Поезд привозит нас в Кемь. Сразу всплывает в памяти словосочетание "Кемская пересылка" (в 30-е годы через Кемский пересыльный лагерь, который А.И. Солженицын назвал "воротами ГУЛАГа", прошли тысячи заключенных, отправляемых морем на Соловки). Для нас тоже "пересылка". Немного волнуюсь, потому что не знаю, в каком направлении идти. Где-то здесь остановка автобуса, идущего к посёлку Рабочеостровск. Спрашиваю у милиционера. Да, рядом.
Уже кучка народа толпится в ожидании транспорта. Ходит он редко. Есть время осмотреться. Яркий крупный восхитительный шиповник цветёт прямо у остановки. У нас таких крупных цветов нет. И таких тополиных сугробов тоже. Для меня чудеса уже начались.
Хотелось бы увидеть что-то, что напомнит о древней Кеми. Когда-то она была волостью новгородской посадницы Марфы Борецкой, знаменитой несгибаемой Марфы-посадницы, известной по картине В.Сурикова и переписке с протопопом Аввакумом. Хозяйка подарила Кемь Соловецкому монастырю. Ещё до раскола церкви. А статус города присвоил Олонецкий губернатор Г.Р.Державин.
Нет, ничто не напоминает... Ларьки, кирпичные дома, вывески... Типичный провинциальный городок.
Хотя он и маленький, но осмотреть его некогда: случайная попутчица сообщила, что скоро на Соловки пойдет катер "Святая Анна" (интересно, что она назвала катер именно так; на Соловки ходят "Святитель Николай", "Святой Савватий", "Святой Зосима", "Святитель Филипп", но ни одного женского имени в названиях и монастырских, и мирских катеров нет. Только позднее я узнаю, что несколько лет назад был только один катер, именно "Святая Анна"). Быстрее на такси и к пристани.
Нет, не такси. Железнодорожник едет в ту сторону, решил взять попутчиков. Он в синем кителе с золотыми пуговицами и нашивками. Машина - как обычно в провинции - раздолбанная, вся дребезжащая, стучащая и скрипящая, но на ходу, и внутри чисто и музыка. Неведомый исполнитель поёт песню (что-то типа: "Я много летал, постели мне постель, я устал"), которая звучит мягко и неназойливо.
Во все глаза смотрю в окно. Проплывают зелёные холмы с низким кустарником и большими чёрными валунами. Типичный беломорский пейзаж.
- Сейчас повернём, и Успенский собор видно будет, - говорит наш случайный гид.
Читала про этот храм. Строился необычно: сначала выстроили придел, посвященный святым Зосиме и Савватию, основателям Соловецкой обители, многое в жизни которых связано с Кемью, а потом уж основной храм в честь победы России в Северной войне. Когда строительство начиналось, войны ещё и в планах не было. А потом, к завершению, уже была победа.
Сейчас собору повезло: он в списке памятников федерального значения. Но вижу я его только издалека. Красив и величествен. Возвышается над рекой, которая так и осталась безымянной (нет, имя-то у неё Кемь, но в переводе на русский это слово означает "река").
Доехали до развилки быстро. Наш железнодорожник высаживает нас:
- Пристань там, пешком дальше. Тут платная зона, - указывает на шлагбаум, похоже, вечно открытый, но в идеале перегораживающий просёлочную дорогу, не асфальтированную, а плотно укатанную.
Кемская пристань - отдельный населённый пункт с именем Рабочеостровск. Это бывший Попов Остров, где был Кемперпункт, пересылка. По-фински это место называется Вегеракша, то есть "жилище ведьм". Унылый, без единого деревца, без кустика остров, соединенный дамбой с материком. Одни плоские камни. Говорят, раньше со стороны моря была колючка, с суши высокий забор. Отсюда на Соловки зэков отправляли бывшими монастырскими пароходами для паломников: "Архистратиг Михаил", "Новые Соловки", "Соловецкий", "Нева", "Надежда". Был еще и "Глеб Бокий"...
Морской вокзал напоминает сейчас склад деревоперерабатывающего комбината: штабеля бревен, досок, под ногами опилки и песок (вот мука-то, когда у тебя чемодан на колесах!). Вагончик-касса, закрытый на замок. Несколько катеров уткнулись в деревянный настил-пристань (кстати, новый: прежний сгорел в 2000 году).
У одного судёнышка толпа. В основном женщины в платках. Наверное, паломницы. Спешим к ним в надежде, что удастся попасть с ними на катер. Удаётся. Хотя дорого. Никаких билетов. Нам достается палуба. Но это отлично - ничего не пропустим.