"Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин" - Генрих Гейне
Как-то по первому каналу российского телевидения мы видели в программе министра культуры в качестве ведущего группы интеллигентных людей, обсуждавших вопрос о том, только ли мужчины способны быть авторами шедевров, а если женщины на это неспособны, то почему. Я бы тоже охотно принял участие в дискуссии о том, скажем, могли ли бы Мастер и Маргарита, а также Пушкин и его жена Наталья, Бодлер и Оливия, а также Отелло и Дездемона и другие подобные пары поменяться ролями, если нет, то что мешает, но, сами понимаете, приглашен не был, а тема очень современная и на протяжении последнего столетия так живо трепещет во всех странах, что обойти ее нет никакой возможности.
Неоспорим обидный для прекрасной и конечно же лучшей половины человечества факт, что в науке, искусствах - во всех областях, требующих творческих способностей, в древности и в средние века ведущее положение заимали мужчины и особенно настораживает тот факт, что в условиях почти полной победы феминизма над домостроем мы очень рады каждой талантливой пианистке или выдающейся режиссерше, но буквально во всех творческих областях мужчины продолжают преобладать, и это не всегда результат мачизма, расизма или чего-нибудь там еще.
Прежде всего я хотел бы определиться в этой теме и заметить, что мачизмом и непозволительным высокомерием является сама постановка вопроса. Ну, что, в самом деле, с того, что Мадонну написал художник мужского пола? Кого бы вы поставили на более высокую ступеньку пьедестала, Рафаэля, написавшего Мадонну, или женщину, подарившую миру этого гениального художника? Или Мирьям, независимо от того, каким способом она зачала сына. Этот вопрос можно задать, но отвечать на него я не стал бы, так как он напомнил бы мне другой вопрос: какая мама важнее, та, что воспитывает Вовочку в детсаду или та, что водит трамвай, на котором Вовочка едет в детский сад?
Еще одна существенная и широко распространенная ошибка. Говорят так: мужчины и женщины физиологически различны, а полушария головного мозга у тех и других идентичны, причем женщины реже оказываются авторами шедевров, потому что мужчины взяли власть над ними и препятствуют их продвижению к вершинам творчества. В действительности человек, как все в природе, представляет собой не комплекс отдельно подобранных агрегатов, а единое целое и, если у мужчин и женщин тела устроены по-разному, то наверняка полушария - тоже, и в последнее время мы все чаще узнаем об исследованиях, поддтверждающих наличие этих различий. Наша беда в том, что мы так часто бываем мачо, что в роли мачо нередко выступают женщины, и чуть ли ни все убеждены в том, что "мужской ум" у женщины - это очень хорошо, а мужчина с преобладанием игрек-хромосом - своего рода уродство (Мужчина не должен быть "бабой"). Вообще, мужское начало положительно, а женское неполноценно. Причем, это подразумевается, но вслух не говорится из опасения быть обвиненным в "сексизме".
"И к мужу будет влечение твое, и он будет господствовать над тобою", - сказано в третьей главе книги "Берешит", и эта фраза ставится в упрек автору Торы, который, будучи сам мужчиной (Вовсе не факт, но так говорится и это ложное впечатление широко распространено, хотя глубоко и традиционно, в том числе в ряде языков божественное начало как раз женского, а не мужского рода.), так определил зависимое положение жещины и ее место на кухне и у колыбели. Между тем известно, что не существует специфически иудейского отношения к женщине, четкой модели положения женщины в еврейском обществе, но существует ряд достаточно определенных указаний на то, что женщине, как и мужчине, указаны специфические функции в семье и в обществе.
Человек, благодаря высокоразвитому интеллекту, выделен среди животных, ему предназначено особое, господствующее, место, но при этом он не перестает быть частью земной фауны, в которой женской особи надлежит быть хранителем целостности и неизменности вида, а мужской - быть инициатором мутаций. Преобладание мужского начала приводит к излишним нововведениям и гибели вида, избыток женского - к потере способности вида к совершенствованию и приспосаблению в изменяющихся условиях. Нет оснований думать, что на человека эта схема не распространяется.
К сожалению, наше общество, несмотря на успехи феминистких движений, продолжает оставаться мачистким, во всех областях реальная власть - в руках мужчин. Это очень плохо. Наличие женщин в правительствах и парламентах радует глаз феминистки, но мало помогает, так как на этих постах повсеместно оказываются женщины, у которых явно преобладают мужские хромосомы (Течер, Голда Меир, Сиримаво Бандаранаике, Фурцева, Олбрайт).
Что такое гениальность, как источник шедевров во всех областях деятельности? Это комплекс многих качеств, включая неврозы, но прежде всего способность мыслить нестандартно, очень нестандартно. Шедевр - это своего рода мутация, новый поворот, продукт видения под другим ракурсом. Но нам ли, тем более в наш век, не знать, что новое, нестандартное, "шедеврическое" решение далеко не всегда бывает на пользу челочечеству, как виду.
Представим себе, что решение начать войну принималось в парламенте, 51 процент которого был бы из женщин, что женщины, не будучи учеными физиками, стояли за плечами гениев, создавших теорию ядерного взрыва, и читатель с легкостью продолжит перечень мест и точек, которые необходимо было бы поставить под женский контроль.
Мужчины не только писали прекрасные картины и строили гигантские корабли, открывали вакцины и сочиняли романы и трактаты, но одновременно наши мачо создали в обществе атмосферу, в которой шедеврам их мужского гения отдается предпочтение перед самой жизнью. "Я готов умереть за идею", - сказал Че Гевара и умер, порядком навредив людям. Его гибель тоже стала одним из "шедевров" ХХ века, превзойденным разве что мусульманскими самоубийцами.
Возвращая читателя к Торе, хочу очередной раз обратить внимание на то, что буквально каждый пункт закона указывает на предпочтение, отдаваемое жизни, причем, не только в целом, но каждого индивидуума в отдельности, ибо жизнь каждого - это мир. Это создает совершенно иную, отличную от мачистской, шкалу ценностей.
Мужчины (гораздо чаще, чем женщины) создают шедевры и "шедевры". Миллионы людей и в наше время продолжают считать шедевром книгу Гитлера "Майн кампф", относительно многих шедевров ведутся споры. Например, далеко не все ценители музыки считают шедеврами творчество "битлз", Джексона и Элвиса Пресли. Сдругой стороны духовно свободный человек вправе подвергнуть сомнению любые ценности, кроме само собой библейских, которые мы все, включая воинственных атеистов, считаем абсолютными. Тора (Библия) ясно указывает на то, что жизнь и то, что способствует ее продолжению и сохранению, является единственной среди земных абсолютной ценностью, не подлежащей обсуждению. Поэтому функция женщины (точнее сказать: женского начала) по продолжению и сохранению малейшего росточка жизни на самом деле выше самого гениального творчества.
Философское понятие мужского и женского начал впервые введено в древне-китайской философии людьми, не имевшими понятия о гормонах и хромосомах. Китайским философам было ясно, что у того и другого начала есть свои функции и что здоровье и счастье индивидуума и общества в целом обеспечивается равновесием обоих.
Пример: обещание нынешнему(60- годы прошедшего века) поколению граждан России, что оно будет жить при коммунизме было трубным криком взбесившегося бизона-самца. Если бы эта чушь была уравновешена женским контролем, то лысый бизон остановил бы производство "шедеврических" ракет и боеголовок и довел бы реальную удойность коров до канадского уровня.
Женщины - существа более мирные, чем мужчины, но "подайте мне сейчас и сию минуту мир" - не женский призыв к жизни, а индейский клич-призыв к мутации общества в нечто фантастическое и гибельное. Когда мужчинам (А также женщинам, в коде которых преобладают мужские хромосомы) сперма ударяет в голову, то они выдают на гора "щедевры" типа "коммунизм через 20 лет" или "обновим Ближний восток и выведем его на уровень швейцарских кантонов". Это попытки произвести быстрые мутации без согласования с реальными условиями.
Нам постоянно недостаетет то ли женщин, то ли женственных мужчин, готовых умерить пыл гениальных мачо, которых в момент, когда они только начинают затевать драку, вырубать джунгли, готовить теракты или революции, перегораживать реки, строить ракеты дальнего действия или разводить бактерии чумы, здоровая женская рука должна схватить за шиворот и строго приказать: марш за парту учить печальные уроки прошлого и деяния гениальных разрушителей!
Не к чести мужчин следует признать, что носителями здорового, консервативного (женского) начала значительно чаще бывают все таки женщины - хранительницы домашнего очага и в целом всего нашего биологического вида. Поэтому речь идет не о том, чтобы мужчинам потесниться в парламентах и правительствах в пользу женщин и ради удовлетворения их женских амбиций и лобирования специфически женских интересов, а в том, чтобы во всех властных структурах обеспечить равновесие между йин и ян - мужскими и женскими началами.
Ибо сказано так: "Надлежит человеку всегда быть `мужчиной и женщиной', дабы оставаться твердым в своей вере и чтобы Шехина не покидала его".
А не то, что бы вы подумали о человеке, который, будучи вне своего дома, уже не `мужчина и женщина'?"
Что касается того неоспоримого факта, что Парфенон был спроэктирован Фидием, "Божественная комедия" написана итальянцем Данте Алигьери, а балет "Лебединое озеро" сочинен русским композитором Чайковским, то просто мужчины занимались своим делом в положительном смысле этого слова и с учетом личных способностей и половой организации, а женщины торчали на кухне или развлекали гостей в салоне вместо того, чтобы контролировать состояние дел, что было не всегда с точки зрения интересов вида практично.
Впечатление, что будто бы Тора определяет для женщины скромное место подсобного при муже персонажа, помощницы в делах и производительницы детей, неверно. Все четыре праматери, Сарра, Ривка, Леа и Рахель принимают решения и совершают поступки, определившие впоследствии весь ход истории. Дочь фараона, вырастив Моше, будущего первого пророка, направила течение еврейской истории в сторону освобождения от рабства. Сестра Моше и Аарона Мирьям была пророчицей. А что было бы, если бы повитухи, не проявив личной инициативы, буквально выполнили приказ фараона?! И так далее. Причем, приведенные примеры символизируют действительную роль женщины в истории.
Если творческие способности чаще и лучше бывают развиты у мужчин, то женщина, как правило, обладает более развитой интуицией, которой мужчине обычно недостает. Теперь. Когда оккультные науки вышли на свет из мрака, в который их загнали религиозные и научные обскурантисты, мы видим, что сумма множества качеств, искуственно и ввиду ограниченности знания, сводимых к интуициии, гораздо чаще бывает свойственна женщине. В идеале оба, мужское и женское, начала и свойства уравновешивают друг друга. Так интуиция подсказала Ривке то, чего не понимал ее муж Ицхак, а именно, что глубоко духовный Яков, а не сугубо материалистичный и хозяйственный Исав должен стать продолжателем рода.
Ну, в самом деле, представим себе, что Ицхак и Эсав приведены в Кнессет и депутатам предложено одного из них назначить премьер-министром. Кого бы эти мужики назначили?
Один человек сказал: "Зачем нам нужно, чтобы женщина создавала шедевры, если она сама шедевр творения?" А еще как подумаешь, сколько великих шедевров на протяжении истории уничтожено, причем во всех случаях - твердой, мужской рукой, то подумаешь: где были матери и жены мерзавцев, паливших из пушек по Парфенону, сжигавших храмы и книги, стеревших с лица земли культуры майя и ацтеков?