Внезапно в звуки унылого осеннего дня ворвались звуки похоронного марша. Стояла осень 1960 - го года. По улице медленно двигалась похоронная процессия в сторону недавно открытого кладбища. Впереди машины с открытыми бортами и установленным на ней закрытым гробом шла большая группа людей с венками и знамёнами. Мы, мальчишки из окрестных домов, поняли, что произошло что-то из ряда вон выходящее. Не так давно в городе запретили похоронные процессии.
Уже немного позже взрослые заговорили о катастрофе на таинственном "автозаводе", унесшем жизни его сотрудников, в том числе заместителя главного констуктора Льва Абрамовича Берлина. Вскоре взрослые стали тихонько шептаться о её причинах. На вновь установленном памятнике было изображение взлетающей ракеты. Так милионный город постепенно узнавал тайну своего крупнейшего завода.
Вернемся в 1944 год. Всего лишь через год после освобождения Днепропетровска далеко за его чертой был заложен новый завод. Планировали здесь трудоустроить население близлежащих сёл, пострадавших от войны. После окончания войны на объект стало поступать оборудование, полученное по репарациям с завода "Опель" в Германии. Предполагалось построить невиданный по тем временам комплекс по призводству грузовых автомобилей. Рядом начали возводить заводы по произдству шин и тяжёлых прессов. Наряду с восстановлением разрушенного войной города огромные ресурсы были брошены на эту стройку.
Наконец, в 1951 году строительство в основном заканчивают, и проходит торжественный пуск предприятия. По городу проходят новенькие грузовики "Украина". Но вдруг, завод закрывают и начинают срочно перестраивать. На стройку приезжает не кто иной, как Заместитель председателя Совета Министров СССР Лаврентий Павлович Берия и лично участвует в организации строительства.
Пресса рисует Берию отцом атомного проекта. Но в действительности кроме этого в обязанности вице-премьера входило курирование создания ракетного комплекса страны.
В 1945 году Советская армия взяла под свой контроль германский комплекс по производству ракет Пенемюнде. В СССР были вывезены сотни готовых ракет Фау-2, а также оборудование для их производства. Но главный конструктор и основная часть его бюро смогла уехать в Американскую зону окупации, а затем была вывезена в США.
Гитлер объявлял ракеты чудо-оружием, способным переломить ход войны. Тем не менее большой пользы от них не было. Пусковые установки были стационарными и легко уничтожались британской авиацией.
Прежде всего следует сказать, что ракетная техника пожалуй самая сложная из всего, созданного человечеством за весь период своего существования. Здесь абсолютно все компоненты уникальны и требуют специальной разработки.
Все современные ракеты основаны на принципе химической реакции горения. Для работы такого двигателя в безвоздушном пространстве требуется два компонента: непосредственно топливо и окислитель. В немецких ракетах окислителем был жидкий кислород. С точки зрения соотношения мощности к полезному весу это оптимальный компонент. Позже отец советской космонавтики Сергей Павлович Королёв будет использовать этот компонент для космических ракет повсеместно. Но использование жидкого кислорода в военных ракетах неприемлимо. Нельзя долго его хранить , а тем более держать ракету заправленной.
Тем не менее немецкие ракеты были доставлены в Химки вместе частью немецкого КБ. Всего лишь за 2 года была создана и испытана советская ракета Р-1, аналог ФАУ-2.
Вновь созданное конструкторское бюро разрабатывает новые изделия. Но производственной базы явно не хватает. И правительство решает использовать вновь построенный завод в Днепропетровске для этих целей.
Очень быстро завод вновь открывают, и начинается выпуск ракет Р-1, Р-2. На предприятии возникает конструкторский отдел, который приступает к модернизации изделий. Его возглавляет талантливый инженер и учёный Будник. Позже он станет академиком. Завод достаточно быстро осваивает всю номенклатуру изделий и, в 1954 решено здесь создать полноценное объединение по производству ракетных комплексов для вооруженных сил. В Днепропетровск направляют часть московского конструкторского бюро во главе с генеральным конструктором Михаилом Кузьмичем Янгелем. Он рассматривал это назначение как командировку, оставив за собой квартиру в Москве. КБ объединяют с конструкторским отделом завода ,присваивают наименование ОКБ-586 , и оно начинает плодотворную работу.
Вначале в 1956 году на вооружение принимают Р-1УК. Первая самостоятельная разработка бюро. В 1959 году в вооруженные силы поступает комплекс Р-12. Это одноступенчатая ракета с радиусом действия до 2000км. Комплекс предполагает длительное боевое дежурство в заправленном состоянии. Но настоящим прорывом в работе КБ станет разработка комплекса Р-16. Двухступенчатая ракета на жидком топливе с радиусом действия 12000 км должна дать основу новому роду войск для противостояния с главным противником в холодной войне - США. Командующим вновь созданными Ракетными войсками стратегического назначения становится относительно молодой и энергичный маршал Митрофан Иванович Неделин. Поскольку Хрущёв во время визита в США похвастался наличием таких ракет в СССР, разработка идёт под беспрецендентным давлением центра. В октябре готов первый образец ракеты для лётно-конструкторских испытаний. В разработке ракетной техники имееют значение даже такие вещи, как размеры ступени. Они ограничены габаритом железнодорожного вагона. В сентябре 1960 года почтово-багажный поезд с частями ракеты вышел из ворот завода и направился на полигон в Бойконур. Сюда же на специальном самолёте вылетели ведущие специалисты КБ во главе с Янгелем, а также смежники из Москвы и Куйбышева. Отдельно для наблюдения за испытаниями прибыл маршал Неделин. К 24 октября ракета стояла на стартовой площадке и команда испытателей готовила её к пуску. Однако в ходе подготовки возникла нештатная ситуация. До сих пор имеются разные объяснения этой трагедии. Я перечислю только непреложные факты. При возникновении ситуации команда монтажников и испытателей пошла на стартовую площадку для выяснения. С ними был и маршал Неделин. Внезапно заработала вторая ступень. Это привело к мощному взрыву и пожару. Общее количество погибших засекречено до сих пор. Официальная цифра 74 человека.
Михаил Кузьмич Янгель выдержал разнос от Хрущева. Но его спас Королёв. На вопрос о том, что делать с Янгелем, он сказал, что такое же могло случиться и с ним. Завод и КБ в кратчайшие сроки произвели новое изделие, и в феврале следующего года испытание прошло успешно. Завод приступил к производству ракетного щита страны.
Новые ракеты устанавливались на обширной территории и требовали грамотного обслуживания и ремонта. Даже выведение комплекса из эксплуатации - сложнейший процесс.
За успехом внедрения разработки последовало расширение КБ и завода. В 1966 году бюро присваивают наименование "Южное", заводу - " Южный машиностроительный завод". Комплекс продолжает разработку, производство и внедрение новых стратегических ракетных комплексов. Среди традиционных жидкотопливных ракет стоит отметить изделие 18М, позднее комплекс , получивший название "Воевода", в западной интерпретации "Сатана". Боевая часть здесь состояла из 12 боеголовок, которые приводились в действие при входе в зону поражения противника. Каждая головка имела свой привод и автономную систему наведения. При действующих ограничениях ОСВ это позволяло увеличить поражающую способность ракеты в разы.
В 1971 году уходит из жизни главный конструктор Янгель. КБ возглавляет его заместитель Владимир Федорович Уткин. Но хорошая организация не приводит к потере производительности предприятия. Во второй половине 70-х годов КБ получает задание на разработку твердотопливных межконтинентальных ракет. Это должно резко повысить мобильность комплексов и уменьшить время подготовки к запуску.
В Павлограде, Днепропетровской области перепрофилируют Машиностроительный завод и создают филиал КБ. Из стен предприятия выходят и здесь же проходят испытания изделия 44 и 52 соответственно наземного и подводного базирования (на подводных лодках). Позднее на базе этих изделий был создан Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс - БЖРК. По железным дорогам страны ходили почтово-багажные поезда с аккуратными зелеными вагонами. По команде поезд останавливался, отодвигалась крыша и подъёмник приводил ракету в вертикальное положение. Меньше минуты требовалось для запуска. Поезда были на боевом дежурстве уже в составе ВС России до середины 0-вых и выводили их из строя тоже специалисты того же КБ.
Производство твердотопливных ракет потребовало огромное количество бездымного пороха. В свою очередь это заставило правительство резко увеличить площадь посевов хлопка, что привело к экологической катастрофе в Средней Азии и "узбекскому хлопковому делу". Но это - отдельная история.
Стоит рассказать и о неудачах КБ. В середине 80- х велась разработка ракет с возвращаемой первой ступенью. Почти за 30 лет до Илона Маска. Первая машина была изготовлена и запущена. Но испытания прошли неудачно и проект закрыли.
КБ и завод выполняли государственные заказы, а поэтому во все советские времена финансировались из госбюджета. В независимой Украине таких средств в бюджете не было. Тем не менее объединение не постигла судьба многих предприятий бывшего СССР. Еще долгое время использовались заделы предыдущих лет. В 2019 была запущена ракета Циклон-4М.
В том же году Украина подписала договор с Канадой о реализации проекта "Maritime Launch Services". Предусмотрено строительство стартовой площадки в провинции "Новая Шотландия" для запуска коммерческих спутников с помощью днепровских ракет. Однако реализация его идет туго. Возникли проблемы с выделением планируемого участка. Тем не менее КБ удалось сохранить работоспособное ядро, которое с оптимизмом смотрит в будущее. Будем ждать хороших новостей.