Могилевская Юлия Исааковна: другие произведения.

Бриллиант из праха

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Могилевская Юлия Исааковна (julia482@hotmail.com)
  • Обновлено: 21/06/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: Нидерланды
  • Иллюстрации: 2 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как хоронят в Нидерландах


  •  []
      Уличные шествия в Голландии - явление нередкое, но в этом было что-то необычное. Увидев процессию пёстро одетых людей - детей и взрослых - я, заинтересовавшись, пошла за ними. Что это: экскурсия? Демонстрация? Не похоже. Впереди шла женщина в длинном черном плаще и цилиндре, за ней медленно ехал черный автомобиль. Затем мужчина и женщина средних лет с опущенными головами, девочка-подросток, везущая старушку в инвалидной коляске. И целая толпа детей, каждый из них держал в руках воздушный шар. Вдруг я поняла: кого-то хоронят. И следующая мысль: ребёнка. Из услышанных обрывков разговоров стало ясно, что умер мальчик девяти лет, а дети - это его друзья и одноклассники. Тут процессия остановились, и шары в одно мгновение взлетели вверх. Сначала мне это показалось странным, неуместным... Но сразу подумала: почему бы нет? Очевидно, именно такой сценарий похорон отвечал чувствам и переживаниям родителей, потерявших сына.
      
      Современный человек все чаще получает право выбора. Он может решить, где ему умереть: дома, в больнице или в хосписе, естественной смертью или с помощью эвтаназии. И даже определить, как будут проходить его последние проводы.
      
     Как было раньше?
      
      В средние века смерть в Голландии была событием скорее социальным, чем личным и интимным. При последнем вздохе умирающего присутствовали не только члены семьи, но и священник, соседи, дальние родственники. После смерти тело покойного также ни на миг не оставалось в одиночестве: соседки или родственницы обмывали и одевали его, при нём всегда кто-то дежурил. На кладбище гроб несли мужчины, а женщины ехали в повозке, их лица закрывала вуаль. Все были одеты в чёрное. Впереди шли так называемые оповестители, на каждом был короткий плащ, а на голове - парик и треугольная шляпа, с которой свешивалась длинная креповая лента. Накануне они обходили друзей и родных умершего, чтобы сообщить им печальную весть, теперь же распоряжались ходом похорон. Случалось, что позади шествия слуга вёл лошадь покойного в траурной упряжке: она тоже провожала своего хозяина в последний путь. Окна каждого дома, который миновала процессия, тут же закрывались тёмными шторами. После похорон следовал обед и, разумеется, усталые и изголодавшиеся гости часто напивались до неприличия... С трауром было связано множество ритуалов. Если смерть наступала ночью, в доме, поднимали на ноги всех, включая домашних животных: иначе умерший - из мести, ревности или под влиянием злых духов - мог прихватить с собой души спящих. На все зеркала накидывали покрывала: случайный взгляд на собственное отражение грозил потерей души. Для защиты от злых духов окна плотно занавешивали, а несущие гроб скрывали лица под масками.
      
      Постепенно отношение к смерти и всему связанному с ней менялось. К концу 18 века церемонии, связанные с уходом, прощанием и трауром стали делом скорее личным и семейным, чем общественным. Организацию же похорон всё чаще брали в свои руки профессионалы. После Второй мировой войны пришли новые перемены: ритуальным обрядам перестали придавать большое значение, страна была занята другими важными делами: послевоенным восстановлением и дальнейшим подъёмом экономики. А к восьмидесятым годам двадцатого века произошёл как бы частичный возврат к прошлому - люди начали осознавать, что уход из жизни не должен подчиняться стандартным меркам, похоронам вернули их значимость и торжественность. Возможно, именно многолетнее забвение давних традиций положило начало приходу новых ритуалов, связанных со смертью, погребением и трауром.
      
    Ваш выбор
      
      Агент похоронного бюро Карин Слот наблюдала на собственном опыте, как меняются желания её клиентов: "Раньше всё устраивали мы, а семье лишь разъясняли, как и что. Сейчас роли изменились. Родные, а то и сам будущий покойник, расписывают процедуру прощания до мельчайших подробностей. Какой они предпочитают гроб, как одеть умершего, положить ли рядом с ним его любимую книгу или, например, дежурную чашку или трубку? Какая будет звучать музыка? Кому предоставят слово? Что будет потом: гости сразу разойдутся или им предложат угощение? Отдельный вопрос - о ритуальном транспорте. Традиционно к месту захоронения гроб с телом доставляет микроавтобус, в нём же размещаются родственники. А при богатых и роскошных церемониях (и такие бывают) в качестве транспорта используют карету с упряжкой лошадей или катер. И на кладбище едут не сразу, сначала объезжают любимые места покойного".
      
      "Вы упомянули, что люди часто сами высказывают пожелания, касающиеся своих будущих похорон. Наверно, это относится к глубоким старикам или неизлечимо больным - ведь они уже сроднились с мыслью об уходе".
      "Да, это так, но не обязательно. Мы привыкли планировать свою жизнь. Вот человек и задумывается о том, как должен выглядеть его уход - как не абсурдно это звучит, другого шанса уже не будет, умираем мы один раз. Недавно к нам обратился совсем молодой мужчина с полным сценарием своих похорон. Даже нас это удивило. Но он объяснил. Его друг неожиданно покончил собой. Никто не знал, как его хоронить, сам он никогда об этом не говорил. Убитые горем родные были не в состоянии что-то решать и устраивать, и все предоставили ритуальным работникам. В результате церемония вылилась в стандартную процедуру, в которой ничто не указывало на уникальный характер, неповторимые черты ушедшего. У нашего клиента осталось чувство, что он так и не попрощался со своим другом. Вот он и решил, что с ним такого произойти не должно. Он даже наговорил на кассету свою прощальную речь. Впрочем, предупредил, что каждые несколько лет - пока жив - будет изменять текст..."
      
      "А что, если человек не оставил никаких распоряжений? И родственников у него нет?"
      "Сначала мы всё же пробуем их найти, и если это удаётся, то примерно в половине случаев они берут заботы на себя. А иначе мы всё устраиваем сами. Пытаемся у соседей, домашнего врача или у тех же отстранившихся родственников что-то узнать о жизни, привычках, интересах и вкусах покойного. И на основе этого подбираем музыку, цветы, ткань для драпировки гроба. Сотрудник нашего бюро произносит речь. В общем, всё как полагается, только гостей немного: ритуальные работники, иногда ещё несколько соседей и знакомых. Если умерший оказывается несостоятельным, его похороны оплачивает муниципалитет".
      
      "Наверно, Вы, как похоронный агент со стажем, давно продумали свои собственные похороны?" Несколько щекотливый вопрос, поэтому я не сразу решилась задать его. Карин, видя мое смущение, улыбается: "Пока человек жив, его смерть может быть даже предметом шуток. Печалиться надо, когда она придёт. Что же касается меня... Знаю одно: не хочу лежать в гробу. Только одна мысль, что меня засунут в этот тесный ящик, наводит уныние..."
      "А как же тогда?"
      "В саване. Закон это позволяет. Правда, не все крематории и кладбища допускают такое по причинам гигиеническим и экологическим".
      "А кстати: покойных чаще погребают или кремируют?"
      "В нашем центре это соотношение примерно пятьдесят на пятьдесят".
      
    Погребение или кремация?
        []
      Согласно социологическому опросу 42% голландцев желают, чтобы их похоронили, 35% предпочитают кремацию, 5% завещают свое тело науке. Этот выбор определяет, как будет проходить последний момент прощания.
      
      Если предстоит кремация, то присутствующие после окончания траурной церемонии обычно покидают зал. Гроб тогда остается на месте, поскольку его исчезновение на глазах близких может вызвать у них слишком сильный взрыв эмоций. Но бывает, что они как раз хотят присутствовать при сожжении. Пепел помещают в урну - родные могут хранить её дома, замуровать в кладбищенскую стену или предать земле. Или развеять прах на специальной, предназначенной для этого территории крематория. Впрочем, место может быть любое. Официально такое не разрешено, но власти не контролируют действия близких. Многие предпочитают проводить этот ритуал над морем, что символизирует в их глазах возврат к природе. Ритуальные агентства предлагают и такие услуги, как распыление пепла с вертолета или запуск его в небо в виде маленького облачка. Бывает и совсем экзотическое погребение: из пепла заказывают бриллиант и вставляют его в кольцо или брошь.
      
      Прощание при захоронении имеет совсем иной характер. Процессия проходит вдоль кладбищенских могил, мужчины в черном несут гроб к свежевырытой яме... Как бы заглядываешь смерти в глаза. Нередко родные умершего боятся, что момент погружения праха под землю станет для них непомерным переживанием. Поэтому заранее договариваются, что гроб опустят лишь чуть-чуть, после чего они покинут могилу, и дальнейшее завершат кладбищенские работники. А бывает, что близкие как раз настаивают на том, чтобы самим опустить гроб. Это обычно допускается, но только при наблюдении и помощи профессионалов. Впрочем, благодаря последним достижениям техники погружением можно управлять с помощью дистанционного пульта.
      
    Траур или праздник?
      
      Детская писательница Анни Шмидт ушла из жизни на 85-м году жизни. Почти ослепшая, не способная самостоятельно передвигаться, она выбрала эвтаназию. Накануне сама до мельчайших деталей разработала план своих похорон. Писательница говорила, что не боится смерти, что видит в ней одно из важных жизненных событий, стоящее в том же ряду, что окончание школы, вступление в брак, рождение детей... Она не хотела, чтобы на ее проводах плакали и произносили грустные слова. И никаких чёрных одежд! По желанию Анни Шмидт ее друзья и родные были одеты в розовое. Во время траурной церемонии выступавшие читали со сцены её собственные юмористические стишки, пели песенки. А позже сын писательницы установил на могиле монумент, переливающийся множеством цветов: символ радости жизни.
      
      Всё чаще на похоронах можно увидеть светлые и яркие цвета. Строгие официальные костюмы сменила повседневная, а то и нарядная одежда. Вместо траурного марша Шопена и "Аве Марии" Шуберта слышна музыка Вивальди и Моцарта, джаз и даже современные эстрадные номера. В выступлениях на церемонии прощания нередко звучат рассказы о забавных эпизодах из жизни покойного. Впрочем, выступающий может у всех на глазах разразиться слезами. Вообще, сдержанные голландцы обычно не стесняются плакать на глазах у других. Но улыбка и даже шутка во время похорон тоже ни у кого не вызовут осуждения.
      
      Нередко у гроба можно увидеть детей. Раньше их оберегали от прямой конфронтации со смертью, горем, трауром. Ради них самих? Нет, скорей всего ради родителей, которые, возможно, не знали как вести себя с ребенком в подобной ситуации, боялись открыто проявлять перед ним свои эмоции. В итоге его оставляли наедине с собой, наложив запрет не только на печальное зрелище, но и разговоры на эти темы, что приносило ему ещё большую душевную травму. Поэтому сейчас чаще решают иначе: пусть дети будут со всеми.
      
      Но вот гроб опустили в могилу. Что потом? Многолетняя голландская традиция - кофе и кекс после траурной процедуры - постепенно перестала быть нормой. Можно предложить гостям разнообразный выбор холодных и горячих блюд. Бывает, что присутствующие прямо у свежевырытой могилы выпивают бокал вина или рюмочку водки. Или расходятся по домам без всякого угощения.
      
    Мусульмане, индусы, буддисты...
      
      Деннис Фриперсон, суринамец по происхождению - директор бюро ритуальных услуг Meersorgh в Делфте. "Когда я лет десять назад начал работать похоронным агентом, рассказывает он, - вскоре понял, что голландские похоронные службы ориентированы в основном на католические и протестантские обряды и мало считаются с обычаями других культур. А ведь в нашей стране проживают люди многих национальностей! Поэтому я открыл собственное бюро - моя дверь открыта для разных традиций, разных народов, разных религий. Мы организуем в частности похороны по исламским, китайским, индуистским и креольским обрядам".
      
      "Не могли бы вы рассказать об этом подробнее", - прошу я Денниса.
       "По мусульманским обычаям хоронят в тот же день до захода солнца. Но практически реализовать это трудно, поэтому мы установили срок от 24 до 36 часов. Мусульмане полагают, что умерший страдает, пока находится среди живых. Поэтому во время погребения не принято громко плакать, чтобы не заставить его мучиться еще больше. Тело омывают, укутывают в саван. Хоронят без гроба, в могилу покойного кладут так, чтобы его лицо было обращено в сторону Мекки. И потом читают молитвы, упоминая как можно чаще имя ушедшего и таким образом помогая ему перейти из земного мира в загробный.
      
      На китайских похоронах все присутствующие одеты в белое, процессия сопровождается громкими ритуальными причитаниями. Похоронный обряд сохранил ряд старинных обычаев, сейчас я упомяну лишь один - хоть он в течение многих веков и претерпел некоторые изменения. Перед погребением сжигают имущество умершего: мебель, машину, одежду, деньги, а также компьютер и мобильный телефон. Но только не настоящие, а вырезанные из бумаги! Китайцы верят, что сожжённые предметы вознесутся на небо вместе с покойным, и в другой его жизни - какой бы она ни была - обернутся подлинными".
      
      "А что представляют собой суринамские похороны?"
      Деннис: "Такого понятия на самом деле не существует. Дело в том, что суринамцы, проживающие в Нидерландах, относятся к разным вероисповеданиям: мусульманскому, протестантскому, католическому, буддистскому и даже иудейскому. Но в основной своей массе - к индуизму, что подразумевают веру в реинкарнацию. Поэтому умершего всегда кремируют - считается, что погребение в земле помешает дальнейшему перевоплощению души. После церемонии прощания открытый гроб проносят мимо дома покойного, затем процессия направляется в крематорий. Пандит (индуистский священник) читает молитвы. Кремация проводится в присутствии сыновей и других близких родственников мужского пола. А у креольских суринамцев христианской веры ритуальные обряды совсем другие. Они хоронят, танцуя. Представьте себе такое шествие: мужчины несут гроб, перед ними музыканты с трубами и барабанами, а сзади огромная толпа родных и близких, ритмично движущихся в такт музыки. Этим они как бы хотят показать, что не только горюют об ушедшем, но также празднуют то, что он жил среди них, что они его знали и любили".
      
      Я задаю последний вопрос: "Вас называют мультикультурным похоронным агентом. Означает ли это, что Ваша работа существенно иная, чем у ваших коллег, обслуживающих исключительно голландских клиентов?" Деннис: "И да, и нет. Им тоже приходится иметь дело с самыми разными сценариями похорон. А что касается переживаний и эмоций близких... Конечно, каждый скорбит по-своему, это сугубо личная область; национальность, культура и вероисповедание здесь не причем. То же относится к чувствам самих умирающим - ведь мне нередко приходится обсуждать с ними детали их предстоящего ухода. Обычно, это деловой, практический разговор. Значит ли это, что человек легко расстается с земным миром? Нет, конечно. Верит ли он в Иисуса, Аллаха или Будду, является ли убежденным атеистом - почти каждый, за редким, конечно, исключением - испытывает страх и бессилие перед концом. В итоге, перед лицом смерти все мы равны".
      
       Май 2012 г.
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Могилевская Юлия Исааковна (julia482@hotmail.com)
  • Обновлено: 21/06/2016. 16k. Статистика.
  • Статья: Нидерланды
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка