Мошкович Ицхак: другие произведения.

Гетто разных времен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 14, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 5.47*10  Ваша оценка:


      
       ГЕТТО или КОНЦЛАГЕРЬ
      
       Впервые идея выделения в городах кварталов для сосредоточения в них евреев с их последующим уничтожением пришла в голову Герингу, но поскольку это было в 1938 году, то полезное предложение главного авиатора Германии показалось преждевременным, и его отклонили. Однако спустя год Гитлер уже дал указание "лишать евреев права профессиональной деятельности и концентрировать их в г е т т о, где они будут планомерно уничтожаться.
       Однако же еврейский квартал Марэ (Плецл) в Париже почему-то не был превращен в гетто, причем это не случилось ни на другой день после взятия германскими войсками Парижа, ни через год. Нельзя сказать, что с французскими евреями поступали гуманно. Отнюдь. Квислинговская полиция Франции постепенно, месяц за месяцем, вылавливала их, сосредотачивала в Вель д'Ив, затем отвозила в пригородный бургад Дранси, там переписывала, загружала в эшелоны и отправляла на Восток, предупредив, что речь идет о переселении. Большая часть этих "переселенцев" погибла в Освенциме, а многие в Минском, Каунаском и Рижском гетто. В частности, между октябрем 1941 и ноябрем 1942 года в Минск, в дополнение к десяткам тысяч местных евреев, было депортировано 35 442 еврея из Германии и протектората Богемии и Моравии (Чехословакия). Для них рядом с основным было создано "Райх гетто", которое тоже было аккуратно разделено на секторы в соответствии с происхождением прибывающих из Гамбурга, Франкфурта и других городов. Большинство из них тут же поездом отправлялись в Малый Тростянец и там их расстреливали. Почему их нельзя было уничтожить по месту жительства?
       В военное время, когда каждый вагон и каждый паровоз на учете, французских, бельгийских, голландских - всех евреев Западной Европы, сотнями тысяч для того, чтобы уничтожить, везли почему-то в Восточную, в частности, в Польшу и Белоруссию, и уже там лишали их жизни! Убивать их на месте, как в Минске или Киеве, немцы почему-то не решались. Даже киевская трагедия отличается от минской. Войдя в Киев, немцы с относительной легкостью, потому что при активнейшей помощи киевлян, собрали евреев и всех отправили в Бабий яр. Создавать для них в качестве пересыльной зоны гетто не понадобилось. Спаслись единицы. Точнее - 5 человек. Чудом. Для сравнения: в Берлине спаслось 50. Такой же была панорама почти всех еврейских трагедий от Львова до Харькова.
       Партийные боссы и генералы гитлеровской Германии были прекрасными психологами, и они великолепно представляли себе вероятную реакцию парижан, берлинцев, варшавян, киевлян и минчан на станцию Дранси, пламя Вашавского гетто, Яму в Минске или Бабий яр в Киеве.
       Вероятно, Геринг был первым, кто кварталы, предназначенные для концентрации евреев, как технологический этап окончательного решения еврейского вопроса, назвал словом "гетто". В действительности, если следовать этимологии и истории термина, это были вовсе не гетто, а своего рода концлагеря городского типа, в которых удобно было убивать на месте пулями, голодом, холодом и болезнями или партиями вывозить на расстрел, и с этой работой они успешно справились во многих оккупированных городах. Правда, были гетто, где немцам и их холуям пришлось столкнуться с сопротивлением: Варшава, Белосток, Вильнюс и др.
       По свидетельству исследователей первое в истории Европы гетто было создано в 1516 году в Венеции и имеется несколько гипотез относительно происхождения этой формы еврейской общины, среди которых предположение, что "гетто" происходит от ивритского "гет", что означает "отделение", "разделение", "развод", хотя существуют и другие варианты этимологии этого слова. Речь шла о том, что с одной стороны евреи, как специалисты во многих ремеслах, финансах и торговле были необходимы славному городу, а с другой представляли опасность, как идеологические противники христианства. Отделение было единственным выходом из этого затруднения.
       В последующие годы гетто получили большое распространение во многих европейских городах, где скапливалось много евреев. Хотя на евреев повсеместно налагались всевозможные ограничения, подчас обременительные и унизительные для их достоинства, но в принципе, требование жить отдельно на выделенной для этого феодалом или городскими властями территории даже не было формой насилия. Евреи сами были заинтересованы в "гере", то есть отделении, позволявшем жить отдельно, по своим, а не чуждым им обычаям.
       В гетто было значительно чище в физическом и нравственном отношениях, безопаснее, его жители были поголовно грамотны и в нем соблюдались традиции еврейских предков. Выборы должностных лиц происходили по правилам, сходным с теми, которыми гордятся современные демократические государства. Евреи предпочитали, чтобы христиане приходили к ним только по делу.
       Не очень приятно делать такое сравнение, но квартал Меа Шеарим в Иерусалиме (К огромному моему сожалению) по той же причине является своего рода "гетто" по отношению к "хилонистскому", иначе говоря, атеистическому окружению.
       Нередко гетто было отделено от других кварталов высокой стеной и запиралось на ночь, от воров и всевозможного сброда, которым кишели средневековые города.
       В Российской империи вместо гетто была создана черта оседлости, в соответствии с которой евреям разрешалось селиться и жить в строго определенных местах. Некоторые местечки (штетлы) были чисто еврейскими, население других было смешанным, но всюду евреи сами предпочитали жить кучно и отдельно от христиан, каждая группа вокруг своей синагоги, служившей одновременно домом молитвы (бейт-тфила), учебы (бейт-сефер) и собраний (бейт-кнесет).
       В целом черта оседлости была одним из свидетельств глупости и упрямства царских правительств от Екатерины Второй до Николая Второго, которые, вместо того чтобы снять запреты и открыть возможности для развития экономики инициативой способных к бизнесу людей, защищало интересы купцов типа Дикого от еврейских "живчиков", которые, конечно же, в два счета пустили бы его по миру. Случилось бы примерно то же, что в 1992 году, когда на 7 крупнейших олигархов шестеро были евреями.
       Речь само собой шла не о "рассовом превосходстве", а о том, что в еврейской среде грамотность стояла на первом месте и еврею по традиции важнее было изучить страницу из Талмуда, чем получить рубль. Это не парадокс, а традиция, вследствие которой еврейство было поголовно грамотным и с пятилетнего возраста тренировалось в решении логических задач.
       В Восточной Европе эти населенные пункты и кварталы словом гетто не называли, но, по сути, их смысл и организация были такими же.
       Назвать 34 улицы Минска в районе Немиги словом "гетто" было само по себе уже издевательством со стороны массовых убийц-нацистов, но это слово осталось в памяти и пусть уж остается, страшное и трагическое. Важно, однако, помнить, что созданные гитлеровцами смертоносные гетто ничего общего с еврейскими кварталами средневековья не имеют. Средневековые гетто тоже помнят не лучшие времена, грабежи, погромы и выселения, но, тем не менее, можно сказать, что они создавались для жизни и, в известной степени, для удобства взаимного общения и кооперации, хотя, одновременно, объясняются стремлением христианских лидеров отделить свою паству от "антихристова племени" а с другой желанием евреев оградить своих чад от тлетворного влияния христианского общества. Гитлеровское изобретение имело единственной целью массовое убийство.
       Все мы с вами - продукт воспитания и заблуждений двадцатого века, а многие из нас до сих пор считают, что прошедший век был более "прогрессивным" и "гуманным", чем все предыдущие. Увы, как раз наоборот. Достаточно прочесть описание так называемых "акций" в многочисленных гетто и попытаться представить себе этот кошмар в натуре, чтобы понять, что от такого зрелища содрогнулись бы солдаты Навуходоносора, Аттилы, Чингис-хана и даже Хмельницкого. С Иваном Грозным от такой картины случился бы инфаркт, и я отнюдь не преувеличиваю, потому что расправы над евреями совместно высоко цивилизованными германцами и славянами ХХ века являют собой пример падения нравов, неизвестного ни во времена Римской, ни в годы Российской империй. Я имею в виду, как масштабы, так и технологию массового уничтожения людей.
       Эти "акции" являются также свидетельством полного крушения христианской идеи и догмы. Не забывайте, что все, без исключения, инициаторы, руководители и экзекуторы "акций" были крещенными. У папы римского, надо сказать, достало мужества признать, что корни этого озверения лежат в "ошибочной интерпретации" некоторых положений христианского законоучения, многие протестанты тоже признают эти "ошибки", но до признания вины христианским миром еще очень далеко. Мы застенчиво избегаем мысли о том, что каждый посылавший убивать, и каждый убийца был христианином, а христиане, помогавшие евреям спастись были счастливыми исключениями.
       Это очень трудная тема, так как христианство - это от полутора до двух миллиардов людей планеты, и очень непросто выступать в роли обвинителя четверти человечества, но факт, что замалчивание христианского внутреннего характера главного преступления двадцатого столетия привело к росту антисемитизма в начале уже двадцать первого века. Теперь, если нынешний век тоже, не дай Бог, порадует нас событиями, подобными тем, что были в предыдущем, снова на поверхность выплывет вопрос: ах, как такое могло случиться?
      
      
      
      
  • Комментарии: 14, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 9k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Оценка: 5.47*10  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка