Медведев Михаил: другие произведения.

Шесть часов под парусом, или В гостях у морского волка, июль 2023

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 19/09/2023.
  • © Copyright Медведев Михаил (medvgrizli@yandex.ru)
  • Обновлено: 06/08/2024. 19k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  • Иллюстрации: 9 штук.
  •  Ваша оценка:

    Пройтись на Тимохиной яхте мы собирались давно - последние лет двадцать. Но всё не получалось. То Тимофей возьмет да уедет в Италию. То мы вдруг рванем на Байкал. Или, допустим, мы - в Крым, а Тимоха - из Архангельска в Мурманск в компании с финнами, да еще и на их яхте.

    Короче говоря, не складывалось. А этим летом сложилось. Но, разумеется, не сразу.

    Первые прикидки начались в июне - как раз перед нашей поездкой в Приозерск.

    - Как только вернетесь, звони! - напутствовал меня Тимофей.

    Но после отпуска мне пришлось разгребать завалы на работе. И мой звонок пришелся только на начало июля.

    - Погода стоит плохая... - начал я. - Сплошные дожди...

    - Это ерунда! - отмахнулся Тимофей. - Хуже, что каждый день - сильный ветер!

    И прислал видео, где он с товарищами храбро мчится на своей яхте, а вокруг свирепствуют ветер и волны.

    - Боюсь, для нас это слишком экстремально, - промямлил я и затих недели на две, дожидаясь хорошей погоды.

    Но Спираль Судьбы (термин мой, придуман только что, прошу камнями не кидаться!) планомерно сужала свои витки.

    - А как называется твоя яхта? - спросил я в середине июля.

    - Амига, - ответил Тимоха.

    - Омега? В честь Альфы и Омеги - начала и конца всего сущего?

    - Амига! Ты должен знать, мы же вместе служили на Кубе!

    - Ах, амига! Женская форма от "амиго" - "друг" по-испански. То есть, подруга!

    - Именно так.

    - Яхта "Амига" - сюжет и интрига! - пришло мне в голову. - Если наша прогулка состоится, я постараюсь написать об этом рассказ!

    - Было бы неплохо!

    Финальная беседа состоялась в четверг. Спираль Судьбы сузилась до размеров точки. Мы договорились на воскресенье, 30 июля. Синоптики обещали, что в этот день не будет дождя и сильного ветра.

    Тимоха забил стрелку: Петергоф, автобусная остановка "Часовой завод", час дня.

    Мой друг Паумен в этих переговорах не участвовал. Он вообще слегка опасался прогулки на яхте.

    - А мы не перевернемся? - озабоченно спрашивал он.

    - Нет, - твердо отвечал я.

    - А если поднимется ветер?

    - Ну и что?

    Я объяснял Паумену, что Тимоха - первоклассный капитан. Что он на яхте возил туристов на Ладогу. Да и вообще - никакой опасности наш вояж не представляет.

    - Станешь главным пассажиром! - привел я крайний аргумент. - Будешь сам определять маршрут!

    И Паумен согласился.

    И вот мы встретились у часового завода. Тимоха прибыл на велосипеде. Выяснилось, что мой армейский друг всегда на колесах. Пешком не ходит вообще. Разве что иногда меняет велосипед на автомобиль. А по воде - исключительно на яхте!

    - Готовы? - спросил Тимофей.

    Паумен промолчал.

    - Мы будем сидеть тихо и не мешать, - пообещал я за двоих.

    - А вот этого не надо! - нахмурился Тимоха. - Вы должны участвовать в процессе.

    - Я - главный пассажир, - подал голос Паумен.

    - Принимается, - согласился Тимофей.

    - Буду юнгой! - выпалил я.

    - Отлично! - поддержал Тимоха. - Знаете, что самое главное?

    - Что?

    - Не упасть за борт!

    И Тимофей повлек нас за собой.

    - Куда мы идем? - спросил я по пути.

    - В водно-моторный клуб номер один! - отвечал Тимоха.

    - А где находится номер два?

    - Такого нет. Как и третьего. Только один и точка!

    Тут я понял, что столкнулся со сложной субкультурой, которую линейным сознанием не одолеть.

    Миновав площадку для экскурсионных автобусов (рядом с Нижним парком Петергофа), мы остановились возле крутого спуска. Акватория предстала как на ладони.

    - Куда пойдем? - спросил Тимофей.

    - Пусть решает Паумен, - сказал я.

    - А какие варианты? - спросил мой друг.

    - Можно пойти на форты, - сказал Тимоха. - Можно совершить обзорную прогулку.

    - Я - за прогулку! - решил Паумен.

    Вскоре мы подошли к железной двери. Она была закрыта. Тимофей достал электронный ключ и жестом волшебника отворил ее.

    Так вот он какой - Клуб Номер Один!

    Минут через пять мы застыли перед яхтой. Она выглядела великолепно! Правда, нигде не было надписи: "Амига", вместо этого на борту имелся ряд букв и цифр.

     []

    - Название зашифровано! - объяснил Тимофей и добавил: - Особым морским кодом!

    - Морским? - зачем-то уточнил я.

    - Ну не океанским же! - усмехнулся Тимоха. - Мишель, где ты здесь видишь океан?

    Я огляделся. Океана и вправду нигде не было.

    Мы поднялись на яхту. Я тут же понял, что упасть с нее - проще простого. И что главная задача - удержаться на борту - не так-то легка!

    Тимофей подбодрил меня взглядом и сказал:

    - Мишель, сейчас я буду тебя инструктировать.

    - Так сразу?

    - Слушай внимательно: здесь крепится стаксель. Вот фал для него...

    От незнакомых слов я обалдел и сразу уточнил:

    - Как ты сказал? Стаккель? Я знаю только Севу Гаккеля из "Аквариума".

    Тимоху моя реакция не смутила. Он вытащил из каюты деревянную палку и продолжил:

    - Это отпорник. Им надо зацепить швартовые, когда будем возвращаться. А при выходе - оттолкнуться от берега.

    - Отбойник? - переспросил я. - Может, угребыш? Тимоха, а это что за херня?

    По изменившемуся лицу армейского друга стало ясно - я сморозил глупость. Более того, чуть ли не совершил преступление.

    - Мишель, завязывай со своими сухопутными словечками! - строго приказал Тимоха. - Это не херня, а гик!

    И я понял: главное - не гикнуться рассудком.

    Вскоре сборы закончились. Тимоха включил мотор, а я пошел на нос яхты.

    Мой армейский друг скомандовал:

    - Отдать швартовы!

    Я вынул веревку из швартовой утки. Попытался оттолкнуться отпорником, но вышло коряво. Главное, что удержался на ногах.

    И наша яхта из тихой гавани устремилась на большую воду. Вернее, ее туда направил Тимофей. Как только мы вышли на простор, мой друг выключил мотор.

    Мы очутились в Невской губе. Так называется водное пространство между устьем Невы и дамбой по обе стороны Кронштадта. А еще это - восточная часть Финского залива. Он, в свою очередь, - восточная часть Балтийского моря.

    Так что фактически мы вышли в Балтику!

    - Мишель, ставь грот! - скомандовал Тимофей, прервав мои мысли.

    Я взглянул на него с недоумением. Вспомнилась строчка из Макса Перцева, служившего вместе с нами на Кубе. А именно: "Не цветами твой выложен грот". Перец сочинял абстрактные стихи - а тут речь явно шла о чем-то другом.

    - Большой парус, - пояснил Тимоха. - Лезь к мачте.

    И я полез.

    - Правило трех точек! - продолжил Тимофей. - Когда передвигаешься по яхте, надо всегда иметь, как минимум, три точки опоры. А лучше четыре.

    - А можно пять? - спросил Паумен.

    - Конечно. Зачем, ты думаешь, человеку дана пятая точка?

    Оказалось, что удобней всего держаться за ванты - металлические тросы, которыми с бортов укрепляют мачты.

    - От слова "ванты" родился термин "вантовый мост", - объяснил Тимофей. - Но ванты появились гораздо раньше вантовых мостов.

    И вот я оказался возле мачты. Тимоха тянул "какую-то веревку" (фал грота), а я пытался заставить парус "идти вверх по мачте" (сухопутные выражения буду писать в кавычках). Установка паруса далась мне нелегко. И всё же через пять минут наш грот поймал ветер!

    Замечу, что высота мачты - семь с половиной метров, а длина яхты - пять с половиной.

    Затем мы подняли стаксель, более узкий парус на носу яхты. Это оказалось проще. Надо лишь тянуть изо всех сил, а потом закрепить фал в стопоре.

    - А что такое стопор? - спросит сухопутный читатель.

    Объясню по-простому: это зажим для веревки.

    - А спасжилеты? - спросит подкованный читатель.

    Совсем забыл о них написать! Конечно, мы их тут же надели! Правда, сначала мне пришлось залезть в каюту.

    - Мишель, ищи бордовые колбаски! - приказал Тимоха.

    - Мы что, уже есть будем? - изумился я.

    - Нет, - ответил Тимоха. - Ищи колбаски!

    Спасжилеты в форме колбасок оказались восхитительны! Куда лучше, чем нам выдали на лодочной станции в Приозерске.

    Бордовые спасжилеты плотно облегали грудную клетку и не вызывали дискомфорта.

    И прогулка под парусами началась! Яхта, подгоняемая ветром и управляемая Тимофеем, ибо мой армейский друг всё время сидел на руле, проследовала мимо Нижнего парка. И даже на пару секунд застыла перед главным входом.

    Но Самсона, раздирающего пасть льву, я так не увидел.

    - Надо опустить шверт! - внезапно заявил Тимофей.

    Этот термин мне был известен. В 1989 году, когда мы шли из Приозерска в Лосево, на нашей байде стояли и парус, и шверт. И всё установил Тимоха - ему уже тогда снились яхты!

    Впрочем, я отвлекся. Шверт - грубо говоря, пластина, устанавливаемая под судном. Играет роль водного крыла. Важна для парусника, идущего против ветра. Как раз наш случай.

    И вот мы с весьма приличной скоростью пошли под острым углом к ветру. По направлению к Лисьему Носу, который находится на противоположном берегу Невской губы.

    Вот тут-то и удалось полноценно насладиться прогулкой под парусами. Только представьте - никаких лишних звуков, ничто не гудит и не жужжит, только плеск волн и шум ветра. Вокруг - огромные водные пространства. Только небо, вода и далекие берега - ты наедине с природой.

    - И не надо судорожно грести! - добавил Паумен.

    Я было стал рассказывать о своих подвигах на "Пелле-Фиорде"...

    В ответ Тимоха снисходительно ухмыльнулся.

    - Хемингуэй написал роман: "Прощай, оружие!", - издалека начал он, - а я вывел универсальное правило: "Прощай, весло!"

    - Хочу сфотографироваться на яхте, - сказал Паумен.

    - В чем проблема? - не понял Тимофей.

    - Боюсь идти на нос. Ведь главная задача - не упасть за борт!

    - А ты держись за ванты, и всё будет хорошо!

    И Паумен совершил маленький подвиг. Преодолев страх, прошел по борту яхты. Вскоре оказался на носу. Там и состоялась фотосессия.

    А затем с комфортом устроился в районе форлюка, обозревая окрестности. Вернулся к нам лишь через полчаса. Разумеется, соблюдая правило трех точек.

    Вокруг нас раскинулась Невская губа. За спиной удалялся Нижний парк, да и весь берег от Стрельны до Ломоносова. Справа картинки менялись. Сначала морской фасад Петербурга (намывные территории, три высотных дома и порт), затем вантовый мост Западного скоростного диаметра (ЗСД), стадион "Газпрома" и Яхтенный мост. Парк 300-летия Петербурга с тремя флагами. И, конечно же, Лахта-центр. С воды огромная "кукурузина" смотрелась величественно. Из-за сложных оптических эффектов высотное здание казалось слегка искривленным.

     []

    - Напоминает парус, - признался Тимофей.

    А мы буквально домчались до фарватера. Знаете, как его найти? Фарватер находится между зеленым и красным буями. Пересекать его следует очень осторожно, уступая дорогу судам и катерам.

    Тут важно отметить, что мы вышли на воду в день ВМФ, последнее воскресенье июля.

    - Это символично! - произнес Тимоха.

    - И знаменательно! - добавил Паумен.

    Невская губа в связи с праздником выглядела не совсем обычно. Рядом с фарватером, возле желтых буйков, на рейде стояло несколько пустых сухогрузов. Зачем? Пропускали военные корабли.

    Один из таких кораблей шел по фарватеру, а следом за ним - два лоцманских буксира.

     []

     []

    - Лоцман же должен идти перед судном! - воскликнул я.

    - Необязательно, - возразил Тимофей. - Они ведут корабль по радиосвязи, им даже удобней следовать за ним.

    Позже выяснилось, что мы видели большой противолодочный корабль "Североморск". Как я это узнал? По номеру на борту - "619".

    "Амига" пересекла фарватер и помчалась к Лисьему Носу.

    - Подойдем ближе? - спросил Тимофей.

    - Нет, - скомандовал Паумен на правах главного пассажира. - Разворачиваемся к Кронштадту!

    - У меня прадедушка владел цирком в Кронштадте, - вспомнил я.

    - Он был укротителем тигров? - предположил Тимоха.

    - Между прочим, мой дед был директором Ботанического сада! - перебил Паумен. - И не когда-нибудь, а в Блокаду! Он спас множество ценных растений и немало людских жизней!

    (Дело в том, что под руководством дедушки Паумена в Блокаду для горожан были подготовлены ценные брошюры: о выращивании овощей, о съедобных и ядовитых дикорастущих растениях, подборки рецептов блюд, которые можно приготовить из "подножного корма" - одуванчиков, лопухов и крапивы... Эти рекомендации спасли многим блокадникам жизнь и здоровье!)

    Тут я понял, что мой хваленый прадед из Кронштадта и даже воинственный прапрадед генерал Перцев (опять эта фамилия!) в подметки не годятся дедушке Паумена. Ибо его дед совершил самый настоящий подвиг! Хотя и мой Перцев не зря получал жалование!

    - А у меня это - четвертая яхта! - заявил Тимофей. - А еще я ходил под парусом в Италии!

    И мы все почувствовали себя значительными людьми.

    Затем меня одолела тяга к пению. На ум пришел Макаревич.

    Я запел:

    Полный штиль, как тряпки паруса.

    И вода как мертвая не дышит.

    Я молю, чтоб каплю ветра мне послали небеса,

    В небесах меня никто не слышит... - Неплохо сказано, - оценил Тимоха. - Макаревич наверняка ходил на яхте.

    Мой корабль - творенье тонких рук,

    Мой маршрут - сплошная неудача.

    Но лишь только грянет ветер - все изменится вокруг!

    И глупец, кто думает иначе!

    - "Грянет ветер" - так не говорят, - прокомментировал Тимофей. - Но поэту простительно...

    На любой вопрос готов ответ.

    Жизнь всегда была послушна силе.

    Но никто не верит в то, что на свете ветра нет,

    Даже если ветер запретили...

    - А это уже философская мысль, - подметил мой армейский друг.

    Кронштадт приближался. Морской собор с каждой минутой становился всё более отчетливым.

    - Моя первая яхта была четырехметровой, - вспомнил Тимоха. - Я купил ее в 1993 году за тысячу долларов. В то время у меня иногда появлялись деньги, и я любил тут же их тратить...

    Армейский друг углубился в воспоминания.

    - Мотора на ней не было. Если я на яхте попадал в штиль, то просто сидел и ждал, когда подует ветер. Почти как средневековые мореплаватели на парусных судах...

    Мне живо представилась эта картина.

    А Тимоха вздохнул, осмотрелся по сторонам и добавил:

    - А вы заметили, что когда находишься в центре Невской губы, над головой всегда чистое небо? Облака почему-то огибают это место. Они сосредоточены возле берегов - всегда смотришь на них словно сбоку...

    Тут мы увидели двухмачтовый парусник "Селенга". Он шел из Выборга и выглядел очень солидно.

     []

    - Что значит "Селенга"? - спросил я.

    - Какая-нибудь река, - предположил Тимофей. - Или озеро.

    - Крупнейшая река, впадающая в Байкал, - ответил Паумен.

    Мы с Тимохой остолбенели:

    - Откуда тебе это известно?

    - Я всё-таки на Байкале был, и кое-что помню! - объяснил мой товарищ.

    Кстати, мы с Пауменом были одеты в "байкалки" - красные ветровки, приобретенные перед поездкой на Байкал. И они в очередной раз не подвели.

    - Может, стоит перекусить? - предложил Тимофей.

    И мы перекусили бутербродами и чаем из термоса.

    После этого ветер стих.

    Наша яхта почти добралась до Кронштадта. Уже была хорошо видна дамба. Впереди открылся пляж, где мы с Пауменом нередко загорали. Но нам сейчас требовался не Кронштадт - пора было возвращаться в уютную гавань рядом с Нижним парком.

     []

    А паруса и вправду стали похожи на тряпки. В том смысле, что теперь их не надувал ветер - они лишь бесцельно трепыхались.

    - Может, мы находимся в тени острова? - предположил я.

    Тогда Тимофей предпринял хитрый маневр. А именно - продемонстрировал сложную работу рулем (запомните: это называется "галанить"). Раньше я с таким феноменом не сталкивался. Тимоха совершал ритмичные движения рулем вправо-влево, а яхта медленно шла вперед.

    - Можно мне? - Я горел желанием погрести.

    - Отказывать не стану, - ответил Тимоха.

    И я взялся на руль. Выяснилось, что надо не только двигать им вправо-влево, но и рулить яхтой! Это оказалось очень сложно. Я еще погаланил минут десять и закончил.

    - Придется заводить мотор, - вздохнул Тимофей.

    Нет, ему не было жалко бензина. Просто, как и любой яхтсмен, он стремился всегда идти под парусом.

    Мы спустили стаксель - при штиле он только мешал, замедляя ход. Затем Тимоха завел "Ветерок-8", абсолютно эксклюзивный мотор. Почему? Таких больше не производят.

    - Чтобы на яхте был исправный "Ветерок", надо иметь в кондейке три таких, - поведал Тимофей.

    - Почему? - удивился я.

    - Запчастей к нему нет!

    На Невской губе воцарился почти полный штиль. Мы со скоростью пять километров в час приближались к берегу.

     []

    В какой-то момент все замолчали. Каждый задумался о своем, а может - все об одном и том же...

    Лично я просто любовался водной стихией. Одинокими рыбаками на надувных лодках. Морскими чайками, целеустремленно летящими куда-то вдаль. Медленно вырастающим собором Петра и Павла.

     []

    Тимоха объяснил, что храм не взорвали благодаря морякам - они отстояли незаменимый ориентир. Это было в 30-е годы прошлого столетия.

    Иногда Тимофей замечал порывы ветра - тогда мы поднимали стаксель. Ветер стихал - мы его опускали. Вскоре это стало привычным делом - как будто я всю жизнь поднимал и опускал стаксель.

    Далекий берег неуклонно приближался.

    - Тимоха, я вышел из этой гавани одним человеком, а возвращаюсь другим.

    - Был сухопутной крысой, а стал морским волком?

    - Нет, не так очевидно. Но что-то во мне изменилось. Наверное, я просто увидел другую реальность.

    - Вернее сказать, нам открылся новый мир, - уточнил Паумен.

    И мы снова надолго замолчали.

    А потом яхта, ведомая Тимохой, вошла в гавань. И я вполне успешно поработал отпорником. И даже сумел подхватить швартовую веревку. То есть, жизнь прожил не зря!

    Мы высадили главного пассажира на берег. Затем Тимоха убирал паруса, а я помогал.

    Строили ли мы планы на будущее? Конечно! Но я вам о них не расскажу. Почему? Иначе не сбудутся!

    P.S.

    Расстались мы возле часового завода. Завода, которого больше нет. Парадокс прекрасно вписывается в сложную субкультуру водно-моторщиков.

    - И выписывается, - добавил Паумен.

    Всё происходило возле здания с башенкой, стилизованной под часовую.

    - В добрый путь! - произнес Тимофей, сажая нас в автобус.

    А потом покатил к себе домой на велосипеде. Ибо, как я уже писал, никогда не ходил пешком.

    И только тогда, глядя на Тимоху из окна автобуса, я осознал - мой армейский товарищ превратился в настоящего морского волка! В яхтсмена с большой буквы "Я", капитана с большой буквы "К", бесстрашного покорителя водных просторов.

     []

    Спасибо тебе, морской волк, за волшебное путешествие! Мне навсегда запомнится прогулка под парусами "Амиги"!

  • Комментарии: 1, последний от 19/09/2023.
  • © Copyright Медведев Михаил (medvgrizli@yandex.ru)
  • Обновлено: 06/08/2024. 19k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка