Вот и прошли два коротких дня, отведённых нам на "разграбление" Рима. Экспресс имени Леонардо ди Каприо мчит по направлению аэропорт Флюмичино, ах нет, конечно же, ни ди Каприо, а имени менее знаменитого на сегодня тезки его, Леонардо да Винчи. Да жил здесь когда-то такой. Неторопливо ходил по улицам, рисовал и фантазировал под звуки флейты. Ему не надо было торопиться, как нам. Но вот всё позади, Колизей и Романский форум, Ватикан с собором святого Петра, Испанская лестница и пицца величиной с летающую тарелку и стоимостью с хорошего телёнка на моей родине. Два дня и две ночи полетели как этот самый экспресс, а что такое два коротких дня.
Первые шаги
С самого начала приключений нам сопутствовала удача. Ну во первых посадка как говориться была более чем мягкая. Хотя мне привыкшему к аплодисментам в адрес хорошей работы экипажа была не понятна сдержанность пассажиров. Вероятно, полтора часа полета приравнивается уже к легкой прогулки на велосипеде вокруг Альстера, однако я отвлёкся. В здании Аэровокзала в нас сразу признали богатеньких "Буратино" не забывших дома свои толстые кошельки. Они не знали, что такое немецкие социальщики! Мы торговались за каждый цент и в итоге четырехместный номер за 80 евро с душем и биде в самом центре Рима лежал у наших ног. К тому же девушка метрдотель, к всеобщей радости владела русским намного лучше чем кто-либо из нас итальянским или английским. Бросив чемоданы, мы как одержимые помчались в сторону мелькавшего на горизонте Колизея и впервые столкнулись с бесшабашным итальянским уличным движением. Мне это живо напомнило наш среднеазиатский базар в воскресные дни. Правда, здесь никто не торговался и не ругался. Итальянцы, славившиеся у нас "народной лексикой" и неукротимой экспрессией, были предельно вежливы. Вместо привычно громкого "цигель-цигель ай лю-лю!" вежливое "Grazia" - "Prego"! Нищий, сидящий у двери отеля мало, чем отличавшийся от любого бездельника шастающего по улицам, так ласково смотрел мне в глаза, что я чуть не бросил ему "золотой". Однако вовремя опомнился, нам ночевать здесь еще две ночи, а мафия не дремлет. Та же участь постигла римских "Гладиаторов" собирающих мзду с японских туристов у колизейских развалин. Они вальяжно размахивали короткими мечами и предлагали себя в качестве живой декорации ротозеям с фотоаппаратами. Мне легко удалось снять их толстые ляжки, обтянутые черными женскими колготками, даром. Но вот мы входим во чрево самой истории. Похоже что варвары в своем неистовом безрассудстве кусали стены зубами. У входа установлен турникет и 10 евро за персону уходят в пользу покусанного Монстра.
Колизей
Как-то, отца моего друга Романовского Леши, отправили в турпоездку в Рим. Тогда это было для всех всё равно, что на луну. И вот именно он, старый "археолог", продолжил то, что не смогли до конца закончить варвары, а именно отколупал заветный кирпич из стены вечного города. С тех пор я решил, что побывать в Риме и не отломать кусочек Колизея просто грех для честного "Киргиза". Слава богу не так часто мои земляки попадают сюда. Короче, после нашего нашествия Рим устоял в очередной раз.
Внутри
Зрелище Огромного амфитеатра изнутри не впечатляет так как снаружи, а самое главное довольно трудно представить римских патрициев сидящих на этих каменных ступеньках и получающих удовольствие наблюдая как гладиаторы на арене накалывают хрестьян на острые предметы словно насекомых, или скармливают их диким зверям. Ну да 2000 лет приличное время для переменчивой моды. Мы обследовали каждый уголок развалин, кирпичей было много они были старые и приятно холодили ладонь, не хватало только динамита чтобы отколупать их из стены. Наконец сломав последние ногти и зубы мы вошли в колизейский музей. Статуи из белого мрамора изображавшие греческих богов и римских Легионеров были кем-то беспощадно обезглавлены, а головы, если можно так сказать, "обезносены". Я вспомнил что и египетских сфинксов постигла та же напасть и выдвинул предположения не совсем приличного характера, а именно о присутствие известной болезни вследствие которой отпадает то, что торчит. Но другие выступающие части тела у статуи Аполлона были в порядке, что не вяжется с моей гипотезой. Отломить от неё (статуи) эту часть на сувенир в настоящее время не представляется возможным, так как при приближении ближе чем на расстояние вытянутой руки она начинала пищать как поросёнок во время кастрации. Пришлось и здесь оставить всё надежды на каменные трофеи
Кошки Рима
Но время только над этими каменными истуканами не властно, нам же предстоит ещё многое осмотреть и многое пощупать. Поэтому спешим дальше, благо, что следующая цель стоит в двух шагах и называется "L"Arco di Costantino". Арка как арка, древний прототип наполеоновской "L"Arc de Triumf". Не вдалеке маячит ещё одна, поменьше и мы идем по булыжной мостовой в её направлении. За забором, к которому прилипли напоминающее мартышек в клетке любознательные китайцы, раскинулся "Foro Romano" - дворцовый комплекс знатных римских горожан. Их место на сегодняшний день прочно заняли кошки. Эти животные живут в Риме как бродячие собаки на мусорках бывшего Советского Союза. Но им нет большой необходимости самим добывать себе пропитание, старушка с тележкой на колёсах обходит кошачье лежбище и раздаёт в одноразовую посуду "Вискас". Один кот, как "Обеликс" из известного мультика про галлов, в надежде перехватить добавку, постоянно оказывался в голове очереди. Но как и в мультике легко узнавался "Миракулисом" в юбке в итоге остался без десерта.
Быстро наступают Римские сумерки, скрывающие от объектива моей камеры помпезный монумент "Vittorio Emanuele II" , развалины Романского форума, узкие улочки с ресторанчиками и пиццериями. Мешают снять много интересного и вкусного. Приходиться наслаждаться этим здесь и сейчас, без документирования для будущих потомков.
Утро
Утро будит голосами проснувшегося квартала. Сотни детей разных возрастов шумно проходят под окнами отеля. Можно предположить что они направляются в школу, но идут почему-то все в разных направлениях притом разбившись парами мальчик - девочка, мальчик мальчик и т.д. Это странное шествие будет продолжаться до самого вечера, так и не прояснив своего предназначения. Мы торопимся обзавестись билетами на дневной проезд, рассчитывая таким образом сэкономить время достижения Ватикана и других достопримечательностей оставшихся в путеводителе. Утренний перекрёсток ворошиться водоворотом машин и мотороллеров, и полицейский в центре этого броуновского движения почти не виден. Однако ему удаётся артистично махать руками сохраняя равновесие на своей тумбочке. Автобусы в Риме не имеют твёрдого расписания, хотя к счастью имеют твёрдый маршрут движения. Впрочем и это под сомнением, так как Автобус который должен ехать к св. Петру неожиданно свернул в никуда, оставив нас на остановке с отвалившимися челюстями. Но сближение меня и Папы римского было неизбежно как встреча Магомеда с горой. Громко сказано, отправить безбожника или как минимум нехристя к главе католической церкви, и сравнить это с походом основателя ислама в горы.
Собор святого Петра
Ватикан появился за поворотом как зелёный остров в океане камней. Площадь перед главным собором католиков взятая в клещи бесконечной колоннадой, заполнена народом разных цветов кожи и разрезов глаз. Китайцы приученные к порядку, ходят в одинаковых серых костюмах и одноцветных ярко-желтых или синих панамах. Рождественская ель в центре ещё не совсем готова к празднику и стоит пока за деревянным заборчиком. Подходим к ступенькам храма и занимаем место в очереди желающих попасть внутрь. Как обычно приходится выворачивать карманы и проходить сквозь электронные ворота. Однако всё, что нас внутри ожидает, стоит того чтобы не просто дать себя ощупать но даже в зад заглянуть если понадобится. По сравнению со спартанской роскошью северонемецких кирх и мультяшной росписносьтью южнорусских церквей, чарующее великолепие San Pietro просто "убивает". Статуй, выдолбленных из мрамора различных оттенков, больше чем посетителей, а окна на куполах устроены таким образом, что свет в любое время дня поступает широкими языками, будто сам господь подсвечивает сверху. Трудно описать всю эту красоту, да и на плёнке всё выглядит мрачным и заупокойным. Ну что ж спящие в стеклянных гробах мумии всех святых, требуют мрака и тишины. Вот и наш старый знакомый таинственный Иософат. Теперь мне становится ясно почему охотник Зеб Стумп вспоминает его имя когда видит всадника без головы. У мумии вместо лица серебряная маска, может быть под ней пусто? Но вот наконец, мы доходим до места где особо страждущие быть поближе к богу выстроили очередь. Она не очень большая, возможно потому что подъем на купол св. Петра стоит денег. Отсюда есть два пути, либо рискнуть здоровьем и протопать бесконечных 320 ступенек на своих двоих, либо отдать еще немного денег и подняться в лифте. Лифтер мало напоминает ангела поднимающего покаявшихся грешников в рай и мы выбираем первое.
320 ступенек
Крыша собора, как оказалось, не есть конечная точка нашего подъёма. Отсчет ступенек начинается именно отсюда, а те сколько бы их там ни было, ступеньки просто разминка. Значит глоток ароматного кофе с пенкой, должен прибавить нам сил. Спиральная лестница способная пропустить человека средней ширины для меня явно узковата. Переход вдоль стены купола заставляет принять его форму, стать чем-то похожим на компьютерный slash \. Надписи типа "...здесь был Вася" присутствуют на стенах и напоминают, что жизнь продолжается.
Купол
Наконец-то купол, Ватикан, и весь Рим утопающий в пелене выхлопных газов перед нами. Здесь мы отдаёмся своим чувствам и пытаясь отвоевать место на смотровой площадке, снимаем фотографии на память. Ура мы сделали это!
Дальше
Спустившись вниз, окидываем на прощанье взглядом величественные стены святого Петра и живописно разодетых ватиканских гвардейцев. Затем тут же отправляем несколько открыток с видами Ватикана и марками изображающими Павла думающего о наших душах. Многие хотят получить его почтовое благословление наверное эта приносит адресатам удачу и немалый доход в Папину копилку. К сожалению батарейка в моей камере сдохла окончательно и после фотографирования на тибрском мосту я вынужден вернуться в отель в одиночестве. Рассчитывая пока заряжается аккумулятор отдохнуть и перекусить на скорую руку. Вася, Вика и Ира уехали на маленьком римском автобусе называемым "пикколо" кататься.
В поисках "Испанской лестницы"
Времени остается всё меньше, а Рим как будто всё больше. Быстро определив в каком направлении следует искать моих друзей я помчался не теряя на съемку времени. Но мимо фонтана de Trevi просто так пройти было не возможно. Маленькая площадь перед фонтаном, заполнена в основном детьми старшего школьного возраста. Индусы продают пузырьковые пистолеты разных калибров. Гладиатор в шлеме и красной тунике мирно жуёт бабль-гум. Какое-то странное чувство проникло в меня. Словно это уже было в моей жизни. Все эти люди суетившиеся перед фонтаном явно не были знакомы друг с другом или по крайне мере не со всеми сразу. Однако вели себя так, словно они дети одной матери, которой не досуг участвовать в их веселье. Но она тем не менее следит за каждым из них, не упуская ни одной их шалости ни одного проказа. Не хотелось уходить и я через силу выбрался из толпы и пошел дальше по направлению к Piazza di Poppolo. Вот наконец и "Испанская лестница", о которой так много рассказывала наша хорошая знакомая Анке. Судя по всему она была здесь в другое время года и именно поэтому лестница так ей понравилась. Зимой без цветов и летних красок выглядело не так живописно. К тому же сидеть на каменных плитах голым задом даже в Италии в декабре, чревато воспалением чего-нибудь. Огромный транспарант со смеющимся очкариком, одной из китайских национальностей закрыл собою фасад здания, Может быть за ним шла реставрация, другой причины сокрытия от наших глаз этой красоты я не придумал. На самом верху лестницы свободные художники рисовали самовлюблённых туристов. К счастью Ира с Огородниками была уже здесь и мы продолжили нашу прогулку вчетвером.
Ночь
Рим на самом деле город который не стремиться раскрываться перед всяким встречным поперечным. А человека попавшего сюда на пару дней отвлекает пышностью форм и разнообразием возможностей, засасывая его в трясину тайн и уже не отпускает до полного изнеможения. Похоже всё что мы успели посмотреть это только вершина айсберга. Так проехав несколько остановок на римском трамвае и погуляв по ночному городу некоторые начинают блевать уже не воспринимая ничего вокруг. А ведь и в самом деле, что такого особенного есть например в Пантеоне? Старый каменный дворец, мрачный как могила. Ни тебе млечно-золотистой подсветки снизу какой обладает каждый, даже вовсе и не исторически ценный дом на Mönkebergstraße. Ни вездесущих Hummel-Hummel..eй, размалеванных под хохлому. А самое главное магазинов типа "Aldi" не видать и в помине. Но к всеобщей радости мы нагулявшие аппетит нашли таки супермаркет. В нем было как всё в Риме через задницу, короче не так как у нас. Так например вход в него, находился в подъезде жилого дома двумя подъездами дальше выхода. Ни рекламы ни вывески на нём не было и впервые попавшие сюда туристы крутились вокруг как слепые котята не попадая внутрь. Не думаю что всем понятно моё объяснение, Мне и самому не понятно, но кушать очень хотелось, а в магазине было всё, что душе угодно. Тортеллини разного калибра, сыры и колбасы, колючие омары и сопливые осьминоги. Я с гиканьем набросился на спагетти но вспомнив, что варить его не в чем и не на чем, а сырую лапшу даже на уши не повесить. Ладно что-то я всё о жратве, даже аппетит проснулся. Времени осталось несколько часов пока ноги не отвалятся и несколько часов до вылета домой следующим утром. Вперёд к Piazza di Nawona, к другим прелестям... что там ещё осталось? Последнее, что я слышал за окном нашего номера, сладко засыпая от усталости прошедшего дня было
"...uno uno uno un momento,
uno uno uno un sentimento,
Complimento complimento complimento..."
На вокзал
Единственное направление которое не пришлось пока разведать в наших хождениях вокруг отеля, ведёт прямо на вокзал Termini. Поэтому я зарядился и готов "взять на прицел" каждого, кого повстречаю на пути. Рюкзаки на плечи, до свидания Матео и твой гостеприимный отель. Церковь Марии и апельсины на крыше высокого дома, снятые на скорую руку, не густо. Однако время неумолимо и мы едва успеваем купить билеты на... на этот самый экспресс Леонардо ди... простите да..., да именно да Винчи.
P.S.
Смешной эпизод во время прохода таможенного досмотра который я не мог снять так как сам был его участником, но рассказать в самый раз. Итак, мы купили Арсению гладиаторский набор из кирасы, щита , шлема, топора и длинного меча. Забегая вперёд скажу с этим подарком мы угадали, что случается крайне редко. Арсений потом даже спал в шлеме обхватив четырьмя конечностями меч. Именно с этим мечём меня остановил бдительный таможенник и по-итальянски стал лопотать невнятные слова намекая чтобы я сдал холодное оружие. Я же напрягая все свои языковые навыки стал кричать, дескать "Руссо туристо облико морале!" и что этим клинком надо сильно постараться чтобы кого-то заколоть. Ну да со мною часто происходят такие курьёзы на таможнях то с ножами то с мечами. Подозрительный потомок Калигулы ощупал меч по всей длине и отпустил меня с богом.