Голландские владения в южной части Карибского моря по праву называют жемчужным ожерельем Латинской Америки. Происходит оно от первых букв названий островов, входящих в этот архипелаг - Аруба, Боннэр, Кюрасао. До недавнего времени они входили в Федерацию Голландской Вест-Индии. Но вначале Аруба, а затем и оставшиеся острова покинули федерацию и стали самостоятельными единицами, хотя все ещё под эгидой Голландии. Предлагаю читателям отправиться в путешествие по этим живописным уголкам Земного шара, узкими лентами протянувшимися вдоль берегов Венесуэлы.
Совсем недавно произошло событие, оставшееся незамеченным в большинстве стран мира. Распалась Федерация Голландской Вест-Индии. В 1989 из неё вышел остров Аруба, взяв себе в девиз "Один счастливый остров". А сейчас вся федерация уже история. Но все острова сохраняют связь и зависимость от Голландии. Отправимся на каждый из островов в отдельности. Мне удалось посетить эти прекрасные места в разное время и при разных обстоятельствах: в круизе, на отдельной экскурсии, на пляжном отдыхе. Но все впечатления от этого не меняются.
Аруба.
Остров площадью 180 квадратных километров. Население - 110 тысяч человек. Столица - Оранжштадт. Расположен в Юго-Западной части острова. Все это справочные данные.
Вот мое первое впечатление. Самолёт резко берет вправо и начинает снижаться прямо над водой. Огни посадочной полосы расположены прямо в море. Едва не коснувшись воды, он продолжает свой бег по бетону посадочной полосы. Несколько минут и мы пристыкованы ко входу во второй терминал. Сюда прибывают самолёты из всех стран, кроме США. Первый терминал - территория Америки. Здесь свой таможенный и иммиграционный контроль.
Достаточно быстро пройдя паспортный контроль выходим на стоянку перед терминалом. Небольшая стоянка почти пуста. Большие гостиницы присылают автобус для встречи гостей. Остальные приезжие выстраиваются в очередь на такси. Садимся в минивэн. Места для вещей вполне достаточно. Шоссе идёт вдоль берега моря. Всего десять минут и нас встречает швейцар в холле гостиницы "Ренессанс". Здесь же прямо в холле причал, откуда каждые 15 минут отправляется лодка на принадлежащий только этому отелю остров.
Поднявшись на эскалаторе этажом выше попадаем в бар, соединённый с плавательным бассейном. Рядом с гостиницей - большой торговый комплекс и казино. В следующем здании - парламент республики Аруба.
Парламент республики Аруба.
Гостиница невысокого класса. Не более трёх звезд. Но её достопримечательность - канал и лодочный причал прямо в холле. Будучи постояльцами, садимся в небольшой катер. Проходим под набережной и начинается короткое путешествие.
На острове две лагуны, соединённые с морем. Соответственно на каждой из них свой пляж - один детский, другой - взрослый. Посредине - кафе. Но при желании обед и напитки могут доставить прямо к лежаку для особо ленивых. В море - колонии пеликанов, здесь в основном черных. По берегу снуют гигантские ящерицы - игуаны. И главная достопримечательность островка - колония фламинго. По утрам можно наблюдать их танцы на берегу.
Отдохнув на море и вкусно пообедав, садимся на катер, доставляющий нас прямо в фойе гостиницы. Не выходя на улицу, совершим прогулку по молу. Здесь в основном ювелирные магазины и бутики. Покупателей прельщают полным отсутствием налогов на продажу и скидками. Но цены достаточно высокие и рассчитаны на богатых американцев, что уже давно не соответствует действительности.
Наконец, к закату дня, выходим на набережную и движемся по направлению к круизному терминалу. Слева - пальмовая аллея, справа - вереница магазинов и ресторанов, рассчитанных только на туристов. Перед портом - небольшой рынок и причалы для яхт. Можно увидеть здесь суда миллиардеров. Нам говорили, что за пару дней до нашего приезда тут стояла яхта Абрамовича.
Миновав все завлекательные заведения, подходим к круизному терминалу. Он принимает одновременно до пяти кораблей. Напротив - автобусный терминал с сообщением по всему острову. Последнее достижение Арубы - трамвайная линия вдоль побережья.
Автобус выходит на вполне сносную дорогу и , через 15 минут мы на западном побережье острова, в районе больших отелей. Тут кипит курортная жизнь. Днём - все виды водного спорта на побережье. Вечером - концерты и представления прямо на улице. А к услугам любителей шопинга все те же бутики и ювелирные лавки. Исключение - магазин по продаже продуктов из алоэ. На острове есть плантация этого замечательного растения и фабрика по производству продуктов из него: кремов, лекарств, пищевых добавок.
После приятно проведённого времени в этом весёлой районе возвращаемся к себе в гостиницу. На следующий день нас ожидает экскурсия на дно океана в настоящей подводной лодке.
От причала отплываем на обычном катере. В море переходим в субмарину. Судно сделано специально для подводных экскурсий в Канаде. По всей длине с обоих сторон огромные смотровые окна. Начинается погружение и перед нами предстаёт сказочный подводный мир. Посмотреть фильм о подводном путешествии можно здесь. А в конце лодка ложится на дно. Глубина - 120 футов. Динамики играют американский гимн. Мы всплываем, опять переходим на катер, уступая место следующей партии, и возвращаемся на причал.
Видео можно посмотреть здесь.
https://www.youtube.com/watch?v=QpIXSLtf_hM
Поездка на самую высокую точку острова также оставляет неизгладимое впечатление.
Самая высокая точка острова.
В - Боннэр.
Самый восточный остров АВС. Площадь - 294 кв. Км, население - около 17 тысяч. С 2010 года является специальным муниципалитетом в составе Королевства Нидерланды. Остров имеет бурную историю, много раз переходил из рук в руки. Во время Второй Мировой войны был занят британскими и американскими войсками и превращён в военную базу. После войны был возвращен Нидерландам.
Сейчас здесь нет военного присутствия. Функционирует международный аэропорт Фламинго и круизный терминал. Издавна здесь добывают соль из морской воды. Из промышленности стоит отметить принадлежащее Венесуэле нефтехранилище и нефтеналивной причал.
Но главное богатство Боннэр - благодатный климат. А для любителей подводного спорта это вообще рай.
Основные средства передвижения по острову - автомобили. К услугам любителей подводного плавания - прокатные машины, в том числе даже экзотические. Дайверы направляются к скалам вместе со своим громоздким оборудованием. А мы берём местное такси, кои в избытке предлагают свои услуги рядом со стоянкой корабля, и отправляемся в путешествие по острову. Быстро остаётся в стороне административный центр острова поселок Крале дик. По дороге много мостиков, соединяющих океан с прудами для производства соли. Вода испаряется жарким южным солнцем, и экскаваторы отгружают её на склад. Отсюда по ленточным конвейерам продукт поступает прямо на корабль. Соль по большей части - техническая.
На прудах обосновались огромные колонии розовых фламинго. Их цвет обусловлен химикатами, добавляемыми в воду при производстве соли.
Слева видны домики, похожие на собачьи будки. Окна и двери в них отсутствуют, спереди квадратное отверстие, через которое можно только вползти вовнутрь. В ХIХ веке в таких строениях жили, вернее существовали рабы, добывавшие соль.
Вскоре дорога уходит от океана. Вокруг - дачные строения, принадлежащие в основном голландцам. И, наконец, въезд на муниципальный пляж. Конечно платный и не шибко благоустроенный. Выход на мелкий залив, где море спокойно, а вдали бушует океан.
Стоит рассказать о природном явлении, которому я стал свидетелем. При прогулке по берегу мы внезапно обнаружили, что произошёл отлив, и море ушло, обнажив берег метров на пять. Все справочники говорят о том, что сильные приливы и отливы не характерны для этого острова. Но через два дня произошло землетрясение в Гаити. Думаю, между этими событиями была связь.
Той же дорогой возвращаемся на корабль, готовый к отплытию.
С Кюрасао.
Остров находится посредине архипелага. Согласно Википедии - это независимое государство с населением 152 тысячи человек и территорией 444 квадратных километра. Правда оборона и внешние сношения молодого государства до сих пор находятся в руках бывшей метрополии - Нидерландов. В состав государства входит также необитаемый остров - Малый Кюрасао. Острова имеют бурную историю. На протяжении пяти столетий они переходили из рук в руки много раз. Были под владычеством Испании, затем Нидерландов, позже Франции, потом Великобритании, затем вернулись к Голландии. Во время Второй мировой войны были заняты США, потом опять Голландия восстановила свой контроль и включила их в федерацию. Наконец, совсем недавно, в 2010 году формально была провозглашена независимость, но с оговоренными ограничениями.
Первоначально остров был центром работорговли. Сюда прибывали суда из Африки, трюмы которых были заполнены невольниками. На невольничьем базаре их продавали в основном для работы на сахарных плантациях. Бизнес просуществовал вплоть до конца ХIХ века. В 1915 году на острове компания SHELL построила нефтеперерабатывающий завод. В настоящее время он принадлежит национальной государственной компании Венесуэлы. Со времен Второй мировой войны здесь были расположены военные базы.
Мы прибыли на Кюрасао вместе с друзьями на однодневную экскурсию с Арубы. После 15 минут полёта мы выходим прямо к терминалу. Нас встречает экскурсовод - симпатичная чёрная девушка на достаточно потрепанной Хонде. Машину предоставляет компания. Но наш гид предлагает в дополнение свой автомобиль, который поведёт её друг. Занимаем места и начинаем осмотр.
Машина выезжает на местное шоссе. Качество дорог на острове явно уступает даже российскому. В отличие от Арубы здесь местность - гористая. Есть даже небольшой пик, на который совершают восхождения.
Захватившие в ХV веке остров голландцы использовали его в первую очередь как центр работорговли. Черных невольников, захваченных в далёкой Африке, направляли в лагеря. Рядом был невольничий рынок, где плантаторы отбирали себе работников. Все это было огромной трагедией для людей, о чем нам рассказала девушка.
На месте одного из лагерей сейчас музей, который мы посетили.
Теперь наш путь лежит в столицу государства Вильямсбург. Со смотровой площадки открывается захватывающее зрелище, которое можно посмотреть здесь. Город рассекает глубокий узкий залив с ответвлениями. Вдали виден автомобильный мост королевы Юлианы. Он связывает берега залива на высоте 50 метров, что вполне достаточно для прохода под ним океанских судов в ремонтные доки. Внизу прямо под нами пешеходный понтонный мост королевы Эм ы. Его разводят при проходе судов по заливу.
https://www.youtube.com/watch?v=Ub0SRESK8a4
При входе в залив с обеих сторон возвышаются старинные крепости. В настоящее время это туристические объекты.
Прибрежные воды богаты рыбой. Мы проезжаем по улице, где живут рыбаки. Дворы домов выходят к морю и лодки стоят прямо у входа. Слева от нас плавучий рынок. К прилавкам швартуются суда венесуэльских крестьян. До недавнего времени почти все продовольственное снабжение острова шло из этой страны. Но сейчас времена изменились, и Венесуэла не обеспечивает продуктами даже себя.
Наша следующая остановка - фабрика по производству знаменитого ликера "Кюрасао". Когда-то испанцы завезли на остров апельсиновые деревья. Но местная почва и климат не подошли для выращивания этого фрукта. Плоды здесь не вызревают. Однако из недозрелых фруктов местные жители научились делать изумительный ликёр. Отведав на дегустации образцы красного, синего и жёлтого напитка, покупаем понравившийся нам сорт и отправляемся дальше.
Теперь мы на восточном побережье острова на ферме по разведению стра усов. Огромные птицы важно расхаживают по загонам. А местная столовая предлагает блюдо из страу синих яиц. Надо сказать, что вкус их не впечатляет.
И, наконец, последний пункт нашего путешествия - старейшая в западном полушарии синагога, а вместе с ней музей еврейской атрибутики. Фото можно посмотреть здесь.
Синагога Кюрасао.
В конце дня после 15 минут полёта мы отдыхаем в своем отеле.
Пока не было возможности возвратиться на гостеприимные острова. Некоторые из наших соотечественников покупают здесь недвижимость, дабы проводить зиму вдали от снега и мороза. Но стоимость её не соответствует доходам среднего канадца.