Слуцкий Михаил Зельманович: другие произведения.

Дорога смерти

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Слуцкий Михаил Зельманович (msloutski@hotmail.com)
  • Обновлено: 16/08/2021. 6k. Статистика.
  • Статья: Таиланд
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Описание эпизода Второй мировой войны- строительство дороги в Таиланде.

  •   Дорога смерти.
      
      Граждане бывшего СССР всю историю Второй мировой войны обычно сводят к сражениям в Европе и, в конце, к войне с Японией. Но в действительности сражения полыхали по всему миру, в самых удалённых его уголках. Вот об одной из таких битв я постараюсь рассказать.
      
      Таиланд объявил себя нейтральным государством во время Второй мировой войны. Однако оказался вовлечённым в её ход. Правительство Таиланда заключило соглашение с Японией о строительстве железной дороги в Бирму в 1942 году. На тот момент Бирма была частью Британской Индии. Япония открыла фронт и начала наступление на Индию. Но встретила ожесточённое сопротивление со стороны англо-индийской армии. Чтобы снабжать войска кратчайшим путём японцам понадобилось проложить железную дорогу. Необходимо было соединить порт Бангкока с границей Таиланда и Бирмы. Если до реки Квай имелись посёлки и пути сообщения, то после дорогу предстояло проложить через скалы и труднопроходимые джунгли по практически безлюдной местности. Примерно полгода идут проливные дожди, множество мелких рек, озёр и болот.
      
      В 1942 году началось строительство. Дорога имела протяженность 452 километра и включала 600 мостов, все деревянные. В качестве рабочей силы японцы сюда свезли военнопленных со всех фронтов: американцев, англичан, французов, голландцев, австралийцев, новозеландцев, индийцев и даже канадцев. От голода, побоев и болезней умирали десятки тысяч пленных. Строительство велось самыми примитивными методами. В качестве инструментов использовались кирки и лопаты, ручные пилы и топоры. Шпалы производили тут же вручную. Дорога строилась по временной схеме без учёта значительного грузопотока в дальнейшем. Практически нигде не укладывали балласт, кривые, подъёмы и спуски делали без учёта сколько -нибудь значительной скорости. Все мосты строили из древесины, тут же заготавливаемой. Вместо тонеля через скалу прорубили огромную выемку. Работы велись ломами и кирками. Здесь работали круглосуточно при свете факелов. При проходке погибло свыше 500 человек, из них 69 - от побоев охраны. Место получило название "Проход адского огня".
      
      Когда обнаружилось, что силами одних пленных дорогу построить не удастся , японцы стали присылать сюда вольнонаемных из соседних стран, в основном из Малайи. Впоследствии их оказалось даже больше, чем пленных. И жертв среди них было в разы больше. Всего на стройке погибло 106000 человек. Из 60000 военнопленных умерло от болезней, истощения и побоев 12000.
      
      Дорога была построена за 13 месяцев и функционировала с 1943 по 1945 год вплоть до окончания войны. Британская авиация усиленно бомбила как строительство, так и движение по ней. Англичан совершенно не смущал нейтралитет Таиланда. Ведь снабжение фронта неотъемлемая часть противоборства. Значительных успехов на этом участке японцы не достигли. И в 1945 году после капитуляции им пришлось покинуть Таиланд.
      
      После войны англичане планировали продолжить путь до Рангуна, Но , тщательно проанализировав состояние дороги, отказались от этой затеи. С тех пор линия находится в эксплуатации только от Бангкока до посёлка Канчанабури, где расположен туристический центр.
      
      В 1947 году было решено сохранить трассу как памятник войны. А в 1983 году сюда приехал бывший военнопленный австралиец Том Морис. Он предложил открыть музей строительства дороги. И в 1990 году такой музей был открыт. Его спонсировали Министерство обороны Таиланда и Совет Ветеранов Австралии. О своих впечатлениях о посещении музея и трассы я хочу рассказать в этой статье.
      
      Выезжаем из Бангкока рано утром автобусом. Путешествие на поезде для группы неудобное. Вокруг обычный типичный тайский пейзаж: рисовые поля, посёлки с прилепленными домами, паутина проводов, снующие мопеды. Автобус едет по ровной местности. Постепенно цивилизация отступает. Вокруг непроходимый лес, появлются невысокие горы. На указателях появляются объявления о продаже клубники, что небычно для Таиланда.
      
      Наконец, подъезжаем к железнодорожному мосту через Квай. В этом месте река достаточно широкая и полноводная. Здесь были лагеря для военнопленных, откуда их возили на строительство. Слева британское и американское мемориальные кладбища.
      
      Эта часть дороги была в эксплуатации до 2013 года. Сейчас - часть мемориала. Мост выглядит достаточно капитальным с металлическими фермами и каменными опорами. Бросается в глаза непривычно узкая колея. Вероятно японский стандарт.
      Прогуливаемся по мосту и направляемся дальше к музею и Проходу адского огня.
      
      Музей достаточно новый и включает часть трассы с проходом.
      Экспонаты музея в основном пано с картинами строительства и картами трассы. По крутым лестницам спускаемся к самой дороге. Вокруг непроходимый тропический лес. Сезон дождей только что закончился. В воздухе чувствуется высокая влажность: дышать тяжело. А люди здесь работали по 18 часов в смену при скудном питании и побоями надсмотрщиков.
      Вот она трасса! Сегодня - узкая просека в тропическом лесу. Рельсы давно сняты. Признаков земляного полотна и балласта не видно. Шпальную решетку клали прямо на грунт, что ограничивало скорость и вес поездов.
      
      Знаменитый проход - узкая полоска между скалами. На камнях - флажки государств, гражданами которых были пленные. В основном американские и австралийские. На выходе из прохода памятник жертвам дороги. Далее просека петляет по лесу. При такой прокладке скорость поездов была минимальной.
      
      Участок трассы, принадлежащий музею, заканчивается, и группа по длинной лестнице возвращается к музею. Усталые и взмокшие садимся в автобус. Совсем недалеко туристический центр. Отсюда по реке Квай на плотах можно спуститься к водопаду. Но к дороге смерти это уже не относится.
      
      Иллюстрации к моему рассказу можно посмотреть на Ютубе.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Слуцкий Михаил Зельманович (msloutski@hotmail.com)
  • Обновлено: 16/08/2021. 6k. Статистика.
  • Статья: Таиланд
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка