В то время, как весь мир напряженно следит за сообщениями из Рима о состоянии здоровья папы Иоанна-Павла Второго, многих занимает вопрос: что будет в случае его отречения или... страшно сказать. Существует предсказание, что он, вообще, будет последним на этом престоле. Если учесть, что католики составляют примерно одну шестую часть населения Земли, неудивительно, что никто эту тему шуточной не считает.
Кто будет следующим? Известна примета: ни один кандидат в папы еще ни разу не был избран Конклавом. Иначе говоря, загадывать не стоит. Тем не менее, разговоры ходят, и первым в списке в течение многих лет папиной болезни остается один из самых близких ему кардиналов, самый образованный и признанный, как выдающаяся личность, - архиепископ Парижа Жан-Мари Лустижье.
Арон Лустигер (Его первоначальное имя) родился в 1926 году, в Париже, в семье еврейских иммигрантов из Польши. Его мать погибла в Аушвице, а самого его родственники спрятали в католической семье. В 14-летнем возрасте он крестился и получил в Париже обширное светское и религиозное образование. Его дальнейшая карьера была не только служебной, но, по утверждению знающих его людей, высоко интеллектуальной. Если вам случится быть в воскресный день в Париже, и если в этот день в Нотр-Даме будет его проповедь, советую послушать. Я как-то в 1983 году попал и убедился в том, что он блестящий оратор. "Как Троцкий", нехорошо пошутил я тогда, но и теперь думаю, что в этом что-то такое есть.
Во французской прессе тогда можно было прочесть статьи кардинала Лустижье и несогласного с ним главного раввина Франции Мсье Сира. Монсеньор доказывал, что он еврей и что принятие им католичества дела не меняет, а Мсье Сира утверждал что-то не очень вразумительное. В принципе, Арон был, безусловно, прав: он родился от еврейской матери, и это никто и ничто не может изменить.
Некто Антонио Фернандес, буддийский жрец, происходит из "маранос", то есть испанских евреев, которых в 15-м веке силой обратили в католицизм. Пять веков потомки этих несчастных томились в лоне католической церкви. Этот Антонио, поколебавшись и поучившись христианству и иудаизму, таки вырвался и погрузился в буддизм. Меня просто потрясло его заявление о том, что он тоже, как кардинал Арон, считает себя евреем, любит Израиль и, как буддийский жрец, во время церемоний принципиально появляется в кипе (ермолке).
Мой визит в Нотр-Дам был двумя годами после моей алии из Украины, и я написал кардиналу письмо, в котором со ссылкой на его статью, обратил его внимание на то, что, если он, еврей, занимает такое высокое положение, то, может быть, он мог бы похлопотать за отказников таких-то, томящихся в советском плену. Он ответил, что да, он готов и похлопочет и добавил фразу, которая меня тронула: "Помолитесь за меня, если можно, в святом городе Иерусалиме". Если можно! Значит, по какой-то причине, может быть, и нельзя?
Мне кажется, если бы мы даже не знали, что его родила еврейская мать, достаточно было бы прочесть несколько его высказываний, чтобы не иметь сомнений относительно его происхождения: уж очень по-еврейски, чуть ли ни по-одесски, звучат эти слова.
"Жаль, что у Иисуса Христа не было отдела по связи с общественностью: это избавило бы его от многих проблем в связи с распятием", сказал он журналисту из "Гардиен".
Что касается феминистских проблем, то он считает, что "это проблема общества, а не церкви, и, как вы знаете, дела в этой области у общества идут неважно. Не правда ли, то же относится к проблемам сексуальности?"
Или такое, например: "Геббельс был бы счастлив иметь в своем распоряжении одно из нынешних рекламных агентств. С таким агентством он мог бы до сих пор оставаться у власти".
Однажды он заметил, что колоссальное и провалившееся марксистское предприятие теперь заменяется кое-чем вполне с ним сравнимым: это рост власти сверхбогатой элиты, все более контролирующей неэффективно функционирующее общество растущего неравенства.
"Слабость демократии в том, что она нуждается в гражданах, а не в потребителях. Чистыми потребителями политики нетрудно управлять. Комформизм в наше время сильнее, чем в прошлом".
Мантрой современной цивилизации являются личная свобода и свобода слова, но что получается на практике? "Боюсь, пишет Лустижье, то, что мы считаем новой цивилизацией, на самом деле представляет собой сдвиг в сторону новой зрелищно непосредственной культуры, и это чистейшая иллюзия. Если сравнить нынешнюю культуру с культурой начала ХХ века, то нынешняя ниже... Дети учатся не рассуждать и реагировать на зрительные эффекты и эмоции. Они лишены чувства истории. Во всех развитых странах растет детское насилие. Почему? Родителей стало меньше. Работа, разводы, безотцовщина..."
О кардинале пишут, что он стал живым мостом, переброшенным через реку черной крови, которая на протяжении 2000 лет разделяла католиков и евреев.
Его многие, причем с двух сторон, осыпают всевозможными обвинениями. Евреи не без основания называют его предателем традиции и религии предков, а на другой стороне его обвиняют в сионизме. К тому же он ввел в католический ритуал некоторые элементы из иудаизма, и его еще обзывают "еретиком" и даже "Антихристом". А он при этом стоит на стороне католической церкви и на стороне евреев.
"Для меня,- сказал он при посещении Австралии - предназначение Израиля в том, чтобы нести свет гоям. На это я надеюсь и верю при этом, что христианство служит средством достижения этой цели".Эта краткая формула звучит, как манифест кандидата на пост Понтифика, одного из немногих влиятельных, в высшей степени VIPнашей планеты.
Интересно было бы сравнить мысли кардинала с теми, которые высказал член израильского парламента-Кнессета, ортодоксального раввина и члена национально-религиозной партии Мафдаль Бени Элона в готовящейся к изданию книге "Союз Бога с Израилем и библейские границы современного мира". В ней он, в частности, пишет, что "всякий, знакомый с Библией отдает себе отчет в нашем предназначении нести свет народам, и, следовательно, мы обязаны выступить навстречу христианам, и это часть процесса освобождения". Идальше: "ВхристианскоммирепроисходитреволюционныйпереломвегоотношениикИзраилюиеврейскомународу, а мы, к сожалению, не демонстрируем нашего понимания этих перемен и не прилагаем усилий к тому, чтобы вовлечь его в борьбу против мусульман. Когда мусульмане увидят, что просвещенный христианский мир на нашей стороне, это ослабит их мотивацию к борьбе за наше уничтожение".
Некоторые мысли кардинала Лустигера вызывают возмущение еврейских интеллектуалов. В своей книге "Обещание" монсеньор позволяет себе провести параллель между Шоа и казнью Христа, а Аушвиц, где в печи сожгли тело его матери, в его глазах превращается в своего рода реконструкцию Богом распятия. Иначе говоря, массовое убийство миллионов евреев было предначертано и выполнено по божественному плану ради искупления человечества.
Другая его мысль: христианство является высшей и последней стадией иудаизма. То же самое я слышал по крайней мере от нескольких христианских священников из евреев, и это похоже на попытку найти оправдание собственному переходу на сторону христианства.
Если, вопреки тому, что кандидат в папы никогда не становится папой, кардинал Арончик всеже взойдет на престол, то он будет вторым евреем во главе католической церкви, потому что первымбыл ее основатель апостол Петр. Кстати, имеется также пророчество, что Иоанн-Павел Второй станет не последним, а предпоследним папой, что меняет ситуацию.