В Брюссель мы прилетели вечером. Шел мелкий дождь. В аэропорту спустились на нолевой этаж к автобусам (поезда, по глупости, сразу исключили). Я остался с вещами, а чуть владеющая английским языком Полина металась от автобуса к автобусу, пытаясь выяснить, кто из водителей сможет довезти нас до гостиницы . Наконец, один из них улыбнулся, закивал, что-то долго говорил, но мы услышали одно очень знакомое - "метро..." И через сорок минут, сквозь нити дождя, петляя с поклажей по улицам, наконец, увидели нашу "Ex Delta" на de Charleroi 17. И расположились. Правда, на следующий день поменяли наш номер на более достойный (очень скромным на заметку!).
Начало... Утро шестого августа.
Добротный шведский стол порадовал нас изобилием вкуснятины и, если бы не наши планы, мы вполне могли бы задержаться здесь на пару часов...
ЭХ, ДОРОГИ...
Брюссель... Первые шаги ... Первые впечатления? Нет асфальта! Нет привычного нам детища российского мецената А.А. Пороховщикова, первого пропагандиста нового дорожного покрытия в Санкт-Петербурге.
Проезжие части дорог, в основном, вымощены камнем, тротуары - небольшими кирпичами. Согласитесь, для города это выгодно: не требует частого ремонта, для пешеходов удобно - нет луж, грязи. К тому же, камни и кирпич имеют особенность самоочищаться в нередкие здесь дожди, а не превращаться в бегущие потоки...
Дороги порадовали нас не только экологической чистотой, но и разнообразием расцветок: от малиново-красного до пепельного. Тоже не мелочь. Кстати, за все пятнадцать дней мы не увидели хотя бы одной автомобильной "пробки" на дорогах. Почему?
КРУГЛЫЕ НОГИ...
Велосипеды, а не автомобили царствуют здесь!
Только умные страны могут поощрять своих граждан, любителей здоровой и экономной езды. Отдельные от пешеходов и автомобилей дорожки, снабженные своими собственными светофорами, просторные стоянки в нужных местах, специальные желобы у края ступенек для съезда или подъема своих "лошадок", и сотни проложенных маршрутов через поля цветочные, и от деревни к деревне (Нидерланды). А столбы, деревья, ограды для мостов помогут, как коновязь, содержать "коней", с которыми бельгийцы, голландцы, похоже, срослись анатомически. Эту взаимную привязанность особенно чувствуешь, когда железные "круглые ноги", скромно притулившись к перилам, прижались к крыльцу, поржавевшие, староватые, грязноватые, но очень уютные члены семьи...
ПО ШПАЛАМ...
Мы посетили пятнадцать городов и знакомство со многими начинали с вокзальной архитектуры. Удивительные по красоте фасады, просторные залы, внимательные служащие, и летящие со всех сторон информационные стрелы - уверенно ведут вас к нужной платформе, по пути достойно напомнят настенными плитами имена горожан, погибших в Первую и Вторую мировые войны. А в обычном купе бегущая строка, как и у нас, просто не позволит вам пропустить нужную станцию, даже, если вы увлеклись, как Полина, голубикой, величиной с вишню, малиной, размером с небольшую райку, ежевикой - с золотистую сливу, а я - пивом La Becasse.
Стоит отметить расписание поездов - оно "под человека" и, конечно, организацию движения, - она на уровне! И не мудрено: Бельгия первенствует в мире по плотности железных дорог, а Нидерланды не много ей уступают. Ни разу нам не пришлось ждать поезда больше двадцати минут, вольготно расположившись на скамьях в уютных оазисах с цветами. Однажды с нашей платформы подошли, загрузились и отправились в путь друг за другом три поезда за девять! минут. Высокая организация, не так ли?
Месяц назад мы возвращались в "иом ацмаут"* из Тель-Авива. Наш поезд пришел в Наарию на 35 минут позже расписания! Можете себе представить? Правда, нам вернули деньги за билеты, но это мелочь...
А здесь в пути радовали нас и необычная чистота вдоль дорог, и бесчисленные, зеленые равнинные поля, и тучные стада овец, лошадей, коровок, и непознанных нами зверушек с телом свиньи, коровьим рылом и торчащими большими ушами.
МЕЛОЧЬ, НО...
Теперь опции. Они всегда ждут нас. Поэтому стОит с помощью служащих или услужливых пассажиров овладеть автоматами для приобретения билетов в метро и на вокзале! Это, во-первых, чуть сдержит ваши расходы, а, во-вторых, не допустит потери времени, или конфликтов с кассиром, который может не понять вас и с безразличным лицом опустить тонированное стекло (было у нас в Брюгге).
Нам хорошо послужили и камеры хранения. Это вовсе не камеры! А удобные металлические ящики, поедающие два-четыре евро в зависимости от объема. Причем, в самый большой вы можете залезть сами, ежели что...
Гибка и система скидок в оплате, особенно, для желающих отправится в путешествия по субботам, воскресеньям. Есть опции пенсионерам (Бельгия), любителям "большой" езды. Главное, мы старались не теряться, наверное, поэтому наши поездки были спокойными, уверенными, отдыхательными.
Работает на людей и городской транспорт. Как везде в Европе он опрятен, четок. Чего стоят такие мелочи, как вертикальные стойки для нас, качаюшихся, в концах вагонов, или приподнятая при посадке платформа трамвая. Поможет поминутная информация при посадке, и бегущая строка в самом вагоне, предупреждающая о выходе за три остановки. Если появляются проблемы - задержка транспорта, например, выростают на остановках, словно грибы, помощники, и четко сообщают, когда возобновится движение, как лучше и быстрее добраться... Это мне, кстати, уже знакомо. В позапрошлом году я ехал домой. Поезд остановили в Акко, до Наарии дорога была закрыта, опасались теракта. "Не повезло", - подумал я и с озабоченным, недовольным видом вышел с вокзала. К моему удивлению передо мной с улыбкой распахнул дверцы таксист... Оказывается железная дорога позаботилась: десятки машин уже ждали нас, пассажиров, чтобы довести в Наарию... Однако, согласитесь - внимательно и ненавязчиво...
На дорогах в Бельгии и Нидерландах, как в любой цивилизованной стране, нет вражды между водителем и пассажиром, как нет и не должно быть, уважения между ними... Просто водитель, как более сильный и добрый, всегда остановится, когда ты еще только подошел к "зебре". Без "вводных" слов, затормозит и галантным движением руки предоставит тебе дорогу, ежели ты забылся, и проворонил африканское животное в двадцати метрах справа. Водитель не выпустит руль, не выйдет с другом из своего мерседеса, не будет выяснять, на каком основании ты "взорвался", когда твой "зеленый" уже мигал на излете...
РОДНЫЕ ХАТЫ...
Но, пожалуй, хватит глядеть под ноги и охотиться за поездами! Осмотримся!
Перед нами проходят люди, мелькают города, кирхи, дома... Первое впечатление - все создано на едином дыхании и являет собою красочно - разрисованную картину. Готические соборы, пронзающие небо, живописные дворцы, миниатюрные дома создают теплую, душевную атмосферу, определяют, как нам кажется, современный жизненный ритм бельгийцев и голландцев.
Внимательнее взглянем на их жилища. Смотрите: дома в три-четыре этажа, но фасады... всего в два-три окна, причем, сделаны из кирпича, чаще коричневого. Кстати, кирпичем будто пронизано все жизненное пространство и он, хоть, в цене и менее прожорлив, нежели дерево или камень природный, но и ему не вмоготу соперничать с землей.
Жаль, не узрел Петр Первый, что неоштукатуренный кирпич помогает лучше ощутить аромат прошлого, дарит загадочность, к тому же, долговечнее, прочнее. Не заметил этого Петр, поэтому и держит в постоянных поделках красивейшие дворцы своей Северной Пальмиры.
- А, как, - спросила меня Полина в Дельфте, - выдерживают дома натиск воды?
- Стоят, пока позволяют сваи, но некоторые уже, наверное, "гуляют", кривятся...,- ответил я и замер.
Прямо перед нами склонилась (и очень!) Башня церкви Оде Керк, будто извинялась красная девица. Мы час тому назад ее покинули. Я протянул руку: " Полина, посмотри..."
- Да... Очень Пизанская... Если бы Галилей бросал шары с нее, мир бы благодарно вспоминал сегодня не Пизу, а Дельфт...,- улыбнулась Полина.
Но, позднее оказалось, что не все так однозначно. Студенты, изучающие русский язык, которые предложили нам свои услуги в Левене, рассказали, что горожане в далекие прошлые годы намеренно наклоняли дома, желая сохранить в целости стены и поднимаемые в квартиры грузы. Они делали это настолько "продуманно", что дома, словно в подпитии, качались в разные стороны.
После этого мы заинтересованно приглядывались к домам и иногда, действительно, отмечали их "народные танцы", особенно в космополитичном Амстердаме.
А в Генте, фасад старинного здания хлебных складов в самом центре города, будто Гулливер, наклоняется к тебе. Полина обратила на это внимание, я - нет... Но обоих нас удивила церковь Аудекерк. Когда вы будете бродить по Дельфту, взгляните на ее колокольню - ведь она отклонилась метра на два от вертикали и, к тому же, еще держит колокол, как нам сказали, очень тяжелый...
Безусловно, фантазии при кладке домов бельгийцам и голландцам не занимать.
Это супенеобразное подкрышье, декоративные балкончики, украшения крыш, например, поросенок в Мехелене.
В деревушке Валендам, чистой, просто лаковой, с многочисленными магазинчиками, благодаря которым она туристически - артистична, мы обратили внимание на лепные украшения стен некоторых домов, видимо, решили мы, - это указатели ремесел хозяев (пекарь, кузнец...). Удивил бронзовый барельеф мертвеца у начала улицы Buls, уж, очень отпалированный пальцами, вероятно с какой-то надеждой.
В Лейдене, единственном городе мира, высокая поэзия вышла на улицы крупным шрифтом на стенах домов. Мы пытались высмотреть А.Ахматову, М.Цветаеву. Не удалось.
Взобравшись на крепостную башню "Бурхт", потягивая пиво: Полина - вишневое, а я - "Duuel", попрощались с Лейденом.
Творить, искать новое, видимо, в сердцах народов, умеющих мыслить масштабно. Чего стоит мост Эразма в Роттердаме - ведь, парит же в воздухе!
Мы выглянули в самое маленькое "окно в Европу" в музее Груутхус в Брюгге, сделанное, наверное, для гостя детей - дяди Карлсона. И очень уютно гляделись совсем небольшие окошки под крышей университета в Левене - прибежище студентов-пчел библиотечных, а рядом - многочисленные скульптуры верных мужей наук у широких окон.
Полюбуйтесь и вы с нами гормошками крыш со смотровых площадок Гента, Утрехта, кубическим жильем в Ротердаме.
Мы были рады поговорить "за жизнь" с обитателями столь необычного внешне жилья.
"Жить можно, приспособились" - улыбнулись нам отец с сыном, выходцы из Польши. А мы пожалели, что не напросились поглядеть их житье-бытье, а местный музей был, к сожалению, закрыт.
Да, человек приспособится к любой "пещере". Тысячи плавучих домов-амфибий пришвартованы к берегам каналов в Амстердаме, говорят, со всеми удобствами - не были, не знаем, но с официальными адресами - это точно!
Ну, что ж, походили? "Хорошее дело" - говорила бабушка Лапа.
А мы добавим: по городу нельзя ездить, тем более тратить время на центральные улицы, надо только шастать. Поэтому, отбросьте на время карту! И вперед!
Сворачивайте в маленькие, боковые улочки, идите прямо, петляйте, двигайтесь по спирали, заходите на минуту в лавчонки, ноги знают, куда вас вывести. И... делайте паузы, остановитесь, замрите... Незаметно для себя вы откроете массу интересного, почувствуйте себя и его жителем, и дорогим гостем, испытаете огромное удовольствие.
Находились? Притомились? Ваш путь к...
РЕЧНЫЕ ПУТИ-ДОРОГИ
Каналы... Их множество в каждом городе. Прозрачные, разных цветов и оттенков, они прорезают узкие улочки, освежают воздух, создают дивные оазисы посиделок с бокалом пива и вина для горожан.
Даже незнание языков не умаляет прелестей неспешных катерных прогулок. Ведь, каналы - это взгляд на город с необычной точки, почти изнутри, снизу, где вода покрыта кувшинками, но всегда ясно и полностью отражает глазастые, разномастные домики, вековые клены, сторожит лабиринты улиц, беседует с горбатистыми мостиками, которые подчиняясь приказу, за считанные минуты пропустят очередное, дружелюбное, работное судно.
Наверное, завороженный голландскими каналами, Петр Первый все речушки своей северной столицы заковал в гранит,- прочувствовал, знать, их весомую прелесть...
Мы освоили водные пути Брюгге. С достоинством и изяществом остроконечные дома романтично обнимали каналы, пытаясь доказать право на вечную дружбу. А мы, как в детской сказке, вспугнули стаю белых лебедей...
В Генте увидели неповторимое сочетание изящных домиков и извилистых водных путей - в высшей степени достойный памятник средневековья. Глоток пива "Gouden Carolus" на мосту Ляйе расцветил нашу прогулку и мы долго стояли, поглядывая на прохожих и бирюзовую воду.
Порадовал нас спокойный Утрехт, город древний с достоинством вступивший в нашу эпоху. Каналы и здесь опаясывают его, а горожане бережно следят за ними, оберегают, чистят. Мы не только проплыли, но и прошлись вдоль некоторых с картой в руках, конечно. Полина по азимуту ходит особо, сначала пытается определить наше местоположение, затем встает соответственно известным, опорным зданиям, чтобы, по ее мнению (компаса-то нет!), правильно решить: идти ли прямо, влево или вправо... И вот, мы идем, идем вдоль канала и вдруг теряем его. На карте он обозначен, а в действительности просто пропал, площадь вместо него. Полина, конечно, забросала прохожих вопросами, пока не выяснила: спрятали его, бедолагу, под торговой зоной. Но обещали скоро освободить.
Впервые здесь в Утрехте мы обратили внимание на необычную двухэтажность каналов. Например, старинный Ауде Грахт. На нижних терассах у самой воды - склады, кафешки, на верхнем этаже - дома с затейливыми фронтонами.
А в Амстердаме каналы - это, воистину, княжества в государстве, забиты катерами, лодочками рыбаков, птицами, ныряющими под самым носом. Поверьте, трудно назвать идеальным знакомство с городом, если вы не совершите круиз по каналам Амстердама. Во время водной прогулки шел нудный дождь, в катере нас оказалось трое (кроме нас - дама из Новой Зеландии), Я попросил Полину спросить гида о глубине каналов:
- Два велосипеда,- ответил за нее, чуть улыбнувшись, пожилой капитан, берясь за штурвал.
Мы жили на канале Cshincel и, когда Полина выходила из дома с буханкой белого хлеба, стая лебедей, уток, дежурившая у противоположного берега, срывалась с места и вспарывая крыльями воду, неслась к ней, чтобы разделить трапезу, выщипывая друг у друга перья за кусочек хлеба...
БЕЛЬГИЙЦЫ И ГОЛЛАНДЦЫ
Бельгия, Нидерланды находятся под постоянным прессингом туристов. Здесь, как и в любой стране, отношение к иностранцам доброе, непредвзятое, гостевое. Поэтому и мы не церемонились. Чуть, что - Полина с картой и возгласом "Эскьюзми!" бросалась на дорогу к парню на велосипеде, останавливала маму с ребенком, заставляла экстренно тормозить мужчину с сигарой за рулем, тормошила гренадеров порядка.
Мы видели добрые, внимательные глаза, улыбку, и настороженное, отталкивающее "не знаю", долгое профессиональное "гадание" на карте, и всегда скромно-нетерпеливо вопрошающую Полину. А теперь, прошу вас, представьте себя в родном городе, - вас внезапно стопорят, просят немедленно соориентироваться на карте, определить, где вы находитесь в данный момент, и предложить быстренько, проложить Наш путь... Многие ли смогут? Поэтому мы будем долго помнить уважительное отношение немолодого мужчины в Брюсселе, который догонял нас, видя, что мы неправильно его поняли (это было, кстати очень часто!) и идем "не в ту степь"; молодую белокурую даму в Харлеме, которая достаточно далеко отъехав, вернулась, чтобы дополнительно что-то пояснить; Веру и Питера - студенческую пару в Левене, изучавших русский язык в университете, которые, услышав знакомую речь, предложили услуги и показали город. Но верхом обстоятельности, готовности помочь были, конечно, водители трамваев, причем, часто Не Нашего!? По просьбе Полины они проводили "разъяснительную" работу тут же, на остановке - "не отходя от кассы", иногда, долго рисовали на карте наш путь. При этом пассажиры, желающие войти, заплатить и ехать, терпеливо ждали...
И, конечно же, наши теплые слова Оксане, хозяйке квартиры в Амстердаме, и служкам всех гостиниц - незаметных, улыбчивых, добротворящих...
.
ПАРКИ...
Каждый городок Бельгии, Нидерландов знаменит не только историей, каналами, дворцами, но и парково - зеленым убранством, ценнейшим рекреационным ресурсом города, которые естественно вписываюся в городской пейзаж, и всегда радуют горожан оазисами, где можно отдохнуть, отрешиться, укрыться от городской суеты, побыть наедине с собой...
В Брюсселе мы постояли у Королевского дворца на Place Royal, потом от Дворца Юстиции, cпустились к Рlace de Petit Sablon, где в оправе чугунных, кованных решеток раскинулся небольшой полисадник, аккуратно-подстриженных геометрических кустов. Посидели на необычной скамье в садике с ярким сочетанием многоцветья роз, туи, мальвы.
Передохнули в Народном парк Варанд под его античными статуями и тенистыми переплетениями ветвей деревьев. Перекусили в беседке на возвышении, поверещали под пиво: Полина - "Фрамбауз" - с малиной, я - "Шарль Кэн". Полюбовались центральным фонтаном с расходящимися от него радиально широкими, тенистыми аллеями.
И... заспорили, глядя на газоны, засыпанные какими-то крупными красновато-коричневыми чешуйками. Что это? Пригляделись. Это же измельченная сосновая кора! Молодцы садоводы, нажитую трудом землю мульчируют, и, ведь, очень практично: нет пыли, грязи, не растут сорняки, не надо стричь, поливать. И скажу вам, смотрится этот сосновый песок-сочная зелень, радует глаз солнечными оттенками, даже сегодня под моросящим дождем и с памятью Нерону, который еще в первом веке посыпал зеленым песком из измельченного малахита арену цирка, чтобы глаза отдыхали...
Небольшие островки зелени разбросаны повсеместно. Они всегда красиво оформлены, ухожены, как парк Эгмонта и Горна, сочетают добрую историю, тишину и скульптуру, нежно тронутую временем.
Перед входом в парк Антверпена мы задержались у памятника погибшим воинам - соотечественникам, повторяю - не символа, а именно, памятника уходящему, смертельно раненному солдату.
А жизнь вскоре заставила нас улыбнуться, через несколько десятков метров мы увидели содружество обитателей огороженых купален, насчитали восемь представителей фауны: кролики, лебеди, белки, гуси... В тенистой кроне деревьев нам посчастливилось увидеть на мгновение даже вылезшую из дупла садовую соню, маленького грызуна с огромными глазами.
В Левене до парка мы не добрались, хотя он был совсем рядом, отвлек рок-концерт на площади и удивительно чистый воздух города, который хотелось пить и закатывать в банки...
В Гааге мы долго искали бегинаж - монастыри, приют женщин, обездоленных, обретших утешение в одиночестве, нашли - закрыт, зато на скамье у озера "Любви" в Брюгге за бутылочкой пива: Полина - "Kriek light", я - "Brugs Witbier" мы, как старых, добрых друзей, приветствовали грациозную пару, хозяйничавших белых лебедей.
Блуждая по улицам, музеям, киркам, когда уже нога ноге уступала место, мы старались отдохнуть за бутылочкой пива в парке или хотя бы пройтись по нему.
В Лейдене раскошный английский парк с фонтанами и разлапистыми ивами провожал нас до станции.
В Антверпене направляясь к еврейскому кварталу, мы прошлись по небольшому городскому парку с каштанами и серенью.
В Ротердаме по дороге к " de Euromast" нас долго сопровождал Heuvelpark свадебным обрядом и грациозными лебедями. Каюсь, я уговорил Полину взлететь на суперскоростном лифте на 185-метровую высоту, слегка почувствовать перегрузки, которые, наверное, испытывала Валентина Терешкова на тренингах. Теперь знаю: реакция у обеих была непростой. Лишь легкое вращение по орбите с прекрасным панорамным обзором Роттердама и необходимость фотосъемок, отвлекли и чуть успокоили Полину.
В парке университета Утрехта на обширном зеленом ковре мы нашли семейство, похоже, волнушек, что напомнило нам о лесных походах в России.
И отдыхали в многочисленных ухоженных садах при музеях, помню пиво "Hertog Jan" у домика Рембрандта.
Подлинно голландский дух свободы и красоты окрасил нашу прощальную прогулку по парку Vandel в Амстердаме. Мы бродили по его широким аллеям, посидели у детских площадок, постояли у игровых газонов, где яростно сражались футболисты, сфотографировались в тенистых заводях.
"В парке совсем недавно",- пояснила нам Оксана, хозяйка квартиры, где мы разместились, - "официально разрешен сэкс в вечернее и ночное время. По мнению городских властей круизинг не будет беспокоить посетителей, а, наоборот, "некоторые даже получат от этого удовольствие". Мы убедились в этом: скульптура Пикассо - традиционное место свиданий геев, в вечернее время, скажу вам, гляделась особенно живописно. И вспомнили мы об этом, когда недалеко от Волендама увидели табло, указывающее на то, что здесь простирается "безалкогольная зона"... А пять лет назад врачам Нидерландов было разрешено выписывать марихуану, как лечебное средство... Что делать? Такова жизнь со всеми ее атрибутами...
Что же характерно для городских парков Бельгии и Нидерландов, на наш взгляд? Это, прежде всего, их огромное количество, уход и планировка, которые позволяют высветить красоту дерева и зелени. Это радость жизни с маленькими собратьями. И оживленная атмосфера, когда не только дождь развлекает тебя на свежем воздухе.
РАЙОН ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Амстердамские "Розовые свечи"... О них вчера говорил и писал даже ленивый. Поэтому, позвольте, коротко...
Конечно, это театр искушающей свободы! Смотреть его надо. Не ради раздевалки, а ради артистов... Молодых, красивых женщин разнообразных этносов земли, призывных, стреляющих глазами, фигурой, в легких фосфоресцирующих одеждах, в аквариуме с мизансценой - ухоженным сексодромом. Давайте, пройдемся в нешироком, вожделенном, почти мужском потоке, в приглушенном, чуть красноватом свете, мимо их келий, пройдемся, хотя бы ради той легкости бытия сегодня, о котором вчера с шопотом на кухне мы застенчиво опускали глаза. Заглянем в сэкс-шопы, чтобы представить насколько разнообразна и близка Жизни человеческая фантазия, каковы возможности "передовой" промышленности... Зашли? Увидели? Мы не пожалели...
МУЗЕИ
Музеи... О них разговор особый. Каждое посещение города мы начинали с поиска информационного бюро для туристов (vvv). Как правило, оно располагалось вблизи железнодорожного вокзала. Опытные, доброжелательные служащие внимательно выслушивали нас и вскоре рисовали уже путь на карте, естественно, не только к музеям. А музеев в городах огромное множество, это вы нам поверьте, и будьте к этому готовы... В маленьком Брюгге мы насчитали их 19(!) и все недалеко от центра города! Какая столица Мира может похвастать этим?
Музеи просторны, светлы, одаривают посетителей вниманием, аудио - информацией на всех основных языках мира, кроме русского... Везде мы ощущали уважение: не требовали паспортного или денежного залога за переносные стульчики-трости, аудиоаппаратуру, не настаивали на специальной обуви, выдавали ключи для автоматических камер хранения при входе...
Но, главное, и на это обратила внимание Полина, все музеи не велики по объему, вполне доступны для спокойного, небеглого осмотра в течение 2-3 часов без признаков изнурительного информационного и эмоционального истощения.
Наше предложение: постарайтесь приобретать пропуска для посещения нескольких музеев, или совместных - музеев с транспортом. В первом же музее вам расскажут об этом.
В каждой стране существуют своя история, искусство, быт, поделки... Но есть творения, которые принадлежат Миру. К ним относятся полотна фламандских художников.
В королевских музеях Брюсселя представлены картины Кампена "Благовещение", Мемлинга "Мадонна и дитя", Рубенса "Христос и блудница", ван Дейка "Распятие Христа", Брейгеля Старшего "Поклонение волхвов", их дополняют скромные портреты Халса, Рембрандта, Метсю, де Хооха, а замечательная серия работ сюрреалистов, представленная работами Энсора "Русская музыка", Пикассо, Шагала рисуют различные направления в живописи, свежие краски жизни, подчеркивают неодномерность творчества.
Может быть, вас заинтересуют корни королевских династий Европы, им посвещены первые залы, нам они показались очень интересными... Как и несколько работ Брейгеля Старшего открывающего перед нами процесс творчества, последовательность написания и замысла в нескольких картинах.
В Антверпене мы любовались полотнами ван Эйка, Тициана, Модильяни...
В Ротердаме вы обязательно побывайте в музее Боймана. Сотни работ Рембрандта, Босха, Рубенса, Дега, Ренуара, Дали ждут ваших добрых глаз.
В Лейдене, где 400 лет назад родился Рембрандт, в музее Lakenhal просто необходимо посидеть в отдельном зале его работ, не спешите, остановитесь и у известного триптиха Лукаса " Страшный суд" - она стоит вашего внимания.
В амстердамском Rijksmuseum, где выставлены голландские шедевры Вермейера, Хальса, многочисленные любители живописи затолкают вас к полотну на всю стену - "Ночному дозору" и "Еврейской невесте" Рембрандта. Не сопротивляйтесь.
"Мауритсхаус" в Гааге, дом генерал-губернатора Нидерландской Бразилии, порадует картинной галереей мастеров золотого века: Рубенса, Рембрандта, Вермейера "Девушка с жемчужной сережкой".
Рядом с церковью Девы Марии на Саблоне в Брюгге в королевском музее выставлено знаменитое полотно средневекового фламандца Якоба Иорданса "Бобовый король" - прекрасная работа, как и скульптура Микельанджело "Мадонна с младенцем" в Нотр Дам.
Не пропустите ни в коем случае и музей Маурицио Эшера в бывшем Королевском дворце "Ланге Форхаут".
В поезде Полина рассказала мне: как-то старшего брата Эмиля, семиклассника, премировали книгой за победу на школьной областной олимпиаде по математике. Листая ее, девятилетняя Полина обнаружила рисунок, где вода текла уж очень необычно. Это был карандаш Эшера.
Музей поразил мое воображение фантастичностью и пластичностью линогравюр, совершенно нереальными, завязанными в узлы переплетениями образов, фигур, поначалу кажущимися непонятными, невозможными, просто сумашедшими, бросающими вызов здравому смыслу. Передо мной предстал увлекательный мир метаморфоз, парадоксов, когда из хаоса рождается жизнь, а рыбы становятся птицами, когда мазаика оживает ящерицей и та вновь уходит в орнамент...
Эшер, по-моему, открыл увлекательную математическую письменность, дал нам возможность соприкоснуться с ее парадоксальными шедеврами, и, похоже, вполне готов служить "толкачем" математических наук. Его работы заставляют всматриваться, думать, видеть совсем по иному все, кажушееся тебе таким простым и ясным. От его картин не устаешь, ведь ты на пути решений головоломок с наглядным видением, стоит лишь привязаться к картине точкой и двигаться в указанном направлении, как девочка Алиса в Зазеркалье.
Знакомство с Эшером - это умственный труд, и радует, что музей никогда не пустует. Интерес усилен прекрасными фильмами, комнатой, где все кажется больше справа, даже гардеробом, вся мебель, пол, ступеньки которого вверх дном...
Эшер сегодня - это зовущее к высотам, привлекательное творчество, поэтому мой Эрмитаж с благодарностью принял выставку Эшера - подарок Королевства Нидерландов к 300-летию Санкт-Петербурга.
Прошу Вас извинить меня за столь обширное повествование о художнике, который впечатлил меня отчаянно и просто понятен.
Я всегда считал, что далеко не каждый одарен вкусом и чувством прекрасного, и не имея элементарной школы живописи, практически невозможно оценить величие кисти, силу красок, высоту помысла художника.. Что делать? Я еше раз убедился в этом, когда смотрел на картины великих живописцев взглядом дикаря с острова Эспаньола, пока Полина не нарисовала мне имена персонажей и библейскую подоплеку расписанных сюжетов.
Во всех городах сопровождали нас профессионально - убранные, "музейные" витрины магазинов с амстердамскими витражами или дельфтским фарфором, очень скромными шоколадными поделками...
и кружевом в Брюсселе, легкими новогодними навертышами типа "Пеликан", выставкой часов в Харлеме, базарчиками со старинной мебелью и посудой в Гааге.
В Брюгге по дороге к замку Полина засмотрелась на шляпку из лебединых перьев и оставила на прилавке свой пелефон (возвратившись назад, мы получили его с веселыми упреками).
В зеркально-чистом Валендаме хозяин гостиницы "Спаандер", что у самого порта, открыл даже специальные номера для художников. С тех пор холсты с настоящей Голландией, как и копченые угри, кстати, превосходная, нежнейшая трапеза, а уж, под зеленым соусом Paling, говорят, нечто невообразимое, - превосходная реклама деревушки. Обязательно побывайте и попробуйте...
В городах всегда многолюдно, на центральных площадях прохожих развлекают экзотические уличные клоуны, музыканты, все отрабатывают, как и везде, свой хлеб.
Песочные скульптуры в Гааге служители пытаются сохранить. Их обдувают, скребут, поливают, чтобы мы только удивленно повернули головы...
Повсюду разбросаны памятники, часто небольшие, лишенные монументальности, но с иронией или намеком, даже двусмысленным подтекстом, но такие милые и близкие... И необычные, как, например, огромный шар из разных Жуков у входа в брюссельский художественный музей.
Все, заканчиваю - не буду более утомлять Вас описанием, перечислением... Все надо видеть, а не читать... Тем более живопись. Только тогда вы почувствуете запечатленное на холсте пиршество красок, объяснение Миру в любви... Кажется, если бы мы могли согреть картины теплом наших восторгов, то, уверен, краски хлынули бы с холста, как сувениры, сделаннное добрыми руками, часть которых, уверен, перекачуют с многочисленных прилавков в ваши корманы.
ХРАМЫ
В "плоских странах, переходящих в конечном счете в море"**, которые мы прошли и проехали, в городах, которые посетили, зовуще глядели в небо шпили соборов и мы старались не проходить мимо... Что сразу поразило меня в архитектуре и убранстве храмов?
Внутренняя рациональность. Луксорские колоннады гармонично выписывают простор храма, разделяют нефы***, держат изящные, высокие своды, которые помогают проникнуть звуку органа в самые отдаленные уголки. Многоцветные витражи в огромных стрельчатых окнах или в круглых - розах, создают особую эмоциональную атмосферу.
А многочисленные усыпальницы в каменном полу, органы и картины великих живописцев напоминают о величии человека, его жертвенной стойкости... Соборы мыслились своего рода сводом знаний, символом вселенной, сочетающей торжественное величие с творчеством, поэтому, как правило, скромны. Хотя, церковь Sint Niklaas в Брюсселе явное свидетельствовала о богатстве и щедрости ее меценатов-купцов...
В Мехелен (фр. Malines, р. Малин), резеденцию архиепископа Бельгии, мы ехали, как и многие, ради "малинового звона", падающего с 97-метровой башни кафедрального собора святого Румбаута(St. Rumbout). Потом на улицах города нас долго сопровождал обычный по четвергам концерт - переливчатый звон "небесных арф" - соборных карильонов, которые, говорят профессионалы, отличаются звучанием от русских колоколов, "золотых, глухих, подземных". Не скупость, а добродетель, глубоко укоренилась в душах голландцев. Сентябрь 2001 год. Петропавловский собор в г.Санкт-Петербурге торжественно открыл карильон из 51 колоколов, изготовленных в Королевской мастерской Нидерландов, перекинув века к наследию Петра.
В Мехелене мы посетили одноименную церковь святых Петра и Павла, чтобы полюбоваться богатой коллекцией произведений Рубенса, а в барочной церкви святого Иоанна долго стояли у его знаменитого триптиха "Поклонение волхвов". В кафедральном соборе Румбольта вы не уйдете сразу от полотна Ван Дейка "Распятие", оно впечатляет. И становится уже не понятно: где мы, в храме или в музее?
В Генте мы не могли пройти мимо мирового шедевра в церкви святого Баво (The St. Bavo Cathedral) - знаменитого Гентского алтаря, полиптиха, созданного братьями ван Эйк. На долю алтаря выпало множество испытаний, но каждый раз жители Гента с завидным упорством возвращали алтарь на прежнее место, лишь однажды они ничего не могли поделать с изощренным похитителем одной из створок - "Праведные судьи", которую пришлось заменить копией. Мы постояли около алтаря. С него льется, просто брыжжет золотом солнце, которое мне ярому солнцепоклоннику заполярья, живо напомнило его ежегодный, самый первый, февральский восход после долгой полярной ночи в Мурманске...
Воспользовавшись лифтом мы поднялись к огромному металлическому цилиндру с шипами - шарманке, которая управляет колокольным ансамблем. И долго смотрели на город сверху.
В Утрехте сделали бросок на более, чем 350 ступенек до предпоследнего уровня смотровой площадки 111-метрового собора Домкерка и, отдышавшись, Полина сначала сыграла несколько нот небольшого колокольного концерта, а потом мы долго фотографировали прекрасную панораму города...
Если будете в Харлеме, осмотрите в соборе Св. Бове орган, один из красивейших в мире. На нем играл Моцарт...
В Новой церкви (Niewe Kerk) в Амстердаме на площади Дам, где по традиции проводят венчание на царство, мы побывали на выставке "black is beautiful",- картины, рисунки посвященные воплощению в живописи чернокожих людей. Идея единства мира, честность, направленность явно проглядывались в ней.
В Брюгге в старинном храме Святого Спасителя вечером прослушали органный концерт. Жаль, программа его была уж очень современна, зато сам орган с резной кафедрой, фигурками, сработан средневековыми мастерами виртуозно...
В старой церкви (Oude Kerk) мы долго разыскивали могилу Саскии, с трудом, минуя переходы, наконец, ее нашли и постояли, подивившись гению Рембрандта, на века прославившую свою госпожу...
Символическая могила самого Рембрандта находится в церкви Вестеркерк в Амстердаме. Звон ее колоколов слышала Анна Франк, о чем она написала в своем дневнике, который я совсем недавно перечитал, вспомнив огромную очередь в музей Анны на берегу канала в Амстердаме.
Памятник из белого и черного мрамора - барельеф лиц в детстве, юности, зрелости и старости в церкви Святого Петра в Лейдене остановил, заставил задуматься...
Завершая наше путешествие по храмам Бельгии и Голландии хочу отметить: открытость храмов, высокую культуру менеджмента, и то, что у каждого - своя, запоминающаяся изюминка, которую мы с радостью приняли в распахнутые для познания души.
ПЛОЩАДИ
Там, где человек, там и радость. Человек не устает только от радости, поэтому всегда готов создать ее предвестницу - красоту. Красота превращает мир вокруг нас в искрящуюся мириадами красок, мазков, строений сказку. И вот уже от прекрасного, почти нереального, радостно кружится голова, как это бывает от глубинной тишины и первозданности скандинавских фьордов, или от напомерно высоких, лучезарных греческих дельфт, а скорее, от дивной прелести площади Сан-Марко в Венеции.
Площади... Центры народного схода... Открытые пространства, которые любят жители засупоненных городов. Рыночные или висельные, площади гуляний и французского Согласия, площади встреч Нового испанского года и китайского утра (площадь в Пекине "Тяньаньмэнь" - самая большая в мире), американского завтрака и отдыха, и итальянских вечерних форумов, российских военных парадов, торжественных похорон и демонстраций... Это главное украшение, парадный центр города, который неподвластен времени, и в полной мере отражает мироощущение своих граждан, веяние эпох, уникальность людского таланта и труда...
Бельгия и Нидерланды - не исключение. Площади городов, которые мы посетили, будто созданы по одному сценарию: прямоугольные, часто непропорциональные, но с чертовски впечатляющими фасадами монументальных зданий ратушей, соборов, щедрых на красоту, которые, уж больно, выделяются богатством фантазии и необычной тщательностью отделки деталей - "смесью гравюры с кружевом", как сказал И.Бродский.
Я далеко не архитектор, но вижу: готическая архитектура нашла свое отражение в соборах и храмах, а классическая, романская больше в ратушах, дворцах. Что делать? Творят люди и делают это в свои эпохи.
Вы ждете, наверное, что я буду рассказывать о самой крупной ратуше в Брюсселе, декоре ее фасада, или архитектурном шедевре - кружевной ратуше в Левене, где мы попали на 59-ый юбилей города и были поздравлены бокалом местного пива "Золотая звезда"? Или о самой площади с необычной велосипедной парковкой в центре, очаровательным фонтаном и бронзовым памятником "Фонске" - студенту?
Конечно, я не пропущу прославляющих слов о ратушах в Брюгге, Генте, которые просто дико представительны, или ратушу Мехелена, подавляющую собой всю красоту площади, даже памятник Маргарите Австрийской? Тогда, как мне рассказать о мощи кафедрального собора в Антверпене и памятнике великому Рубенсу? Или о Королевском дворце в Амстердаме?
Не лучше ли нам с вами посидеть за бокалом неповторимого Kwak в таверне Дулле Грит на центральной площади Гента в уютной, полутемной пивной в окружении старых плакатов, и объемистых кружек, потомить свой вкус, глядя на Три готических собора, один краше другого? Превосходное пиво - Kwak подадут нам в высоком, более полуметра сосуде, напоминающем лабораторную колбу, с деревяной подставкой, так, на всякий случай... И обязательно попросят туфельку вашей дамы... Не стесняйтесь, лучше бережно снимите ее и бросьте сами в плетеную корзинку под потолком. А теперь, самое главное - литр пива надлежит вам выпить двоим. Мой совет. Не торопитесь. Пейте, естественно, по очереди, но медленно. Упаси вас бог, жадным глотком создать бурлящий пенный водопад, который всегда готов вырваться из круглой нижней части. Очень обольетесь, и долго будете смеяться...
Упились? Получите сдачу, если очень хочется, и туфельку так, на всякий случай... Ну, что ж, теперь пора туда, где всегда лучше... Домой!
КАЖДОМУ ПО СЕРЕЖКЕ...
Любовь к добру и национальной памяти хорошо проглядывается в решимости бельгийцев и голландцев хранить и восстанавливать свою историческую силу - города. Каждый из них изящен, неповторим, а застывшие в средневековьи Левен, Мехелен, Брюгге, заставляют забыть на время о современности, чтобы сполна насладиться их древним обаянием.
Мы посетили пятнадцать городов, из них пять - культурные столицы Европы* разных лет. Каждый город оставил свои следы в наших душах. В нескольких словах это выразить сложно, но... Если Брюссель* - встретил нас интернациональной легкостью, то Мехелен - усладил звонницей и тающей во рту селедкой, а Левен окрасил доброжелательной молодостью. Антверпен* вечно будет сиять алмазами и Рубенсом. Брюгге* - разбередил наши души любимой сказкой, а Гент - звоном и величавостью. В Остенде все погоды превосходны, но морские гады вкуснее все же у сумрачного моря, как в Амстердаме* - праздничная свобода ночью. В Ротердаме* даже жилой кубизм, пахнет пивом, а в Валендаме - все сувенирами и угрями.
В Утрехте хороша витрина, в Харлеме - орган. В Лейдене все застит Рембрандт и высокая поэзия на стенах домов, в Гааге - Эшер, а в Дельфте главенствует национальная память.