ЛЕОНОВ П.Ф.-КОМАНДИР КОРАБЛЯ.
.
Вторым командиром К-27 под командыванием которого она впервые из всех советских атомных подводных лодок совершит поход в Средиземное море(1965). стал Леонов Павел Федорович,капитан 1-го ранга .Родился 05 февраля 1929 года в Тверской губернии.
Семья была из крестья,многодетная . Отец Павла Федоровича в 1941 году пошел на фронт и в 1943 году пал смертью храбрых, за свободу и независимость Родины,.как потом было сообщено вдове Леоновой.
После 8-ми классов Павел пошел в Нахимовское училище,а после его окончания,был зачислен курсантом Каспийского Военно-Морского Училища,которое раннее окончил также первый командир лодки Гуляев И.И
В 1951 году молодого лейтенанта Леонова Павла направили служить в Полярный,на одну из дизельных лодок. С 1951 по 1961 год(до назначения на апл К-27) Леонов Павел прошел путь от штурмана до командира С-231,14 отдельной бригады в п.Гремиха.
В 1961 году ,в Обнинске был организонан второй экипаж апл и Леонов П.Ф в звании капитана 3-го ранга назначается его командиром.
Хочу отметить,что тогда в далекие шестидесятые годы ,в частности на апл К-27 (с 1961 по 1964гг) второй экипаж был,но как бы "символически"..Де-юре -да,де факто-нет.Был единный экипаж,который выполнял все,чтобы атомная подводная лодка быстрее стала в строй. А вот ,после ухода Гуляева И И. и прихода командиром первого экипажа Леонова П.Ф...разделения на первый и второй экипажи,стало четко проявлятся..В чем?
В том,что Леонов к сожалению превратил второй экипаж в " отстойник",куда переводил неугодных ему офицеров,мичманов,матросов.Одних из-за нарушения дисциплины,вторых из-за того что его эти люди не устраивали...Это была одна из ошибок Леонова Павла Федоровича,и очень отражалось в целом на весь состав как первого так и второго экипажа
Писать об этом командире тяжело,ибо под его командыванием мне пришлось прослужить около 3-х лет .Видеть его в действии как в море,так и на суше...глазами моряка срочной службы.И при этом с неплохой стороны.У меня о нем остались самые хорошие впечатления как о человеке,как о командире с которым выйти в море было не страшно.Хотя и были с его стороны действия,которые многие не понимали..или может быть..не хотели понимать?.
Уже в последние годы собирая материал о командире,мне приходилось много слышать негативного о нем от тех,кто прослужил с Леоновым не один год,знали его хорошо как офицера,и как человека.Они были офицерами,занимали разные должности на апл.
В большинстве о командире Леонове Павле Федоровиче отзывались негативно,и в первую очередь как о человеке.Почему?..В этом и пытался многие годы разобраться.
Леонова П.Ф я нашел уже спустя 30 лет в Калининграде.Он был смертельно болен ,но еще в здравом уме.Мы часто с ним говорили по телефону,вспоминали прошлое.,Несмотря на болезнь,все четко помнил,помнил людей, и те далекие событие.Правда,разговор длился недолго ,потом у командира начинались сильные головные боли и он уже не мог внятно и ясно говорить.За него говорила его друг,жена,прожившая многие годы с ним, Ольга Михайловна.
Из всего этого,могу сделать вывод..Павел Федорович,всю свою жизнь,до самой кончины нес крест вины за гибель моряков, тогда при ядерной аварии 24 мая 1968 года.Его никто не обвинял официально в этом,не было суда,но он сам себя обвинял...и его можно только понять.Он был Командиром Он отвечал За Все и Всех!
Так почему же его ..одни уважали и любили,другие боялись ,а некоторые просто ненавидели..были и такие...Почему один из его помошников,спустя десятилетия издаст книженку в количестве 200 экз в Санкт-Петербурге, и будет называть своего командира,с которым прослужил более 4-х лет.."убийцей,негодяем и неудачником?" Зная что Леонов П.Ф уже был практически смертельно неизлечим,когда не смог ему ответить и себя защитить.
Когда я намекнул об этом жене Павла Федоровича,Ольге Михайловне,она ответила.."Нет,мы просто не хотим марать руки об этого мерзкого человека..пусть ему Бог будет судья"...
И так вернемся в 1964 год,когда капитан 2-го ранга Леонов Павел Федорович,был назначен командиром первогоэкипажа апл К-27.
Обстановка в экипаже была серйозная.Дисциплина не на должном уровне,состояние подготовки экипажа желало быть лучше.Эпипаж продолжал жить эйфорией удачного похода в Атлантику. Более того осенью ушли в запас моряки-подводники,отслужившие свой срок,прибыло новое пополнение.Ушли по состоянию здоровья,или на повышение многие офицеры,прослужившие на апл К-27 не один год. Практически экипаж потерял около 50% опытного состава,профессионалов своего дела.
Не загорами предстояло снова уйти в море,в боевой поход.Куда,моряки лодки не знали,но чувствовали,отдыхать им долго командование не даст. Отмечу еще один нюанс,с которым пришлось столкнуться командиру апл ЛеоновуП.Ф.
Эпипаж продолжали "терзать" проверки,комиссии от разных инстанций,начиная с высшего командывания ВМФ СССР.Одна из причин была банальная..уж очень "не любил" эпипаж апл К-27 тогдашний Главком ВМФ С.Горшков.Не любил,потому что этому кораблю покровительствовал вице-адмирал Г.Н.Холостяков,с которым у главкома были большие прения еще с ВОВ.Это отдельный разговор,на котором я отстановлюсь немного позже..
Вот в такой непростой обстановке Леонову Павлу Федоровичу пришлось стать командиром уникальной атомной лодки, на которой были установлены ядерные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем И спустя несколько месяцев ,в 1965 году, повести свой корабль в Средиземное море сроком на 60 суток.
В начале 1965 года Леонов П.Ф впервые в качестве командира апл К-27 вывел ее в море ,в полигон боевой подготовки для отработки задач. После успешного выполнения задач,лодка возвращалась в Гремиху. В заданном районе корабль всплыл в надводное положение в Святоносском заливе,В это время море очень штормило,лодку бросало словно щепку.Досталось молодым матросам.которые впервые вышли в море.некоторые просто не могли нести вахту,их мутило, рвало.Старослужащие помогали им как могли,стояли за них вахту,делились таранькой,чтобы как то облекчить состояние.
Волнение доходило до 6-8 баллов.
И вот в это время командир БЧ-5 решил провентелировать отсеки в атмосферу ,попросив разрешение у Леонова П.Ф. Сегодня трудно спустя десятилетия установить как это было и кто виновен и давал ли согласие на вентиляцию Леонов,но вентиляцию начали и случилось непредсказуемое......забортная вода из карманов шахты вентиляции потоком устремилась(а это более полутонны воды) по системе вентилирования.В пятой отсеке вода залила турбогенераторы.Произошло замыкание сразу двух генераторов..Вся энергетика корабля была посажена на аккумуляторы...Энергии хватало только для того,чтобы поддерживать температуру сплава в ядерных реакторах в пределах 125 гр.
Лодка осталась без движения...и ее понесло на скалы...Энергии не хватало даже на то чтобы бросить якорь...Вся надежда только была на команду турбогенераторщиков электриков...И когда оставалось до скал всего ничего,когда уже все понимали,что трагедии не избежать...заработали турбогенераторы.Лодка обрела управления. Хочу по памяти назвать тех,кто тогда в далеком январе 1965 года спас не только экипаж ,но и атомную подводную лодку от гибели..Это старшины Тюкин,Лямцов,Димура,Чернышук, Брехунец,Залетов,Сманцер ,офицеры Полубояринов Нечипуренко,Спиридонов,мичмана Головко,Голубков,Ивченко ,..и многие те,кто тогда находился в пятом турбогенераторном отсеке.
Ну ,а что же командир Леонов ? По воспоминанию тех,кто находился тогда рядом в ним,говорили,что он был хладнокровен и решителен.Он понимал что в эти минуты все зависило только от моряков пятого отсека...Он им верил и он не ошибся в них..
После прихода в базу,состоялся "разбор полетов"...Леонов получил выговор по партийной линии,командира БЧ-5 Соколовского Э. сняли с должности ,а на его место был назначен Иванов А.А,командир БЧ-5 второго экипажа. Человек как говорят доброй широкой души,знающий специалист,но редко когда отстаивающий свое мнение перед начальством и Леоновым.
Тот же помошник командира корабля,назову его просто Фытовым Геннадием А.. спустя годы обвинит во всем проишедшем лично Леонова Павла Ф. Мне еще не раз придется вспоминать эту фамилию,ибо столько грязи и ненависти в адрес Леонова П.Ф никто не высказывал в своих воспоминаниях и при личных встречах,чем тот же Фытов Г.А,ныне капитан 1-го ранга,а тогда капитан 3-го ранга,помошник командира корабля апл К-27.К стати хочу привести на скольких лодках Северного Флота пришлось служить Фытову Г.А до его ухода с Флота и убытия в Ленинград..куда он убыл при помощи своей супруги,которая умело смогла его перевести с Гремихи в Северную столицу бывшего СССР.
Хочу привести послужной список бывшего помошника командира апл Фытова Г.А. Возможно такое передвижение по службе есть обычным явлением,не знаю.Пусть об этом судит сам читатель,скажу только что не на одном из перечисленных кораблей,где приходилось служить Фытову,он не находил общего языка с командирами(сам пишет в своих воспоминаниях)Его, спустя несколько месяцев эти командиры выдвигали на повышение ..а если прямо говорить,то искали возможности как избавится от него.....Так вот ,на Север пришел в апреле 1961 году на дизельную лодку.
Потом...К-19 ..1961 год,1962 год...К-178. 1963 год..Обнинск и назначение командиром БЧ-3 на апл К-27.На этом корабле прослужил до 1966 года. Уходит на К-5,потом переводиться на К-11(1968г) 24 мая 1968 снова К-27..и.о.командира ,во время лечения всего экипажа в госпиталях..Но ,как он сам пишет,его не устраивает лодка,которая уже никогда не выйдет в море,он просится на действующею(а может просто убежал от радиации)Прикомандировывается на несколько месяцев на К-8.Потом снова К-11,В 1970 году возвращется на апл К-27 старпомом.И в 40 лет получает ..звание капитана 2-го ранга.
Далее он пишет,что видя что в 41 год,он уже не перспективен,подает рапорт с просьбой перевести его в Ленинград,где у него уже четыре года 3-х комнатная кооперативная квартира и находится жена с сыном. Просьбу его удовлетворяют и он переводится служить в одно из военных училищ.В 90-х годах активно занимается вопросом получения статуса ликвидатора ядерной аварии на апл К-27..и получает его,становится членом ВПОР,потом добивается,в связи с 30-летием аварии, награждения Орденом Мужества.Тогда получили ряд офицером этот Орден..и думаю заслуженно,вот только один маленький нюанс...забыли полностью моряков с команды спецтрюмных,которые когда в мае 1968 году получили смертельные дозы радиации при ликвидации аварии, и умерли в госпитале.
В одном из писем Фытов обьяснит,что это случилось потому,что ни он,ни в ВПОР не ведали где и откуда были эти погибшие моряки. Скажу только одно,это была циничная ложь со стороны Фытова,который прекрасно знал,что все адреса имеются в автора этих строк.Завершить рассказ об этом человеке,хочу словами одного уважаемого конт-адмирала,который прекрасно знал Фытова не только по службе на апл К-27 в 60-х годах но и по училищу когда Фытов работал на одной из кафедр... Прочтя пасквильную книгу Фытова, адмирал при встрече на одном из мероприятий, подошел к нему и прямо в глаза дословно сказал" Фытов,Вы негодяй и подлец.Я не считаю нужным Вам подавать руку.Честь Имею"..Добавить к сказанному нечего..
Но вернемся в 1965 год.
16 июля атомная подводная лодка К-27 под командыванием капитана 2-го ранга Леонова П.Ф вышла в свой второй боевой поход...Командывание ВМФ СССР поставит перед экипажем корабля задачу..скрытно пройти в Средиземное море и "засветиться" перед кораблями 6-го американского Флота.До этого ни одной советской атомной подводной лодки там не было. Командир Леонов и его экипаж блестяще справился с поставленной задачей.Корабль всплыл в Средиземном море в заданном районе,и пришвартовался к крейсеру "Михаил Кутузов"..Это был шок для кораблей НАТО...
Уж чего они только не предпринимали..Самолеты совершали облет крейсера,нарушая все правила и опускались на крайне низкую высоту,фотографировали..И им в ответ моряки с К-27 показывали свои очень знакомые жесты..на руках. Отдых на палубе крейсера продолжался два дня.Подводников очень радушно встречали хозяева крейсера ,но и они были крайне удивлены моряками из апл....Первое что их отличало от нас..это загар..Хозяева были все загорелые,поджарестые,а подводники белые и многие обрюзглые(столько дней без всплытия )..Но само больше что их поразило,это обращение между собой К.офицером, матросы и старшины обращались по отчеству или по имени и отчеству.Офицеры называли матросов по имени...На второй день командир крейсера подошел к Леонову и сказал"..Паша,уходи быстрее с корабля,твои моряки мою команду разложат..у нас не принято такое отношение между офицерами и матросами и старшинами" Это наверно и есть Подводники....Где в экстренных случаях все побеждают,или все погибают.Другого им не дано.Такова служба!
Два дня отдыха пролетели быстро.Лодка тихо отошла от крейсера и начала погружение.
Самолеты США сбрасывали буи,чтобы проследить за кораблем,установить его курс.Один из таких буев подводники в качестве подарка подобрали в море,загрузили в лодку и привезли в родную базу Гремиху.
Поход атомной субмарины К-27 в Средиземке продолжался 60 -ть суток.
За это время подводникам пришлось ликвидировать три пожара во 2,6 и 7 отсеках.Приеду два случая,которые могли привести к гибели корабля во время похода..
..Лодка всплыла на перескопную глубину,старпом Умрихин подошел к перескопу,повернул его влево через диаметральную плоскость на курсовой угол примерно 135 градусов левого борта и вдруг..закрычал...." Заполнить быструю,опустить выдвижные устройста,боцман срочно ныряй на глубину 40 метров"...Как только апл ушла на глубину,раздался доклад гидроакустика" Слева 135 шум винтов транспорта"
Леонов дает команду" Боевая тревога,погружаемся на глубину 140 метров,обе турбины-средний вперед"....Когда штурман Валентин Милованов провел боевую прокладку и ее наложили на курс лодки,то оказалось,что танкер,шедший со скоростью 14-16 узлов,водоизмещением порядка 40 тыс.тонн,находился к моменту обнаружения всего в 5-ти кабельтовых от лодки и шел пересекающимся курсом.Учитывая что апл К-27 шла под перескопом со скоростью 6-ть узлов,жить ей и всему экипажу оставалось 2-3 минуты......Второй случай,когда только настойчивость и оперативность того же штурмана Милованова Валентина спасла лодку от столкновения с подводной преградой.Как потом вспоминали подводники в шутку,если бы лодка на большой скорости столкнуласть с этой преградой,то жильцы первого отсека оказались в девятом...
Во время нахождения в Средиземке,командир Леонов блестяще провел учебную боевую атаку . на американский авианосец,преодолев при этом, всю его защитную надводную армаду кораблей И нанес ядерный торпедный удар(конечно имитация)..Цель была уничтожена...Потом правда кораблю пришлось несколько часов на максимальной скорости,меняя резко курс,глубины уходить от погони.Ибо америкацы могли просто потопить советскую субмарину.
Хочу добавить,Леонова Павла Федоровича,часто упрекали в том,что он позволял в море ходить на крайне рискованных глубинах !Это он делал еще когда служил на дизельных лодках. Свои действия оправдывал,что в военное время при боевых действиях,все возможно ,и все цели оправданны для спасения эипажа и выполнения боевой задачи.Не могу судить,прав Леонов или нет,но во время военных действий в ВОВ имели такие случаи...и они были оправданны..
Когда лодка вернулась в базу, снова встречи,снова традициооно поросенок.Потом как обычно госпиталь,отпуска..За успешное выполнение задачи во время похода в Средиземку экипажу было вручено Переходящее Знамя ВМФ СССР.."за добытые разведданные противника" Подводники знают чего и каких усилий это добывание стоит....2 марта 1966 года командиру корабля К-27 Леонову Павлу Федоровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР был вручен Орден Ленина.
Лодка с Гремихи перешла в Северодвинск,на завод.Предстояла замена активной зоны и ремонт..а потом подготовка к своему третьему походу.Предстояло за 65-70 суток не сплывая на поверхность обойти земной шар,при этом выполнить многие задачи,которые поставят перед экипажем командывания Флота...
Два года пролетели быстро.В 1967 году экипажу апл К-27 ноябрские праздники планировалось проводить где то вдалеке от своей родины.Но как говорят " человек предпологает,а Бог распологает"...Так случилось у нас.В октябре месяце,лодка была загружена под завязку провизией и готова была выйти в поход..Остался контрольный выход. Вышли в море и 13 октября случилась авария на левом борту ядерного реактора.
Вылился сплав ..при том очень радиактивный.Лодка прервала свой поход и возвратилась на базу в Гремиху.Устранения недостатков в реакторном отсеке,затянулись на долгие месяцы. Решение о дальней походе принято было в мае месяце 1968 года.
Сдав все задачи,при этом успешно,проверив работу всех механизмов, атомная подводная лодка 21 мая 1968 года вышла на пять суток,для окончательной проверки работы ядерных реакторов.Командир решил в этом ,пятидневном выходе проверить также экипаж,решить кого брать в поход.Всего в море вышло 147 человека из двух экипажей,при этом практически вся команда спецтрюмных.
Три дня бессонных ночей и нервотрепки.Леонов умел выжать с апл и его экипажа все что мог,чтобы убедиться ,что поход вокруг шарика пройдет успешно.
За эти сутки замечаний к работе реакторов и другим механизмам не было.
В запасе оставалось двое суток...и ученные обратились к Леонову П.Ф еще раз проверить реакторы на мощность,подняв ее до 80%..Леонов дал добро....
24 мая ,в 11-35,случилось то,что наверно должно произойти...На левом ядерном реакторе упала мощность...в отсеках резко повысилась радиация..В 3,4,5 отсеках стационарные приборы по измерению альфа,бета,гамма..частиц полностью зашкалили.
Но более подробно об ядерной аварии ..отдельно..
А сейчас завершаю свой рассказ о втором командире апл К-27 Леонове П.Ф.
После аварии,он был в 1969 году освобожден от должности командира корабля,получил строгий выговор по партийной линии и отправлен служить в Прибалтику,начальником курса
Затем перевелся преподователем в Калининградское ВМУ. 05.08.2004 года скончался от длительной тяжелой болезни. Провожали его в последний путь курсанты училища. В адрес его жены,Ольги Михайловны поступили десятки телеграмм соболезнования от его бывших подчинненых по лодке.Но не от всех Это. уже отдельный разговор ....