Модель Исак Моисеевич: другие произведения.

Пролегомены к философии подвижности

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Модель Исак Моисеевич (mentalnost@gmail.com)
  • Обновлено: 14/01/2010. 5k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье предпринята попытка осмысления феномена транспортной подвижности человека с точки зрения философско-со циологического подхода. Подвижность рассматривается в качестве одного из важнейших прав человека гражданского общества. Ключевые слова: разум, подвижность, цивилизация, гражданское общество,

  •   
      Человеческая подвижность обладает таким богатым набором проявления сущностей, что позволяет рассматривать ее не только с опорой на различные философско-методологические принципы, но и как объект исследования различных наук. Ниже предлагаемые тезисы как раз и представляют попытку такого рода.
      Подвижность есть реализовавшаяся в процессе зарождения жизни способность материи к саморазвитию, движению. Поэтому она есть ни что иное как имманентная человечеству способность вечного существования в пространстве-времени.
      Подвижность может рассматриваться как одна из движущих сил человеческой эволюции и истории. Распространение человечества по земному шару происходило не только в силу необходимости обеспечить выживание рода, но и в силу природного инстинкта к пространственному перемещению.
      Указанные обстоятельства и способствуют тому, что подвижность обретает статус онтологической категории.
      С точки зрения социальной философии, категория подвижность не только выражает способность человека к преодолению дискретности социального пространства, но и потребность человека в межличностных и социально-пространственных контактах. Поэтому ее е можно рассматривать в качестве своеобразного ·клеяЋ социальности.
      Можно сказать и что колесо как средство передвижения - это плод эволюции не только разума, но и закономерный этап эволюции материи в целом. Вообще, каждая историческая эпоха характеризуется присущим только ей способом ускорения естественной способности человека к пространственному перемещению: от использования мускульной силы животных, к извлечению энергии перемещения из природных источников биологического происхождения, вплоть до современных преобразователей в движение энергии солнечного излучения.
      Есть все основания утверждать, что глобальность современного мира - это следствие не только процессов накопления капитала и его потребности выхода за национальные границы, не только развития средств связи и Интернета, но и следствие экспоненциального роста способности мирового сообщества к динамичному межграничному трансферту людских ресурсов, товаров и продуктов.
      В целом мы можем утверждать, что подвижность как проявление потребности и страсти человечества к пространственному перемещению суть одна из его экзистенций, а мера и способы осуществления подвижности - один из критериев цивилизованности общества, развития человеческих сущностных сил. Если справедливо определять человека как Homo erektus и как Homo sapiens, то не менее справедливо называть его и как ·существо подвижноеЋ - Homo mobile.
      Разумеется, осмысление пространственных перемещений такого масштаба и такой глубины воздействия на глобальное общество требует разработки новых междисциплинарных методологий и преодоления ограниченности традиционных взглядов не только на подвижность как категорию социально-философскую, но и на ее основной дериват - подвижность транспортную.
      В этой связи нельзя не заметить абсолютный примат и диктат технико-организационной и экономико-статистической парадигм исследования подвижности населения. Разумеется, речь здесь идет не только о прежней советской школе, страдавшей болезнью сугубо позитивистского взгляда на объект и субъект исследования и в силу этого погрязшей в схематизме. Эта традиция с успехом перекочевала и в новую российскую историю, оставляя за бортом своего внимания гуманитарную составляющую подвижности. Достаточно красноречивыми в этом свете выглядят результаты предпринятой нами попытки информационного поиска по ключевым словам ·транспортная подвижность населенияЋ в Научной электронной библиотеке ИНИОН РАН РФ, обнаружившего всего лишь пять журнальных статей по транспортной тематике. Да и то не выходящих за рамки названной выше парадигмы.
      Замечу при этом, что отсутствие внимания отечественной социологии к гуманитарной составляющей транспортной подвижности населения, помимо ее внутренних и названных выше причин, является следствием крайне низкого уровня транспортной насыщенности страны, представляющего одно из серьезнейших препятствий не только для развития экономики, но и становления гражданского общества. Общества, базирующегося, помимо прочего, на праве, свободе и возможности пространственного перемещения.
      Между тем, обращение социологии к поставленной в настоящей статье проблеме могло бы оказать существенную помощь не только в деле развития теории транспортной подвижности населения вообще, но в аспекте углубления понимания ее социальной природы и специфики.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Модель Исак Моисеевич (mentalnost@gmail.com)
  • Обновлено: 14/01/2010. 5k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка