УБИЙСТВО ПАМЯТИ
Эссе
Должен признаться, что, пожелай я излить в обличительном тексте всю горечь, накопившуюся во мне против России за последние две сотни лет после "раздела" Польши правительством Екатерины Второй в сговоре с подельниками из Пруссии и Австрии, то не нашел бы тех слов и той обличительной агрессии, какие мы находим в последнее время в выступлениях самих россиян. Не говоря уже о том, что мне бы в голову не пришло прибегать к такого рода обобщениям и такому лексикону. Не стану называть авторов и не собираюсь анализировать всевозможные писания в газетах, сайтах и заборах, так как пришлось бы их цитировать, а это не в рамках моей статьи. С удовольствием замечаю, что не только не испытываю по этому поводу злорадства, но, напротив, хотел бы сказать этим авторам, что поливать грязью массы людей всегда гадко, а если эти люди свои, то гадко вдвойне.
В то же время впервые за многие годы радуюсь масштабам журналистских и писательских расследований прошлого для установления правды о том, как было на самом деле. Если это широкая тенденция в интеллектуальной элите российского общества, то вижу в этом шанс для духовного выживания народа в нынешний период скольжения куда-то вниз и прочь от цивилизации, которую часть русских интеллектуалов считает своей, в то время как другая часть цепляется за монгольское стремя.
Наверняка хорошо, что в народе есть мужественные люди, способные не только толочь воду в ступе имперского величия, которое всегда приносило этому народу только кровь да голод, да горечь разрухи и поражения. Наверное, нужно жить иначе и идти иными путями, и если никто этих путей еще не разглядел, то и то уж хорошо, что находится немало таких, которые понимают, что нынешний путь тупиковый и следует искать другие пути.
Однако же в хоре псевдо интеллектуалов, мы слышим голоса грязных марателей собственного народа. И вот, что я думаю: даже если есть пьяная рвань, и лаптями щи хлебают, и жизни ближнего ни в грош не ставят, но это ваши люди, и с ними жить, и ваши пастыри - не мои, нет, Боже упаси! - православные пастыри учили вас любить ближнего, то почему бы не вспомнить об этом? Сам я, когда думаю о России (Не часто, но все-таки вспоминаю и думаю), то стараюсь не смотреть на распивающих на троих в подворотнях, на нынешних "сарынь на кичку", грабящих друг друга, вместо того, чтобы производить добро и голосующих за ничтожных кандидатов, но представляется скорее донской жеребец с мощной грудью, но стреноженный и без седока.
Само собой гораздо чаще размышляю о судьбе моего еврейского народа и моей страны и, когда случается читать или слышать евреев той же породы, что упомянутые выше русские графоманы, бесстыдно хулящих мою землю и людей моего народа, то это бывает еще больнее. Не хулить надо, а стараться понять. Народы, страны и государства - это сложнейшие системы и миллионы векторов влияют на их становление, развитие, взлеты и падения, олимпы, парнасы, пропасти и болота. Мы в работе двигателя собственного автомобиля и то с трудом разбираемся и чуть что, бежим к механику, а о таких сложных системах, как народ, его история и его государство судим, не беря на себя труд, ни начитаться, ни серьезно подумать о прочитанном.
Полосы журналистки Кэролайн Глик в Jerusalem Post всегда читаю с огромным интересом. Она как раз из числа читающих, наблюдающих и думающих. А последняя ее полоса "Наш мир: смерть памяти" привлекла мое особое внимание.
В этой статье Кэролайн размышляет о том, как идентифицируют Еврейское государство разные политические деятели этой страны. "Означает ли это, что Израиль, будучи еврейским государством", обладает уникальной миссией, отличающей его от других государств?"
Журналистка не сомневается, что безусловное большинство израильтян сказало бы, что у нас еврейское государство, и это значит, что Израиль уникален и уникальна его миссия в мире.
Так это или иначе, но я бы сказал этой даме, что она не знает нашей так называемой "русской улицы", а если бы познакомилась поближе, то узнала бы, что обитатели этой улицы вовсе даже не называют и не считают себя израильтянами, а израильтянами называют тех, других, которые, как им кажется, хуже и глупее нас. И гордятся вовсе не еврейством, а своей принадлежностью к великому русскому народу и великой русской культуре. И тогда эта журналистка, сравнив нашу улицу с хулителями русского народа и России, о которых я, не называя имен, написал выше, воскликнула бы: ну, что за парадокс! Самые большие патриоты России и русского духа - здесь, в Израиле! Причем, эти российские патриоты, которых обзывали, унижали, ограничивали, отгораживали и убивали - это галахические евреи. Попробовал бы я в их присутствии повторить то, что о России и русском народе плетут так многие чистокровные этнические русские. (Часть этого сброда еврейского и российского происхождения уже примостилась в уютных зарубежных уголках и оттуда плюется в сторону бывших соотечественников).
Религиозная часть израильтян верит в то, что Израиль проходит период направляемого Всевышним освобождения, и миссией евреев в этот период является защита своего государства и становление его, как светоча для всех наций.
Неверующая часть израильтян сказала бы, что Израиль - страна для всех евреев, убежище на случай погромов и гарант еврейской идентификации в странах диаспоры.
К какой из этих двух категорий относится "русская улица", спрашиваю я себя, но ответа не нахожу.
В жизни обеих вышеназванных групп населения нашей страны историческая память от праотца Авраама до "бульдозера" на троне играет огромную роль.
Есть однако же третья группа, та, которую принято считать крайне левой. Лидерами и идеологами этой группы являются журналист профессор Ури Авнери и политик Йоси Бейлин. Это дети эмансипации, и они никакой особенной, тем более уникальной роли у Израиля не замечают. С другой стороны, Израиль, каким они его видят, - плацдарм западной цивилизации на Ближнем востоке.
Эта компания по-своему видит роль евреев на Ближнем востоке. Мы, они считают, должны просить прощения у арабов за то, что вторглись в их пределы и совершили форменные преступления. Поскольку мы уже здесь и с этим ничего нельзя поделать, то, по крайней мере, нужно вернуть арабам территории, занятые израильской армией в ходе шестидневной войны. Что касается исторической памяти, то она только путается под ногами, создавая нездоровые иллюзии и мешая здраво оценить обстановку.
Не слышал, чтобы хоть кто-нибудь в России или в целом мире когда-нибудь докатывался до подобного маразма. Все понимают, что даже в точных науках все рано или поздно оказывается приблизительным, а уж в истории и подавно. Отделить факты от легенд и умышленных искажений, событий от их произвольных отображений, историю от художественного вымысла историков и романистов - это никогда не удастся. Подчас писатели-романисты создают такие яркие образы действительно существовавших персонажей, что только узкие специалисты знают, чем настоящий кардинал Ришелье отличается от придуманного Александром Дюма, а Петр Первый от кинообраза, созданного артистом Симоновым.
И тем не менее, вся эта мешанина фактов, событий, легенд, сказаний и поэтических образов формируют народ, его самосознание и его самоидентификацию. Вплоть до того, что египетские пирамиды имеют такое же отношение к нынешним египтянам, как Парфенон к нынешним грекам, а Римский форум к итальянцам, живущим в Риме, но эти три народа неотделимы от своих реликвий. Слова "Русь", "рус" и "русский", а также "славянин" и "православие" в ушах разных людей звучат по разному, а историки предлагают всевозможные варианты их происхождения. Вплоть до того, что "рус" происходит от ивритского "рош" (голова), а "славянин" от ивритского "цлав" (крест). Если не согласны, то имеется целая коллекция других этимологических цепочек. Выбирай на свой вкус. И это только один из ста миллионов примеров, которыми полна история любого народа. Но на этом основании сжечь книги по истории или, вообще, все книги и писать будущее народа с первой страницы?!..
Иногда, встречаясь с евреями - выходцами из Российской империи, я убеждаюсь в том, что у большинства моих бывших и нынешних соотечественников напрочь атрофировано историческое самосознание. Он еврей и готов драться за это высокое звание, потому, что оно дает ему право сменить нищенское существование на материально вполне достойное в Израиле и при этом носить импортированное из прежнего ПМЖ в нынешнее звание "русский".
К счастью, не все. К счастью, если бы эта внеисторическая часть алии покинула Израиль, то осталось бы достаточно много израильтян, для которых наша история - часть их личности. Мысленно жму руку тому из моих читателей, который свою биографию начинает не с дня своего рождения, а с праотца Авраама. Этим евреям полезно знать, что всемирно известный старец Шимон Перец, сменивший за время своей политической карьеры, кажется, все, сколько их есть, министерские кресла, однажды сказал просто (Как простой израильский парень!): "История несущественна..."
Несущественна!
Такой не была позиция первого поколения лидеров Бен Гуриона, Голды Меир, Леви Эшколя... Поколение Шимона Переса и следующее за ним - Йоси Бейлина оказались способны на подобный убийственный цинизм.
В результате - их антиисторическая "теория" о том, что якобы территорию (Сколько той территории, чтобы еще торговать ею?) можно выменять на мир. Не убив насмерть историю, такую аморальную мерзость придумать было бы невозможно.
Вторая антиисторическая "теория" состоит в том, что лидеры враждебного нам народа, написавшие в своих программах, на знаменах и в школьных учебниках своих детей, что исторической задачей нынешнего поколения палестинских арабов является уничтожение под корень еврейского государства и его сионистской нечисти, могут быть партнерами в каких-то переговорах. ("Мирные переговоры ведут с врагом" - Ицхак Рабин. Поверженным врагом - добавим от себя) Такого открытого, публичного провозглашения программы аннигиляции соседних народов, какую провозгласили Арафат и Абу Мазен, не позволяли себе даже такие выродки, как Сталин и Гитлер. Но после того, как история объявлена "несущественной", почему бы не сесть за стол переговоров с Арафатом и Абу Мазеном?
Есть на Земле народ, побивший рекорд по краткости своей истории. 100 лет назад никто не знал о существовании "палестинских арабов". Эти люди умудрились сочинить свою историю длиною в три тысячи лет, сами в эту выдумку поверили, втиснули в головы своих детей, которые загружают этой выдумкой своих детей и внуков и, что самое поразительное, убедили весь мир, включая своих смертельных врагов, которых поклялись уничтожить, что так это и есть. Разве не здорово? А жертвы их терроризма талдычат, что "история - это не существенно".
Я стараюсь не смотреть русских кинофильмов. Фильмы советского периода, даже если они "высокохудожественны" и в них играют гении сцены и кинематографии, если это не экранизация какой-нибудь классики, все насквозь лживы и служат ширмой за которой скрывается бесчеловечная правда советской действительности, а современные уж потому отвратительны, что в каждом кадре человек либо вдрызг пьян, либо принес бутылку. Не стану перечислять, но многое мне неприятно видеть в российской действительности. И не хочется считать себя причастным ни к России, ни к ее культуре.
Однако тех хулителей России и русского духа, которых мне случается встретить в печати (Как правило, они заодно и антисемиты тоже) спешу обрадовать: глядя на то, что творится у нас, я теряю веру в то, что это наше национальное предприятие еще исправимо.
В заключение процитирую абзац из статьи Глик, которая, похоже, большая оптимистка, чем я:
"Мы народ, которому в этом мире поручена миссия. Она состоит в том, чтобы сохранить свою национальную историческую память и в том, чтобы актуализировать эту память в своих жизнях и в жизнях поколений, которые последуют за нами".