Слуцкий Михаил Зельманович: другие произведения.

На Родину и обратно, домой

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 04/12/2008.
  • © Copyright Слуцкий Михаил Зельманович (msloutski@hotmail.com)
  • Обновлено: 02/12/2008. 14k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Скачать FB2
  • Оценка: 4.58*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    по прошествию 14 лет жизни в Канаде мы с супругой решили посетить родные пенаты.

  •   На одном из сайтов я обнаружил "исследование" эмиграции из СНГ. В качестве одного из показателей благополучия эмигрантов была выбрана "поездка на Родину". Почему авторы исследования выбрали этот критерий мне непонятно. Мир - огромный и есть достаточно очень интересных мест. К примеру Ниагарский водопад. Или Лас Вегас. Посещение Родины чаще всего связано с желанием повидаться с родными и друзьями, если таковые там остались. Реже - деловые связи. И, конечно, посещение могил предков. При этом осмотр "достижений" на Родине не является приоритетным. Тем не менее интерес к положению дел и ситуации на Родине у эмигрантов безусловно имеется. В то же время посещение родных мест удовольствие недешёвое. Билет в Украину, в Киев, а тем более в Днепропетровск стоит в два раза дороже, чем в любую другую европейскую страну.
      
      Тем не менее по прошествию 14 лет жизни в Канаде мы с супругой решили посетить родные пенаты и, в первую очередь, повидаться с родными. Отпуск запланирован, средства - найдены, подарки - приготовлены и мы начинаем сборы в поездку в наш родной город Днепропетровск, который находится в независимой Украине. А оттуда решаем лететь в Израиль на 10 дней. Театр начинается с вешалки, а поездка в другую страну - с приобретения билетов и оформления виз. Первый звонок в консульство Украины в Торонто. Приятный женский голос на литературном украинском языке сообщает, что согласно указу Президента граждане Канады могут находиться в Украине до 90 дней без визы и регистрации. Очень приятная новость.
      Следующий этап - покупка билетов. По рекомендации наших друзей из Израиля мы выбираем "Аэросвит". Самый дешёвый перевозчик при неплохом качестве обслуживания. И , главное, 50 кг багажа на человека. Плохая здесь только еда, которую загружают в Киеве. Заказываем себе кошерную пищу, из Голландии. И не прогадали.
      По веб- сайту проверяю расписание. Самолёты из Киева в Торонто идут только по воскресеньям. Из Днепра в Тель-Авив по пятницам. Итак мы летим в Киев на Боинге-767. Здесь пересаживаемся на родной АН-24 до Днепрo. В понедельник в 3:30 дня должны быть в Днепре и пробыть там полных 3 дня
      Наступает 30 сентября и мы отправляемся в аэропорт. К стойке регистрации тянется длинная очередь индусов. У всех горы багажа и куча детей. Сначала подумали, что ошиблись рейсом. Но нет, всё верно. Аэросвит везёт их в Дели с пересадкой в Киеве. И бесплатно забирает весь багаж. За нами пристраиваются в очередь украинские граждане с трезубыми паспортами. Так что нам сюда. В самолёте стюардессы говорят на русском. Объявления по радио - на плохом украинском и чудовищном английском.
      Но всё это мелочи. В 11:00 прибываем в Борисполь. Нас встречает летняя погода. Тепло. Леса отливают желтизной. В самолёте выдают бланки иммиграционных карточек для регистрации въезда и выезда. Таможенная декларация в Украине не обязательна. Лайнер пристыковывают к одному из двух "рукавов" и мы сразу попадаем в аэропорт. Иммиграционный чиновник отрывает половину карточки и ставит штампы въезда в наши канадские паспорта. Всё происходит профессионально и быстро. Больше никаких регистраций на территории Украины не требуется.
      С вертушки забираем багаж: 4 больших чемодана плюс ручная кладь. Всё вместе вырастает в большую гору на тележке. С трудом толкаем её перед собой в таможню, где нас встречает симпатичный молодой человек и желает счастливого пути. Проходим в общий зал. Здесь абсолютно ничего не изменилось за 14 лет нашего отсутствия. Посреди зала - место для курения. В нос ударяет запах табачного дыма.
      Сдаём багаж и направляемся в терминал местных авиалиний через автостоянку. Пара навороченных джипов и Лады с Москвичами. Антиквариат! Накопитель местных авиалиний переполнен. Ободранные стены, на одной из них - кондиционер. Его включили после скандала, поднятого пассажирами. Терминал обслуживают 2 Икаруса образца 70-х годов. Тут окончательно понимаешь, что ты на Родине.
      Люди одеты очень хорошо, что моя супруга сразу отметила. Абсолютно у всех мобильники. Наш рейс задерживают без объяснения причин и не говорят на сколько. Знакомимся с красивой девушкой, сидящей рядом с нами. Она - стюардесса на международных линиях Аэросвита. Летит к родителям в Днепропетровск. Звонит куда-то по сотовому телефону и объясняет причину задержки: не пришёл грузовик с водой и конфетами.
      Наконец, через 2 часа садимся в Икарус, и он, выпустив облако чёрного дыма ,медленно едет к самолёту.
      АН-24 очень старенький, но добротный, не обшарпанный и не разболтанный. Легко взлетаем и час до Днепропетровска проходит незаметно в беседах с попутчиками. Идём на снижение. Виден Днепродзержинск, плотина и клубы дыма от заводов. К моему удивлению, обходим город с юга и приземляемся. Вдали видны хорошо обработанные поля со всходами озимой пшеницы. В Днепропетровске нас встречает новенький немецкий автобус и везет прямо в объятия родственников и друзей.
      Нас встречает бывшая ученица моей жены на американском Крайслер-Игл 1997 года. Слава богу не японские недомерки - есть где разместиться. Она работает в Мост-Сити-Центр - новом комплексе типа американского магазина "Сирс" - менеджером в отделе модной одежды. Владеют им её соученики. Многоэтажное здание с парковкой на нижних этажах недавно построено у въезда на Новый мост.
      На въезде в город нам демонстрируют станцию "Порше" - предмет гордости днепропетровцев. Далее идут фирменные станции основных японских и европейских производителей автомобилей, оптовый магазин "Метро" и более мелкие бизнесы. Сворачиваем на Космическую и попадаем вскоре на Набережную. Застройка всё та же, но все первые этажи заняты под оффисы. Продуктовые магазины в домах ушли в историю. Им на смену пришли отдельно стоящие супермаркеты. Встречающие нам взахлеб рассказывают о новом шикарном ресторане с павлинами и дойными коровами, расположенном в прибрежных зарослях. За пешеходным мостом - новый район - башни Манхэттэн и жилой комплекс Амстердам. Произошло расширение элитного нагорного района. Вспоминаю название, данное москвичами Новому Арбату - "Вставная челюсть Москвы". Теперь и в моём родном городе есть своя вставная челюсть. Ведь Днепропетровск не имеет ничего общего ни с Америкой, ни с Голландией. А детский парк, уничтоженный для возведения Оперного театра, изуродовавшего центр, был намного ближе и роднее, чем все эти клоны.
      Проезжаем мимо бывшего радиозавода. Когда-то на его месте был дом моей бабушки и мы там жили непродолжительное время. Здание раскуплено под развлекательные заведения. И наверное это хорошо. Та же судьба постигла мебельный комбинат. Зато металлургические заводы приватизированы и работают на полную мощность.
      Кстати совсем недавно Петровка и Коксохим куплены компанией "Евраз", принадлежащей Р. Абрамовичу. Вонь от шлаковых отвалов нисколько не уменьшилась.
      Наконец подъезжаем к дому на массиве, построенном в 70-е, 80-е. Машина делает цирковые пируеты, чтобы объехать дыры на дороге и , наконец останавливается у подъезда. Нас встречает массивная ржавая металлическая дверь с кодовым замком. Родственники нам открывают и мы входим в подъезд. Непривычно в нос ударяет вонь. Уже несколько месяцев телефоны не работают - украли кабели в подъездах и на всём массиве. Котельная на ремонте больше чем полгода, потому горячей воды нет. На входах в квартиры новые массивные железные двери. Лестничные площадки убирают сами жильцы по графику, вывешенному на стене.
      Лифт имеет вид как после нашествия варваров. Но , как ни странно, - работает. Наш родственник нажимает нужную кнопку - я бы её в жизни не нашёл - и мы медленно, с натугой едем вверх на 4-й этаж. При входе в квартиру нас ожидает ещё одна бронированная дверь с гаражным замком.
      Наконец видим знакомую дверь и входим в хорошо знакомые апартаменты. Вся грязь и вонь остались за внешней дверью. В квартире недавно сделан ремонт с использованием новейших европейских материалов. Однако сантехника и кухня пока не тронуты - антиквариат. На вводах горячей и холодной воды - счётчики. Возле газовой плиты тоже счётчик.
      На столе - полное изобилие, и это не дефицит. Телефон, как я уже писал, не работает. Так что связь только по сотовому.
      При помощи друзей мы арендовали такси - китайский "шансэ" за 50$ в день. Деньги решили не менять. Родственники платят, мы отдаём в долларах.
      На следующий день отправляемся в путешествия по городу и окрестностям.
      Вначале заезжаем в наш дом в районе хрущевской застройки 60-х. Те же железные двери на входе в подъезды. Когда-то зелёный двор с агитплощадкой посредине сейчас похож на мусорную свалку. В нашей квартире поставлены новые окна и она выделяется на общем убогом фоне. Гастроном на первом этаже давно закрыт, вместо него - оффис. Далее по дороге заезжаем в облонкодиспансер и встречаем своего старинного приятеля - главного хирурга. И надо же - он летит с нами в Израиль на юбилей своей 4-й жены. Сама больница абсолютно не изменилась за исключением компьютеров у администраторов.
      Затем едем на 2 кладбища, где посетили могилы предков. Оба кладбища в ужасном состоянии - официально закрыты, практически хоронят во всех проходах. Большинство оград унесли во вторчермет. Выделяются новые памятники из чёрного гранита своими размерами.
      Опять едем в город. На въезде - новый район индивидуальной застройки, окруженный высоким забором. Дома - огромные, в Торонто каждый из них потянет до миллиона. Но и здесь цены не ниже. Дороги забиты машинами - в основном знакомые Мазды и Тоёты и незнакомые Шкоды. На многих Ладах таблички "Продам". Парковок нет нигде, машины ставят ёлочкой прямо на тротуарах.
       Первая остановка - художественный салон. Здесь покупаем сувениры. Довольно большой выбор. Имеется даже возможность покупки по кредитной карточке. Но расчёты с нами продавец делал на счётах. Следующая остановка Центральный Универмаг. Прямо за ним возведён многоэтажный магазин "Европейская мода". Универмаг разделён на секции, сданные в субаренду. Весь первый этаж - ювелирные секции. Много изделий с бриллиантами украинских фабрик. Но цены явно превышают канадские.
      От универмага на бульваре посреди центрального проспекта Карла Маркса (так и не переименовали) расположился базар народных промыслов. Покупаем расписные фигурки запорожских казаков. Здесь же встречаем новых соотечественников - канадцев из Эдмонтона. Они совершают круиз на теплоходе по Днепру.
      С бульвара сворачиваем направо на улицу Ленина. Название осталось прежним. Улица совсем не изменилась: только появились магазинчики на первых этажах зданий. Заходим во двор пятиэтажного кооперативного дома хрущёвской постройки. Здесь жили мои родители. Опять ржавые двери и кодовые замки. Клумбы заросли сорняками. Виноград, который садил мой отец, вырублен. Прежних жильцов нет. Нет пенсионеров и детей во дворе. Наконец едем домой на массив.
      Время не позднее - около 6 вечера. Идем в 2 супермаркета и магазин электроники тут же на массиве. Тут самые сильные впечатления: при отъезде мы помним списки на водку, сахар, масло, сигареты, крупу. Наш дед, умерший в 1991 году, до самого нашего отъезда по спискам жэка пил, курил и ел хлеб с маслом и сахаром.
      Сейчас продуктовые магазины совковой эпохи повсеместно закрыты. Им на смену пришли супермаркеты. Мы зашли сначала в австрийский
      магазин "Била". У входа - банковская машина - прямо на улице. Не очень умное решение. К нему стоит очередь. В основном все снимают наличку, хотя есть много других операций. Магазин открыт 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Ассортимент мясных и молочных изделий такой же, как у нас в Канаде. Правда и цены почти такие же. Ликеро-водочный отдел - огромный, с прекрасным ассортиментом как местных, так и импортных изделий. Всё открыто выставлено. Местная продукция довольно дешевая, импорт по той же цене, что у нас. К нам бросается консультант - симпатичная девушка, и объясняет особенности товара. У выхода - ряды касс немецкого производства и много народу. У нас другой стандарт кассовых апаратов. Но очередь двигается быстро. Второй супермаркет - с меньшим ассортиментов товаров. Но и цены здесь соответственно ниже.
      Женщины уходят домой, а мы с родственником идём в магазин электроники тут же на массиве. Он спланирован и оборудован точно также, как фирменные магазины в Америке и Канаде. Ассортимент отстаёт от американского года на 2 и канадского примерно на 1.5. Цены превышают наши в среднем раза в 2.
      На этом первый полный день закончен. Опять застолье. Вот с туалетом - проблемы: горячей воды нет.
      Следующим утром отправляемся в соседний город Новомосковск к нашей бывшей соседке и подруге. По дороге заезжаем на нашу бывшую дачу. Село рядом не узнать: огромные новые дома с двухметровыми спутниковыми антеннами на крышах, новая красивая церковь возвышается посредине. Домик на нашей даче порядком изуродовали, но все деревья остались те же.
      В Новомосковске нас ожидает очень тёплая встреча во дворе под сенью деревьев. На столе коньяк "Киев" и деликатесы. Всё куплено в местном магазине, но фрукты - свои. У подруги недавно умерла мама. Идём на кладбище тут же рядом. В отличие от Днепропетровска кладбище отличается чистотой и ухоженностью.
      Закончив визит со слезами расставания, возвращаемся в Днепропетровск. Вечером гуляем по городу и заходим в кафе для встречи с друзьями. Кафе уютное, чистое с довольно богатым ассортиментом блюд и выпивки. Но всё впечатление портится при попытке нас обсчитать в лучших совковых традициях. В один кофе нам насчитывают три порции молока и утверждают, что компьютер сделал ошибку.
      Последний день прошёл без эмоций. Проехался на метро до вокзала. Для меня это первая встреча с днепропетровским метрополитеном. Поезд очень чистый: нигде не видел граффити и разодранных сидений. Но вагоны имеют все признаки обветшания. Назад едем на маршрутном такси. Новый Мини-автобус "Мерседес" с удобнымин сидениями. Машины в частном владении и работают по контракту с горсоветом.
      Наконец ночью по тёмному городу едем в аэропорт. Расписание движения самолётов включает всего 3-4 рейса в день. На ночь зал ожидания временно переоборудован в таможню для единственного в этот день международного рейса.
      Гладко проходим таможню, и мы в самолёте на Тель-Авив.
  • Комментарии: 3, последний от 04/12/2008.
  • © Copyright Слуцкий Михаил Зельманович (msloutski@hotmail.com)
  • Обновлено: 02/12/2008. 14k. Статистика.
  • Очерк: Украина
  • Оценка: 4.58*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка