой, начал разворачивать гнусно шуршащую бумажку от конфетки, все дружно на него (на нее) зашикали.
Несколько перетянул он свое выступление. Понятно, почему - он настолько обожает купаться в лучах обожания. Когда мы зашли за кулисы и я сказала ему 'спасибо' - по-русски, естественно, у него аж лицо вытянулось: 'Если бы я знал, что вы в зале, попридержал бы свой язык от грубостей. Вы народ культурный'. И тут же выпалил несколько фраз по-русски.
6. Топаз в телевизоре
Мы живем в Израиле с 1990 года. Почти сразу, еще до войны в Персидском заливе (зима 1990-91) получилось, что я начала обращать внимание на Дуду Топаза. Да и невозможно было не обратить на него внимания: он ведь не зря носит звание 'первый в развлечениях'. Он был одним из моих источников познания не только иврита, но и знакомства с местной сущностью. За время своего царствования на голубом экране Дуду Топаз последовательно сменил место присутствия: будучи сперва лидером рейтинга Первого канала, с открытием Второго (коммерческого) он оказался там на самом подъеме, а затем 'сполз' на 10-й. Между тем и тем он делал некоторые паузы, которые заполнял сценическими выступлениями.
В своей новой-старой программе 2005 года на Втором канале 'Ха-коль заз им Дуду Топаз' (в моем вольном переводе 'Дуду Топаз - экстра-класс') Дуду ничего особенного не делает. Надо отметить, что в этом сезоне он (пока) весьма лояльно относится к евреям разных национальностей - меня, конечно, в первую очередь интересуют русские. Так, в программе, посвященной чрезвычайно тяжело больной девочке, он говорил в прямом эфире с Аркадием Гайдамаком, пожертвовавшим огромную сумму на лечение. И говорил с ним весьма уважительно. Не думаю, что только из-за денег. А до того он ничуть не менее уважительно общался с молодыми ребятами, учениками ульпана. Выдавал им слова сленга на иврите, аналогичные русскому 'хорошо'. Затем героем передачи стал 16-летний Максим, который попросил привезти его подружку из России. Дуду забрасывал слова на вполне внятном русском языке, причем использовал даже падежи.
В рамках особенностей сценического имиджа, в запланированных сценариях, Дуду Топаз нередко выступает в роли этакого Робина Гуда. Он отбирает у богатых и отдает бедным. Он разумеет голодного и глух к сытому. Таков он на сцене и на телеэкране. Таким его привыкли видеть и воспринимать многие. В том числе мы, русские израильтяне. Одна моя знакомая с восторгом рассказала мне о программе, которую смотрела, еще почти не понимая иврита: 'Дуду Топаз распределяет жилье. Навещает семью, в которой рождается третий ребенок. Вдруг показывает матери ключи: эта квартира - твоя'. Его последнее телешоу на 10-м канале называлось 'Дуду ищет любовь', и в нем он предлагал себя одиноким женщинам. Таким образом, каждый телезритель обнаруживает себя включенным в круг интересов ведущего. Такова уникальная направленность Топаза как ведущего: он играет и общается не с теми, кто в зале или возле него на сцене. Нет, он перешагивает через них - они для него лишь инструменты - и несет себя прямиком к тебе, ко мне, к нам, сидящим на диване перед экраном телевизора. Ко всему народу Израиля.
Послесловие. Игра окончена?
Много раз видела я молодого Дуду Топаза в ностальгических трансляциях Первого канала, в основном из 'Цавта'. Он сам писал длинные рифмованные репризы, умно, тонко, едко, гладко выражаясь на темы актуальности (а затем собрал их в книгу). После программы 'Не сводя счеты' и 'Слово - не воробей' свою главную и лучшую программу на Втором канале он назвал уже по-звездному: 'Первый в развлечениях'. Программа держалась более десятилетия.
Сейчас, вместо того, чтобы, оставаясь ностальгическим народным любимцем, время от времени достойно показывать себя любимого избранной публике и спокойно почивать на лаврах (и миллионах) - вместо всего этого Дуду будет почивать на нарах. В массе отношение к Дуду Топазу полярно: колышется от преданной любви и поклонения до презрения и неприятия. Многочисленные (но уже заметно тающие) реплики токбекистов в интернете свидетельствуют о том, что его публика, народ в целом продолжают хранить верность своему кумиру.
Как мне кажется, аналогов Дуду Топазу и свершенным им делам в израильском мире искусства нет. Аси Даян по отношению к женщине, конечно, вел себя как подонок, но наемных убийц (или избийц) он к ней не подсылал, все делал своими руками. Дуду - первопроходец. Из мира искусства, пусть даже из шоу-биз, он резко перебросил себя в преступный мир. Ну, он ведь бааальшой любитель острых ощущений. До какой степени бесчувственности, беспринципности, вседозволенности надо докатиться, чтобы спланировать и вывести на уровень исполнения такие вещи...