Мошкович Ицхак: другие произведения.

Еврейское племя Айудайа

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


      
      
       И.Мошкович
       Еврейское племя Айудайа?
      
       В маленькой угандийской деревне по имени Гангама - всего 500 чернокожих жителей - нет ни водопровода, ни электричества и новости узнают из одного на всех транзисторного приемничка, но зато там есть своя синагога, где по субботам для богослужения собираются все абайудайа. Молитвы читают на иврите и туристы из Америки умиляются, услышав из уст этих чернокожих людей "Адонай Элохейну, Адонай эхад", вся еда строго кошерная, все обычаи - традиционно еврейские, мужчины носят кипот с вышитыми на них звездами Давида.
      
       Иудаизм был принят этим племенем по инициативе вождя племени Семэй Какунгулу в 1919 году и невольно приходит на ум аналогия с хазарами. "Абайудайа" - транслитерация слова "ехуди" (Варианты европейских транслитераций: джу, жюиф, худио, жид и т.д.) Мы называем себя евреями или егудим, а жители Гангамы - абайудайа.
      
       Историю этого нео-иудейского племени подробно описал посол Израиля в Уганде Арие Одед и она сейчас передо мной на 11 страницах большого формата, но меня, как и членов американской еврейской организации Кулану, посетившей деревню, заинтересовал вопрос: как и почему?
      -- Почему мы хотим быть евреями? - переспросил секретарь общины Арон Кинту Мозес. - Потому что грубым обычаям окружающего нас мира мы предпочитаем еврейские.
      -- Однако, учитывая то, как силен в Уганде антисемитизм, это пожалуй не лучшее место...Если же, следуя еврейской традиции и ритуалу, вы хотите попасть в рай, то вы должны знать, что вам достаточно быть хорошими людьми и не творить зла, чтобы достичь того же.
      
       Однажды я спросил у моего друга рава Йосефа:
      -- Не кажется ли тебе странным, что наши с тобой предки, живя в христианском окружении не воспользовалсь преимуществами перехода в христианство? В обмен на опасности и несвободу им предлагалось стать такими, как все. Что за блажь держаться за старый геттовский хлам, вместо того, чтобы войти в "нормальное" общество?
      -- В том-то и дело, - ответил мне рав, - что для них быть, как ты говоришь, такими как все, вовсе не казалось им преимуществом, что вокруг они видели зло на фоне лицемерной пропаганды добра и что стиль жизни их общины был во много раз чище и нравственнее. Их обвиняли в стяжательстве и христопродавстве, но их привлекало нечто боле высокое и ценное, чем деньги и безопасность. Причем, все это прежде всего имело отношение к жизни здесь, на земле, и лишь во вторую очередь "бэолам а-ба".
      
       По соседсву с абайудайя живут христиане и мусульмане. Отношения добрососедские. Например, кипы вяжут в мусульманской деревне. Хуже было в годы правления кровавого диктатора Иди Амина. И вообще их судьба подобна судьбе всех галутских евреев: напряженная тишина всегда готова смениться вспышкой ненависти и расправой.
      
      -- В изучении и следовании Торе и соблюдении Субботы меня привлекает то, что это не дает ощутимо-физических преимуществ и благ - говорит 24-летний парень, обычно возглавляющий синагогальную службу. - Я люблю иудаизм, потому что это религия несправедливо преследуемого народа. Мы сочувствуем евреям и сами хотим быть евреями. Мечтаю ли я о том, чтобы поселиться в Израиле? Да, конечно, потому что Израиль - страна, где можно свободно выполнять мицвот.
      
       Слушая убогое стрекотание некоторых наших полит-просвет-либералов и антирелигиозников, невольно думаешь: а что если этот парень и в самом деле приедет сюда? А что если я с ним нечаянно встречусь? Он-то на мои вопросы ответит с легкостью, а готов ли я ответить ему на те, которые он мне задаст?
      
       Чернокожая девушка по имени Сарра говорит, что ей еврейство дает ощущение того, что она - пример для других. "Бог возложил на нас ответственность..." В нищей деревушке, куда воду на коромысле приносят из речки, сознание своей ответственности за судьбы мира и человечества наполняет эту девушку гордостью. Впору подумать, что, осуществи Теодор Герцль в 1903-5 годах свой "Угандийский план", мы могли бы развернуть совсем другой проект сохранения еврейства...Вам так не кажется?
       ***
       Между тем миллион граждан Израиля живут за границей и 20 тысяч изральтян ежегодно покидают страну.
      -- В Канаде я наконец-то займусь изучением еврейской истории, - сказал один славный молодой человек, сидя на чемодане. - Там у меня будут для этого время, деньги и подходящее настроение.
      
       С тех пор прошло два года. Интересно, какую главу истории евреев он сейчас изучает? Впрочем, желаю ему здоровья, благополучия, знаний по истории и много денег. Сергей, который собирается в Нью-Йорк и срочно заучивает трудные английские слова, сказал, что ему ужасно надоели балаты (плитки) наших полов и он мечтает ходить по паркету. Кроме того, как он подсчитал, что там за его работу ему будут платить не 25 шекелей в час, а 25 долларов, что гораздо больше. Дай Бог и этому идыше бохер получить то, что он хочет.
      
       Я же особую нежность испытываю к чернокожей и наверняка босоногой Сарре, которая счастлива возможности все лучшее, что есть в ее душе и молитвы посвятить миру и человечеству.
      
       Сережа говорит, что следует "здравому смыслу" - столь же прекрасному, сколь и опасному методу оценки поступков. Здравым смыслом, как правило, называют формулу, в которую обволакивают свой поступок, чтобы в собственных глазах или в глазах других людей он выглядел единственно правильным, рациональным, результатом безошибочного анализа. Сменить балаты на паркет конечно же очень рационально, а испытывать восторг, ступая по земле Иерусалима, Ашдода, Модиина, Ткоа, по тем же камням, по которым ходили Давид, пророки, Хасмонеи, Бар-Кохба, рав Акива - это иррационально.
      
       Я однажды уже писал о "крипто-евреях", которых сотни тысяч, может быть миллионы, в мире и об организации Кулану, занимающейся розыском разбросанных по миру экзотических еврейских общин. Здесь я пытаюсь сформулировать мысль о том, что эти люди имеют шанс утвердить ту форму религиозного сионизма, которая может быть с большей надежностью сохранит то гавное, что евреи призваны сохранить и нести дальше - иудаизм.
      
       Активисты Кулану собирают рассеяных по всей планете потомков десяти племен и потомков маранос - силой обращенных в католичество в 15-16 веках испанских евреев и экзотические группы, вроде индейцев-инков в Перу.
      
       Помните, как Простодушный Вольтера, прочтя Библию и решив стать католиком, решил, что следуя Священному писанию, он должен быть прежде всего образан? Индейцы из Трухильо, в Перу, вникнув в суть библейского текста, сказали, что этот текст они готовы понять, а то, что им толкует католический священник, не могут. И решили стать евреями. В 1980 году 300 потомков инков прошли гер и перселились в Израиль.
      
       Конечно же они при этом повысили свой, как говорили в СССР, материальный и культурный уровень, а наши полы с балатами показались им пределом люкса, но они-то ехали не за этим. Их здравый смысл состоял в том, что, решив следовать Библии, нужно идти прямым путем и до конца. У них не только здравый смысл, но, я бы сказал: здравый дух.
      
       По всему бассейну Амазонки разбросаны еврейские общины марокканского происхождения. Когда-то они занималсь торговлей каучуком. В дневниках одного из этих евреев описано, как, покидая Марокко, эти люди, как самую большую ценность, везли с собой книгу, в которой описан ритуал Йом Кипура. Они говорили себе, что, если сохранят хотя бы этот обычай, то сохранят для потомства нечто главное. И дейсвительно, в этот день они собирались, зажигали большой костер, чтобы отогнать лесных хищников и выполняли предписаный ритуал. Одна их книг, рассказывающих об этой общине, написана по-португальски и называется "Развалины Иерусалима в Амазонии".
      
       Мне запомнилась фраза, сказанная одним моим приятелем: "Евреи относятся к белой расе, а черные - не евреи" - меня это тогда покоробило, так как я не понимаю, какое отношение цвет кожи имеет к еврейству. Так вот недавно я прочел, что в африканских общинах, живущих по еврейскому обычаю, многие вовсе даже не слышали о существовании белолицых евреев.
      
       Разными были пути перехода этих африканцев в иудаизм. Многие считают себя потомками десяти колен Израилевых и их иудаизму уже десятки веков, другие стали евреями сравнительно недавно. Их общины рассыпаны по всей Африке. Сотрудники общества Кулану находят их в Южной Африке, в Зимбабве, в Мали, в других странах. У них нет нашей европейской образованности и того, заимствованого у других народов, что мы почему-то называем своей культурой, но у них и нет нашего "вы знаете, я, живя в России, никогда не скрывал и не стыдился своего еврейства" - им в голову не приходит, что еврейство может быть чем-либо другим, кроме предмета высокой гордости, а пределом их мечтаний - чтобы мировое еврейство приняло их, как таковых, в свое сообщество.
      
       Если по воле наших не-ортодоксов израильское гражданство может предоставляться на основании неортодоксального гиюра, по реформистской системе чик-чак или, как сказала бы моя мама, по системе бекыцер, то у меня вопрос: чем чик-чаковские евреи более евреи, чем абайюдайя, а если перейти к системе определения еврейства по Жаботинскому, то есть если евреем считать того, кто таковым считает себя сам, то абайюдайя даже более евреи, чем чик-чаковские. Учтите, что на Украине после известного постановления Багаца прозводство чик-чаковских очень скоро поставят на конвейер, а если учесть, что мы тоже в каком-то смысле "за Дунаем", то и у нас тут будут целые колонии "запорожцев за Дунаем" с полным набором запорожских ценностей и прелестей, самогонных аппаратов и лексикона, а африканские, хоть и самодеятельные, но зато серьезные, непритязательные и абсолютно непьющие и с радостью согласные делать ту работу, которую сегодня у нас делают румыны и болгары, останутся за бортом. А они служили бы в армии. Их наверняка устроил бы пол, сложенный из керамических плиток, и они не стремились бы сменить Ашдод на нью-йоркский Гарлем.
      
       Не берусь утверждать, что эти евреи готовы поднять уровень нашего хайтека. Для этого мы попрежнему будем предпочитать перекачку мозгов из Петербурга, но, помимо названного выше, мы будем иметь в изобилии строительных рабочих, желающих селиться в Иудее, Шомроне и Негеве и олимпийских чемпионов по бегу и прыжкам.
      
       Впрочем, главным положительным качеством этих олим будет то, что они не будут задавать вопрос: кого считать евреями. Они скажут так: не знаем, как вас, а нас - считайте!
      
       Единственная опасность: завтра вся Африка скоропостижно устроит себе коллективную Брит-мила.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 5, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 11k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка