Мошкович Ицхак: другие произведения.

Между двух стульев

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 31, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:


      
      
       МЕЖДУ ДВУХ СТУЛЬЕВ
      
       Не думаю, чтобы эмигранту из России было очень прилично рассуждать на темы, связанные с крушениями и обвалами страны, которую он покинул. Тем более, что эти проблемы трудны для понимания не только иностранцами, но самими ее гражданами. А сейчас Россия то ли по-прежнему остается империей, то ли стремится ею снова стать, и это является постоянным источником массовых комплексов самоидентификации: так кто же мы? Все ли еще великие или уже нет? Все еще родом из России или из одной из ее частей? А как быть тому, кто всю жизнь прожил в вероломно захваченной Россией Молдавии, а в метрополии ни разу в жизни не был или один раз был с экскурсией по Ленинграду? Наша (Или "ихняя") великая культура катится в тартарары или мы (В смысле: они) и раньше, всегда в тартарарах пребывали?
       Одного своего русского приятеля осмелился спросить: "С каких же все-таки пор вы такие, как вас описывают очень многие ваши журналисты?"
       - С тех, говорит, пор, как византийцы завезли в Киев православие.
       Я бы так не сказал. Постеснялся бы. Ему можно. Говорят все, что хотят.
       Эмигранту об этом лучше бы помолчать и предоставить тем, кто родину не покинул, во всем этом разобраться самим и нам, иностранцам, потом рассказать.
       Однако же я принадлежу к числу эмигрантов особого рода: эмигрантами мы были, а иммигрантами не стали. Мы репатрианты, то есть люди, которые, покинув чужбину, приехали к себе, на Родину. Правда, не все из нас это осознают.
      
       Я в Израиле уже довольно давно, многое повидал и со многими имел удовольствие или неудовольствие повстречаться, многие, свои и чужие, мысли перелопатил, многого так до сих пор и не понял. Если учесть уровень сложности, то не удивительно много не понять, а инженеров жизни и человеческих душ стало так много, что спросить, по сути, не у кого.
       Однако же, ясно, что для меняющего страну проживания существует два рода ценностей, те, что привез оттуда и те, с которыми столкнулся на новом месте. Новоприбывший кладет их на чаши весов, и заранее можно сказать, что вывезенные перетягивают местных. Как задача поставлена, таковым будет и решение.
      
       В семидесятых-восьмидесятых мы притекали тонким ручейком и молили сильных мира сего, до Бога включительно, чтобы убедил большевиков "отпустить народ мой", томящийся в отказе и жаждущий свободы. Я - поверите ли? - написал письмо даже архиепископу Парижа кардиналу Лустижье, который в детстве был Ароном Лустигером, польским евреем. Он ответил, что постарается и попросил: "Если можно, помолитесь за меня в святом городе Иерусалиме". Я не знал, как это делается, но на всякий случай возле стены Плача попросил Всевышнего, чтобы он убедил кардинала выполнить обещание. Может это помогло, и благодаря нашим с его высокопреосвященством усилиям развалилась советская власть, но в начале 90-х пошел поток.
       Я окончательно осознал свершившееся, когда увидел, что в общественном еврейском туалете есть надписи на русском языке, а в центре города кто-то пьяно загорланил "Идет война народная, священная война". У меня появилось впечатление, что те, кого я постоянно видел вокруг себя в стране моего исхода, это не те, о ком я так истово просил Всевышнего и еврейско-католического кардинала.
       Шоком было, когда мой зять категорически заявил мне, что "он не сионист".
       От вновь прибывающих я на каждом шагу слышал следующее:
       1. Мы тут никому не нужны.
       Мне за десять лет до их прибытия и в голову не приходило, что, кроме жены и, в меньшей степени, сына, я кому-то еще нужен. Зачем я могу быть кому-то нужен? Вдруг и просто так. Это мне нужно было сюда, ну, и, слава Богу, что вырвался и добрался, мне нужны были работа и заработок, и многое другое. Мне многое что было нужно, но почему кому-то еще нужно, чтобы у меня было то, что мне нужно или хочется?
       2. Иврит трудный язык и им невозможно овладеть.
       Полная чушь! Я много лет занимался тем, что изучал и преподавал иностранные языки. Из тех языков, что я знаю, самый трудный русский, а иврит, пожалуй, самый легкий. Уступает разве что эсперанто.
       3. У меня иврит "не пошел".
       Что бы это значило? Способности людей, такие, как память, например, бывают разными, но тот, кто смог выучить "У лукоморья дуб зеленый", а впоследствии овладеть сопроматом параллельно с сольфеджио, не должен иметь проблем с овладением вторым или третьим языком. Что касается возраста, то запоминание новых слов и языковых моделей происходит вплоть до начала Альцгаймера, причем, тот, кто ежедневно занимается запоминанием, имеет шанс эту напасть, то есть Альцхгаймер, надолго отсрочить.
       4. В ульпанах плохо и неквалифицированно преподавали иврит.
       Допускаю, но, как бывший преподаватель методики преподавания иностранных языков, свидетельствую, что прямой корреляции между методикой обучения и его успешностью нет, а главное, что нужно, это энтузиазм и трудолюбие обучающего и обучаемого. И врядли этим можно объяснить тот факт, что только треть евреев, совершивших алию в Израиль, владеют ивритом.
       Недавно узнал об этом исследовании. Две трети репатриантов, в основном это люди от 40-а и старше, не способны поддержать разговор на языке страны проживания!
       Так вот, не в этом ли главная трудность репатриации?
       Я никому и ничему не ищу оправданий и никого не пытаюсь обвинить, но объяснить пытаюсь. Как минимум, себе самому
       Мы жили в потрясающей стране, где все заботы трудящегося человека сводились к минимуму мозговых усилий. Главное: не выходить за рамки дозволенного и не прыгать выше себя самого. И согласно кивать головой. И не пытаться, прорвавшись через рев глушилок, слушать, кого не следует. И не сомневаться в превосходстве своего хлева перед чужими вариантами жилья. Тогда от тюрьмы и от сумы ты имел гарантию, а от начальства - уважение. Сын интеллигентных родителей знал, что должен получить диплом, а эта корочка открывала двери. На работе нужно было выполнять план, программу, указания и, как сказано выше, не выходить за рамки. Диплом, обычно получается однажды и нужно его получить, чтобы потом не было мучительно больно, если не примут на работу. Но зато потом и до выхода на пенсию ты принадлежишь к касте интеллигентных и уверенных в себе.
       В нормальном (Я имею в виду здешний, который мне кажется нормальным) мире, если хочешь работать инженером или врачом, то имей в виду, что здесь - таков закон Мура - объем информации каждые полтора года удваивается. Пока ты собирался и гадал: ехать - не ехать, и чесал в затылке, увольнялся и собирал чемодан, будь готов, что пора идти на курсы. Где занятия - на языке туземцев. И не удивляйся тому, что для работодателя твой диплом, даже если он докторский, в крайнем случае, предлог для начала разговора. А если ты не понимаешь того, что тебе говорят, потому что твой иврит "не пошел", то тебе говорят: "пошел ты сам, ты не нужен".
       Ответственный за тебя не кто-то там, наверху, а ты сам за себя.
       Похоже на то, что это главный пункт той культуры, о которую репатрианты споткнулись и набили множество синяков и шишек. Русская пословица: не зевай Фомка, когда ярмарка в российской школе либо не изучалась, либо изучение сопровождалось замечанием, что это "волчий закон капитализма", что, в общем-то, так и есть, так как капитализм потому преуспевает и обгоняет любой социализм по качеству жизни, что его законы соответствуют тем, на котором зиждется мир и человечество. Каждый ответственен за себя, и тогда тому, кто хочет помочь терпящему бедствие, ясно, где тонущий. Его видно только, если все могущие плыть плывут.
       Огромный процент выходцев из СНГ - носители университетских, институтских и докторских дипломов. Среди них много специалистов, которые нашли себя в израильской экономике, но далеко не все. А есть такие, как один мой знакомый. Он когда-то, в незапамятные времена состряпал кандидатскую диссертацию - не поверите - по металлургии. После чего работал на заводе, где производили фотоаппараты. Потом перебрался в Москву в какой-то главк зав. отделом по организации соцсоревнования. Ученый! Где и как он устроился в Израиле - об этом помолчим, но уж во всяком случае, не в связи с металлургией. На здоровье! Однако же не только значится доктором, но умудрился за свою металлургию получать добавку к зарплате. Это производит гнусное впечатление и подрывает авторитет доктората, как такового.
       Профессор Браиловский когда-то был специалистом по прикладной (к экономике) математике. Потом был отказником, преследовался властями, и мы его за это очень уважаем, но в каком смысле он профессор? И добро бы он сам с женой и друзьями играл в эти слова. Так ведь допрыгнул до должности зам. министра МВД, и чуть было не стал министром науки. Это же надо уметь!
      
       Да, это было составной частью советской культуры, и она наталкивается на трудности в мире, где диплом - стартовая площадка для карьеры, а не гарантия ее успешности.
      
       Вы, конечно же, помните историю гибели Содома и Гоморры. Господь решил покарать в этих городах всех грешников, но Авраам возразил Всевышнему: а вдруг не все жители этого города паскудники. Может статься, что, если не десять, то девять или даже один из них праведник. Разве можно и его - тоже?!
       Вывод: никогда не говори таких слов, как всё и все, а в данном случае речь не идет о трети репатриантов, которым нет надобности объяснять то, что я тут пишу: они изучили иврит, добились признания и комфортно устроили свою жизнь на родной земле.
      
       Однако, это те слабости, чтобы не сказать: пороки, которые мы привезли с собой.
      
       После 70 лет внедрения интернационализма в советское общество и после того, что он, как было объявлено, окончательно восторжествовал, Россия является страной полного и окончательного торжества ксенофобии. В России, как ни в одной стране мира, культ чужака и врага, который насаждался с незапамятных времен, а при советах под маской интернационализма - в особенности, в нынешнее время достиг своего апогея. Кто не с нами, тот против нас, он враг, и его уничтожают. Слушаю некоторых телекомментаторов, листаю российские газеты и только удивляюсь этой самоубийственной идеологии.
       Евреев обличают, и тому есть свои причины, в том, что мы делим мир на две неравные части: большую (Это мы) и меньшую - все остальные народы, то есть гои. Это случается, но в России привыкли делить на три категории: первая - собственно русские, вторая - нерусские, но следуют в нашем фарватере, а все остальные суть враги.
       Парадоксально, но факт: евреи - выходцы из России, взойдя в Израиль, тут же, автоматически всех разделили по полкам, а себя назвали... русскими. Причем, поскольку мы русские, то в чемоданах мы привезли великую русскую культуру и обогатили Израиль своей образованностью и профессионализмом, а они, израильтяне, без нас тут так и прозябали бы в бескультурье и полном непонимании, что и как надо.
       Кроме шуток!
       Как, объясните мне, можно называть себя русским, если русские тебя так не называют и таковым не считают? Разве ты забыл, что именно там тебе постоянно напоминали, что ты чужой, даже более чужой, чем немец, француз и даже всенародно ненавидимый "америкос"?
       Мы не судьи России, но беженцы оттуда и репатрианты сюда. Так может все-таки стоит пересмотреть привезенные чемоданы и освободиться от ненужного хлама?
      
       Никто не сомневается в великих достижениях русской культуры позапрошлого века. Весь мир зачитывается "Идиотом" Достоевского, только благодаря этому православному писателю человечество осознало психологический механизм перехода от преступления к наказанию, а "Война и мир" - главный роман всех времен. Но какое это имеет отношение к тому, что у того народа, с которым я с сегодняшнего дня пожелал разделить хлеб-соль, землю и судьбу, за последние 4 тысячи лет накоплено свое культурное богатство и свои традиции, имеющие свои ценности, краски и преимущества?
      
       Если две трети людей, называющих себя репатриантами, не владеют языком страны и народа этой страны, то вполне естественно, что они называют себя "русскими", причем признаком русскости являются язык и идиот Достоевского. Это широкая улица, называющая себя "русской". Так и говорится: "русская улица". В Израиле есть репатрианты из множества стран, но ни румынской, ни американской, ни иракской улиц вы здесь не найдете. Только одна улица: русская.
       В тысячный раз повторяю, что я ничего не имею против гордости великороссов, но посмотрите на себя, на свои "жидовские морды", которые вы - слава Всевышнему! - унесли целыми оттуда, и объясните мне: ну какие же вы великороссы?
       Как следствие: "русские партии" и "русские" же депутаты. Вплоть уже до "русских" министров и зам. министров (Марина Солодкина и другие), которые якобы служат для защиты специфически русских интересов "русской улицы".
      
       Все началось с того, что "иврит не пошел", что элементарно объясняется наследием твердо усвоенного принципа лежебоки-Емели. Одновременно шло отторжение от всего не-русского в не-русской стране с одновременным внедрением в эту страну свинины, празднования русских праздников, вывесок на русском языке даже без дублирования их на иврите, вплоть до внедрения "русских партий" в еврейский парламент.
       Однажды в беседе с одним таким "русским" депутатом я сказал:
       - Когда вы, выступая по радио, называете себя и меня "русскими", я выключаю приемник.
       - А это, - он сказал, - проблема чисто лингвистическая. Я не знаю, как сказать иначе.
       Я говорю: - Не знаешь? Подскажу. Было бы правильно и уместно называть нас "жидовскими мордами". Термин, во-первых, привычный, во-вторых, напоминающий о том, из какой культуры мы совершили исход, а в-третьих, давайте посмотрим друг на друга и согласимся, наконец-то, что наши, извините, морды никогда русскими и не были. Со времен царя Давида они все типично жидовские (Напоминаю, что слово "жид" не ругательство, а польское искажение слова "егуди").
      
  • Комментарии: 31, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка