Могилевская Юлия Исааковна: другие произведения.

История вегетарианства в Нидерландах

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Могилевская Юлия Исааковна (julia482@hotmail.com)
  • Обновлено: 21/06/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Нидерланды
  • Иллюстрации: 3 штук.
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

      Более 4,5% населения Нидерландов - вегетарианцы. Не так много по сравнению, например, с Индией, где таковых 30%, но и не мало для Европы, где до 70х годов прошлого века употребление мяса являлось всеобщей и незыблемой нормой. Сейчас же около 750 тыс. голландцев ежедневно заменяют сочную котлетку или ароматное жаркое двойной порцией овощей, соевыми продуктами или надоевшей яичницей. Одни из соображений здоровья, другие из-за беспокойства за экологию, но основная причина - сострадание к животным.
      
      Вегетарианский фокус-покус
       []
      В 1891 году известный голландский общественный деятель Фердинанд Домела Ньивенхейс (1846 -1919), посетив по делам город Гронинген, заглянул в местный трактир. Хозяин, польщенный высоким визитом, предложил гостю стакан своего лучшего красного вина. К его удивлению Домела вежливо отказался, объяснив, что не употребляет спиртного. Радушный трактирщик решил тогда порадовать посетителя вкусным обедом: 'Любезный господин! Скажите, что вы желаете: кровавый или хорошо прожаренный бифштекс, а то, может, куриную грудку или свиное ребрышко?' 'Благодарю сердечно, - ответил Домела, - но я не ем мяса. Подайте мне лучше ржаной хлеб с сыром'. Трактирщик, потрясенный таким добровольным умерщвлением плоти, решил, что странник разыгрывает комедию, а может просто не в себе... Но он ошибался: его гость был первым известным в Нидерландах вегетарианцем. Биография Домелы Ньивенхейса богата крутыми поворотами. После окончания курса теологии он девять лет занимал должность лютеранского пастора, а в 1879 году покинул церковь, объявив себя непреклонным атеистом. Возможно, Ньивенхейс потерял веру из-за жестоких ударов судьбы: в 34 года он был уже трижды вдовцом, все три молодые супруги скончались родами. К счастью, этот злой рок миновал его четвертый брак. Домела был один из основателей социалистического движения в стране, но в 1890 году отошел от политики, а позже примкнул к анархизму и стал писателем. От мяса он отказался из-за твердого убеждения, что в справедливом обществе человек не вправе убивать животных. Никто из друзей не поддержал Ньивенхейса, его идею сочли донельзя абсурдной. Пытаясь оправдать его в собственных глазах, окружающие даже придумали свое объяснение: тот якобы постится ради солидарности c неимущими рабочими, на чьих столах мясо появлялось лишь в праздники. В кругу семьи первый вегетарианец также не нашел понимания: родственники стали избегать его дом, считая застолья без мяса скучными и неуютными. Брат Адриан с гневом отклонил его приглашение на встречу Нового года, отказавшись иметь дело с 'вегетарианским фокусом-покусом'. А домашний доктор даже назвал Домелу преступником: ведь тот подвергал риску здоровье жены и детей, навязывая им свою немыслимую диету.
      
      Опасные чудаки
      
      Домела Ньивенхейс недолго оставался в одиночестве, постепенно он находил единомышленников, хоть поначалу их было совсем немного. 30 сентября 1894 года по инициативе врача Антона Версхора был основан Нидерландский союз вегетарианцев, состоящий из 33 членов. Спустя десять лет их количество возросло до 1000, а еще через десять лет - до 2000. Общество встретило первых противников мяса отнюдь не приветливо, скорее даже враждебно. В мае 1899 года газета 'Амстердамец' опубликовала статью доктора Петера Теске, в которой тот выразил крайне негативное отношение к вегетарианству: 'Есть среди нас недоумки, полагающие, что яйца, бобы, чечевица и гигантские порции сырых овощей могут заменить отбивную, антрекот или куриную ножку. От людей с такими бредовыми идеями можно всего ожидать: не исключено, что они вскоре станут нагими разгуливать по улицам'. Гаагская газета 'Народ' также не уставала чернить сторонников растительного питания, а больше всего доставалось прекрасному полу: 'Это особый тип женщин: из тех, кто коротко стрижет волосы и даже претендует на участие в выборах!' По-видимому, толерантность пришла к голландцам позже, а в конце девятнадцатого - начале двадцатого века их явно раздражали те, кто выделялся из толпы. К таковым относили теософов, антропософов, гуманистов, анархистов, а заодно и вегетарианцев. Впрочем, приписывая последним особый взгляд на мир, обыватели и консерваторы не так уж ошибались. Первые члены Союза Вегетарианцев были последователями великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который в возрасте пятидесяти лет отказался от мяса, руководствуясь нравственными принципами. Его голландские единомышленники называли себя толстоянами (tolstojanen) или христианами-анархистами, и их приверженность толстовскому учению не ограничивалась идеологией питания. Как и наш великий соотечественник, они были убеждены, что залогом формирования идеального общества является совершенствование отдельного человека. Кроме того они выступали за свободу личности, призывали к отмене смертной казни и равноправию женщин. Но несмотря на такие прогрессивные взгляды их попытка примкнуть к социалистическому движению окончилась неудачей, а причиной раздора стало как раз мясо! Ведь социалисты обещали трудящимся равноправие и материальную обеспеченность, что включало в себя и изобилие мясного на столе. А тут эти толстояны явились неизвестно откуда и грозят все запутать! А их призывы не убивать животных - так и вовсе чепуха несусветная... В общем, нелегко пришлось первым политизированным вегетарианцам: даже самые прогрессивные соотечественники их отвергали.
      
      Медленно, но верно
       []
      Члены Нидерландского Союза Вегетарианцев не отчаивались и проявляли завидное упорство. Они предлагали свою поддержку рабочим-вегетарианцам, призывали (правда, безуспешно) ввести растительное питание в тюрьмах и армии. По их инициативе в 1898 году в Гааге был открыт первый вегетарианский ресторан, затем появилось еще несколько, однако почти все быстро разорились. Выступая с лекциями и издавая памфлеты, брошюры и кулинарные сборники, члены Союза усердно пропагандировали свой гуманный и здоровый режим питания. Но их аргументы редко принимали всерьез: слишком сильны были почтение к мясу и пренебрежение к овощам.
      
      Этот взгляд изменился после Первой мировой войны, когда выяснилось, что в основе тропической болезни бери-бери лежит недостаток в витаминах. Овощи, особенно в сыром виде, постепенно прочно вошли рацион, вегетарианство стало вызывать возрастающий интерес и понемногу входить в моду. Вторая мировая война положила этому конец: в период оккупации было не до экспериментов, а после освобождения мясо ценилось особо: голландские медики утверждали, что содержащиеся в нем белки и железо необходимы для восстановления здоровья и сил после голодной зимы 1944-1945 годов. Немногочисленные вегетарианцы первых послевоенных десятилетий в основном принадлежали к сторонникам антропософского учения, включающего в себя идею растительного питания. Были и одиночки, не употреблявшие мяса в знак поддержки голодающих народов Африки.
      
      О животных задумались только к 70м годам. Начало было положено биологом Герритом Ван Путтен, посвятившим себя исследованию поведения домашнего скота. Результаты удивили всех: выяснилось, что коровы, козы, овцы, куры и прочие, кого до тех пор считали лишь элементами сельскохозяйственного производства, умеют думать, чувствовать и страдать. Ван Путтен был особенно потрясен умственными способностями свиней, оказавшимися ничуть не ниже, чем у собак. В 1972 году биолог основал показательную ферму: своеобразную выставку, демонстрирующую, в каких условиях содержатся несчастные скотина и птица. В том же году противники биоиндустрии объединились в общество 'Вкусный зверь', выступавшее против тесных грязных загонов и клеток, плохого корма и мучительных способов убийства 'младших обитателей ферм'. Многие из этих активистов и сочувствующих им становились вегетарианцами. Осознавая, что в итоге весь скот - в каких бы условиях его не содержали - попадает на бойню, они не хотели оставаться пассивными участниками этого процесса уничтожения. Таких людей уже не считали оригиналами и сумасбродами, к ним стали относиться с уважением. А потом и вовсе перестали выделять: вегетарианство стало обычным явлением.
      
      Дистрофики или долгожители?
      
      В 1848 году голландский врач Якоб Ян Пеннинк писал: 'Обед без мяса - все равно, что дом без фундамента'. В 19 веке медики дружно утверждали, что употребление мясного - залог здоровья, а соответственно и необходимое условие для сохранения здоровой нации. Не зря же англичане, известные любители бифштекса, считались тогда самым сильным народом мира! Активистам Нидерландского союза вегетарианцев нужно было проявить немало изобретательности, чтобы поколебать эту устоявшуюся доктрину. Понимая, что прямые заявления вызовут лишь недоверие, они подошли к делу осторожно. В журнале 'Вегетарианский вестник' печатались истории о том, как люди, страдали, болели и даже умирали, поев испорченного мяса, которое, кстати, на вид и вкус казалось вполне свежим... Переход же на растительную пищу исключал подобный риск, а кроме того предотвращал возникновение многих опасных недугов, продлевал жизнь, а иногда даже способствовал чудесному исцелению безнадежно больных. Наиболее фанатичные ненавистники мяса утверждали, что оно не переваривается полностью, его частички остаются гнить в желудке, вызывая жажду, хандру, а то и агрессию. Они говорили, что переход на растительную пищу снизит преступность и даже, возможно, приведет к всеобщему миру на Земле.
      
      Между тем польза или вред вегетарианского питания все больше занимали голландских медиков, на эту тему был проведен ряд исследований. В начале 20 века в научной прессе впервые прозвучали сомнения о необходимости мясного в нашем рационе. С тех пор прошло более ста лет и наука уже практически не сомневается в пользе отказа от мяса. Доказано, что вегетарианцы реже страдают ожирением, гипертонией, сердечными заболеваниями, диабетом и некоторыми видами рака. Но возможно, этому есть и другие объяснения: ведь большинство вегетарианцев, не пьют, не курят, не употребляют наркотиков, следят за своим весом и занимаются спортом - в общем, ведут здоровый образ жизни. Так что вопрос пока остается открытым.
      
      Заключение
       []
      Нидерландский союз вегетарианцев существует до сих пор, он по-прежнему выступает против биоиндустрии и отстаивает пользу растительного питания. При этом он не играет существенной роли в общественной жизни страны, между тем как вегетарианцев в Нидерландах становится все больше: за последние десять лет их число удвоилось. Среди них есть и своего рода эктремалы: веганисты, исключающие из своего рациона любые продукты животного происхождения: яйца, молоко, мед и многое другое. Есть и совсем крайние: те стараются довольствоваться фруктами и орехами, полагая, что растения также нельзя убивать.
      
      Лев Николаевич Толстой, чьи идеи и вдохновили первых голландских борцов за права животных, неоднократно выражал надежду, что к концу двадцатого века все люди откажутся от мяса. Надежда писателя, правда, не воплотилась пока в полной мере. Но может, это лишь вопрос времени, и мясное в самом деле постепенно исчезнет с наших столов? Поверить в это трудно: слишком сильна традиция. Но с другой стороны, кто знает? Жизнь часто бывает непредсказуемой, а вегетарианство в Европе - явление относительно молодое. Возможно, у него еще все впереди!
    Март 2013 г.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Могилевская Юлия Исааковна (julia482@hotmail.com)
  • Обновлено: 21/06/2016. 11k. Статистика.
  • Статья: Нидерланды
  • Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка