Мошкович Ицхак: другие произведения.

У меня в кармане гвоздь

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       У МЕНЯ В КАРМАНЕ ГВОЗДЬ
       Эссе
      
       Моя жизнь в Израиле началась с ульпана и работы ночным сторожем. Поскольку я был не постоянным работником, то меня, как и всех нас, олим мэрусия, голодранцев, приехавших с тремястами долларов на семью, "разводящие" кампании с семи вечера до семи утра выставляли всякий раз на тот пост, куда кто-то не явился на работу или пост возник внезапно. Платили, исходя из ставки в один доллар в час. Инфляция была такой, что никакие расценки и ставки в шекелях не рассчитывались, а выплата производилась шекелями по курсу на день уплаты. Хозяин кампании, хеврат шмира, дурил нас, как детей, каковыми мы, по сути, и были. Вскоре мы, однако, очухались маленько и при выплатах вели "классовые бои", доказывая, что число часов, помноженное на один доллар и на число по курсу составляет не ту сумму, которая почудилась хозяину.
       Были моменты, когда по получении зарплаты я, не глядя, клал чек в карман и говорил: "А теперь напиши еще один чек на две тысячи" (Я уже умел произнести слово альпаим). Не могу похвастать, что наши "классовые бои" всякий раз завершались нашей победой, но, по крайней мере, эти стычки были для нас начальной школой жизни в капиталистическом обществе, которое, как мы вскоре поняли, хуже, бардачнее других, давным-давно сложившихся капиталистических обществ, причем, уж хотя бы потому, что с самого начала оно складывалось, как социалистическое и остро атеистическое.
       Социализм - одна из тяжелейших массово психических заболеваний, которыми в прошлом веке переболели все народы Европы и зараза, к сожалению, распространилась на народы других континентов. В известном смысле весь букет социалистических идеологий возник как реакция на то, что, как правильно сказал сумасброд Ницше, "Бог умер". Конечно же, не в буквальном смысле, потому что если Бога нет, то, надо полагать, Его и не было, а если был, то Он вечен по определению. Бог умер в том смысле, что перестал быть авторитетом во всех вопросах жизни, взаимоотношений, обязанностей и прав, и вместо этого авторитета необходим был поддержанный Наукой наиболее общий Закон. Собственно, социализм из утопий и псевдо-научных догм превратился в обязательный к исполнению всеми гражданами социализированных государств Закон на том сломе, где Бога сбросили с пьедестала, а замены под рукой не было. "Научный" социализм заместил Бога, а его высопоставленные (Точнее сказать, поставившие себя) клевреты заместили собой святых, полубогов и священнослужителей прошлого. Функциональное, ритуальное и психологическое сходство социализма с религией очевидно, и это же объясняет враждебность этих систем друг к другу.
       Антиподом религии должен был быть как раз капитализм, но эти две системы, действующие в разных областях, с легкостью притерлись друг к другу, и там, где они уважительно друг к другу относятся, общество и государство прекрасно функционируют и процветают. Примеров множество в Европе и в Америке.
       Израиль полон таких живописных противоречий, которые во всем мире только поискать. Как может быть, чтобы люди, совсем недавние, не более двух-трех поколений, предки которых были образцами преданности Книге и Моисееву Закону, поклонились ими же сконструированным идолам и превратились в воинствующих противников всего того, что на протяжении тысячелетий было стержнем существования и выживания в самых немыслимых условиях? При всем уважении у Науке, которая принесла столько пользы и продолжает удовлетворять любознательность людей и отвечать на множество вопросов, как они не заметили, что каждым своим ответом, наука опровергает и вычеркивает свои же результаты? Если не в физике или биологии, то как они не заметили этого процесса, в точности соответствующего научному методу, но постоянно разочаровывающего потребителя, в такой науке, как медицинская? И как университетски образованные люди могли поверить, что наука и религия якобы несовместимы?
       Мало Израилю пестроты этнических ментальностей, так он еще имеет совершенно бессмысленное противоречие между людьми - приверженными ТОЛЬКО науке и так называемыми "ортодоксами".
       Как будто ярые противники "ортодоксов" сами не ортодоксы. Как будто каждый, кто признает только свою систему ценностей, только свой метод познания и только своего бога, не ортодокс.
       Не могу сказать: все дело в этом. Не могу, потому, что, если назову одну единственную причину, то сам окажусь ортодоксом, фанатиком и всем остальным, что говорят в подобных случаях.
      
       ШКОЛА.
       Моя шомерская карьера продолжалась полтора года, я страшно гордился тем, что с револьвером (Интересно, из него можно было выстрелить?) на боку охранял дорогой моему сердцу Ерушалаим и любовался этим городом под разными ракурсами. С тех пор я ни разу не встречал рассвет, стоя на горе Скопус.
       Одновременно учился в семинаре имени Давида Елина, чтобы получить права на преподавание английского языка в средней школе. Раз в неделю мы посещали уроки в одной из школ столицы. То есть побывал в двух десятках школ и на множестве уроков здешних учителей. Впечатление, должен сказать, гнусное. От материального оснащения школ, от учителей, от методики, которую сам когда-то преподавал.
       Я не хотел сравнивать, потому что хуже преподавать иностранные языки, чем их преподавали в СССР, я думаю невозможно. Однако, не вдаваясь в подробности, скажу, что то, что я увидел, не пример для подражания.
       - Как вы думаете, что главное в профессии учителя? - спросила нас учительница английского языка американского разлива, и сама ответила: Дисциплина.
       Я-то, дурень, думал, что метод обучения, но понял, что был не прав, когда после окончания семинара был направлен для работы в одну из школ. На первом же уроке я вспомнил один пошлый анекдот и подумал, что надо бы принести глобус и спросить у моей аудитории, не возьмется ли кто-нибудь из этих шалопаев натянуть презерватив на эту штуку.
       Однако же учителя-старожилы справляются. Они свои, а я "руси", что автоматически уважения не прибавляет. Но главное пришло в голову, когда вспомнил книжку Белл Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз". И дальше все больше убеждался в том, что конструкторы израильской системы школьного образования попытались сделать израильское подобие американской public school.
       Тестирование плюс "некудотирование" - от слова некуда - очко. Дети не учатся, а набирают очки. Способный ребенок не приобретает знаний, а единственный навык, который он схватывает, это техника выполнения тестовых упражнений. Некоторые артисты достигают такого класса, что из ста возможных набирают сто двадцать очков по любому предмету, после чего не знают даже, что конкретно по этому предмету изучалось. Какая разница, чему обучать, географии, Пятикнижию, физике или биологии?
       Удивляются, что физика - необязательный предмет. Ну, так что? После пары десятков уроков по физике я спросил у одной ученицы, известно ли ей, чем занимается физика. Она быстро пробежала тестовый опросник и ответила, что такого вопроса не существует в природе. Однако, может быть ты хочешь, чтобы я рассказал тебе об этом? - Зачем, если такого вопроса нет? После чего я подумал, что физику преподавать незачем. Незачем также преподавать историю, литературу и остальные предметы. Я также пришел к выводу, что обучение чтению тоже бессмысленно. Меня читать научили не в школе. Это сделал мой отец, чтобы я мог читать книги, а если бы я их не читал, то зачем было знать, как складываются буквы.
       Их обучают технике чтения, как если бы обучали технике вождения космического корабля, зная наверняка, что водить космические корабли они не будут. ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ КНИГ! Школа к чтению книг не поощряет, обязательного перечня не существует, и чтение, знание, как таковые, вне зависимости от профессии или избранного пути, не престижно.
       Я по наивности думал, и этому научил меня мой опыт жизни, учебы и работы, что дело даже не в том, знаю ли я, в чем состоит закон Бойля-Мариота и до конца ли прочел "Идиота", а в том, чтобы внутри моего мозга с детства и на всю жизнь был смонтирован механизм любознательности.
       Собственно, его не нужно монтировать, так как с этим механизмом люди рождаются. Задача - основная - нормальной школы состоит в том - так мне всегда казалось - чтобы давать пищу для любознательности ребенка и тем поощрять и развивать его. Современная public school это конвейер, подобный тому, что в кино продемонстрировал однажды Чарли Чаплин. На этом конвейере дети тупеют и приводят в негодность механизм любознательности.
       За последние 20 лет я побывал во многих странах и всюду, в частности, пытался выяснить, как обстоит дело у них. То же самое. Местами гораздо хуже. То, что я увидел в Торонто, привело меня к окончательному убеждению, что повсюду бесплатная школа служит для того, чтобы дети не болтались по улицам и чтобы снабдить их набором очков, дающим право на получение документа об "образовании", после чего они в специально предназначенных для этого заведениях получат необходимые навыки в избранной области, причем, этой областью может быть профессия учителя - и покатилось.
       Так что люди, которые по наивности удивляются необязательности физики в израильской школе, могут спать спокойно: обязательные предметы изучаются не лучше, чем физика.
       Хочешь получить образование - плати деньги в частную школу.
       Так устроен капитализм минус религия и минус наука.
       Мои встречи с учениками религиозных школ - этих встреч было много - показывают, что эти ребята не знают ни физики, ни алгебры, но их интерес обращен к книге. "Идиота" они тоже не читали, но читают Маймонида.
       Было бы хорошо, если бы во всех школах ребята получали те знания и умения, которые помогут в жизни, а в жизни нужно быть готовым к тому, чтобы сделать выбор. Книги для чтения, автомобиля для вождения, профессии для души и для парнусе, лаборатории для исследования, ешивы для сближения с Богом - сделать выбор.
       Однажды я поместил в своем разделе статью "Злословие о школе". Ее потом перепечатали в газете, издаваемой школами "Шуву". Мне понятно, почему эта статья их заинтересовала. В этих школах детей пытаются образовывать.
      
       БЮРОКРАТИЯ
       Это необходимая вещь. Ни одна страна не может обходиться без бюрократии. В Израиле не плохая бюрократия. У нас, к сожалению, нет - или почти нет - никакой бюрократии.
       Бюрократ, это грамотный чиновник, который в полном соответствии с законом делает свое дело: получает и выдает, утверждает или отказывает, присваивает или отторгает и так далее, независимо от того, что ему кажется правильным или неправильным.
       В Израиле нет кодекса законов. Нравственный кодекс отменен в связи с безвременной кончиной Господа Бога, а государственный - это калейдоскоп нахватанных и накрученных, украденных у турков, у англичан, у американцев и черт знает у кого еще случайных положений плюс так называемые прецеденты. Некоторые законы так плохо сформулированы, что их приходится уточнять на местах посредством дополнительных инструкций и положений, а поскольку судья, скажем, сталкивается с фактами невозможности ненарушения закона, то он думает, какой еще прецедент ему создать. Если бы вдруг у нас все законы были выполнены так, как они написаны, то пришлось бы построить одну огромную тюрьму, в которую отправились бы все, весь народ Израиля во главе с премьер-министром и Кнессетом.
       Главная цель наших законодателей, как они ее понимают, - не скатиться до уровня национальной традиции (Галахи) и, одновременно, не подняться так высоко, что самим хоть в тюрьму садись.
       Бюрократия появится с выходом в свет Кодекса Законов Государства Израиль.
      
       ЧТО У НАС ЕСТЬ.
       В самом деле, что у нас есть?
       У нас есть МЫ и, судя по тому, как сильно нас повсюду ненавидят, мы должны быть уникальным народом. Я прочел много книг на эту тему, но все еще не составил удобоизложимого мнения о том, в чем состоит эта уникальность. Когда пойму, непременно напишу уникальное эссе.
       У нас есть наш клочок земли, в уникальности которого явно никто из не-евреев, судя по тому, как все смотрят только в эту сторону, говорят только об этом и заботятся о том, чтобы нас отсюда вышвырнуть, не сомневается, но я знаю многих евреев, которые в этом не уверены.
       Государства, с точки зрения международного права, у нас нет, так как международное право признает государством политическое образование, имеющее общепризнанные мировым сообществом границы.
       Возможно, когда все евреи осознают свою и нашей земли уникальность, съедутся сюда, отстоят свои права на отчич и дедич, тогда у нас будет создана соответствующая этой святой земле и этому уникальному народу государственная система управления, здоровая бюрократия и школа, в которой дети будут получать образование, достойное этого народа и этой земли.
       А пока? Например, у меня в кармане гвоздь. А у вас?
      
      
      
      
  • Комментарии: 4, последний от 17/11/2015.
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 14k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка