Что в каждом мужчине гнездится macho, так это каждый из нас прекрасно знает. Мысленно мы все ежедневно покоряем пространство, время, мустангов и женщин. Нормальные мужики в этом не признаются, и во избежание показаться смешными, подавляют не совместимые с местом, эпохой и обстоятельствами желания.
Женщины в свою очередь спешат занять оставляемую мачистами территорию.
Несколько лет тому назад депутат Кнессета от партии Авода подала проект закона, обязывающего проектировщиков общественных туалетов предусматривать на женской половине установку вдвое большего числа унитазов, чем на мужской. Не согласны? Тогда посмотрите и убедитесь, что у женских туалетов очереди есть, а возле мужских нет. Справедливо? Нет, не справедливо, конечно.
Причина проста: наше общество, вопреки приложенным усилиям, патриархально.
Не знаю, как насчет унитазов, но число исследований в области мачизма и угнетенного положения женщин, растет и множится. Один британский журнал задал читателям неумный
вопрос: улучшилось ли положение женщин в обществе в последнее время, и 83%. женщин ответили, что да, улучшилось, после чего спросили: а положение мужчин улучшилось? 81% респондентов-мужчин ответили, что да, их положение в обществе тоже улучшилось. Так что ж, получается за радость женщинам от такого улучшения? Женщинам необходимо как раз не абсолютное улучшение, а улучшение относительно мужчин.
Когда речь идет об улучшении, то что конкретно заботит наших женщин? Ответ: возможность продвижения по службе, равенство оплаты за равный труд, защита от сексуальных домогательств, справедливое распределение обязанностей в семье. А мужчина? Какова его роль?
Я думаю, все достаточно просто: если ты женился и твои сперматозоиды нашли яйцеклетки твоей жены, то твои дети должны быть обеспечены всем необходимым, а если ты вместе с твоим выводком оказался ниже черты бедности, то я виню не министра финансов и не твоего работодателя, а одного только тебя, потому что ты не мачо, а слизняк и лентяй. Если бы ты был мачо, то знал бы, что в 21-ом веке ни метлой, ни иглой, ни переноской ящиков с места на место стабильной и прилично оплачиваемой работы, дающей право распускать свои сперматозоиды, нет, и уже никогда не будет. В этом веке нужно, как заповедал нам Ильич, учиться, причем, всю жизнь, а если хочешь отстрочить Альцгаймер, то и в пенсионном возрасте - тоже. А не хочешь учиться, не женись и не живи долго.
Я тут знал одного человека. Худенький такой, тщедушный и совсем не похожий на ковбоя. Ему тогда было лет под 60, я думаю. В СССР он был подполковником и начальником автослужбы дивизии. Когда он рассказывал мне о своей жизни в той стране, я говорил ему: у нас с вами были разные советские власти, ваша на мою не похожа. Он жил в той стране так, что - дай мне Бог сейчас не хуже.
Приехав в Израиль, он устроился, как он,шутя, говорил мне, "по специальности", то есть мойщиком машин. Потом перешел на уход за садиками, которых много в городе. С гордостью подсчитывал свои доходы и ни разу не получил помощь от социального страхования. Вместе с двумя семейными детьми сначала снимал одну квартиру на всех, для экономии, потом купили квартиру одному из них, потом, вместе, другому.
Так вот этого человека я считаю настоящим мачо.
Как подумаешь о жизни такой женщины, как Индира Ганди, так на язык просится: она была мачо номер один в своей стране. В интервью, которое она дала физику и писателю Фритьофу Капра она сказала, что феминисткой себя не считает, и объяснила, что с детства не испытывала неудобств и несправедливостей, связанных с полом, наравне с мальчишками лазала по деревьям и достигла положения в обществе и стране. Но все-таки, как вышло, что она, а не кто-то из мужчин, стала премьер-министром?
"А потому, что в этом заинтересованы стоящие у власти мужчины. Выдвинув меня на этот пост, они автоматически получили голоса всех женщин страны".
Это не однозначный ответ на вопрос: как на аналогичный пост поднялись Маргарет Течер, Сиримаво Бандаранаике, Голда Меир, Беназир Бхутто. О Голде Меир Бен Гурион однажды сказал, что она "единственный мужчина в его правительстве".
Именно так случается и в семьях. Если муж не может или не хочет быть мачо, то бедной женщине деваться некуда, и роль мачо выполняет она.
***
Необходимость борьбы за эмансипацию женщин особенно актуальна на Востоке, и, прежде всего, когда речь идет об исламском мире, но выглядит она совсем не так, как на Западе. Не на том уровне и не на том этапе. Например, в Каире (Даже в Каире и даже сегодня) шестидесятилетний мачо запросто тысяч за пять долларов может купить себе 15-летнюю невесту. Надо бы эту девочку эмансипировать, но суть еще в том, что не наше с вами это дело.
Перемены на Востоке происходят. Так египетская общественная деятельница Азиза Хусейн - достаточно редкое, но, тем не менее, имеющее место в Египте явление - однажды сказала: если пророк Мохаммад разрешил мужчинам во избежание несвоевременной беременности жены прерывание койта, то почему в наше время вы запрещаете женщине пользование противозачаточными средствами? Кстати, в Алжире разрешены аборты, а противозачаточные средства имеются в свободной продаже в Сирии, Иордании, Марокко, Тунисе.
Я не очень уверен, что женщинам стоит отчаянно бороться за пост премьер-министра, но тот факт, что из миллиарда неграмотных людей на планете две трети - женщины, что из 130 миллионов не посещающих школы 90 миллионов девочки, это поле для деятельности феминистов и феминисток.
В Египте, который считается "условно-демократической страной" 37% населения неграмотны (женщин - 66%).
Вопрос такой: если женщина-мусульманка так угнетена, то почему в своем большинстве она совсем не тянется к западной культуре и не хочет получить свободы, подобные тем, что на Западе? Даже те мусульманки, которые живут в странах Запада, предпочитают исламский уклад семьи. Может быть, этот уклад имеет не только недостатки, но и преимущества тоже? Неужели восточная женщина покорно соглашается на несвободу только под давлением своих мачо?
Исламистка-фундаменталиска Сафинас Карем пишет, что ей интересны не мнения об этом шейхов, а сравнение положения женщины во времена Пророка и сейчас. Тогда, при жизни Мохаммада, женщины бывали воинами и полководцами. Распространено было обучение девчонок верховой езде и владению оружием. Люди, она считает, путают традицию с исламом. Исламистка-фундаменталистка не жаждет свободы по западной модели, а требует возвращения к корням.
И это только хвостик ниточки, которую нужно вытянуть для того, чтобы понять главную суть современной проблемы.
Одни из нас считают, что мир разделен на 8 цивилизаций, и мы живем в эпоху мощного конфликта внутри этой культурноймешанины. Другие полагают, что мир делится на две половины: один, это цивилизация, и это там, где мы живем, а другой, это наше варварское окружение. Именно таким мир виделся римлянам во времена самой варварской с точки зрения отношения к человеческой жизни империи (Пардон, не считая, разумеется, советской, которая была еще более бесчеловечной, чем римская).
Мы ежедневно видим свой цивилизованный мир на широком экране из жидких кристаллов, и это одно уже возвышает нас над той частью человечества, которая видит за окошком только хижину соседа. При этом мы не смотрим на тот мир со стороны и не пытаемся, разглядев изнутри, я бы сказал, по-человечески понять. Мы смотрим на него сверху, что означает: свысока.
Возвращаясь к положению женщины, отметим, что в мусульманских странах оно зависит не столько от самого ислама, сколько от конкретных традиций конкретного народа конкретной страны. Почему в Саудовской Аравии, например, только 7% женщин участвуют в трудовой деятельности, а в Сомали 39, что вполне на уровне развитой страны христианской культуры, при том, что Сомали страна нищая. Обе страны мусульманские.
Наши оценки отталкиваются от наших традиций и нашей ментальности, включая наше понимание свободы, а в некоторых мусульманских странах девчонкам делают совершенно дикую (На наш взгляд) операцию по удалению клитора, чтобы "сделать ее независимой от мужчины", и это у них называется "быть свободной". А наша женщина предпочитает быть в плену страстей и свободной в выборе партнера. Мы хотим, чтобы нам сказали, кто прав, но в том-то и дело, что правда зависит от традиции, от обычаев и от законов, на фоне которых сформирована наше социальная ментальность и ментальность женщины мусульманской страны.
К исламу обрезание девчонок никакого отношения не имеет, но мать, которую в детстве уже изуродовали, туда же ведет свою дочку. Это нельзя изменить ни войной, ни уговорами. И это относится не к уровню культуры, а к ее экзотической форме.
Возможно, дело не в том, что на Западе феминистских забот больше, чем на Востоке, а в различии уровней историко-культурного развития общества в целом? Возможно исламский восток на уровне дошкольного развития? Можно сказать и так.
Здесь, на нашей стороне уже победила сексуальная революция и следом за ней революция гомосексуальная, а той, исламской, цивилизации до этого далеко. Оставим в стороне вопрос о том, хорошо ли это и нравится ли вам такая ситуация применительно к вашей дочери, а в том, что наша сексуальная контрреволюция уже в нокауте, а исламисты, нравится это нам или нет, готовы умереть за сохранение своего уклада.
На нашей стороне произошла еще и генетическая революция. Процесс деторождения вот-вот станет чисто технологическим. Секс сам по себе, а деторождение - отдельно. Хорошо это или плохо? Если вы думаете, что знаете, то ошибаетесь, так как никто не знает, к чему это может привести. Для исламистов, фанатики они или нет, - все равно - такой уровень развития, это катастрофа по своему замыслу, и в их глазах западный мир несет им разрушение святынь. И безусловное большинство женщин категорически против такой эмансипации, а их мачо готово сражаться за сохранение чистоты своего общества, своих семей, своих женщин.
У нас продолжает обсуждаться вопрос о том, кому варить суп или вытряхивать коврики, жене или мужу, кому прогуливать ребенка, а кому собаку, причем, мы понимаем, что это тематика для фельетонистов, и нас это вполне устраивает, а в исламском мире все это более или менее расписано, и у них подобные вопросы просто не возникают.
Это касается всех областей этики и культуры, и в любой из этих областей - та же проблема и те же источники для всепланетарного конфликта.
Я в этой статье только хотел обратить внимание читателя на то, что в исламском мире мачо, это мужчина, который, взвесив свои возможности, берет на свою ответственность женщину и детей, которых она родит, а в нашем, это наглец, который щупает секретаршу босса за ягодицу и тот, который на единственном основании, что у него с эрекцией все ОК, женится и предлагает государству удерживать его семью выше уровня бедности. За чей конкретно счет? - это его не волнует.
Не слишком ли высоко мы залетели? Может, стоит притормозить? К сожалению, в конструкции колеса истории тормоза не предусмотрены.