Аннотация: Я не врач и ничего в медицине не смыслю.Это очерк о том, почему и как каждый обязан ответственность за себя всю жизнь носить только на своих плечах, а не пытаться переложить ее на других.
И.Мошкович
ДОРОГИЕ МОИ СТАРИКИ
Часть Первая
"Любовь дана нам - вы мне поверьте, -
Чтоб наслаждаться до самой смерти" - профессор Дениз Бадо, сексолог.
Должен вам сказать, мои дорогие собратья по возрасту, который повсеместно принято именовать "преклонным", что с каждым годом мы составляем в процентном отношении все более значительную часть общества, и, как бы молодежь ни пыжилась и ни тщилась смотреть на нас свысока, но:
--
Мы все чаще сохраняем умственные и физические способности, позволяющие нам неплохо функционировать;
--
По мере удлинения сроков сохранения этих полезных качеств наше влияние на окружение, на происходящие в семье и вокруг нас события, все более возрастает и с этим приходится считаться и обществу и нам самим.
Кроме того, мы - это родители, дедушки и бабушки нынешних молодых, и наше хорошее самочувствие (Если мы чувствуем себя хорошо) освобождает их от множества забот, которые, на ночь глядя, не хотелось бы перечислять.
Между тем журнал "Геронтолог" (США) пишет, что 80% граждан, переваливших за 60 жалуются на создаваемую вокруг них не совсем приятную атмосферу, 58% недовольны, что их до срока относят к категории "стариков", а 31% заявили, что с ними обращаются, как с людьми, память и умственные способности которых уже не на высоте. В связи с этим стоило бы заметить, что, если прежде вышедшему на пенсию в 60 лет среднему "старику" предстояло прожить в этом качестве и социальном статусе и в этой атмосфере примерно года 4-5, то у нынешнего пенсионера в запасе минимум лет 10, в среднем, если он живет в одной из развитых стран, еще лет 18. О максимуме медицина уже молчит. Подумать об этом стоит и им, и нам самим тоже.
В конце концов, жизнь представляет собой единственно бесспорную ценность независимо от того, на каком отрезке мы ее проходим. А что говорить тем, чье детство было голодным и холодным, а молодость - где-то между войной, казармой и ИТЛ? Сколько среди нас таких? Может, всей-то жизни, в хорошем, а не окопно-лагерном смысле этого слова, остается на отрезке от 70-ти и дальше, потому что вспомнить по сути и не о чем? Не знаю, как вы, а по не зависящим от меня причинам я юности и молодости как-то не заметил, и не предлагайте мне мысленно возвращаться к цветам, улыбкам и всевозможным радостям, которых не было.
Знаменитый фильм великого Феллини назывался "Dolce vita" - "Сладкая жизнь". Не помню уже его содержания, так как, ничего не поделаешь, память, действительно, уже не та, но часто думаю о том, что жизнь гораздо "долче", если воспринимать ее, думать о ней, как о dolce, а не о горькой (amaro), имея, в частности, в виду исследование профессора Becca Levy, которое показывает, что положительное и высокое мнение о себе самом удлиняет жизнь в среднем на 7,5 лет. Так что, дорогие мои старички, научитесь думать, что даже в 80 лет мы кое-чего стоим. Вот так!
И, опять же, возвращаясь к роли окружения в акселерации нашего старения, психолог из Калифорнии Жаклин Гудшилд пишет о дискриминационном отношении к старикам, которым общество наступает на горло.
Профессор-сексолог Дениз Бадо (Канада) утверждает, что для занятий сексом не существует никаких ограничений. Описаны случаи, когда мужчины только после шестидесяти по сути открывают для себя красоты эротики, а эрекция, на ограниченность которой иные жалуются, не достигнув тридцати, оказывается нормальной в девяносто. Когда-то это было предметом неприличных анекдотов, а сейчас объектом научных исследований.
Многие наши представления о старении и о старости и связанные с ними обычаи в двадцать первом веке крайне неуместны. Так профессор Жан Карре пишет, как глупо и вредно оказывается разделение по половому признаку в домах престарелых. Буквально как в монастырях. Дома престарелых превращаются в дома смерти. Это ужасно!
Между прочим, в Дании в некоторых таких учреждениях в распоряжении постояльцев имеются порно видеокассеты. А почему нет, если это времяпровождение возвращает стариков к жизни?
***
Допускаю, что эта проблема в нашей нынешней жизни, при всей ее важности, не на первом месте и мы больше бдим о своем здоровье. И поэтому - здоровье и как его сохранить.
Несколько слов о медицине, к которой я имею отношение не как медик, а как потенциальный потребитель, который ее услугами пользоваться не спешит, но и советов по этой части по понятным причинам не дает. Будучи постоянным читателем популярных книг и статей, я являюсь абсолютно открытым ко всем школам, течениям, мировоззрениям, методам и приемам человеком, и в этом, частном, случае забочусь только о том, что полезно мне и моей жене.
Ничего не утверждаю, но мое впечатление таково: медицинская наука (Видимо то же можно сказать о науке в целом, но мы здесь не об этом) к середине XIX века уже имела такие великолепные достижения, что вправе была свысока посмотреть на то, чего в плане лечебного дела достигло человечество на протяжении тысячелетий. Пользуясь этим правом, медики всю эту научно не доказанную дребедень швырнули за борт, не замечая того, что в действительно мутной воде было полно живых детей. Когда же некоторые медики пытались в своей лечебной практике пользоваться "всей этой чертовщиной", то их просто лишали прав. (Тому пример - доктор Месмер - 18 век)
Все было терпимо до тех пор, пока успехи в различных областях медицины оставались бесспорными и казалось, что в дальнейшем эту область ожидает светлый путь и новые достижения в области лечения болезней, спасения умирающих, борьба с эпидемиями, избавления от страданий, продления жизни. Осознавая свое несомненное преимущество над всякого рода "народной" медициной, научная медицина стала вести себя подобно тому, как средневековая католическая церковь вела себя по отношению к науке. Однако картина изменялась по мере того, как обнаруживалось, что добрая (Точнее сказать: недобрая) половина хирургических вмешательств приводила к ухудшению состояния людей, что операции не продляют жизнь, а удлиняют страдания, что едва заметные под микроскопом зверюшки быстрее адаптируются к вакцинам, чем лаборатории успевают изготовить новые, что чуждые нашим организмам порошки и таблетки, приготовленные в ретортах из нефти и газа, приносят больше вреда чем пользы (Это называют "побочными явлениями", но недавно я узнал, что от патентованных успокоительных средств в США погибает вдвое больше людей, чем от СПИДа...)
Массовая медицина, услугами которой мы с вами пользуемся, не в состоянии дать рядовому клиенту своей системы даже того элементарного, что имеется в арсенале ее средств . Вы видите это при посещении врача. Ваш "семейный" врач за отведенные ему 10 минут, половину времени тратит на записи, а остальное время - на беглый осмотр. Он не успевает разглядеть вашего лица. Если вы пришли к отоларингологу, то вы для него не более, чем подставка для собственного уха, а сам он подобен автомеханику, который сосредоточен не на автомобиле, а на одном единственном проводке, ведущем к зажиганию.
Поверьте, я тоже пытался посещать врачей. Мне помог прекрасный дантист, а окулист посоветовал носить очки. Раза три отоларинголог выковырнул серные пробки из моих ушей. Пробовал принимать лекарства, о чем очень жалею, так как пользы они мне не принесли. Хорошо, если мой крепкий организм устоял против их вредоносных ("побочных") дейяствий.
Вы как хотите, но я по этой и ряду других причин считаю медицинские учреждения подобием авторемонтных мастерских, куда я прикачу свою развалюху, если какая-то ее деталь или агрегат потребует ремонта, и сам я починить не умею.
Ну, сами подумайте: годами меня убеждали в том, что я обязан сделать анализ на предмет установления, есть у меня рак простаты или нет у меня рака простаты, настаивая на том, что установить этот факт нужно своевременно, а нето... А то - что случится? Теперь узнаю, что из числа заболевших этой ужасной штукой, умирает от этой болезни "только" 1/ 1000, а остальные мрут от других хворей, что анализы типа PSA & DRE более чем ненадежны и так далее. Так чего ради они морочили мне голову?
Эти примеры и размышления можно продолжить, но мой окончательный вывод вот какой:
--
Я не подставка для своих органов, а энерго-химико-физиологическая система в тысячи раз большей сложности, чем это представляется представителям традиционной медицины, и они знают обо мне гораздо меньше, чем им кажется. Мои мысли, чувства и образ жизни - часть меня самого, а если врач не видит меня во всем комплексе сотавляющих, то мне приходится самому думать о том, как жить, как настраивать свои мысли, чувства и взаимоотношения со средой, чем питаться и т.д.
--
Врач, который говорит пациенту: кушайте все, вам можно, не понимает о чем он говорит. На самом деле каждый из нас уникален и должен получать свой, только ему пригодный и полезный набор питательных веществ для поддержания организма в здоровом и рабочем состоянии.
--
Я преклоняюсь перед великими достижениями научной медицины и, если скачусь по лестнице и сломаю ногу или разобью череп, то за помощью непременно обращусь к соответствующему специалисту.
--
При этом я заметил, что люди вокруг меня заболевают гриппом не потому, что стояли близко от неосторожно чихнувшего, а потому что нездоровым питанием и образом жизни довели свой организм до состояния полной незазащищенности. Это все равно как если бы Израиль распустил свою армию, а в том, что за этим неизбежно последовало бы, винил Арафата и его банду. Я настаиваю на этом сравнении.
Я не медик и преступлением было бы медицински невежественному человеку давать медицинские советы, но думаю, что дозволено обратить внимание читающего эти строки, что наша самая большая ошибка состоит не в том, что мы посещаем врачей, делаем анализы и глотаем ядохимикаты, называемые в науке "лекарствами", а в том, что ответственность за свое драгоценное здоровье мы перекладываем на врачей.