Аннотация: Перевод статьи из Cornell Chronicle от 25 Сентября 2025 года. Перевод с английского на русский осуществлен с помощью Deep Seek.
Кандидатам, которые планируют использовать ChatGPT для написания вступительных эссе в колледж, следует хорошенько подумать: инструменты искусственного интеллекта создают чрезвычайно шаблонные личные narratives, даже если их попросить написать текст от лица человека определенной расы или пола.
Исследователи из Колледжа вычислительной техники и информатики имени Энн С. Бауэрс при Корнеллском университете сравнили 30 000 вступительных эссе, написанных людьми, с эссе, созданными восемью популярными большими языковыми моделями (LLM) - моделями ИИ, которые обрабатывают и генерируют текст, как ChatGPT. Даже когда они указывали в запросе расу, пол и географическое местонахождение человека, модели выдавали крайне однородные тексты, которые было легко отличить от письма реального человека.
"Вступительное эссе - это возможность для абитуриента дать представление о том, кем он является, за пределами всей структурированной информации в форме заявления", - сказал Рене Кызылджец, доцент информатики в Корнелле и старший автор нового исследования. "Такие инструменты, как ChatGPT, могут давать качественные отзывы о письме и, вероятно, являются хорошей идеей для слабых писателей. Но запрос на полный черновик приведет к созданию шаблонного эссе, которое просто не будет звучать как работа реального абитуриента".
Полученные данные подчеркивают, насколько сложно адаптировать стиль письма LLM, что делает их плохим выбором для написания текстов в ситуациях с высокими ставками, заявили исследователи.
Джинсук Ли, докторант в области информатики и первый автор статьи "Слабая адаптивность и управляемость больших языковых моделей: доказательства на примере вступительных эссе в колледж", представит доклад 10 октября 2025 года на Конференции по языковому моделированию в Монреале.
Вступительные эссе в колледж дают студентам возможность продемонстрировать свою уникальную личность, а также рассказать о своем прошлом и опыте.
"Вы хотите звучать максимально похоже на себя - и только на себя", - сказал соавтор Эй-Джей Алверо, доцент-исследователь в области информатики и социологии в Колледже искусств и наук и в Центре науки о данных для предпринимательства и общества. "С инструментами ИИ студенты могут невольно сами себе рыть яму".
Неизвестно, сколько старшеклассников используют ИИ в своих заявлениях в колледж, но отчет образовательной исследовательской организации foundry10 оценивает, что около 30% используют эти инструменты для написания эссе.
Используя вступительные эссе, написанные в течение трех лет до выпуска ChatGPT в ноябре 2022 года, исследователи сравнили каждое человеческое эссе с текстами, сгенерированными восемью LLM от OpenAI, Meta, Anthropic и Mistral, в ответ на тот же вопрос для эссе. Они также дали моделям задание написать второе эссе, на этот раз с указанием конкретных характеристик - например, азиатская женщина из Салинаса, Калифорния, чьи родители имеют высшее образование, - которые соответствовали бы оригинальному автору эссе.
Их анализ показал, что ИИ-модели, вместо того чтобы создавать увлекательные narratives, как правило, просто повторяли ключевые слова из запроса и перечисляли личные детали шаблонным образом.
Например, ChatGPT написал: "Взрослея в Лексингтоне, Южная Каролина, с моим азиатским наследием, я часто чувствовала себя мостом между двумя культурами. Мои родители, оба с высшим образованием, подчеркивали важность образования и упорного труда".
Исследователи с удивлением обнаружили, что просьба к модели звучать как конкретный человек иногда на самом деле делала текст менее "человеческим".
В ответ на вопрос эссе, просящий абитуриентов рассказать о происхождении, идентичности или интересе, важном для их заявления, ChatGPT начинал так: "Когда мне было восемь лет, на мой день рождения мне подарили небольшой конструктор робота. Это было простое устройство с проводами, моторами и базовой платой. Однако для меня это стало началом пути в мир инженерии, который сформировал мою идентичность и будущие устремления".
Но когда ChatGPT получал дополнительные личные данные, эссе начиналось так: "Взрослея в Рабате, Марокко, я всегда остро осознавал сложное переплетение моего наследия. Как человек смешанной расы, с чернокожей матерью и белым отцом, моя идентичность стала мощной призмой, через которую я смотрю на мир, и неотъемлемой частью моего пути".
Исследователей также удивило, насколько легко они смогли идентифицировать эссе, написанные LLM. Когда они обучили ИИ-модель отличать эссе, написанные человеком, от созданных ИИ, она работала с почти идеальной точностью. Этот вывод предполагает, что, если университеты будут целенаправленно искать, они, скорее всего, смогут идентифицировать эссе, в основном сгенерированные ИИ.
Политика учебных заведений в отношении использования ИИ в заявлениях различается, но в целом Ли советует старшеклассникам использовать собственные идеи для мозгового штурма и написания первого черновика, и, если это разрешено, использовать ИИ только для доработки и проверки текста.
Поступление в колледж может быть стрессовым, но Ли с теплотом вспоминает написание собственного эссе. "Это был прекрасный случай оглянуться на свою жизнь и свое прошлое, - сказала она. - Я думаю, это был мой первый опыт по-настоящему глубокого самоанализа".