Никитина Елена Васильевна: другие произведения.

Сольвычегодск. Храм на берегу.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Никитина Елена Васильевна (mirnyj-city@yandex.ru)
  • Обновлено: 04/06/2009. 6k. Статистика.
  • Впечатления: Россия
  • Иллюстрации: 5 штук.
  •  Ваша оценка:

      Знакомым маршрутом отправляемся на берег Вычегды, где слева от пристани возвышается громада Благовещенского собора. Поставленный на небольшой возвышенности и открытый в сторону реки, он господствует над городом и виден издалека. Массивное, торжественно-монументальное здание подчиняет себе все окружающее пространство.
       усыпальница, вид сверху [автор] Храм окружен чугунной решеткой. Через ворота входим на территорию комплекса. Первое строение - усыпальница Строгановых. Она возведена в 1819-1826 годах графом Г. А. Строгановым, во время восставления храма после пожара. Чувствуется веянье времени, первоначально представителей фамилии хоронили на кладбище, примыкающем к храму. Но со временем погост ликвидировали, а надгробья (28 надгробий, у взрослых большие, у детей маленькие) снесли в усыпальницу, построенную по образцу усыпальницы Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре. Рядом схема положения надгробий. Надгробья Аники Строганова здесь нет. И могилы его в городе нет. Говорят, что на том месте, где он похоронен, теперь какая-то котельная с трубой, но вот какая именно, никто не знает...
      
      Жалко. Жалко разоренного кладбища. Жалко Анику, усилиями которого Соль- Вычегодская возникла, завоевала уважение, заставила с собой считаться и от которого даже могилы не осталось. Но такова наша жизнь, беспамятная...
       колокольня [автор]  Далее дорожка ведет к храму. Еще с противоположного берега бросилась в глаза колокольня с кривым шпилем (почему шпиль покривился, никто внятно так и не объяснил; одни говорят, молния попала, другие - от ветров постоянных, а третьи, мол, так и задумано было, как Пизанская башня). Уж как-то она диссонирует... 
      
      Оказалось, что не обмануло впечатление. Когда-то здесь была своеобразная церковь-колокольня в виде граненого столпа с открытым звоном и главкой. Два ее яруса сохранились: нижний с плоскими арочными нишами и второй с лопатками и маленькими окнами, в котором размещалась церковь Собора Богородицы. Они-то и позволяют представить этот характерный для XVI века столпообразный храм "под колоколы".
      
      На колокольне висело 12 колоколов, каждый из которых имел собственное имя. Самый большой, "Реут" (170 пудов), и второй по величине, "Лебедь" (57 пудов), являлись вкладами Семена, Максима и Никиты Строгановых; третий, "Сокол" (40 пудов), был вкладом Якова, Григория и Семена Строгановых. Остальные, меньшие колокола были вкладами различных лиц, по преимуществу также представителей рода Строгановых (несколько колоколов и сейчас можно увидеть в экспозиции музея). На колокольне помещались и "часы железные с боем и с перечасьи и с гирями железными", поставленные Никитой Строгановым.
      
      Время разрушило колокольню. На ее месте в 1819 -1826 годах возвели другую, огромную, позднеклассическую, которая плохо сочетается с собором. Все колокола на нее поместить не смогли: не выдержала бы конструкция. Это тяжеловесное и парадное сооружение состоит из двух массивных четырехгранников и крупного цилиндрического яруса звона, увенчанного высоким вздымающимся кривым шпилем. Видно, и в девятнадцатом веке не всегда с должным пиететом относились к памятникам архитектуры, предпочитая модные тенденции, а не гармоничное единство. Сейчас и эта колокольня тоже "в загоне": храм отреставрирован, а она нет.
      
      Благовещенский собор уникален. Можно только посочувствовать туристам, прибывающим в Сольвычегодск пароходом и за час-полтора успевающим посетить все достопримечательности города. Чтобы рассмотреть и сам храм, и его убранство, и экспозиции как следует, мало и недели.
      
      Собору повезло. Его не разоряли, в нем не было складов и тюрем. Видимо, увидев такую красоту, даже идеологи большевиков не посмели уничтожить, разграбить, вывезти. Здесь и в советское время был музей. Богатый музей. По уникальности экспонатов равновеликий столичным. В фондовых собраниях музея - иконопись, деревянная скульптура, лицевое и орнаментальное шитье, рукописные и старопечатные книги, предметы церковной утвари из серебра, произведения народного искусства... Хотя немало экспонатов вывезли отсюда в Третьяковку и Русский музей, великолепия изделий Строгановских мастеров тут меньше не стало.
      
      Скажу лишь о том, что особенно поразило меня, что запомнилось. Прежде всего - толщина стен. Если бы это была крепостная стена города или монастыря, было бы нормально. Но такая толщина стен у храма! Да еще и ходы внутри стен! Да подвалы! Говорят, что были еще и подземные ходы: один к монастырю, другой под рекой Вычегдой на другой берег. Хотя ученые пока их не нашли.
       ктиторское место []  Внутри храма (тут о каждой детали можно поэму писать - деревянные узоры, позолота, оклады икон, светильники, фрески - открытые, отреставрированные и нетронутые древние, да и сами иконы!) есть ктиторское место, точно такое же, как было у Ивана Грозного в Москве. Специально для Аники Строганова сделано, почти точная копия.
       св. Николай [автор]  Среди множества уникальных икон особенно поразили две. Одна - святой Николай. Такого Угодника я никогда не видела. Добрый, смешной старичок. И в то же время - святой. Такому хочется молиться, смотреть на него благостно.
       икона [автор]  Еще сцена Вознесения Христа. Образ Спасителя настолько неожидан, что надолго приковал к себе... Округлое большелобое (скорее, тут даже лысина, нежели большой лоб) лицо, упитанное тело. Совсем не в стиле русских икон.
      
      И баронский возок поразил. Это уже привет из тех времен, когда Строгановы стали баронами. Возок кожаный. Причем кожа отличной выделки, с тиснением и заклепками. Правда, мыши оставили свои автографы. Но это тоже память.
      
      Несколько огорчило то, что многие фрески и иконы нуждаются в реставрации, некоторые уже отреставрированы. Но! После реставрации иконы в храм не возвращаются. Им теперь нужен особый температурный режим, поэтому содержатся они в специальном помещении.
      
      А еще в храм собрались провести отопление. Может, я и не права, но такие новшества храму, задуманному как холодный, то есть неотапливаемый, вряд ли пойдут на пользу.
      
      С колокольни храма весь Сольвычегодск видно. И далеко за горизонт уходящие леса. И строптивую Вычегду. За чисто символическую плату можно позвонить в единственный колокол. Звон плывет над городом... Как, наверное, красив был перезвон, когда дюжина колоколов звонила!
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Никитина Елена Васильевна (mirnyj-city@yandex.ru)
  • Обновлено: 04/06/2009. 6k. Статистика.
  • Впечатления: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка