Аннотация: Юмористический рассказ,попытка адаптации в Британии номер два
Эпиграф:
"Но час настал, и должен я погибнуть,
И должен я погибнуть,
Но никогда я так не жаждал жизни!"
(Каварадосси)
*
Я не умела кататься на велосипеде и, признаться честно, не собиралась учиться этому мастерству - а тем более в Англии и в моем, совсем уже "некомсомольском возрасте", когда замужним дамам полагается остепениться, надеть строгое платье или, на худой конец, дорогой брючный костюм, задуматься о детях, покупке новой кухни или капитальном ремонте в квартире, вступлении в садовое товарищество и прочих скучных, но необходимых в семейной жизни вещах.
Однако, мой муж придерживался на этот счет совсем другой точки зрения и, как истинный британец, кажется, еще с пеленок хорошо освоивший кручение педалей (пеленки у них специальные в форме велосипедов были что ли?) - считал, что каждый серьезный человек обязан, в меру своих сил и возможностей, научиться не только хорошо плавать в бассейне, играть в гольф, снукер, криббэдж и настольный теннис, метко бросать кольцо в тире и стрелять из лука, но и - гонять на велосипеде по сумасшедшим лондонским хайстритам.
Поэтому, несмотря на мои крайне сильные протесты, все-таки подарил мне на день рождения горный велосипед (наверно, на случай, если мне станет скучно гонять в городе и сразу вздумается отправиться в горы). C толстыми тракторными шинами и с массой каких-то таинственных цепочек, винтиков, проводочков, кнопочек, пумпочек и переключателей скоростей, которых почему-то оказалось слишком много, и прочими неизвестными прелестями.
Ночью мне приснился кошмарный сон, как я со своим велосипедом учинила в нашем спальном районе крупнейшую в истории Великобритании автокатастрофу с немыслимым количеством жертв, врезавшись сначала на полной седьмой скорости в очень милую даму с коляской и в невинную аккуратную старушку 85 лет, а потом, будучи не в силах остановить коварный велосипед - в грузовичок молочника, разбив все его бутылки (и ни в чем не повинные жители нашего района не получили в то утро молоко к завтраку, что было первым таким случаем за последние сто лет). И затем в школьный автобус, развозивший детишек в школу - в этом месте я закричала голосом насмерть испуганной жертвы и проснулась, заодно разбудив всех мирно спящих соседей на нашей улице.
И даже бодрствовающие под моим окном чернокожие мафиозники, судя по всему под покровом темноты обделывающие свои, не очень честные, делишки - резво попрыгали в свои лэндроверы и бэмвушки и скрылись в неизвестном направлении. Очевидно, решив, что это была полицейская сирена.
*
Через месяц мне удалось немного успокоиться. К сожалению, конец лета выдался недождливым и теплым, и в один погожий выходной день муж, заткнув уши ватой, вытолкнул меня вместе с велосипедом на улицу.
Светило солнце, голубело небо, алели розы и даже соловьи решили исполнить арию Каварадосси. Умирать не хотелось. Впервые в жизни я остро осознала, что жить хорошо: "Но час настал, и должен я погибнуть, но никогда я так не жаждал жизни!"
Но времени насладиться этим открытием не было. Надо было тащить этот проклятущий велик до ближайшего парка (то есть до пустыря с зеленой травкой, давно приспособленным местными ребятами под футбольное поле). За эти долгие двадцать минут подталкиваемый мною велосипед, не желая слушаться и ехать, куда ему велят, ухитрился наставить мне на ногах добрую дюжину синяков, но до парковой зоны я все же его дотащила и, действительно, чуть не наехав по пути на даму с коляской.
Увидев большое футбольное поле с зеленой травкой, я немного взбодрилась. По крайней мере, падать будет не так больно и противно, как на грязный асфальт. Но сажать меня на велосипед в планы мужа не входило, сначала он прочитал мне часовую лекцию на тему "Безопасное поведение велосипедистов на дорогах", потом получасовую лекцию "Устройство современного горного велосипеда с мануальным управлением и назначение педалей" и, наконец, рассказал о "Правилах вождения и управления такими простыми средствами передвижения, как велосипеды, для начинающих великовозрастных дурочек" (с наглядной демонстрацией сидения на средстве передвижения, опускания ноги на педаль и езды без помощи педалей, отталкиваясь обеими ногами от земли).
Когда я уже практически впала в коматозное состояние и тихонько захрапела, свив удобное гнездо в травке, так хорошо пригревшись на солнышке, меня бесцеремонно посадили на велосипед и потребовали продемонстрировать полученные знания, а именно - проехать полметра по густой высокой траве (по обочинам поля ее не косили), не используя педали, а только отталкиваясь ногами от земли - сиденье предварительно было опущено, и мои ноги волочились по траве.
Первые десять попыток проехать хотя бы полметра провалились, и поэтому следующие полчаса мне пришлось выслушать еще одну лекцию "Как правильно отталкиваться ногами от травы" - с лексиконом, специально подобранным для полных идиоток, которые не понимают самых простых вещей и которых надо отправить переучиваться в самые младшие классы начальной школы...
Через три выходных дня таких пыток, мне удалось сделать одно героическое усилие и, сильно оттолкнувшись ногами, перевернуться с велосипедом и упасть мордой в кустики некошенной колючей травы. Но, несмотря на то, что как раз в тот момент пошел проливной дождь, и падать в мокрую траву стало особенно неприятно, мне было предложено не валять дурака и быстро научиться хорошо управлять велосипедом, пока не стемнело.
Слабые возражения обессиленного немотивированными подвигами организма не принимались. Тогда ко мне и пришла спасительная мысль, а не попробовать ли мне делать все эти нечеловеческие телодвижения не здесь, а на самом футбольном поле, где травка стрижена под полубокс?
А может быть, попытаться проехать на велике обычным способом, крутя педали, и чтобы средство передвижения при этом кто-то держал? Или, может быть, даже сильно подтолкнул сзади? Как говорят англичане, при хорошем ветре и индейка взлетает. (А я как никогда раньше ощущала себя этой индейкой.)
Видимо, мужу надоело со мной возиться, и он согласился. При втором же толчке велосипеда сзади, не успев как следует испугаться, я обнаружила себя летящей по полю на "средстве передвижения" на бешеной скорости - в неизвестном направлении и не зная, как остановиться! Но думать об этом было поздно, велик докатился до конца футбольного поля, где напоролся на заросли высокой травы и, сделав зрелишное сальто в воздухе, упал, больно придавив меня своим металлическим телом.
Начало карьеры велогонщика таким образом было положено. Я уже начала присматривать для себя в магазине "Халфордс" эффектный гоночный комбинезончик с хелметом в красно-голубых тонах. Голубой был под цвет глаз и должен был пойти мне. И после того, как перестали болеть все ушибленные части тела, я снова вышла в поле.
Учения продолжались по разработанной мною технике: муж сильно толкал сзади велосипед, и я бесхозно носилась по полю, каждый раз тормозя падением. Темнокожие футболисты старались держаться от меня подальше. И вскоре совсем перестали приходить на поле по выходным (хотя они мне совсем не мешали).
Спустя пару недель эти занятия мне стали надоедать. Во-первых, я так и не научилась тормозить, а во-вторых: самостоятельно отталкиваться и красиво, без падений, двигаться с мертвой точки и ехать. К тому же болели все отбитые бока, а руки и ноги стали сине-зелеными от синяков.
А однажды мне показалось, что я сломала ребро. Правда, врач из отдела несчастных случаев мне не поверил, и снимок делать не стал. Он уверял, что если ребро было бы сломано, то меня доставили бы в больницу на скорой помощи. А так я сама пришла - несолидно это. Дальше моя судьба его не волновала. Поэтому, в следующий выходной мне пришлось снова выйти на поле, невзирая на дикую боль.
Но перед этим дорогой супруг решил накачать шины воздухом, так как ему показалось, что они недостаточно упруги, и поэтому у меня ничего и не получается. Для этих целей мы вытащили велик к автозаправке, где клиентам предлагался бесплатный воздух для шин.
Работник заправки недовольно зыркнул на нас из окошка, ведь мы не покупали бензин, а бесплатными благами воспользоваться пожелали, но без малейших сомнений муж подсоединил шланг к шине велика и нажал на кнопочку, а я стояла рядом и вникала.
Через несколько секунд раздался взрыв. Это лопнула моя шина. Мы оглохли и остолбенели, под хохот работника заправки, раздававшийся из окошка... Воистину, чужой каравай или бесплатный сыр пользы не приносит!
Кажется, именно тогда я впервые горячо полюбила мой велосипед, которые вдруг из кровожадного чудовища превратился в несчастного, больного домашнего питомца. Сказать, что мне хотелось плакать при виде растерзанной резины моего красивого новенького супер-велика, было бы мало. Я решила впредь никому его не давать в обиду и ни за что не отдавать в чужие руки.
*
В следующие выходные мне купили и установили новую шину, и я продолжила уроки. Тогда-то у меня и появилась очередная "умная" идея по усовершенствованию своего мастерства. А именно, найти дерево или заборчик, поставить рядом с ним велосипед, залезть на него и оттолкнуться от дерева. Это казалось простым и гениальным, но почему-то не работало.
Муж со мной на поле ходить уже не хотел. Именно в это время у него вдруг обнаружились разные неотложные дела. И тренироваться дальше мне пришлось в гордом одиночестве.
Один раз мои мученические усилия у дерева заметила проходившая мимо английская дама. Она с интересом за мной понаблюдала какое-то время и потом вежливо поинтересовалась, чем это я занимаюсь. Уж не на велосипеде ли учусь кататься? Получив утвердительный ответ, дама очень обрадовалась и решила рассказать мне, как в свое время училась ездить она, причем тоже на этом поле.
Тогда и выяснилось, что я все делаю неправильно:
- Надо учиться не на траве, а на дорожке! - Поучала дама.
- Сиденье у тебя очень низко опущено, надо поднять... - Командовала она.
- Ноги не должны волочиться по земле, а должны слегка только доставать до земли, лишь кончиками пальцев. И смотреть надо прямо перед собой, а не вниз! - Снисходительно объясняла мне профи.
Мы вместе установили меня в правильную позицию на дорожке (надо сказать, это была не дорожка даже, а узенькая тропинка, протоптанная вокруг поля чужими велосипедными шинами). Понятно, что держать равновесие и прямо ехать, не падая в кусты, на такой тропинке я не могла. Помучившись со мной полчасика, дама тоже заторопилась по куда-то по очень важному делу.
А потом меня чуть не задавила огромная рыжая лошадь c наездником. Я едва успела отпрыгнуть в кусты, больно разодрав ветками руки, а по тропинке промчался целый конный отряд. Это тренировались ребята из местного клуба верховой езды. Ничего не оставалось, как пойти домой. Так бесславно закончился еще один день.
*
В следующие выходные я решила сменить тактику и выкатилась с моим горным чудом к прудам. Сначала я, правда, честно пыталась к ним доехать на велике, используя все свое ноприобретенное мастерство, но по дороге не смогла обогнуть и врезалась в толстое дерево, так некстати выросшее на тротуаре. При этом от фронтовой части велосипеда отвалился какой-то кусок, при ближайшем рассмотрении оказавшийся пластмассовой фарой. (Надо же, у меня и фара раньше была!)
Пруды были искусственные. Почему-то наша местная власть решила, что в нашем районе населению не хватает для полного счастья только прудов и ухнула на их создание 20 миллионов фунтов денег налогоплательщиков. Все было бы ничего, но "пруды" получились похожими на заброшенный пустырь с лужами посередине, хотя они и были ровной овальной формы, а вокруг них были насыпаны хорошие широкие дорожки из мелкой гальки. Вот эти-то дорожки мне и понравились.
После долгих трудов на дорожках и возле них, в кустах, исключительно благодаря своему упрямству (то есть природной любви доводить все дела до оффишент-энд), в тот день я все же научилась самостоятельно начинать движение и даже после этого проезжать на велике около пары метров.
С торможением было хуже. Повороты тоже не удавались. Видимо, гонки на длинные дистанции и с препятствиями были не для меня. Тогда же, в момент слабости, глядя на свои ободранные в кровь ладони, я приняла твердое решение обязательно подарить своему будущему ребенку велосипед, а еще коньки с роликами, лыжи, маску для ныряния, глубоководный комбинезон, парашют и дельтаплан, на всякий случай.
И вот, слава всевышнему, в один знаменательный день, мне удалось проехать всю дорожку целиком. Потом затормозить, чуть не свалившись с велика в кусты, снова упрямо сесть на него и лихо пролететь на второй скорости в обратный конец. И когда радости моей не было предела, вершина Олимпа была так близка, и уже представлялась скорая победа на ближайших гонках "Тур де Франс", я увидела едущего мимо меня на велике мужчину средних лет.
Он ехал неспеша и очень ровно, в одной руке у него была бутылка пива, в другой - самокрутка с табаком, между плечом и щекой был зажат мобильный телефон, по которому он с кем-то мило беседовал. А сзади в корзине дремала лохматая собачка из породы уличных дворняжек.
Мужчина явно наслаждался моментом и окружающим ландшафтом с прудами и птичками, лишь слегка придерживая руль мизинцем левой руки (остальные пальцы были заняты), и велосипед его, казалось, ехал сам, без малейших усилий со стороны своего наездника.
Из кармана куртки торчали еще две бутылки пива - затарился, очевидно, человек впрок. Казалось, мужчина сейчас еще и таблоидный "Сан" достанет и начнет рассматривать в ней бюсты голых девиц (почему-то мне показалось тогда, что "Индепендент" он никогда не читал).
Это был солидный плевок мне прямо в лицо. И откуда только берутся такие мужики!? И поэтому я твердо решила взять себя в руки и сделать вокруг прудов один круг, несмотря на большую опасность свалиться в воду при повороте, что было бы намного неприятнее даже самых колючих кустов, ведь по дорожкам время от времени гуляли и семейные пары с детьми, и собаководы со своими питомцами, и другие прохожие.
Перспектива стать великовозрастным посмешищем, вытаскивать велосипед из воды и потом насквозь промокнувшей добираться домой - совсем не улыбалась. Но надо было когда-то же начинать.
Водоплавающему населению прудов, уткам с утятами, жирным канадским гусям, лебедям и другой неизвестной мне живности - мой эксперимент сразу не понравился. Они очень шумно, гогоча и разнося вокруг себя брызги, шарахались от моего велика как от охотника с ружьем, хотя никто и не думал на них наезжать.
И вот когда мне с горем пополам удалось почти доехать до поворота, при приближении к нему я увидела, что на самом трудном поворотном месте поперек дорожки лежит - огромных размеров ветка. А напротив, на скамеечке, сидит влюбленная молодая парочка. Парочка меня тоже заметила, видать, издалека, и по перекошенному от ужаса моему лицу поняла, что сейчас будет. Кажется, что я еще что-то орала про мое неумение тормозить и поворачивать.
Дальше было как в немом кино с нереально скоростным движением героев на экране, не хватало только энергично-ритмичной дроби пианино. Молодые вскочили со скамейки, схватили ветку и резво потащили ее с дорожки в кусты, а секунду спустя по тому месту с душераздирающим воплем "help!" пронеслась я.
Единственное, что успело тогда отметить в те секунды мое замутненное, на грани полуобморока, сознание - это застывшую у самого края дорожки маленькую белую собачку с расширенными от чрезмерного удивления черными глазками, на которую я не наехала только каким-то чудом. Она даже не успела как следует испугаться и отпрыгнуть в сторону, видимо, была так сильно шокирована невиданным доселе, в ее спокойной собачьей жизни, зрелищем...
Велосипед я все-таки освоила, и теперь гоняю уже на четвертой скорости и по лондонским Хай стритам, возмущаясь неслыханной наглостью местных водителей, паркующих свои неэкологичные, загрязняющие нашу милую планету, автомобили - на красных велосипедных дорожках. И по полусонному английскому побережью среди белых меловых скал, наперегонки с сердитым морским ветром. Ветром, который в свое время, как утверждают скандинавы, создал викингов. И не без пользы потрепал и меня с велосипедом.
Городские мальчишки восхищенно провожают меня глазами, а иногда показывают большой палец и кричат вслед: "Good rider!" Но каждый раз, когда я беру в руки руль, та глубоко удивленная мордочка крохотной белой собачки стоит у меня перед глазами. И поэтому, наверно, я до сих пор ни на кого еще не наехала.