Время всегда неумолимо, оно продолжает свой галоп, рисуя и высвечивая картины, напоенные так необходимыми для будущего переживаниями, эмоциями.
Для юности часы за шумом жизни не слышны. Они лишь ощутимы...Особенно в спорте. Соревнования, победы, поражения - увлекательная жизнь!
Ведь спорт - это опыт в труде, готовит побеждать, заставляет достойно проигрывать - учит всему, учит жизни! Это прекрасная школа анализа, преодоления, реализации амбиций и энергии!
Второй год тренировок, полных стремления двигательного познания, мышечной "радости".
Сентябрь... двенадцать ребят внимают словам Веры Григорьевны - нашего тренера, словам, которые я запомнил навсегда:
- Фехтовальщики, начинаем новый спортивный год, будем работать по-иному, есть задумки. И я уверена, - закончила она, - среди вас стоит один Олимпийский чемпион!
Ошиблась Вера Григорьевна! Перед ней стояли ДВА Олимпийских чемпиона!
Тренировочные занятия заканчивались спаррингами - вольными фехтовальными боями. По несколько минут каждый с каждым. И вот беда, я исподволь, но жестко столкнулся с одной, неразрешимой для меня проблемой. Со всеми я фехтую в пределах допустимого: вижу, реагирую, учитываю свои промахи. Становлюсь с Виктором Ждановичем и неуверенность застит мои глаза, внимание, стыд и слабость охватывают тело, ибо я чувствую себя "шкафом", "мешком", иже методично и, как ему хочется, отделывает Виктор. Я не чувствую, как легко он выигрывает у меня дистанцию, не вижу движений его клинка, гарды, не могу, даже приблизительно, предсказать план его фехтовальных действий и будущих фраз.
Я сажусь, надо придти в себя. Спрашиваю у Володи Балона - "Белокурого Бестии", (как оказалось впоследствии, будущего постановшика фехтования на "Мосфильме" и неплохого актера): как у него? Получаю уклончивый ответ. Нелегко подростку "держать" такие удары. Иду к Вере Григорьевне. В ответ она улыбнулась:
- Ты знаешь, - сказала она, - Нам с тобой очень повезло, посчастливилось - мы повстречали Талант!
А первая встреча с Виктором произошла раньше, в середине первого года моей фехтовальной школы. Как-то на одну из тренировок к нам пришли ребята из "Труда" (было такое спортивное общество). Сразу возник непонятный беспорядок: Вера Григорьевна отдавала указания, старшие ребята забегали, новички жались к стенам. Потом она отвела меня в сторону, попросила сделать выпады, подвигалась со мной, резко меняя дистанцию. Похвалила и отошла. Подошел Виктор и недолго внимательно следил за моими действиями с оружием...
Началась встреча и на дорожку за нашу команду вместе с Виктором вышел Борис Мельников.
Значит, понял я, предпочли его...
Это был мой первый фехтовальный отбор. И тогда я понял: путь к результату, участию в любых соревнованиях лежит через борьбу, что нужно потрудиться, чтобы сделать что-то хорошее...
Всего за 3 года Виктор прошел путь от новичка до подающего большие надежды молодого мастера клинка. Ладно-скроеный, открытый, очень общительный, с тонкими, чертами лица, он был красив по-мужски. Я никогда не видел его на острие отношений, ситуаций, а немногословие, доброжелательность завораживали, притягивали.
В сборную он вошел легко, играючи, так, будто все посторонились, уступая истинно его место. Первая его Олимпиада в 1956г в Мельбурне (Австралия) - первый опыт международных поединков. Потом первенства континента, мира...
И, наконец, Римская Олимпиада 1960 г. Говорят, когда француз д"Ариоля - рапирная звезда тех лет, увидел фехтование Виктора, он сказал: "Нам здесь делать нечего!"
Виктор победил, не проиграв ни одного поединка! Это был джентельмен и выдающийся ум в бою! Настоящий д"Артаньян двадцатого века, который своей ослепительной улыбкой мог соперничать с Юрием Гагариным...
Через несколько лет мы с Виктором салютовали друг другу на фехтовальной дорожке в г.Баку. Кубок Советского союза. Я проиграл: 1:10. Но этот "золотой" укол до сих пор перед моими глазами.
Второй Олимпийский чемпион той "звездной" компании - Борис Мельников.С ним мы остались только двое из батальона мальчишек того далекого набора. Борис завоевал олимпийское золото иначе.
Среднего роста, гармоничный, крепкосбитый, очень координированный и динамичный юноша медленно, но настойчиво шел к заветной цели.
...Мы встретились с ним на Невском проспекте и медленно пошли в сторону Дворцовой площади. Он улыбнулся в ответ на мое поздравление.
- Понимаешь, - рассказывал он, - попал я в команду, прыгнув на подножку уходящего в Токио поезда. Нас - пятеро саблистов. Все, кроме меня, с олимпийскими и мировыми "отметинами". На личные соревнования меня не выставили, а в командных дали "поработать" в двух встречах на предварительном этапе. Потом усадили на скамейку запасных, откуда я наблюдал, как "надежные и закаленные" рвались к золотым медалям. Тяжелая это была доля - неимоверно тащило на дорожку, но... Тяжелый финал с итальянцами. И - победа!
Я встал рядом с ними на пьедестал и мне надели Золотую Олимпийскую медаль! Что это? - продолжал он, - Судьба? С чуть зашоренными глазами бюрократов от спорта? Я думаю: не обошлось без вмешательства Всевышнего... Но в истории олимпизма мне улыбнулось счастье - я вписан Золотыми буквами...
Мы перешли проезжую часть набережной р.Фонтанки и молча пошли по Аничкову мосту. Знаменитый мост "Укрощения коней" - творение П. Клодта, завораживает. Ведь скульптуру можно читать, понимать в деталях замысел художника, переходя от одной группы к другой, выявлять обычные в живой природе смысловые связи!
Вот первая - юноша с трудом сдерживает коня; следующая - ему уже едва удается осадить это сильное существо, прикладывая огромные усилия; в третьей - юноша повержен - он на земле, конь почти на воле; и, наконец, в четвертой - юноша вновь покоряет благородное животное. Настоящая схватка! Но, не будем лукавить, одна деталь мешает назвать эту борьбу, увековеченную в бронзе самим архитектором, честной!? Как и сам многовековой процесс укрощения, и управления человеком лошади... Разумное животное, работая уздечкой, использует в отношении Благородного естественное в природе, но запрещенное и находящееся не в чести средство - боль...
Мы остановились.
- Клодт - превосходен, но мне ближе, - Борис чуть замялся. Впереди у Дворцовой площади блистал, отбрасывая солнечные лучи, Шпиль Адмиралтейства.
- Посмотри, - Борис чуть отошел от толпы, постоянно обтекающей нас, - Легкость, вознесенная к небесам! Ты знаешь, Шпиль венчает знаменитый кораблик из чистого червонного золота с личной буссолью Петра I. Кораблик будто плывет в облаках!
Он помолчал...
Вскоре мы расстались. Больше наши жизненные дороги не пересекались.
...........................................
ЖДАНОВИЧ Виктор (р.27.1.1938), заслуженный мастер спорта, Ленинград, ПЕРВЫЙ среди советских спортсменов Олимпийский чемпион ( 1960 - Рим) в личных соревнованиях по фехтованию на рапирах, входил в команду СССР, выигравшую Олимпийское первенство по фехтованию на рапирах ( 1960, 1964-Токио), Чемпион Мира 1959, 1961-1963 гг в командных соревнованиях, Чемпион СССР 1959 г.
МЕЛЬНИКОВ Борис (р.16.5.1938), заслуженный мастер спорта, Ленинград,
Олимпийский чемпион в командных соревнованиях по фехтованию на саблях 1964 - Токио, Чемпион Мира в составе сборной команды СССР 1965 г., Чемпион СССР 1964 -1965 гг.