по материалам статьи В.Ю.Суркова "Русская политическая культура. Взгляд из утопии" (официальный сайт "Единая Россия"
Читая самые разные комментарии Евангелия может сложиться ощущение того, что будущее, которое ожидает человека, - это отмель. Отмель, на которую за свои добродетели людей обязательно вынесет поток искренних страстей, порывов и желаний. Однако Христос, которому в Гефсиманскую ночь в очередной раз открылось его будущее, был далек от таких чувств. Он просил Бога: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия... ." и до последнего вздоха не был уверен, сомневался, что задуманное Им совместно с Богом удастся. В оставшееся земное мгновение груз личной ответственности за свой Выбор был так высок, что Он возопил: " Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? ".
Мы часто говорим - сложная ситуация, сложная жизнь, проблема, решение. Обращая внимание на истоки сложности нашей культуры И.А.Ильин писал: "Русская культура есть созерцание целого". Н.А.Бердяев: "Русские призваны дать ...философию цельного духа". Е.Н.Трубецкой: "Русским более свойственно познание мира религиозной интуицией как органического целого...". Подобных, абсолютно верных мыслей о сложностях русской идеи можно обнаружить в литературе немало.
Впереди очередные Выборы и от наших политиков можно уже услышать, что будущая история России - "это история очень сложных систем". Утверждается, что демократия, к которой стремится Россия - "политическая система, способная функционировать на пределе сложности". Все это справедливо, как и то, о чем писали еще в прошлом. Однако, если мы заведомо знаем, что проблема будет решена, то она не может быть сложной. Но вот если мы сомневаемся, то это как раз тот случай. Мы сомневаемся, что способны решить очень сложную проблему, но у нас есть уверенность, что решение может быть найдено. На чем же может основываться наша уверенность, наша вера? Такая уверенность, конечно, может зависеть от нашего напора, энергии, дружного усилия, знания, случая и даже фанатизма. Но каждого из этих условий, также как и всех вместе, недостаточно. Необходимо, чтобы простое и сложное, в принципе, по своей реликтовой природе, были связаны друг с другом. А постепенное освоение этой, фактически фундаментальной связи между хаосом и гармонией Мира, действительно способно дать в "руки" надежный импульс для развития, в том числе и русской идеи. Неразличимые в суете политической борьбы такие холистические импульсы, пусть медленно, но обязательно приведут к аккуратному сдвигу "цивилизационной парадигмы". Не вдруг, но они помогут окончательно вывести и нашу страну из ступора, "застывшую", не сегодня и не вчера, от шока и оторопи при взгляде в собственное будущее.