Могилевская Юлия: другие произведения.

Лучший голландский праздник

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 08/12/2014.
  • © Copyright Могилевская Юлия (julia482@hotmail.com)
  • Обновлено: 07/12/2021. 20k. Статистика.
  • Статья: Нидерланды
  • Иллюстрации: 5 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

     []

       В конце ноября - начале декабря голландские города и деревни напоминают ожившую сказку. Куда не пойдёшь - встретишь загримированных негритят, они распевают песенки, танцуют и раздают прохожим незамысловатые маленькие печеньица, именуемые перчёными орешками. А иногда их встречаешь в сопровождении старика с белой роскошной бородой в красной мантии и золотым посохом. Кто же это: может, рождественский Санта Клаус? Но до Рождества ещё далеко. Нет, старика зовут Святой Николаас или просто Синт, он приехал из Испании, чтобы 5 декабря отметить в Голландии свой день рождения. Уникальный праздник, который когда-то отмечала вся Европа, сохранился только в Нидерландах и Бельгии.
      
       Немного истории
      
       О настоящем Святом Николаасе известно немного. Согласно церковным книгам он родился в 270 году в Испании и в последние годы своей жизни служил епископом в городе Мира, лежащем на востоке Римской империи. Николаас прославился как защитник и покровитель бедных и обездоленных, странников, бездомных, а также воров, падших женщин и других людей, сбившихся с пути. Добрый святой умер 6 декабря 340 года. В 1087 году из-за опасения, что Мира будет захвачена турками (что впоследствии, действительно, произошло), его прах был перезахоронен в итальянском городе Бари. С этого времени слава о нём распространилась по всей Европе, и 5 декабря - канун его смерти - стали отмечать как день его памяти. Отмечали широко и пышно: устраивали шумные рынки и народные гуляния. Веселились до глубокой ночи, заходя по очереди во все окрестные трактиры. Детям рассказывали небылицы о Святом, например, что тот через печную трубу проникает в дом с мешком подарков. Кладёт он их в башмачки, предварительно выставленные на ночь перед печкой. И дети, в самом деле, находили по утрам подарки. В основном это были сладости, и часто - буквы из сдобного теста. В народе ходило поверье, что употребление в пищу букв способствует развитию мышления и расширению кругозора.
      
       В течение 19 столетия пышные торжества в честь Святого Николааса постепенно сошли на нет, и праздник стал семейным. Легенда о Николаасе тоже претерпела изменения: он никогда не умирал, а по-прежнему жил в Испании и иногда путешествовал по Европе. Вместо дня его памяти стали праздновать день его рождения, который как раз и приходился на 5 декабря. Однако в большинстве европейских стран и этот обычай со временем стал соблюдаться всё реже, и только Бельгия и особенно Голландия оставались верны старой традиции. Некоторые историки объясняют это тем, что нидерландцы - сторонники строгого воспитания и любители читать морали - охотно пользовались помощью мудрого справедливого старца. Тот якобы круглый год наблюдал из Испании, как дети себя ведут - слушаются ли родителей, прилежно ли учатся - и решал, что они заслужили: подарки или розги.
      
       Другие эксперты убеждены, что праздник 5 декабря сохранился в Нидерландах ещё и благодаря книге школьного учителя Яна Схенкмана "Святой Николаас и его слуга", вышедшей в свет в 1850 году. Главный герой этой сказочной повести ежегодно приплывал на пароходе из Испании в Голландию, чтобы отметить там день рождения. При этом он не ожидал подарков, а сам раздавал их. Одарить в одиночку всех голландских ребят ему было не по силам, поэтому старик нанял слугу - Чёрного Питера. По домам Николаас разъезжал на лошади и кроме мешка с подарками всегда имел при себе тетрадь, где было записано, как вели себя дети в течение года. Послушных и прилежных он щедро вознаграждал, а упрямцы и забияки вместо ожидаемого презента получали мешочек с солью. Книга Схенкмана неоднократно переиздавалась, стала необыкновенно популярной и в итоге во многом определила характер праздника.
      
       День 5 декабря отмечали не только в богатых домах. Бедняки тоже старались хоть чем-то порадовать своих детей, и состоятельные граждане им в этом помогали. Создавались многочисленные благотворительные комитеты, о дарах самых щедрых спонсоров объявляли газеты. Праздник для бедных ребятишек устраивали в школах, маленьких гостей угощали какао и сладкими булочками, а в подарки они получали поддержанные игрушки и одежду.
      
       Синт не существует
      
       В начале 20 века Николаас получил в Голландии второе имя: Синтерклаас или просто Синт. Он стал добрее: из грозного судьи превратился в понимающего наставника. Он уже не пугал мирных домочадцев громким стуком в окно, не смотрел гневным взглядом, а лишь слегка укорял шалунов, и то чаще - в форме шутки. При этом все дети, даже самые непослушные, получали от него знаки внимания.
      
     []

       Как отмечают день рождения Святого сегодня? Собираются всей семьёй, приглашают в гости родственников и друзей. Чаще всего среди собравшихся есть дети. Взрослые при этом утверждают: мы всё устраиваем ради них! На самом деле они веселятся не меньше малышей. А бывают, что собираются компании тридцатилетних и старше, например, бывшие одноклассники. Никто не считает их впавшими в детство, напротив - уважают за верность традиции. Собравшиеся поют пригласительные песенки для Синта и Пита. А вскоре те являются сами и становятся участниками застолья. Правда, бывает, что они лишь стучат в дверь, оставляют у порога мешок и тут же исчезают. И тогда начинается самое важное: раздача подарков. Сам Николаас (а при его отсутствии кто-то другой) вытаскивает из мешка каждый свёрток, провозглашает указанное на нём имя и передает по назначению. Нетерпеливые руки разворачивают упаковочную бумагу, но рассматривать подарок рано: сначала надо зачитать вслух приложенное к нему стихотворение. Оно анонимно или подписано Синтом, может занимать целую страницу, но чаще незамысловатое и короткое. Например: "Ян, хоть и мал, рисует классно, и Синт ему вручает краски". Или: "Синт в бабушке души чает, ей дарит чашечку для чая". Без стишка презент не считается настоящим, а отсутствие поэтических способностей во внимание не принимается: хоть что-то, но надо сочинить! Детям - тоже, ведь и они на свои карманные деньги приобретают подарки для других, в том числе для родителей. Сравнивая их рифмованные послания на протяжении последних десятилетий, можно увидеть, как меняются отношения в семьях. Снижается авторитет старших, их мнение и правота уже не воспринимаются, как незыблемые истины. Наряду с этим стираются границы между поколениями, контакт становится более непосредственным и дружеским.
      
       Принято заранее - через вытягивание билетиков - распределять, кто кому покупает подарок, причем каждый приобретает (а значит и получает) их по несколько. Малыши до семи-восьми лет в этой лотерее не участвуют. Они на особом положении, поскольку ещё верят в Святого Николааса и убеждены, что все подношения и стихи от него самого. Однако приходит срок и они узнают правду, вот только родители почему-то считают необходимым им в этом помочь. Если в России детям обычно предоставляют самим разобраться в мифе о Деде Морозе и постепенно перейти из сказки в действительность, то в Нидерландах старшие честно сообщают младшим, что Синта на самом деле нет. Иногда "плохую новость" даже официально объявляют в школах. Большинство детей воспринимают это изобличение без эмоций: они и так обо всем догадывались, например, уже что-то слышали от друзей или замечали, что Николаас очень похож на соседа или друга семьи. Но для некоторых конец сказки становится горьким разочарованием.

     []
      
       Чёрный Пит под угрозой
      
       Отношения между Николаасом и Чёрным Питером уже не те, что были в 19 веке. Слово "слуга" звучит всё реже, Пита именуют помощником, ассистентом и даже другом, а сам он уже давно не благоговеет перед своим господином. Тем не менее в последнее время стали раздаваться голоса: Пит - раб, его эксплуатируют... Что такое? Загвоздка, оказывается, в том, что Пит - негр. И при этом слуга, пусть он и почти на равных с хозяином. А это якобы вызывает воспоминания о рабстве и расизме, обижает и унижает нидерландцев суринамского и африканского происхождения. "Сторонники справедливости" считают, что Питер должен стать белым, и тогда негативные ассоциации исчезнут. Впервые с таким призывом выступил художник Квинзи Гарио в ноябре 2013 года. У Гарио объявились сторонники, пусть и не очень многочисленные, но настроенные решительно. Они потребовали от мэра Амстердама отменить чернокожего Питера, и когда тот отказался, возбудили против него судебное дело. Разумеется, они проиграли. Тем не менее организаторы праздника стали осторожнее: Питы слегка посветлели и сняли крупные позолоченные серьги и браслеты, которые приято считать типичными негритянскими украшениями. А Святой Николаас по центральному телевидению заявил, что любит и уважает своего помощника и никогда не притесняет.
      
     []

       Однако протесты сторонников Белого Пита продолжались. Их терпеливо уговаривали успокоиться - ведь речь идёт о старинной сказке и давней нидерландской традиции. Но активисты упорно твердили: расизм! И чуть не сорвали праздничную процессию в честь Синта в городе Гауда. К счастью, охранникам порядка удалось их усмирить. На торжествах в других населённых пунктах также присутствовали полицейские. Похожая антирасистская акция имела место в 2005 году: тогда объединение "Рабство в Суринаме, честь и восстановление" выступило против шоколадных конфеток "негритянский поцелуй" и добилось их переименования. Будем надеяться, что в этот раз новоявленные мятежники осознают со временем абсурдность своих требований. И что уникальный голландский праздник сохранит свои неповторимые обычаи ещё на многие годы.
      
    Декабрь 2014г.

    Шесть лет спустя

    В 2020 году, в связи с пандемией Короны, день святого Николаса прошёл почти незаметно. Семейные праздники проходили в удалённом режиме. Сам Синт 'работал из дома', поэтому обращался к голландцам только по телевидению. Рядом с ним находились верные Питы, но увы - уже не чёрные. Даже министр-президент Марк Рютте, ещё недавно возмущённый чрезмерными антирасисткими тенденциями, признался, что после многочисленных бесед с темнокожими людьми изменил своё мнение. Понял, что внешний облик Пита и в самом деле вызывает печальные воспоминания о рабовладельческом строе. Голландские СМИ не верят, что глава государства говорил искренне. Скорей всего он опасался, что иначе его обвинят в расизме, и кроме того хотел предотвратить беспорядки. Так же, очевидно, думают местные власти и сами Питы. Они стремительно белеют: превращаясь из негров в мулаты, а то и сразу в обычных европейцев. Что на это скажешь?

     []

  • Комментарии: 1, последний от 08/12/2014.
  • © Copyright Могилевская Юлия (julia482@hotmail.com)
  • Обновлено: 07/12/2021. 20k. Статистика.
  • Статья: Нидерланды
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка