300 тысяч шекелей - такой иск вчинила сегодня жительница арабского села к жительнице соседнего еврейского поселка, обвинив ее в том, что из-за проявленного ответчицей национализма ее малыша не взяли в детсад этого поселка. Вот предыстория: некоторое время назад жительница арабского села обратилась в детсад еврейского поселка с просьбой взять ее ребенка. Владелица частного детсада согласилась. Но мамаши-еврейки узнали об этом и заявили: если в этот детсад будет ходить ребенок-араб, мы своих крошек отсюда заберем. Реализуй они свою угрозу, детсад бы разорился. Владелица вернула жительнице арабского села деньги, честно рассказав, в чем причина.
Кейс "прецедентный", поскольку впервые подобный иск предъявляется не руководителю заведения, отвергнувшего человека по негодным (неконституционным) мотивам, а к клиенту этого заведения, той женщине, которая, по утверждению истицы, была "коноводом", подбила остальных матерей выставить владелице садика ультиматум.
Что тут перед нами - крайнее проявление маразма, юридический казус, серьезная проблема общества? И каков будет вердикт суда?
Формально жительница арабского села права. У нас демократическое государство, нельзя отказывать ребенку в приеме в детсад на основании его национальности. Но с другой стороны - что можно инкриминировать ответчице по этому делу? В иске формулировка: "угрожала владелице детсада". В чем именно состояла угроза?
Юридические формулировки вещь очень коварная. Если ты скажешь соседу, который готовится напасть на тебя, что ты вызовешь полицию - даже это можно расценить как угрозу: ты угрожаешь ему полицией. Что конкретно совершила ответчица? Она грозилась поджечь детсад, если туда будет ходить ребенок из арабского села? Устраивала пикеты? Оскорбляла публично владелицу? Не пускала ее в синагогу? Грозилась избить ребенка или ее мать? Нет, нет и нет. Все, что она сделала - сказала, что если в детский сад будет ходить арабская девочка, двое ее детей туда ходить не будут. Иными словами, она не только ничего не сделала, она даже предупредила, что не будет делать что-то, что в праве была изначально делать или не делать.
Вспоминается замечательное стихотворение "Сон Попова" Алексея Толстого (один из "крестных" Козьмы Пруткова). Советник Тит Евсеев сын Попов (во сне!) явился на высокий прием, забыв надеть панталоны. Его хватают, тащат в Третье отделенье и там требуют назвать "всю рать\Завлекших вас сообщников". На что Попов с искренним удивлением вопрошает: "Возможно ли сообщничество там,
Где преступленье чисто негативно?"
Вот и в данном случае "преступление" этой еврейской женщины "чисто негативно". Никакой закон не обязывает ее отдавать ребенка в детсад (пока тот не достиг возраста, с которого посещение детсада в Израиле обязательно, это не наш случай). И, разумеется, никакой закон не обязывает родителей отдавать маленьких детей в конкретный детсад. Ответчица по этому делу также имеет права, как и истица. Может ли суд обязать ее отдать своих детей именно вы этот детсад? Нет.
Я увидел, что в мой любимый ночной клуб зачастили представители определенного слоя, который я не жалую. Я перестал туда ходить. И своих друзей и знакомых отговорил (не оклеветал клуб, а сказал правду). Клуб на грани закрытия из-за "низкой посещаемости". И упомянутому "слою" в результате некуда пойти. Я каким-то образом нарушил права этого слоя? Проявил ксенофобию?
Я не люблю английскую кухню. Является ли это проявлением национализма? Если я навязываю англичанам свою кухню - да, я действую в нарушение их прав. Но я не хочу идти в ресторан, где готовят английские блюда. Было заведение общепита. Всегда готовили милые моему сердцу пельмени, борщ, бешбармак, плов, галушки, (что я еще люблю?). И вдруг перешли на английскую кухню. И я "угрожаю" шеф-повару: "Или галушки, или я иду в другой ресторан". Повар сдался: на одних англичанах он не окупит свою точку, а любителей борща - большинство. Неужели я - националист?
Предположим, что суд в нынешнем деле вынесет обвинительный вердикт. Который, понятно, разорит эту еврейскую семью. Что дальше? Ни та еврейская женщина, ни ее подруги не поведут своих детей в этот детсад, он тоже разорится и закроется.
Детсады нужны, очень скоро другая женщина откроет там же новые ясли. Жительница арабского села обратится и туда. Что делать новой владелице? Возьмешь - не приведут детей другие жительницы поселка. Уж против них точно не подашь иск - они изначально откажутся отдавать своих детей туда, где будет арабская девочка. Не возьмешь - иск и выплачивай истице сотни тысяч шекелей. И получится, что жительница арабского села решает, быть в соседнем еврейском поселке детсаду или нет. Насколько разумна такае ситуация? (В Израиле суды очень часто выносят вердикты, исходя из здравого смысла, вопреки букве сухого закона - и правильно делают).
Диктор, читавший сегодня утром по "Решет-бет" эту новость, позволил себе реплику: "Что было бы плохого, если бы одна арабская девочка играла бы с еврейскими детьми?". Оставим в стороне журналистскую этику, в данном случае ее реплика - это замаскированное промыванием мозгов: ведь она не выступает в роли комментатора, а как новостное сообщение излагает свое сугубо личное мнение. Не будем отвлекаться, попытаемся ответить на вопрос - а что страшного может случиться? На первый взгляд - ничего страшного. Я с молоком советской пропаганды впитал любовь к равенству, либерализму, интернационализму et cetera. Я вырос в мусульманской республике, в детском саду сидел на одном горшке с мусульманами, евреями, русскими, корейцами (кого забыл? Не обижайтесь!!) И никакого дискомфорта не чувствовал. Дружил с ними. Но с тех пор утекло много воды. Это было там и тогда, а мы находимся здесь и сейчас. Все в корне изменилось. Я уже предвижу, что произойдет - экстраполируя развитие событий в других толерантных странах.
Давайте рассмотрим этот сценарий. Еврейские мамаши сломаются, станут водить своих детей в "смешанный" садик. Сегодня там одна "чужая" девочка, завтра - две, три. Воспитательницы будут рассказывать детям о еврейских праздниках: Песах, Сукот, Матан-Тора, об обычаях, об истории многострадального еврейского народа. В один прекрасный день мать из арабского села возмутится: почему это ее ребенку насаждают чуждую культуру, чуждые религиозные ценности?
Как быть? Ради политкорректности не упоминать в том детсаду слово "евреи"? Или в один день отмечать еврейские праздники, а в другой - мусульманские? А еще лучше - отмечать одновременно День независимости Израиля - и накбу (для арабов создание Израиля - повод для глубокого траура, они это событие называют "накба", катастрофа). Ну не хотят еврейские мамаши внушать своим младенцам, что они виноваты в несчастьях соседнего народа! Хоть ты тресни. Тут и святые поборники равенства и толерантности заберут своих чад из яселек.
Не думаю, что жительницей арабского села двигал злой умысел разорить систему дошкольного воспитания в соседнем еврейском поселке; она действительно ищет место получше для своей малышки. Она знает, что хотя детсад в еврейском поселке и дороже, зато там выше уровень услуг. Есть и другие преимущества. Из тех примерно соображений действуют и некоторые состоятельные представители арабской общины, которые хотят построить дом, купить квартиру в чисто еврейском поселке (то, что на иврите называется "йишув кеилати"). В него отбирают не только представителей одного народа - но и определенный слой этого народа. Хотят люди жить рядом с теми, кто им социально близок. Создают комиссию по приему, и не всякому удовлетворяют просьбу поселиться рядом с ними, предотвращая тем самым будущие конфликты. Если поселок основали религиозные - любителю субботних шашлыков и поездок по улицам на машине в еврейские святые праздники туда путь закрыт. В некоторые йишувы не примут человека с уголовным прошлым. Или хронического безработного. Евреи с такой сегрегацией мирятся, а арабы нет. И когда им отказывают - обращаются в Высший суд справедливости и добиваются решения в свою пользу.
Еще один аспект, который я оставляю за рамками данной статьи. Почему мать еврейка не несет своего ребенка в арабское село, ведь есть преимущества и там. Первое из них - там дешевле. (Известно, что в арабском секторе товары и услуги дешевле, чем в еврейском). Второе - ребенок будет двуязычным, будет знать арабский как родной, и это даст ему потом преимущества при устройстве на работу. (Мосад, пресса, реклама и так далее). Но любая еврейская мама понимает, что ее ребенку в том детсаду грозит опасность. Кроме того, оставляет желать лучшего уровень услуг.
Я исхожу из предположения, что и мать из арабского села, и новосел просто желают повысить жизненные стандарты. Растить детей в более респектабельной среде. И состоятельные арабы готовы терпеть некий дискомфорт: им было бы куда приятнее глядеть на идущих пять раз в день на намаз сородичей, чем на евреев, спешащих рано утром или вечером в синагогу в наброшенных на плечи талитах.
Я рад помочь этим выдавшимся из своей среды представителям соседнего народа. Но они действуют неверно - и тактическом плане, и в этическо-стратегическом (это я только что придумал такой вот термин). Арабский преуспевающий бизнесмен, интеллектуал, врач, госслужащий - у вас есть обязанности перед своим народом. Разбудите свою совесть - она призовет вас не покидать свою общину, перебираясь к тем, с кем вам полезнее общаться (евреям).
Я всем сердцем сочувствую матери-арабке которая хочет лучших условий для своего младенца. Но решение проблемы не в том, чтобы повернуться спиной к своим менее удачливым сородичам; являясь "сливками" своей общины, сделайте все, чтобы детсады в вашем селе не уступали бы таковым в соседнем еврейском йишуве.
Нам, конечно, льстит, что вы хотите селиться среди нас. Но к черту наши чувства. Вспомните о своем долге. Ваш долг - приложить все усилия к тому, чтобы поднять общую культуру в своем селе, в своем городе. Долг интеллектуала, удачливого бизнесмена, просто хорошего, достойного человека. И плюньте в глаза тому, кто посмеет хотя бы намекнуть, что ваш народ не в силах наладить жизнь ничуть не ниже самых высоких мировых стандартов.
Это ваш самый главный долг перед своей арабской общиной. Сейчас вы предпочитаете воевать за лишний гектар земли, который надеетесь отобрать у маленького еврейского государства, проливая реки крови - своей и чужой. Эти гектары не помогут вашему народу жить лучше.
Общеизвестно, что арабские интеллектуалы всего мира - в первых рядах пламенных борцов с сионизмом. Мой призыв к ним: трудитесь на своей ниве, тяните своих сородичей наверх. Не оставляйте их, не поворачивайтесь к ним спиной. Глядишь, уровень жизнь в обоих соседних населенных пунктах будет примерно одинаковым, и не нужно будет водить ребенка слишком далеко за более высоким уровнем жизни.