Страшную перспективу рисует нам Барух Бен Арье в своей статье 'Два Авраама - два пути'.
Вот ее тезисы:
Время сионистского квазигосударства подошло к концу. Есть только две альтернативы.
Первая: Новое рассеяние. Полная ассимиляция большинства евреев.
Вторая: Полноценная жизнь в большом еврейском государстве, способном предоставить каждому возможности для достойного существования. Не западная либеральная и не восточная тираническая, а аутентичная еврейская цивилизация. Основанная на истинной Торе, (выделено мной - Ю. М.). Существуют только два пути - или к крупному сильному самостоятельному государству или возвращение в галут.
Метод доказательства бен Барух избрал такой: он ссылается на скандальное интервью Авраама Бурга, утверждавшего, что дальше так жить нельзя, и нужно распустить Израиль, участь евреев - жить в рассеянии, галуте. Бен Барух цитирует его с симпатией, соглашается, что Израиль в нынешней форме на грани полного краха, и сразу, бездоказательно предлагает встать на второй путь, взять на вооружение его теорию - жизнь по Торе для всех населяющих Израиль евреев.
Коротко: и Бург, и бен Арье считают Израиль неудачным экспериментом. Бург призывает разбежаться, бен Арье - признать конституцией страны Тору.
Сначала - о ценности доводов Бурга. Он относится к особому (довольно распространенному) сорту полемистов. Методы этих людей очень просты. Они заранее ставят себе целью доказать что-то свое, потом подыскивают отрывочные, вырванные из контекста высказывания, разрозненные факты, слухи, инсинуации и просто откровенную ложь - в надежде на то, что их читатели не знают правды, ошарашенные цитатами из авторитетов, не могут судить самостоятельно.
Для наглядности приведу упрощенный пример такого метода рассуждений. 'Я глубоко изучил математику и пришел к неутешительным выводам. Возьмите дважды два - это четыре. Или два прибавить два - это опять же четыре. А восемь разделить да два? Те же четыре. Или отнимите от семи три. Сколько? Видите. Вывод может быть сделан только один - любое арифметическое действие всегда дает в результате четыре'.
Бен Арье, видимо, сам относится к такого рода начетчикам, вот он и увидел в интервью Бурга какую-то ценность. Тем более, что доводы Бурга хорошо служат целям и задачам бен Арье. Он ухватился за статью Бурга, чтобы доказать близость и реальную возможность первого пути - чтобы потом размахивать им, как жупелом, и загонять евреев, гуртом на второй путь - Торы.
Но насколько ценны мысли самого Бурга? Пользуясь вышеуказанными методами, Бург приходит к выводу, что государство Израиль возникло в результате недоразумения, сейчас оно полный банкрот, и должно исчезнуть.
В своем стремлении запугать читателя, бен Арье, не подходя критично, солидаризуется с доводами Бурга. Давайте вместе рассмотрим некоторые доводы 'похоронцев'.
Бург сказал то, о чем думает (и что делает), а не лепечет, элита. (В лучшем случае - только элита, а возможно и весь... ну, не буду, не буду).
Откуда бен Арье знает, что думает и делает элита? На какое исследование он опирается? Голословное утверждение, не имеющее под собой никакого основания. И не я должен доказывать, что автор соврал, а он, что пишет правду. Вышеупомянутый анекдотичный математик по крайней мере приводил какие-то раскладки, и в ответ можно было тому указать на такое арифметическое действие, как 7 отнять три или два. Бен Арье к элите не принадлежит (элита не распространяет свои статьи через 7 канал). Элита умна (хотя бы потому, что она богата и сумела занять ступеньку повыше на социальной лесенке общества). Она не разбалтывает то, что думает. И я к элите не отношусь, но кое-что о ней знаю. Ниже я скажу, что, по-моему, думает и делает элита.
'Авраам Бург справедливо утверждает: Во-первых. Израиль строился на страхе. Страхе перед западным юдофобством и его апофеозом - германским нацизмом...'
Бург сказал полную чушь. Бен Арье повторяет за ним, не подумав. Израиль не строился на страхе перед юдофобством и нацизмом. Создание государства Израиль было неизбежным историческим процессом. Он (процесс) задерживался по тем или иным причинам, в том числе - и из-за антисемитизма (который, с одной стороны, гнал евреев галута в Эрец-Исраэль, но с другой - не пускал их сюда). И не будь этого антисемитизма, Израиль возник бы намного раньше, и развивался бы намного быстрее. Неужели автор не знает, что еврейское поселение существовало в Эрец-Исраэль веками, стало расти после распада Оттоманской империи (распад империи никак уж не связан с погромами, а тем более с нацизмом, пришедшим намного позже). Нацизм и погромы создали Израиль? Исключим эти факторы. Пойди история человечества по иному пути, евреи стали бы приезжать сюда без помех, свободной эмиграции не мешали бы, еврейский ишув бы разрастался, и в определенный момент возникла бы необходимость создать государственное образование евреев на той земле, которая ничьим государством к тому времени не была.
'Во-вторых. Страх перед европейцами не адекватен обстановке в современном западном мире и этот страх трансформировался в страх перед арабами и их неприятие: 'Будучи председателем Кнессета я прослушал много речей. Беседовал с депутатами всех взглядов. Слышал миролюбцев, которые говорили: 'Я хочу мира, я ненавижу арабов, не могу их видеть, не могу терпеть их'... Бург называет 'Забор отделения' - 'Забором паранойи'. Цель забора не видеть ИХ т.е. арабов'.
Бург ссылается на выступление депутатов - кому же неизвестно, что демагогия с трибуны парламента отражает не истинные чувства, а желание эпатировать, попасть на первые страницы газет, на телешоу, понравиться электорату, чтобы и на следующих выборах проголосовали за тебя. У меня где-то в недрах компьютера лежит статья, в ней я восхищаюсь тем, как евреи относятся к арабам. Восхищаюсь терпимостью евреев, свидетельствующей об их огромной духовной силе. Я вижу арабов, без опаски работающих на еврейских заводах, на стройках, свободно разгуливающих по улицам наших городов в своих национальных нарядах, вижу их, отдыхающих в гостиницах Эйлата, в Сахне. Они покупают квартиры в центре еврейских городов. Они нас не боятся, несмотря на то, что их же соплеменники время от времени взрывают автобусы, магазины и кафе, убивая женщин, стариков, детей. Они знают, что евреи - хорошие люди, что это здоровое, правовое общество, построенное на справедливости. Самое большее, на что способны в гневе евреи - это в день теракта налетят на какого-то невиновного араба, изобьют его - и все. В тот день, когда ублюдок взорвал себя у дискотеки 'Дельфинарий' и убил более двух десятков юношей и девушек, несколько горячих голов стали бросать камни в стоящую неподалеку мечеть, где до поры до времени скрывался террорист, откуда выбежал и врезался в толпу. Полиция арестовала бросавших камни. Инцидент был исчерпан. Уже назавтра все было спокойно. Я горжусь еврейским обществом, которое толерантность свою довела до уровня образцового, у кого нужно учиться многим другим народам.
А может ли также свободно пройтись еврей по Рамалле? Или Шхему? Там его тут же начнут терзать - и не расспросами, а буквально.
Евреи заботятся об этой земле - единственная в мире страна, где число деревьев растет, а не уменьшается. Дай им клочок земли - тут же поселение, разведут сады, засеют поля. Еврейские юноши готовы погибнуть за свою страну. Не знаю, много ли таких в нынешней России. Почему бы автору (раз уж он пишет на русском) не посоветовать закрыть Россию?
Еврейское государство здоровее и перспективнее России. В России преуспевающие бизнесмены отправляют детей учиться за границу, переводят туда капиталы - лишая России будущего. Почему бы не закрыть эту страну? А богатые евреи вкладывают деньги здесь.
'То есть израильская элита уже отмежевалась от этого места. А без элиты нет нации'.
Я по роду своей работы ежедневно сталкиваюсь с элитой. И у меня сложилось совершенно иное мнение стороннего наблюдателя о том, что делает элита - и отсюда можно сделать вывод, что же она думает о будущем этого государства.
Они строят в этой стране роскошные особняки для себя и своей семьи. Отдают детей в еврейскую школу. Открывают здесь свои бизнесы или филиалы своих зарубежных компаний.
В-третьих. Маленький провинциальный Израиль не может удовлетворить амбиции образованных прагматичных молодых людей. Они покидают страну. 'Израильская действительность не воодушевляет. Люди не готовы признать это, но она бесперспективна, уперлась в стенку. Спросите у своих друзей - уверены ли они, что их дети будут жить здесь. Сколько скажут 'да'? В лучшем случае 50%.
Сначала об эпитете 'провинциальный'. Закрывать страну потому, что она - 'провинциальная'? Сколько в мире стран можно так обозвать? Почему никто не призывает их закрывать? Что за мазохистские наклонности у возлюбленного Бен Арье Бурга?
В каждой стране молодежь стремится к большему. Уехать за границу, чтобы добиться там успеха, попытать там счастье. И никто на этом основании не призывает закрыть страну. Нет ничего плохого в отъезде на заработки. Ни одна страна в мире не дает возможности для процветания всем. (Разве что США, но я не специалист по этой стране). Сотни тысяч украинцев уехали в Канаду - кто-нибудь призвал закрыть эту страну? Сколько турков уехало в Европу? А ведь Израиль более развитое государство, чем Турция. А сколько поляков, румын, болгар стремится за границу? Почему бы на этом основании не закрыть все эти страны? О российской боли я умолчу. Вы сами можете привести десятки других подобных примеров.
Кому-то из уехавших удается там преуспеть, разбогатеть. И многие из них возвращаются потом сюда - и живут на более высокой социальной ступени. Кому-то не удается преуспеть там - и они возвращаются, поджав хвост, без больших денег, в родительский дом. И счастье, что есть страна, куда они могут вернуться, потерпев фиаско там.
Часть израильской молодежи ищет счастья за океаном (что вполне легитимно), другая часть готова погибнуть за свою страну. Герои не должны удерживать уезжающих. Но и уезжающие не должны осуждать остающихся.
Почему в последние два года так стремительно выросли цены на жилье? Хотя алия из России сходит на нет? Из-за них. Возвращенцев родимых. Или новых репатриантов из Франции, Англии, Канады, США. Я смотрю на очередного еврея-толстосума из Нью-Йорка или Парижа, который приобретает дом в Герцлии, виллу в Кейсарии, особняк в Савьоне или квартиру в престижном районе Тель-Авива или Иерусалима, и думаю: вот эти евреи, которые преуспевали в своей стране, понимают, что там евреям плохо, едут сюда, а сидящие здесь публицисты убеждены, что там евреям будет хорошо - небогатым, малообразованным, плохо знающим язык, без связей, без тамошнего менталитета, без привычки к тамошнему климату.
Надо ехать заграницу! А что вы скажете о тех миллионах
бедных представителях восточных общин, к которым в последние годы добавились 700-800 тысяч 'русских'? А что - тем, для кого единственная знакомая и приемлемая ими культура - культура еврейского государства Израиль? На языке иврит?
Бен-Арье ставит перед дилеммой - или разбежаться, или строем маршировать в государство Галахи. Бросьте. Подавляющее большинство евреев государства Израиль не побегут в Европу и США. Даже если откроют для них двери. Как они там будут воспитывать своих детей? В христианской вере? Или их дети будут там атеистами? А какими атеистами? Христианскими или мусульманскими? Ведь должен же атеист осознавать: мне дарована возможность верить в какого-то Бога, а я принципиально не верю. Но если бы захотел - то пожалуйста, вот церковь или мечеть за углом. В нью-йоркской школе каждый ребенок празднует либо Рождество, либо Рамадан, а как же еврейский ребенок? Будет 'лишенцем'? А если уж воспитывать в еврейских традициях, то лучше всего это делать здесь.
Бург, с которым соглашается Бен Арье, пытается доказать, что государство Израиль незаконно, бесперспективно, зарождено в грехе. И при этом ссылается на авторитеты Ахад хаАма:
'Национальный сионизм всегда чреват опасностью... Определение Израиля как еврейского государства - взрывоопасно'
и Альберта Эйнштейна:
А.Эйнштейн писал: 'Моему пониманию сущности еврейства противоречит мысль о еврейском государстве с границами, армией и светскими орудиями власти. Я опасаюсь внутреннего вреда, который будет причинен еврейству... в особенности из-за проявления узкого национализма в наших рядах, с которым нам и без еврейского государства было трудно бороться... Возврат к нации в политическом смысле слова был бы равносилен разрыву с одухотворенностью нашего общества, которой мы обязаны нашим пророкам.' ('Einstein sagt. Zitate, Einfaelle, Gedanken'. Muenchen, Zuerich, Piper Verl., 2001. С. 106). И это написано в 1938 году, после 5 лет власти нацистов в Германии!
Ах, Ахад ха-Ам 130 лет назад сказал так, ах Эйнштейн в 1935 году сказал эдак. Да что это за авторитеты по судьбе нынешнего государства Израиль?
Кому какое дело до того, что сказал тот или иной политик, ученый, черт, леший 150, 100, пусть даже 50 или 30 лет назад? Возможно, это все люди мудрые, и к их словам следует прислушаться. Но что бы они сказали сейчас? Разве мы не знаем случаи, когда люди меняли свое мнение после исторических катаклизмов? Отрекались от написанного ранее? И что это за метод - вырывать из потока фраз те, что служат вашей идее, и доказывать свою правоту? Может, у того же Ахад ха-Ама есть высказывания, которые поддержат тех, кто считает Израиль нужным, полезным, здоровым, перспективным государством?
Давайте соберем в одной статье все то плохое, что было сказано о путях создания и развития государства, скажем... США. И увидите - в пользу роспуска этого квазигосударства найдется намного больше доводов. И там доведется цитировать поистине великих людей, а не Альберта Эйнштейна, про которого известно, что в школе он был двоечником, и про которого говорят, что теорию относительности свою он украл у настоящего ученого, работая регистратором в патентном бюро.
По-моему, мысли Эйнштейна о сионизме и государстве (которого еще тогда даже не было) имеют не большую ценность, чем рассуждения, допустим, Ленина, о гинекологии. Эйнштейн, гений физики, чего он лезет в вопросы, в которых не соображает? И неизвестно, что бы он сказал сейчас, когда государство процветает и защищает себя, когда растет экономика, когда создается особая своя культура на языке иврит.
Зачем мне оглядываться на трупы, когда я обязан думать о своих детях и внуках? Нужно отказаться от начетничества, слепоты, дальтонизма, осмотреться вокруг, увидеть, ощутить жизнь, почувствовать ее.
Для чего внушать эти квази-модные пораженческие настроения? Особый грех, особенная мерзость подобного рода 'исследований' на русском языке в том, что их адресат живет, зачастую, не чуя под ногами страны - из-за плохого знания языка, культуры, истории своей новой Родины. Я живо представляю себе репатрианта из средней полосы России, который прочтет у Бурга-бен-Арье: 'Эйнштейн сказал...'. И в ужасе думает: Боже, какую ошибку я совершил, приехав сюда!
Даже если бы еврейское государство возникло в результате недоразумения - сейчас это совершенно не релевантно, ничего не доказывает, и никто не соберется его закрывать. Израиль - свершившийся факт, современная реальность, это государство с мощной армией, традициями, бюрократией. Здесь - могилы наших отцов и павших в боях героев. Здесь синагоги. Школы и университеты. Это общество говорящих на одном языке людей, есть прочные экономические связи между разными слоями и секторами населения. Нужно не озираться на прошлое, на тогдашние догмы и словесный понос так называемых авторитетов, а считаться с существующей реальностью. Не оставит еврейский народ здесь могилы своих отцов и павших героев, синагоги, поля и сады на поругание.
Я хочу сказать кликушам: успокойтесь. Здесь нелегко жить из-за враждебного окружения, но Израиль - сильное государство, верите вы в это, или нет, нравится вам это или нет. Здесь живут в массе своей порядочные люди, не воруют, не убивают, платят огромные налоги, ворчат, понимают, что реальность обязывает. Надеются на лучшее будущее, на снижение налогов, на повышение безопасности для гражданского населения. В обществе постоянно ведется дискуссия об этичности тех или иных явлений. Мы ищем пути замирения соседей (я сознательно написал не 'замирения с соседями' - понимаю, что придется от них откупаться дорогой ценой, купить у них мир). Иначе не получится - прекрасные прогрессивные просвещенные европейские страны не дадут изгнать отсюда неуживчивых террористов.
И с Ахмединаджадом справимся - с помощью мировой общественности или без. Вон весть мир промолчал, когда чьи-то самолеты разбомбили в зародыше будущий ядерный реактор в Сирии. Не знаю, как насчет нынешнего поколения еврейских людей, но наши внуки будут жить в более спокойном государстве - и оно не обязательно будет галахическим.
Я считаю вполне легитимной попытку Бен Арье убедить нас идти по второму пути - сильное израильское государство, живущее по Торе (Я в этой фразе вижу глубокое внутренне противоречие - но не хочу ввязываться в спор). Согласно бен Арье, Тора, видимо, будет нашей Конституцией. Сможет он убедить всех - пожалуйста. Но только не нужно приводить смехотворные доводы, рассчитанные на лопухов. Среди прочих доводов возлюбленного им Бурга: ах, Тору евреям дали за пределами Эрец-Исраэль. А статую свободы вообще изготовили за океаном - закрываем США?
А Бург, сбежавший в прекрасную Францию... Хочу я посмотреть, что он запоет и что будет делать, когда в тамошнем парламенте арабы займут большинство мест и начнут перестраивать эту страну в соответствии с положениями Корана.
Хотите вы рвануть когти - скатертью дорога. Вы разочаровались, устали, надоело, обрыдло - но почему у вас такое больное страстное желание выключить за собой свет, перекрыть воду, облить все бензином и поджечь?
Дорогие читатели, я дал вам в руки очень хороший инструмент. Когда в следующий раз прочтете или услышите что-то мерзкое про государство Израиль от явного антисемита, скрытого, как Бург, или таких квази-доброхотов еврейского народа, как бен Барух -
подумайте, вспомните, можно ли то же самое сказать про какую-то другую страну, желательно - ту, которую вам нахваливают. И если да - то посоветуйте кликушам сначала закрыть ту страну. А потом мы поговорим и нашей стране.