Мошкович Ицхак: другие произведения.

Второй гвоздь

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Скачать FB2
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:


      
       ВТОРОЙ ГВОЗДЬ
       Эссе
      
       Давным-давно, когда в приличном обществе модно было считаться галантным, воспитанные и хорошо одетые люди из числа приличных старались быть галантными. Мода на галантность плавно перешла в моду на сентиментальность и - ах! - здоровенные мужики, следуя этой моде, вытирали себе и дамам слезки и сопельки кружевными платочками. Романтичность - о! - это нечто совсем другое. Это было кружение в бурном вихре, риск, ярость, возрождение былого рыцарского чего-то там такого. Помнятся времена повального пристрастия к революционности, которое пока еще, к ужасу и сожалению, имеет хождение по планете. Революционно все, что действует не по принципу: "тише едешь дальше будешь", а по закону: ба-бах! и - было ваше, станет нашим, причем, мигом и без промедления, а истина торжествует на костях миллионов винных и безвинных.
       И так далее, и так далее.
       А нынче? Нынче модно быть прагматичным. Что бы это значило?
       Pragma по-гречески означает "дело", что-то вроде "бизнеса". Прагматичный человек, это тот, кто, в отличие от мечтательных и галантных бездельников, занимается практическими вещами и стремится к конкретному результату, а прагматизм - это целая философия, основателем которой был Чарлз Сандерс Пирс, и мы здесь не о ней.
       Цель прагматика в дискуссии доказать, что ход рассуждения оппонента ни к какому практическому результату не ведет. Смысл современного прагматизма - в таком образе поведения и деятельности, которая отвращает нас от погони за журавлями в небе, а указывает на синицу, которая - вот она, в руке.
       К счастью для нас с вами и для всего человечества в целом, далекие от прагматизма мечтатели и гадатели на чем угодно, до кофейной гущи включительно, на этой планете еще не перевелись. Их мечты, гадания, предсказания, безумные увлечения и готовность пойти на все ради светлой или кромешно черной мечты никаких гарантий не дают, и естественно, что они внушают такую смесь восхищения и страха, любви и ненависти, преклонения, отвращения - чего еще? - по сути всех чувств на свете, что люди, которым хочется жить просто так, без вывертов и неопределенностей, заявляют о своем здоровом прагматизме.
       Я не идеалист и не мечтатель, а здоровый прагматик - так рекомендует себя человек, претендующий на место у руля, и он уверен, что такая рекомендация обеспечит ему голоса и поддержку.
       Но к счастью для нас существует закон, по которому на каждую тысячу серо-зеленых прагматиков всегда есть, как минимум, один, кто, не пренебрегая здоровым прагматизмом, оставляет в своем мозгу достаточно места для свободного полета мечты и фантазии. Когда равновесие между прагматизмом и идеализмом в обществе по чьей-либо злой воле будет полностью нарушено, наступит нечто значительно худшее, чем конец света, верить в который крайне не прагматично, наступит медленное, мучительное издыхание человеческого населения планеты с одновременным выделением очень эффективных, в смысле накопления денежно-товарной массы, миазмов. Деньги и вещи заполнят все пространство. Людей не станет. Совсем.
       Потому что сочетание прагматических интересов с идеалистическими устремлениями составляет природу человека, в отличие от природы, скажем, муравья, способного ставить только самые ближайшие во времени и в пространстве задачи.
       Оптимальных результатов чистокровный прагматизм достиг в советской России. В концентрационном лагере под названием СССР религия и религиозность были успешно заменены железобетонными идолами первооснователей и вождей, идеалистическими лозунгами типа: вперед туда-то и долой то-то, строгими ритуалами собраний, митингов, линеек и т.п., а духовность сладкозвучными кинолентами, закрывавшими и заглушавшими собою хрип отправляемых в мусорный ящик социализма граждан.
       СССР уже закончил серию своих экспериментов, но сам принцип примата прагматизма над идеализмом, подобно модному в наше время вирусу птичьего гриппа существует. В основе его химико-физиологической структуры лежит максима: материя первична, а дух вторичен.
      
       Наши мудрецы наставляли нас так: без Торы нет муки, а без муки нет Торы. В идеале этот принцип должен быть би-номом нашего существования и люди, каждый в отдельности, в составе семьи, общества и государства, если они надеются обеспечить не только свое сиюминутное, призрачное существование, но также жизнь цепочки следующих поколений, обязаны руководствоваться этим би-номом. Чего, увы, мы не наблюдаем. Причем, меньше всего - в Государстве Израиль.
       То, что произошло в этой стране в последние месяцы ужасно не только стратегическим убожеством нашего руководства. Какая-то видимость успеха, можно сказать, достигнута. Хотя и это весьма сомнительно. Тревожит другое: общество все более погружается в гнилое болото бездуховности, потери идеалов и исторической перспективы, и все, что остается, это подсчет денежных купюр.
      
       Недавно прослушал анализ произошедших в Газе событий, который был на строго научной основе сделан одним образованным постоянным комментатором израильского русскоязычного радио и телевидения. Этот человек посредством математико-экономических выкладок, которые на две Эйфелевы башни выше уровня нашего усредненного интеллекта, убедительно доказал, как и в каких размерах увеличится банковский счет государства после разрушения в Газе еврейских поселений и вывода оттуда наших солдат.
       Мы могли бы начать с тех двух миллиардов, которые нам гарантировали (Или только обещали) американцы, но налетевший на Луизиану очень сильный ветер к чертовой матери унес эти банкноты в другом направлении. Но мы этим путем не пойдем, а лучше подумаем о том, какой урон нравственности и глубинной духовности общества нанесло это омерзительное мероприятие, из которого все, включая тех, кто против, кто за и кому безразлично, вышли еще более измаранными и оплеванными абсолютно бесперспективным прагматизмом себя самих и своих лидеров.
       Почти все политические группы, партии и команды по уши заляпаны снаружи и опустошены изнутри. Внутри каждой команды мы видим только эгоистичные, в конечном счете, денежные, интересы политиков. В самом низу, буквально в выгребной яме, всевозможные левые, такие как Бейлин, Сарид и уж совсем одиозный Роман Бронфман с его единственным бубенчиком-словечком "демократичсссский", приложимым к чему угодно, даже если речь идет о строительстве общественных туалетов для пингвинов в Антарктиде. Далее идет тройка: Шарон, Натаниягу и Ландау, которых друг от друга отличить можно, конечно, но по уровням чисто прагматического подхода все трое из под одной мамы. Либерман великолепен, так как он единственный, чья очень прагматичная программа отличается особой четкостью. Томми Лапид доказал, что партия вообще может обходиться без программы, а главное, это выглядеть перед избирателем прагматичными и свободными от опиума для народа и всевозможных фантазий относительно прошлого от Авраама и дальше, вплоть до прихода Машиаха, который не придет, так как мара Лапида это не интересует. Что касается маараховского мечтателя Шимона Переса, то его "мечта" была очень глупой, невыполнимой моделью "нового Ближнего востока", основанной на том, что участники этого предприятия забудут все свои идеалистические устремления (Израильтяне о Великом Израиле, а арабы об Израиле на дне соседнего с ним моря) и побегут за длинным долларом.
       Мечта Переса очень сродни искренней мечте Хрущева о коммунизме через два десятилетия. Видимость прагматизма, как видимость преимуществ Госплана по сравнению с хаосом свободного рынка, неизбежно ведет к катастрофе.
       Трагедия Израиля наших дней в том, что бесцветному, как спирохета, прагматизму граждан этой страны практически ничто не противостоит. Мафдаль, партия религиозных сионистов, предлагает идеологию и программу действий, основанную на прагматизме, уравновешенном традиционной духовностью и многовековой, а потому доказавшей свою внутреннюю жизненную силу идеологии. Но эта команда выдохлась в борьбе с раковой опухолью израильского прагматизма.
      
       Что означает массовая иммиграция нееврейских граждан из СНГ в Израиль, это можно понять. Люди готовы на риск и прибегают к мошенническим приемам, чтобы убежать от нищеты в страну, где можно жить нормальной жизнью. Материально, прагматично и с точки зрения их интересов целесообразно.
       А как понимать повальное бегство евреев из Израиля? Причем бегут, например, программисты и специалисты по компьютерам. Бегут в Силиконовую долину, в Канаду, в Австралию? В поисках чего? Здесь, в Израиле, они могут рассчитывать на жалкие 3-4 тыс. долларов в месяц, а там - на 6-8. Правда там, в Силиконовой долине, жизнь дороже, но все равно, в сумме, там больше, и там не призывают в милуим. Прагматично? Весьма. Жаль, что нет еще компьютеров и Интернета на Луне.
       Проведено несколько социологических опросов. Причины эмиграции евреев из еврейской страны, все, мелочно прагматичные.
      
       Вывод один: нет муки без Торы, и нет Торы без муки. Нарушение этого равновесия ведет к катастрофе.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мошкович Ицхак (moitshak@hotmail.com)
  • Обновлено: 17/02/2009. 10k. Статистика.
  • Эссе: Израиль
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка