Что знают в мире о Голландии? Если задать этот вопрос в разных концах Земли, то наверняка прозвучат ответы: "тюльпаны", "ветряные мельницы, "дамбы", "толерантность", "легкие наркотики", "скупость"... А более осведомленные добавят "велосипеды". И верно, благодаря плоскому ландшафту, высокой плотности населения, небольшим расстояниям между населенными пунктами, а также ряду исторических и экономических факторов двухколесный транспорт играет в стране огромную роль. Пожалуй, голландцы могут без преувеличения сказать: "Велосипеды - это наше все".
Велосипедов больше чем жителей
Одно из моих первых нидерландских впечатлений было малоприятным: на меня наехал велосипед. При этом виновник (пусть и задел меня лишь слегка) и не подумал извиниться - напротив, пробормотал что-то явно неблагожелательное и покатил дальше. Вот вам и корректные вежливые голландцы! Сопровождавшая меня подруга объяснила: "Нет, это ты виновата, ступила на красную дорожку..." Какую еще дорожку - я просто вышла из автобуса! Оказалось, что вышла, да не заметила полосу, отделявшую проезжую часть от тротуара - она и предназначалась для велосипедистов. Впредь я уже была внимательнее, но сами велосипеды меня поначалу мало интересовали. Даже поселившись в Голландии несколькими годами спустя, я не думала, да и не умела пользоваться этим средством передвижения. Обходилась общественным транспортом и своими двоими. Машины же у нас с мужем не было (и нет до сих пор) - из-за пробок, высоких налогов, проблем с парковкой и прочих причин решили отложить это удовольствие до старости.
Со временем - прожив в Нидерландах год, два, три - я все чаще ощущала себя белой вороной. Все кроме меня на велосипеде... Знакомые чуть ли не падали в обморок от удивления, узнав, что я не умею на нем ездить, и хором уговаривали поскорей начать учиться. В итоге я последовала их совету, решив, что возраст не помеха: ведь Лев Толстой освоил искусство велосипедной езды в 67 лет. Муж стал терпеливо давать мне уроки и через несколько недель я наконец впервые проехала сама несколько метров. А вскоре познала на практике, насколько жизнь стала легче и приятнее. Не нужно больше таскать тяжелые сумки из супермаркета: их довезет велосипед. Можно забыть о неудобном расписании автобусов. Не надо долго и нудно плестись пешком по одним и тем же маршрутам. Все на 'стальном коне'! И каждый раз, пускаясь на нем в путь, я испытывала чувство радости и полета. Однако ни с кем не могла разделить свой восторг. Друзья и знакомые, которые еще недавно так удивлявшиеся, что я не знакома с двухколесным транспортом, теперь искренне недоумевали, почему я так им восхищаюсь. Ведь для них, голландцев, езда на велосипеде - не спорт или развлечение, а привычная ежедневная рутина, образ жизни.
Утро, час пик - страна спешит на работу и на учебу. Количество автомобилей на дорогах может соперничать с велосипедами. Крутят педалями все: солидные чиновники, врачи, учителя, рабочие, студенты, школьники. Малыши сидят на особых стульчиках, установленных за багажником или перед седлом маминого или папиного велосипеда, а с шести-семи лет уже едут сами под строгим наблюдением родителей. У большинства велосипедистов сумки через плечо, тяжелые портфели и дипломаты прикрепляют к багажнику. А у некоторых сбоку весит какая-то странная конструкция - что бы это могло быть? Всмотревшись лучше, можно увидеть, что это ... тоже велосипед! Значит, его обладатель работает в другом городе, и оставив свой основной транспорт у вокзала, возьмет маленький складной с собой в электричку и от станции доедет на нем до места работы.
В Голландии больше велосипедов, чем жителей: 18 млн. на 16 млн. граждан, тридцать лет назад эти цифры составляли 11 млн. на 14 млн. Несмотря на рост числа личных автомобилей велосипед отнюдь не теряет популярности - в среднем каждый житель страны проезжает на нем в год 900 км. Тротуары для пешеходов обычно малолюдны - даже небольшие расстояния голландцы предпочитают проехать. Ездят на работу, в гости, за покупками, на прогулку, в отпуск. Для этого есть все условия: голландские города и деревни приспособлены для велосипедистов. В их распоряжении платные и бесплатные стоянки, мастерские, пункты проката, для них установлены отдельные светофоры и путевые указатели, разработано множество туристских маршрутов. При каждом доме или квартире имеется помещение для хранения велосипедов.
Они преобразили жизнь
Велосипед является единственным транспортным средством, который человек приводит в движение сам, без использования иного сподручного средства - такого, например, как электричество, пар или лошадь. Когда и где он был изобретен, неизвестно до сих пор, хотя на это счет существует много предположений. Согласно одной из версий первая сходная с велосипедом конструкция появилась в древнем Риме более двух тысяч лет назад, согласно другой - 2300 лет до н.э. в Китае. Так или иначе, в Европе 'самопередвигающиеся тележки' известны лишь с 15 века, причем они были трех или четырехколесными. В 1760 г. каретных дел мастер, немец Михаил Касслер изобрел первый самокат, к которому его соотечественник, изобретатель Карл Драйс фон Зауербронн, в 1814 г. прибавил седло и руль. Это устройство, называемое ходячим велосипедом, получило широкую популярность. В последующие годы умельцы из Шотландии, Франции и других стран ревностно трудились над его усовершенствованием, и в 60х годах 19 века в Европе началось производство велосипедов, похожих на современные.
В Нидерландах велосипеды были поначалу предметом роскоши: молодые люди из богатых семей устраивали на них увеселительные прогулки и спортивные состязания. Но к концу 19 века цены на них значительно упали, они стали доступны не одной лишь элите, но и средним, а позже и бедным слоям населения. Это значительно расширило возможности последних, ведь поездов и трамваев тогда было мало, а лошадей имели далеко не все. Новое транспортное средство позволило деревенским детям не ограничиваться начальной школой, а продолжать учебу в средних и профессиональных учебных заведениях, которые располагались только в крупных населенных пунктах. В результате повысился уровень образования в стране. Выиграла и экономика, поскольку трудящееся население теперь меньше зависело от расстояний при выборе места работы. Кроме того велосипеды стали широко применять для профессиональных целей. Булочники и молочники развозили на них свой товар, помещая его в прицеп на колесах, врачи разъезжали на них по больным, священники навещали прихожан, почтальоны доставляли почту, служители порядка объезжали город. К середине 20 века благодаря развитию автомобильной индустрии профессиональное использование велосипедов стало реже, но для некоторых специальностей - таких как почтальоны, полицейские, медсестры - они до сих пор остаются незаменимыми.
...и улучшили здоровье нации
В 1899 году на 53 голландца приходился один велосипед, в 1912 им обладал каждый десятый, а в 1926 каждый третий. Открылись школы по обучению велосипедной езде, где в просторных залах под руководством опытных тренеров и при музыкальном сопровождении ученики осваивали новый способ передвижения. Но в 1922 году эти школы прекратили свое существование: почти все взрослые к тому времени уже умели управлять велосипедом и сами обучали этому своих детей. Колесили не только мужчины, но женщины, для чего им пришлось пересмотреть свой гардероб - шили специальные широкие юбки, а наиболее смелые натягивали брюки. У противников эмансипации это, разумеется, вызывало осуждение, но их голоса звучали слабо - ведь ясно, что в брюках крутить педали удобнее.
К 1900 году в нидерландской прессе стали появляться первые публикации о пользе велосипедной езды для здоровья. Медики хором убеждали соотечественников, что она поможет им избавиться от анемии, одышки, ожирения, и даже самого страшного недуга того времени - туберкулеза. "Мужчины и женщины, все на велосипед, - писал врач и ученый Эдуард Бертц, - эта чудесная машина одарит вас новыми силами, бодростью, жизнерадостностью и крепким здоровьем на многие годы!"
И он не преувеличивал. На сегодняшний день в Голландии меньше простудных заболеваний, чем в других странах, да и по продолжительности жизни Нидерланды на одном из первых мест в Европе. Недавно проведенное исследование показало, что любители велосипедного транспорта реже сидят на больничном (в среднем семь дней в году), чем те, кто предпочитает автомобиль (девять дней). Поэтому руководители предприятий и фирм всячески мотивируют своих сотрудников ездить на работу на велосипедах, пусть не весь путь, а хотя бы часть его, остальную - на автобусе или электричке. Поскольку аргументы пользы для здоровья ленивым недостаточны, в ходу и материальные стимулы: работодатели компенсируют износ и поломки велосипедов, а некоторые оплачивают их приобретение. Многие организации имеют свои стоянки и даже оборудуют душевые помещения. Приобретают и производственный двухколесный транспорт - для поездок, например, на совещания и переговоры в другие фирмы.
Муниципальные власти также стимулируют граждан чаще крутить педали: строят удобные дороги, налаживают хорошее освещение в темное время суток, устанавливают путевые указатели и пр. Преимущества для города налицо: меньше пробок, меньше загружены стоянки для машин, да и экология несомненно выигрывает.
Закон не спасет от воров
Появление первых велосипедов в Нидерландах вызвало волну недовольства и переполоха. Это красочно изобразил писатель Генри ван Боовен: "Люди застывали в изумлении при виде устрашающей диковинной машины, куры взлетали в воздух, собаки громко лаяли, кошки изгибались и шипели, а лошади в испуге шарахались в сторону. Случалось, что прохожие пытались толкнуть велосипедиста или даже бросали в него камни; впрочем, он сам - уже наученный горьким опытом - обычно имел при себе палку или плетку для необходимой обороны". И действительно, крестьяне явно не благоволили к странным машинам на двух колесах. Их считали опасными для жизни, а также полагали, что скотина при их приближении настолько пугается, что ее здоровье серьезно страдает: куры перестают нести яйца, а коровы давать молоко.
Пусть эти страхи и были крайне преувеличены, власти не могли не уделить внимания безопасности нового вида транспорта. В 1885 году в Утрехте была проложена первая велодорожка. А год спустя муниципалитет Амстердама выпустил первое в нидерландской истории постановление, касающееся правил дорожного движения для велосипедистов: тех обязывали ездить не слишком быстро, осторожно объезжать пешеходов, избегать узких тропинок, на которых объезд затруднителен, а в темное время суток включать фонарь. Впоследствии, когда количество велосипедов на дорогах страны стало стремительно расти, а наряду с ними появились и первые автомобили, правил стало больше, но они остались простыми и доступными. Соблюдали их однако не все: отдельные 'удальцы', торопясь по своим делам или просто наслаждаясь быстрой скоростью, неслись по пешеходным улицам, пугая, а то и сбивая прохожих. Власти неоднократно возвращались к вопросу: как задерживать правонарушителей? Радикального решения так и не нашли. Предложение - снабдить велосипеды номерными знаками - обсуждаемое парламентом с июля 1888 года по май 1896 - в итоге не было принято, поскольку потребовало бы создания слишком обширного и сложного административного аппарата.
Возможно, нумерация велосипедов помогала бы разрешить еще одну, насущную с давних времен проблему: воровство. На первых порах новые непонятные машины не вызвали интереса любителей легкой наживы, и владельцы доверчиво оставляли их на улице. Однако мошенники вскоре сориентировались, что побудило многих велосипедистов страховать свой транспорт. В 1895 году появились первые велосипедные затворы, но полностью защитить от жуликов они не смогли. Те и в наше время находят способы ломать замки, поэтому лучше не оставлять велосипед на улице на ночь, особенно новый и дорогой. А если вы забыли еще и запереть его, то можете потом даже не проверять, стоит ли он на месте - увезли! В 2010 году было украдено 530 тыс. велосипедов, причем это лишь зарегистрированные угоны. В полицию жертвы краж обращаются редко, поскольку найти вора обычно невозможно.
Велосипеды в опале
Годы немецкой оккупации стали особой страницей в истории нидерландского двухколесного транспорта. Его значение для страны значительно возросло, поскольку немцы наложили запрет на использование личных автомобилей. Голландцы теперь еще больше ценили и берегли свои велосипеды, тем более что достать новые в то время было практически невозможно. Каковы же были их горечь и негодование, когда в июле 1942 г. немецкое командование объявило местным властям, что намеревается присвоить себе 100 тыс. велосипедов. Это была уже не первая подобная акция - ранее велосипеды отобрали у евреев, теперь же их собирались лишить всех. Зачем? Это вопрос не раскрыт до сих пор; есть лишь предположение, что немцы хотели иметь в запасе дополнительное транспортное средство для отступления - на случай внезапного прихода союзников. После опустошения заводов и складов оккупанты потребовали от населения доставить им свои велосипеды, обещая 50 гульденов вознаграждения за каждый. Поскольку добровольцев нашлось лишь единицы, немцы отправились по домам, принуждая граждан отдать им свое сокровище. В итоге им удалось захватить лишь 3600 велосипедов, поскольку люди находили все возможные пути, чтобы спрятать их в надежном укрытии. Возмущение и протест населения оказались настолько велики, что больше подобных массовых организованных акций не проводилось, что не исключало отдельных случаев самоуправства и произвола, когда нацисты без какого-либо повода лишали голландцев их транспорта - заходя в их дома или просто останавливая на улице. В январе 1946 г., полтора года спустя после освобождения Нидерландов, Германия вернула отобранные велосипеды. Но голландцы долго не могли простить немцам покушения на их самое дорогое имущество. Еще многие годы после войны немецкие туристы, находящиеся в Голландии на отдыхе, нередко слышали от незнакомых прохожих открытый упрек: "Ты украл мой велосипед!"
Казалось, что после освобождения от оккупации и послевоенного восстановления экономики для нидерландских велосипедистов должно было наступить золотое время. Однако их ждали новые трудности: из-за роста числа машин для них буквально не оставалось места, ездить на велосипеде стало не только неудобно, но и опасно. А государство это как будто и не беспокоило, все внимание оно уделяло автомобилям, как более совершенному и перспективному транспортному средству. Для них строились новые дороги, выделялись места для парковки, а примитивные отсталые велосипеды впали в забвение. Но граждане не могли, разумеется, допустить такой вопиющей несправедливости и регулярно призывали властей дать двухколесному транспорту зеленую улицу. Подписывали коллективные письма, обращались к муниципалитетам городов и деревень с конкретными предложениями, устраивали демонстрации протеста. Властям напоминали, что двухколесный транспорт экономичен и полезен для здоровья, к тому же для многих людей, в частности школьников и студентов, является единственным и незаменимым. И эти голоса были услышаны: автомобилистов потеснили, предоставив часть улиц только пешеходам и велосипедистам. Проводились новые велодорожки - с тем, чтобы можно было на велосипеде от одной точки каждого города добраться до любой другой. Для этой же цели строили велосипедные мосты и туннели. Велосипедисты снова стали привилегированным слоем населения, что сохранилось и по сей день.
Блестя на солнце снег лежит
Благодаря совершенствованию технических характеристик - материала, тормозных устройств, систем переключения скоростей и пр. - двухколесный транспорт становится все более надежным и комфортабельным. Быстро растет и ассортимент: на голландских дорогах можно увидеть велосипеды самых разных форм и размеров. Попадаются и странные: двухместные и трехместные, с прицепом, лежачие... Специальные для инвалидов: с ручным приводом и площадкой для парализованных ног. Трехколесные - не только для детей, но и для взрослых, на них удобно совершать длительные прогулки. Есть и электрические: электромотор позволяет передвигаться без особых физических затрат. Но большинство пока предпочитает крутить педали самостоятельно - даже при сильном ветре, который вблизи Северного моря не редкость. Как и дождь - другой злейший враг велосипедистов. Под зонтиком ездят лишь немногие, это неудобно, да и не безопасно, другие натягивают дождевые костюмы, третьи беспечно мокнут, даже не покрыв голову.
А в последние два года погода преподнесла еще один досадный сюрприз: снег. Голландцы от него давно отвыкли, суровых зим не было уже десятилетия. Поначалу они ликовали и умилялись, глядя в окно: "Какая красота, наконец-то белое Рождество!" Однако потом задумывались - на чем же ездить? Тонкие шины утопали в белом пуху. Города и деревни потеряли свой привычный облик: покрытые сугробами велосипедные дорожки опустели, автобусы и трамваи наполнились пассажирами, а тротуары - понурыми пешеходами. Но стоило снегу слегка подтаять, как голландцы снова бросились к 'железным коням'! Пусть и приходилось осторожно следовать по узенькой полоске, проложенной в снегу первопроходцами, балансировать на ледяных дорожках, а временами слезать со своего двухколесного транспорта и тащить его за собой. Кто знает: возможно, еще попадется на пути незаснеженный участок дороги, по которому можно будет проехать? Ведь совсем без велосипеда ... нет, такое немыслимо!