Мошкович Ицхак: другие произведения.

На перепутьях

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:


       Ицхак Мошкович
       НА ПЕРЕПУТЬЯХ
      
       Когда наш праотец Авраам покинул отчий дом и родной город Ур и направил стопы в западном направлении, в сторону Земли, указанной ему Всевышним, задача казалась относительно несложной: поселиться в указанном месте и, расплодившись, заселить своим потомством края, текущие молоком и медом. Оказалось, однако, что Господь предназначил нас для грандиозного исторического эксперимента, подобного которому на ближайшие три тысячелетия не планировалось, и остается предположить, что, сколько нас есть, большего количества экспериментального материала и не понадобилось.
       Смысл эксперимента, по-видимому, в том, чтобы время от времени, как того русского витязя, приводить нас на очередной перекресток, но четкой инструкции относительно выбора дороги не давать. Думайте сами, решайте сами. К тому же мы были сотворены настолько, по словам Моше рабейну, "жестоковыйными", что, если на камне было написано: "направо пойдешь - удачу найдешь, налево пойдешь - к чертовой матери пропадешь", мы неизменно поворачивали налево.
       Примеры? Извольте: когда, в 1492 году, испанские Изабелла и Фердинанд, из чисто католических и вопреки всем практическим соображениям вытолкали нас взашей из страны, турецкий султан пригласил нас к себе, мы или, по крайней мере, сефарды, вполне могли заселить Палестину и тем в несколько раз сократить трудности создания Мединат Исраэль. Такого рода предположения в истории считаются противозаконными, но, тем не менее, нас мучает вопрос, не избавило ли бы нас такое решение от массы последовавших за этим перекрестков? А куда мы направились?
       Таких примеров - тьма. В начале прошлого века в Восточной Европе на перекрестке была альтернатива: остаться в погромной России или - прямиком через Атлантику. Братья моего деда, как говорится, свалили за бугор, а он остался и погиб страшной смертью. Следующий семафор: сионизм - коммунизм, и большинство, задрав штаны, побежали за Лениным, то есть - налево. А тридцатые - сороковые годы оказались ареной испытания миллионов евреев на сообразительность, и при всей сложности предвоенной ситуации все таки сотни тысяч могли бы уйти из-под удара, если бы правильно оценили обстановку и приняли спасительные решения.
       Перекрестки, на которых целые народы оказываются перед необходимостью принятия коллективных решений, бывают на исторических путях всех наций, а не только на еврейских дорогах, но наш выбор направления пути часто бывает настолько абсурдным, что Всевышнему приходится вытаскивать нас из болота продрогшими и напуганными, но готовыми продолжать путь по новым Синайским пескам.
       В середине шестидесятых годов российско-еврейский вопрос: ехать или не ехать был самым глупым из всех вопросов, который нашему народу когда-либо задавала история. По крайней мере, я ни в своей семье, ни в окружении не видел ни одного еврея, имевшего веские причины не добывать вызов и не идти в ОВИР. Вместо этого евреи на собраниях трудящихся клеймили сионистов.
       Вторая половина ХХ века была периодом неуклонного роста числа перекрестков, ставивших нас с вами в тупик. Если XVIII-XIX века ставили наших прадедов перед выбором между течениями Виленского гаона, Баал Шем-Това и Аскалой, то в ХХ веке мы оказались как в знаменитых игровых залах Лас Вегаса. Создать еврейское государство на разоренной мусульманами земле предков или не рисковать? Если создать, то государство какого типа? Быть ему социалистическим или капиталистическим? Положить в основу его законодательной системы традиционную Галаху или прилежно переписать законы христианских государств?
       Сотни тысяч евреев в ХХ веке выходили на этот перекресток. По правую руку - Эрец Исраэль, по левую - страны, которые с точки зрения общей национальной задачи, являются странами диаспоры или рассеяния.
       Стремление, уподобившись глубоководной рыбе, искать, где лучше, в нашей истории не ново. Если верить цифрам, приводимым историками древности (например, Филоном), в 1-2-м веках до нашей эры в египетском городе Александрия проживало больше евреев, чем в Иудее. Существует легенда о случае, когда знаменитая Александрийская библиотека ангажировала 72 переводчика с иврита на греческий для перевода Торы. При этом рассказывают о чуде: все 72 перевода оказались неотличимыми один от другого. К этому факту можно отнестись с сомнением, но что существенно, так это то, что читателями этого перевода (Или этих переводов) были не греки (Не гои), а евреи. Сегодня их можно сравнить с теми миллионами евреев, которые, живя в диаспоре, не знают ни одного из нескольких языков своего народа, бойко говорят по-английски или по-немецки, но не скажут ни слова ни на иврите, ни на идыш.
       Ни у кого нет права упрекнуть того, кто "ищет, где лучше". Сложен человек, сложна его судьба и непредсказуемы его обстоятельства, а что касается страха, то в наше время любой мужчина, будь он хоть две сажени в плечах, не стыдится сказать: я трус, я боюсь. Факт тот, что на нынешнем судьбоносном перекрестке из 13 миллионов евреев только 5,5 - израильтяне. Мир над этим смеется, и прав, враги довольны, и для этого есть причины, а семь с половиной числящихся в нашем штатном расписании собратьев выглядят, как Бывалов в "Волге-Волге": "Поможем нашим кочегарам!", и делают вид, что снимают пиджак.
       В конце семидесятых я по воле мудрых вождей из КГБ оказался на длительный срок в приятной компании так называемых "отказников". Это были все сплошь интеллигентные, образованные евреи. Мы, естественно, создали подпольные "семинары". Это было частью принятой в те времена игры между отказниками и властью. Так вот большая часть этих семинаристов, и я в их числе, в ОВИРе горячо доказывали жизненную необходимость своего воссоединения с мифической тетей в Израиле, а мне научно излагали необходимость переезда за океан. А мама одного из этих ученых людей громко обзывала нас самым ругательным по тем временам словом: "сионисты".
       Увы, мы такие, и, если бы этого не написал я, скажем в этой статье, то согласился бы с тем, кто это же написал бы о нас.
       Отдавая должное героизму борцов за Эрец Исраэль в, казалось бы, безнадежной ситуации, вспомним, однако, как наши социалисты, пренебрегая опытом всех завоевателей, включая Исуса Навина (Егошуа бе Нуна), старались так вытеснить туземцев, которые даже не были местными жителями, чтобы этого никто не заметил и чтобы принцип интернационализма не был нарушен. И дальше, в отличие от прежней традиции, когда наши евреи всякий раз, когда нужно было повернуть направо, поворачивали налево, в процессе создания Израиля изо всех сил так старались двигаться направо, чтобы это выглядело, как движение в левом направлении, после чего оказывались в ловушке, расставленной посредине и на самом виду. Такими, в частности, были вредоносные Норвежские соглашения 1993 года, авторы которых были подобны автомобилисту, который стремится сделать правый поворот, но так, чтобы все думали, будто бы он поворачивает налево.
       История создания еврейских поселений выглядит не как перекос, а как сложная спираль. Их инициировали вроде бы социалисты, но заселяли в основном религиозные сионисты (партия Мафдаль), и целью было создать на отбитой у противника "территории" форпосты по методике скорее похожей на завоевание американцами Дикого Запада. Себя гордо называли "егудим" (иудеи), а к Иудее относились, как к "спорной" территории. Кстати говоря, евреи, живущие в разных странах, называют себя: "Jews', "Juifs", "Judios", "zhidi", то есть искажениями слова "егуди", но, в отличие от итальянцев, неизменно и независимо от места проживания ассоциирующих себя с Италией, егудим всего мира об Иудее даже не думают и предпочитают быть "русскими", "французами", "аргентинцами", чуть ли ни японцами. Это тоже наш выбор, причем достаточно странный.
       Во всем мире есть религиозные фанатики и противостоящее им светское население, в Израиле же фанатично ведет себя именно светское большинство, что не продуктивно и разрушительно.
       Не нужно иметь специальное образование, чтобы понимать, что финансами, капиталами успешно могут заниматься только финансисты. Впервые в Израиле пост министра финансов занимает убежденный и последовательный капиталист, имеющий, как таковой, соответствующее образование, опыт работы, признание мирового финансового истеблишмента и наивысший рейтинг среди граждан страны. Это Натаниягу. Он пытается выпрямить экономическую спираль и вывести страну на орбиту капиталистической глобализации. Дай ему Бог здоровья и успехов, чтобы, вертя руль направо, не свернуть невзначай на левую дорогу, куда его упорно толкают!
       Тот факт, что, постоянно сворачивая не в ту сторону, мы не только существуем, но еще и сумели построить такую красивую страну, можно бы объяснить чудом, но дело в том, что я, в принципе, отказываюсь признать возможность чудес, причем не по научным, а именно по религиозным соображениям. Я считаю, что, создавая мир, Господь одновременно создал законы, по которым эта штука функционирует и трудно поверить, чтобы он, как какой-нибудь Дэвид Коперфильд, стал доказывать свое существование путем нарушения им же определенных законов. Нет, чудеса, как и фокусы - дело рук ученых и иллюзионистов, факиров и лжепророков, а Всевышний в чудеса не играет..
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка