Миронов Андрей Евгеньевич: другие произведения.

Крылья над Европой

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Миронов Андрей Евгеньевич (onmuss@mail.ru)
  • Обновлено: 26/07/2011. 36k. Статистика.
  • Эссе: Россия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    "Крылья над Европой"

       2-я мировая война стала звёздным часом авиации, сыгравшей главную роль в борьбе за Тихий океан и оказавшей большое влияние на ход боевых действий в Европе.
       Всесокрушающей волной зелёные крылья с красными звёздами должны были начать мировой освободительный поход. В СССР перед войной произвели колоссальное количество - более 50 000 самолётов и на 22 июня 1941 г. в строю находилось около 25 000: от 9881 до 11 500 истребителей, 6887-8400 бомбардировщиков, 1934 разведчика, 5729 прочих. ВМФ - 3678 (Ю. Горьков), из них 2773 боевых, а в морской авиации Германии было 177 самолётов на все фронты и ТВД. В приграничных округах с учётом дальней бомбардировочной авиации сосредоточено от 16 до 18 тыс. боевых самолётов.
       Да, были они, в основном, устаревшие, но только ТБ-3 - 541 и 458 Пе-2, успели выпустить 249 Ил-2, и не столь уж плохим было вооружение - виновата Система, заменявшая действительность показухой. К войне никто не готовился. Часто слышишь - не умели: не было боевого опыта у армии, у людей. Но СССР постоянно участвовал в войнах и конфликтах: было где и кому учиться - в Испании, Монголии, Китае, Польше и Финляндии. Большинство офицеров воевали в 1-ю мировую, в "Гражданскую", как правило, занимали командные должности от полка до фронта, закончили не одни курсы и почти все Академию Фрунзе, немало имели боевой опыт. Им хорошо платили и неплохо кормили. Когда же они научатся?
       В люфтваффе числилось от 5900 до 6852 самолётов всех типов и степени боеготовности: 2642 бомбардировщиков, 2249 истребителей, 823 разведчика и 1138 прочих. Из 4400-4600 боевых самолётов для Восточной кампании отрядили от 3067-3300 или 3500-3600 всех типов: 1500 бомбардировщиков, 1000-1200 истребителей, 623 разведывательных самолёта, 474 транспортных и самолётов связи. Вместе с союзниками немцы имели 5000 всех типов: более 1000 в 1-м Воздушном флоте, 1670 во 2-м, до 1300 в 4-м с румынскими ВВС, в 5-м до 900 с финскими. Весьма не плохи были части ПВО, достаточно сказать, что при 3 800 000 солдат действующей армии числилось 1 680 000 персонала люфтваффе; в зенитной артиллерии 3164 тяжёлых и 8290 лёгких пушек, кроме того, много самоходных 20 и 37-мм зениток в войсках, крупнокалиберных пулемётов.
       За немцами был опыт нескольких кампаний, где авиация показала свою мощь и добилась хороших результатов, но "Битву за Англию" "орлы Геринга" проиграли; шаткие начальные успехи стоили множества подготовленных и обстрелянных экипажей, чуть ли не половина оставшихся самолётов утратила боеспособность. Поэтому высадку Гитлер сначала отложил, а затем и вовсе от неё отказался: кроме катастрофы она ничем не могла закончиться - флот был откровенно слаб, а на границе копилась "красная чума".
       Он предпочёл опередить.
       Застали врасплох. Что говорить! Первой немцам удалось расстроить именно советскую авиацию - десятки авиадивизий и полков. В приграничных округах - 116 полков и 500 аэродромов, но части перевооружались и подготовленных экипажей не хватало, аэродромы располагались близко у границы, были не готовы или строились, на большинстве отсутствовала ПВО, а армейские "зенитные части находились на полигоне". Где успели по тревоге подняться - оказали сопротивление и потери немцев были серьёзными, однако успехи отдельных частей сводились на нет общей обстановкой и бездарностью командования. Часто бомбардировщики вылетали на задание по устаревшим данным, без истребительного прикрытия, разрозненно; по мере удаления от границы в бой вступали новые авиачасти, и всё повторялось. Гибли полками, дивизиями! Но это не могло бы столь фатально сказаться на положении дел, если бы не была разбита вся Красная Армия.
       Символом "блицкрига" стали бомбардировщики Ju-87 и Ju-88. Немецкие самолёты оказались лучше во многих отношениях и во взаимодействии с наземными войсками стали смертоносным оружием. Без авиации вермахту пришлось бы туго! Не было спасения советским танкам - без зенитных пулемётов, даже спаренного с пушкой: огненными шарами разлетались они от прямых попаданий, близкие разрывы бомб вели к детонации боекомплекта, повреждали внутреннее оборудование, контузили экипаж, огонь спаренных (до 6) крупнокалиберных пулемётов и 37-мм пушек кромсал крыши, поджигал моторы. Многое значило господство в воздухе. Это, пожалуй, всё! Против немецкой тактической авиации оказались бессильны. Десантов боялись два года!
       На волне успеха немцы попытались бомбить Москву и тыловые города, но бомбардировщиков для решительных ударов не хватало, к тому же их почти не прикрывали истребители, и они несли большие потери: люфтваффе уже лишились около трети исходного состава.
       К первому налёту - 21 июля в обороне столицы состояло 600 истребителей, около 800 76 и 85-мм орудий, 248 37 и 25-мм, 336/571 счетверённых 7,62-мм пулемётов, 618 зенитных прожекторов, 124 аэростата заграждения, 6 РЛС. Постоянно прибавлялось зениток, самолётов и прожекторов, и благодаря частям МПВО - десяткам тысяч бойцов, спасателям, пожарным, санитарам, восстановительным полкам и батальонам, крупных пожаров и разрушений удалось избежать. По апрель 1942 г. немцы произвели около сотни крупных рейдов, совершив 8600 самолётовылетов, но прорваться к Москве смогла лишь треть нападавших, а 1392 самолёта сбито (с 07 по 12.41 из 7146 самолётов пробились 229). Непрерывно увеличивающаяся огневая мощь ПВО и неудачи на земле не оставили люфтваффе шансов на успех. ПВО Ленинграда и вовсе признана самой мощной во 2-й Мировой.
       Что же "сталинские соколы" - "тройным ударом, да на чужой территории"? В начале августа бомбили Берлин, но это был, так сказать, "удар престижа"; не достигли особых успехов налёты на ряд объектов в Польше, Румынии и Финляндии. В следующем году авиация дальнего действия нанесла несколько ударов по Восточной Пруссии, Бухаресту и Будапешту, сбросив на "логово фашистского зверя" 51 тонну бомб.
       Люфтваффе, опираясь на тыловые аэродромы, весной 1942-го отыгрались на беззащитных колоннах и "кочующих таборах" советских войск; летом разбомбили Мурманск, великолепно показали себя на Юге. Беспримерно снабжение Сталинградского "котла"! Три месяца: Паулюса окружал десяток полевых и три воздушные армии со Сталинградским районом ПВО, немцы смогли обеспечить практически непрерывное снабжение, причём в условиях лютой зимы. Хотя в советской авиации были сформированы воздушные армии и корпуса, насыщавшиеся новой техникой, она сколько-нибудь заметного влияния на весь 1942-й не окажет.
       Зато в полную силу начнёт сказываться влияние Второго фронта - борьба за контроль над морским и воздушным пространствами, где развернулись масштабные сражения. Наличных сил Гитлеру, учитывая обширность ТВД и многочисленность противника, никогда не хватало, ведение боевых действий в Европе почти целиком легло на плечи Германии, а участие в Североафриканской кампании расширялось - требовалось больше людей, средств, ресурсов. Надводные корабли уже сдали позиции авиации - наземного и авианосного базирования, и, начиная с 1943 г. ВМС западной коалиции чрезвычайно осложнили Кригсмарине борьбу в Атлантике, а ВВС не давали носа высунуть из баз. Через год авиация и флот буквально раздавят японцев.
       К английской авиации, действовавшей над Германией в сравнительно скромных масштабах и преимущественно ночью, 17 августа 1942 г. присоединилась американская - начав бомбёжки днём.
       Гитлер переоценил возможности обороны и недооценил решимость противников, его "знаменитый" приказ дал повод свёрнуть перспективные разработки (на что, впрочем, не хватало времени и средств), сыграло роль сибаритство маршала авиации Геринга и главное - неодолимое промышленное превосходство противников. Война подстегнула изобретения, и немцы проигрывали в гонке технологий и электроники, улучшали имеющиеся образцы, но этот путь был тупиковым. Появившиеся реактивные истребители изменить положения уже не смогли, как зенитные ракеты и другие новинки - их было слишком мало.
       Как не сражались лётчики и были хороши самолёты - немцев брали числом, при этом Германии пришлось обеспечивать восточно-европейских союзников, а обширное предполье было некому защищать.
       Производство самолётов в 1942 г. красноречиво:

    США

    СССР

    Англия

    Германия

    Япония

    Италия

    24 900

    21 700

    17 700

    11 600

    6300

    2300

       Основу германской ПВО составляли превосходные 88-мм тяжёлые зенитные пушки "8.8 смFlak" нескольких модификаций, обладавшие высокой скорострельностью - 15-25 выстрелов в мин. и дальнобойностью от 9 до 15 километров; важные объекты и столицу защищали 105-мм Flak38 и 128-мм Flak40, размещавшиеся стационарно или на ж/д платформах. 4-8 пушечные батареи, соединённые с радаром и системой управления огнём, были опасны, но растущие скорости самолётов, увеличение радиуса действия бомбардировщиков и улучшение методов борьбы со средствами обнаружения, снижали их эффективность. К борьбе привлекалось всё больше истребителей - в 1942-м 17%, в 1943-м 21%, в 1944-м 29% и это сказывалось на поле боя, особенно на Восточном фронте, где почти не осталось асов - многих перевели на Запад, и советские ВВС стали теснить немцев. Потери нападавших были терпимы, и становилось ясно, что такого напряжения ПВО не выдержит.
       В 1943 г. мощь ударов возросла: к 8-му американскому Воздушному флоту присоединился переброшенный из Египта 9-й и 15-й флот - для Италии. По целям принялись действовать группы в несколько сотен бомбардировщиков, прикрываемые сотнями истребителей сопровождения, а на перехват им, как правило, могли подняться от 50 до 100 истребителей.
       Перерывов в бомбёжках немцы уже не знали, территория, ещё не охватывающаяся радиусом действия авиации противника, неумолимо сокращалась. Вся Европа по нарастающей подвергалась налётам: работавшие на немцев французские заводы и базы на побережье, Бельгия, Дания, Норвегия. Над нейтральной Швейцарией, пять раз подвергавшейся бомбардировкам, местная ПВО сбила более 200 самолётов. В Бухаресте уничтожено 10 500 зданий, погибли и ранены около 9000 гражданских и военнослужащих. Доставалось Болгарии. Под "союзными бомбами" погибли 100 000 французов и 200 000 человек в остальных странах. Только Венгрию по секретному соглашению не бомбили, обменяв на свободный пролёт над её территорией, и тихой заводью была Чехия.
       К середине 1944 г. многократный численный перевес, лучшие характеристики основных самолётов и удобные районы базирования позволили коалиции установить контроль над воздушным пространством. Бомбардировщики шли волнами, гигантскими формациями. Как ни старались немцы и не придумывали новые способы борьбы (весьма удачные), сбить или отклонить от цели удавалось лишь от 5 до 10% нападавших, а потери в истребителях превосходили союзнические вдвое втрое. Положение настолько обострилось, что создали штурмовые группы из добровольцев, обязанных идти на таран, если "огонь окажется безуспешным". Так удалось сбить несколько бомбардировщиков...
       А каждый нёс по 6-8 тонн бомб, и вес их постоянно увеличивался: тактически оперировали 50-500 кг, на города сбрасывали 1-5 тонные - такие разносили в куски целые кварталы, от них бомбоубежища не спасали и кирпичные дома становились братскими могилами. Превращались в "лунную поверхность" целые районы, небольшие города исчезали целиком, были разрушены авиазаводы и предприятия по производству горючего, железнодорожная сеть. Переселяли людей на Восток, организовывали помощь: "алес ин орднунг" было до конца 44-го.
       Люфтваффе мужественно отвечали налётами на Англию - десяток-два самолётов. "Оружие возмездия" - баллистические и крылатые ракеты ФАУ хотя и причинили значительный ущерб Лондону, некоторый урон войскам коалиции во Франции и Бельгии, а в налётах на стартовые позиции союзники лишились тысяч лётчиков и самолётов, обходились дорого и себя не оправдали. Они наносили буквально булавочные уколы: их требовалось запускать не десятками - сотнями и тысячами. Две сотни комплексов "Мистель" - спарка из истребителя и дальнего бомбардировщика, которыми собирались ударить по советским электростанциям в глубоком тылу и базе английского ВМФ в Скапа-Флоу, так и не применили: Красная Армия вошла в Восточную Пруссию, где имелись подходящие аэродромы, а позднее не хватило времени.
       В 1944-м выпуск самолётов достиг максимума - по разным данным от 39,5 до 40,9 тыс.: 25 285 истребителей, 5496 штурмовиков, 3639 учебных, 2287 бомбардировщиков, 1686 разведывательных, 1041 реактивный, 443 транспортных, 410 самолётов связи, 141 гидросамолёт, 111 боевых и грузовых планеров. Однако число участвовавших в боях было значительно меньшим. В июне против 14 700 самолётов СССР, 13 200 Англии и 11 800 США Германия могла выставить 4600, из них на Западном фронте около 1500 истребителей (боеготовых до 60%). Меньше техники оставалось для ударов по противнику: около 1000 бомбардировщиков и несколько сотен штурмовиков и пикировщиков. В ПВО - 25 зенитных дивизий: 10 в рейхе - 1 (Берлин), 3 (Гамбург), 8 на Востоке, 3 во Франции, 2 в Греции и Югославии, по 1 в Италии и Румынии.
       Что это было перед мощью противников? Высадке в Нормандии могли противостоять всего 4 сотни самолётов.
       В 1944-м союзники сбросили на Германию 1,2 миллиона тонн бомб, превзойдя в 4 раза 1943-й, однако надежды их не сбылись: немцев сломить не удалось, и они бились до последнего - без транспорта, горючего и половина страны превращена в руины. В 1945-м авиации уже не хватало целей, а боевые сухопутные действия едва возможны, что доказало наступление в Арденнах, на которое выигрывая время отважился Гитлер.
       Символами ковровых бомбардировок стали Берлин и Гамбург. В Германии погибли 593 000 немцев (от 535 до 543 тыс. гражданского населения) и 486 000 были ранены и травмированы (К. Беккер), около 1 млн. зданий разрушено и повреждено (20% жилого фонда), более 7,5 млн. человек остались без крова. Потери СССР можно принять в 500 000 жертв, наибольшее число в Сталинграде - около 50 000 жителей. Англии воздушные бомбардировки и обстрелы ФАУ обошлись в 146 тыс. гражданских лиц и служащих гражданской обороны убитыми и ранеными: от ФАУ-1 погибли 5864-6814 и более 40 000 ранены, в Лондоне ФАУ-2 унесли от 2624 до 2754 жизней и 6467-6523 раненых. Сотни тысяч человек погибли в Японии и Китае.
       После вермахта потери люфтваффе были вторыми - 485 000 человек, в том числе 165 000 убитыми и 155 000 пропавшими без вести и пленными, при значительной доле сухопутных подразделений (например, дневные истребители - погибли 8500 пилотов, 2700 пропали без вести или оказались в плену, 9100 ранены). С 1939-го года урон составил около 77 тыс. самолётов всех типов, из них более 50 тыс. в воздушных боях на Восточном фронте (Кривошеин - 56,8 тыс. "боевых" самолётов) или 52 600 "уничтоженных самолётов противника" (М. Гареев), а 791/1140 самолётов за партизанами. По немецким данным - 30 000 и несколько тысяч их европейские союзники.
       Немцы хорошо сражались - на авиацию пришлось до четверти общих потерь коалиции: более 200 000 убитыми и ранеными и десятки тысяч самолётов. Только бомбардировочное командование "RAF" лишилось 7528 машин и 786 разбились при посадке, списаны (главный их враг - ночные истребители одержали более 7000 побед), многие самолёты возвращались повреждёнными, с убитыми и ранеными среди экипажа.
       Уточним - победа не уничтожение противника, а выведение его из строя, что в отношении авиации и бронетанковых войск наиболее характерно, и ошибались весьма не редко: живуч был 4-х моторный бомбардировщик В-17 с тринадцатью 12,7-мм пулемётами или В-24 с десятком. Были разные методы подсчёта, но отмечается, что германский наиболее строгий.
       Около 5000 "экспертов" - истребителей асов, летавших на добротных "фоккерах" и "мессерах" одержали по 5 и более побед, а некоторые достигли поразительных успехов: 35 лётчиков от 71 до 80, 19 от 152 до 197 и 14 от 203 до 301. По разным данным они записали на свой счёт 51-70 тыс. самолётов противника: 32-45 тыс. на Восточном фронте и 19-25 тыс. на Западном.
       Впечатляет общий счёт 98 лётчиков штурмовой авиации: 1 линкор, 3 крейсера, 1 лидер, 9 эсминцев, 27 канонерских лодок, многие десятки транспортов, катеров, десантных и сторожевых кораблей, 954 самолёта, 3070 танков и САУ, 17 бронепоездов, 3679 автомашин, 242 артиллерийские и зенитные батареи, 257 орудий. Или результаты 57 лётчиков бомбардировочной авиации: 3 крейсера, 25 военных кораблей, десятки транспортных судов, 434 танка, 1840 автомашин, 753 самолёта, 126 артиллерийских и зенитных батарей, 2 бронепоезда, 718 ж/д вагонов и паровозов, 29 самолётов, а также несколько подлодок, сотни мостов и ж/д составов, склады и другие цели.
       Наше всё - Иван Кожедуб сбил 62-64 самолёта, Покрышкин - тот самый "ахтунг" - совершил 600 вылетов, провёл 156 боёв и сбил 59 самолётов; сотни лётчиков одержали по паре десятков побед, есть 40 и больше, при заметной части групповых. Значение имела и численность противника: на Востоке целей было больше, да ещё и с едва подготовленными экипажами и знаменитый Эрих Хартманн - 352 победы, как и остальные асы, просто чаще поднимался в воздух. А как вам женские авиаполки и отдельные эскадрильи, зенитные части?
       Результаты определяли качество техники, подготовка экипажей и индивидуальное мастерство лётного состава, управление - разведка и связь по радио, отношения между людьми. Какой лучше? Так, пикирующий бомбардировщик Ju-88 превосходил Пе-2 бомбовой нагрузкой и максимальной дальностью, уступая в максимальной скорости 470 к 580 км/ч и практическом потолке 8,2 км к 9; Пе-3 бис хорошо вооружён - 2х20, 2х12,7 и 2х7,62, но снизилась до 1000 км дальность полёта и до 540 км скорость.
       ТТД
      

    истребители

    штурмовики

      

    Ла-5 ФН

    Як-9

    Fw-190

    Bf-109*

    Ил-2М

    Hs-129**

       Экипаж

    1

    1

    1

    1

    2

    1

       Вооружение, кол-во х калибр, мм

    2-3х20

    1х20

    2х12,7

    2х20

    2х13

    3х20

    2х13

    2х23

    1х12,7

    2х7,62

    1х30

    2х20

    2х7,92

       Бомб. нагрузка, кг

    200

    200

    500-700

    --

    1000, 8 82-мм РС

    700 или доп. 1х37-мм пушка

       Макс. скорость, км/ч

    665

    698

    685

    621

    414

    407

       Практ. потолок, км

    10,8

    11,9

    12,0

    11,7

    6,3

    9,0

       Макс. дальность, км

    635

    870

    835

    720

    765

    560-685

       *хорош был тяжёлый Ме-410, вооружённый 4х20, 2х13, 2х7,92-мм, но таких выпустили всего 1160
       **немецкий меньше и легче, обладал большей скоростеподъёмностью, Ил-2 бронирован, но она не выдерживала огня 20 и 37-мм автоматических пушек, зато "летающих танков" выпустили более 30 тысяч, а Hs-129 - 841 (к концу войны противотанковые штурмовики вооружались ракетами и 75-мм пушками). При этом - десятки тысяч штурмовиков коалиции.
       Германия во время 2-й мировой произвела 113 515 самолётов:
       Истребители

    53 729

       Бомбардировщики

    18 235

       Штурмовики

    12 359

       Учебные

    10 942

       Разведывательные

    6299

       Боевые и грузовые планеры

    3145

       Транспортные

    3079

       Связи

    2549

       Реактивные

    1988

       Морские

    1190

       СССР в Великой Отечественной войне - около 130 000 самолётов всех типов, в т.ч. 115 600 боевых и 22 000 самолётов получили по ленд-лизу, в большинстве истребителей (первую эскадрилью "Спитфайеров" в июле 41-го); в 42-м доля союзных машин составляла 10%, в 43-м 18%. Важнейшее значение имели поставки сотен тысяч тонн боеприпасов, авиабензина и алюминия, радары и рации, а также 8000 зенитных орудий и 1000 ЗСУ.
       После США - 324 750 - вторые по числу авиатехники: около 180 тыс. самолётов! Примерно 70 000 истребителей, 35 000 многоцелевых, 30 000 штурмовиков, 28 000 бомбардировщиков, около 9000 морских, несколько тысяч пассажирских и транспортных, сотни разведчиков. У нас везде с размахом, но сразу видны слабые места: разведка и транспорт - как тут не вспомнить с грустью немецкие "раму" и "тётюшку Ю". Наш ответ - доставлявшие много хлопот противнику У-2 - "швейные машинки" - звали их немцы, из фанеры такие делали десятками тысяч.
       В воздушных боях потеряли 45-46 тыс. самолётов, с наземными - до 48 тыс., по Кривошеину списано 88,4 тыс. боевых самолётов, из них 43 100 сбитыми и 5600 за износом, а всего в годы войны - 106 000 самолётов всех типов.
       Советские ВВС совершили миллионы самолётовылетов. Флотская авиация - около 400 тыс., уничтожив 1500 самолётов (до 1300 Северный флот), потопив 3 германских миноносца, учебный арт. корабль "Гектор" и корабль ПВО "Хуммель", несколько подлодок и ряд мелких кораблей и транспортов; повреждены - броненосец "Шлезиен", эсминец Z34, плавучая батарея "Ниобе" и румынский ЭМ "Реджеле Фердинанд". Люфтваффе нанесли большой урон британскому надводному флоту, а на Востоке серьёзно повредили линкор "Марат" и 6 крейсеров, потопили 4 крейсера, 1 лидер, 4 эсминца и 3 канонерки, а также 3 подводные лодки и 7 лодок возможно или совместно, в т.ч. болгарскими и итальянскими охотниками.
       За истребителями 170 тыс. боевых вылетов и 4170 вражеских самолётов (5% бомбардировщиков), зенитная артиллерия и истребительная авиация ПВО сбили 7312. Получается, что основные - ПВО, истребители и морская авиация уничтожили 15-20 тыс., а остальные - армейская ПВО? Не имевшая толком зенитной артиллерии: из счетверёнок "максимных"? ДШК? Хилых 85-мм 20К?
       Едва не половину потерь составляли не боевые. К примеру, убыль лётного состава ЛВ на всех фронтах за 1944-й год:
       Вид

    Убитые

    Раненые

    Пропавшие без вести и пленные

       Боевые

    7837

    5278

    6439

       Эксплуатационные

    6321

    1637

    59

       Несчастные случаи и ЧП

    3298

    1886

    86

       В мае на 712 самолётов потерянных в боях пришлось 656 в результате различных инцидентов: 33% ошибка при посадке, 9,9 плохие метеоусловия, 9,7 авария при рулёжке, 7,4 ошибка при пилотировании, технические причины. Сказывалась нехватка горючего, из-за которого полётная подготовка с 200 часов сократилась до 110 (в советских ВВС - 10-12 часов) и торопились - нужно было много лётчиков, однако добровольность сохранялась: как бы пехотинец не завидовал лётчику, очень не многие согласятся поменяться и не у всех выйдет.
       А у Красных соколов? Представить легко! Множество мелочей, и каждая обретала огромное значение на высоте 10 тысяч метров. Самолётов было много, но разнотипных, качество низкое, лётный состав - сплошь новобранцы, едва научившиеся выполнять "делай как я". Связи по-прежнему не хватало, разведка плоха. С поддержкой войск на поле боя обстояло хуже всего и отсутствие взаимодействия типично - буквально много раз штурмовали и бомбили своих.
       Из-за отсутствия подходящих самолётов и низкой боеспособности имевшихся, советская авиация дальнего действия Германию почти не бомбила - хватало дел на своей территории, где провели несколько рейдов: по Орше, ж/д узлам Минска, Могилёва, в котором немцы потеряли несколько тысяч убитыми и ранеными, и другим городам, расстаравшись в 44-м так, что впору наказывать! Тысячи самолётов участвовали в налётах на Хельсинки, порты Котка и Турку и, не смотря на слабую ПВО, особых результатов не добились - в столице, к примеру, за всё время было убито 120 жителей и около 500 ранено, разрушено 109 зданий, в т. ч. советское посольство, а потери чувствительны.
       Своё небо защищали три четверти истребителей и зенитной артиллерии, но в июне 1943 г. немцам удались несколько рейдов (50-80 бомбардировщиков) по заводам Горького, Ярославля, Саратова; в них приняло участие 168 самолётов, из которых потеряли 40. Серьёзно пострадал Горький, на автозаводе было разрушено 50 зданий, тысячи метров конвейеров и единиц оборудования, 28 мостовых кранов, 8 электроподстанций. Через год дальние бомбардировщики "Гриф" бомбили Псков, Смоленск, Невель, самый крупный налёт совершили 87 Хе-177 16 июля на Великие Луки, а самой удачной была операция 22 июня 50-60 Ю-88 и Хе-111 по челночному аэродрому в Полтаве. Помните историю с Рустом? Или как бестолково сбивали У-2 Пауэрса? Система.
       Хотя после Курской битвы на Восточном фронте наступил перелом, над полем боя продолжала господствовать немецкая авиация, по необходимости завоёвывая локальное превосходство и терзая советскую артиллерию. Однако делать это становилось всё труднее: силы противника к 1 июня 1944-го увеличились до 21-24 тыс. самолётов, из них 14 787 боевых. В грандиозном летнем наступлении участвовали восемь воздушных армий - около 11 000 самолётов, в восьми авиакорпусах АДД - 1000 бомбардировщиков и 898 подготовленных экипажей; новой матчастью на 100% располагала штурмовая и 74% бомбардировочная авиация, 87% в истребительных полках.
       Группу армий "Центр" с воздуха прикрывал 6-й воздушный флот - 1342 самолётов всех типов, гр. А "Северная Украина" 4-й - до 750 самолётов, Гр. А "Север" рассчитывала на поддержку крайне незначительных сил. ПВО - около 300 тяжёлых (4-5 орудий 88, 105 и 128-мм) и лёгких (12-15 20, 37, 50-мм) батарей и пара десятков прожекторных (16 прожекторов 150-200-см). Всего у немцев могло быть около 2000 боеготовых самолётов (на всём фронте 441 истребитель) и пара сотен самолётов союзников. О каком успешном противостоянии могла идти речь?
       Но привлечённые силы до конца не раскрыли свой потенциал, авиация плохо действовала против подходящих немецких резервов, позволяя это противнику, оказалась скована борьбой с его ВВС и ПВО, сроками восстановления разрушенных аэродромов и передислокацией на новые, часто недостатком топлива. Немцы сражались упорно и потери в 1944-м были велики - более 19 000 самолётов: 10 000 истребителей, 7500 штурмовиков, около 2000 бомбардировщиков.
       Гигантские жертвы советских сухопутных войск свидетельствуют в том числе о слабом влиянии авиации на боевые действия, и ситуация по ходу войны улучшилась не кардинально, победы были обеспечены тем, что противостоящие силы уменьшались год от года и куплены ценой жизни миллионов солдат и потрясающим количеством вооружения: десятками тысяч танков, самолётов, пушек и миномётов.
      
      
      
      
      
      
      
      
       15:5726.07.2011 5
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Миронов Андрей Евгеньевич (onmuss@mail.ru)
  • Обновлено: 26/07/2011. 36k. Статистика.
  • Эссе: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка