... ПО НЕЙ ДУША И СТОНЕТ И ТОСКУЕТ, ОНА ВСЯ РАЙ, ВСЯ РАДОСТИ ПОЛНА...
Н.В.ГОГОЛЬ
Мечтаете увидеть, почувствовать самый необычный, романтичный и сумасбродный город мира? Ваш путь - в Венецию.
Сотни кружевных островов, спаянных паутиной мостов и мостиков; зашоренных домов на лиственных и дубовых сваях, прилепившихся друг к другу; без зеленых газонов, но с множеством каналов -
сладостная "мекка", достойная внимания, и желанная при том.
В Венеции нет мануфактур, парков, простора, здесь царство воды, гондольеров, творений рук мастеровых с хищным прищуром, и глазеющих, благодарных туристов.
Венеция ажурна, элегантна и удивительно фотогенична, поэтому объективы фотоаппаратов у всех, как удивленные рты, раскрыты.
Красивейшая площадь Святого Марка, веселая, чистая, несмотря на "золотую голубятню"*, свежая, благодаря приливам и отливам лагуны.
Собор Святого Марка изначально был призван затмить своей красотой все, что создано человеком.
Достигнута ли цель, Вам судить,- поможет, хранящийся здесь Pаla D'Ora - огромный гранит с вкраплениями множества драгоценностей, ваяли который столетие.
Приглядитесь к "Бумажным воротам" у собора - шедевру готики, они ютили в далекие времена писцов, помогавшим неграмотным.
Поднимите глаза, над площадью царит 100-метровая Кампаниле - "Хозяин дома". На ее звоннице Галилей творил свои опыты...
Мосты это - семафоры Венеции и услада туристов. Мост "Поцелуев" - гармоничен и легок. Мост "Вздохов" через канал Рио ди Палацио - приют последних минут шедших на казнь. Ponto dei Pialto - символ города-знаменит тем, что сотворен был не Микельанджело,"заломившим" за работу огромную сумму, а начальником соляной таможни Да Понте, который предложил новое инженерное решение крылатой арки моста.
В Венеции провел младые годы Дж. Казанова, личность незаурядная, неясная. В Падуе я "рванул" в Падуанский университет, Alma mater Коперника, Петрарки и, как оказалось, Казановы, получившему здесь докторскую степень в 18 (!) лет. Пришлось мне минут 15 побывать и в роли Андрея Миронова в "бриллиантовом заблудке": вокруг - портики, реннесанс ХУIII века и ни одного человека...
Казанова был свободный творец, обладатель феноменальной памяти и находчивости. До сих пор непонятно, как ему удалось ускользнуть из крепко запечатанной венецианской одиночки. И не важно, что суровой богине бессмертия он принес лишь "Precis de mavie" - труд своих последних четырех лет, отдавая ему по 12-13 часов ежедневно.
Но, конечно, все затмят бесшумные, черные, как смола, украшенные позументами, гондолы, скользящие по "Каналаццо" и малым каналам. Как пело сердце, когда мы с Димой усаживались в гондолу, как хотелось и мы услышали мягкую, лиричную баркароллу "над сонною волной"* в исполнении гондольера, как мы смеялись и балагурили...
Только черные гондолы? Отнюдь, нет! Была и единственная Белая гондола "неистовой маркизы" Луизы Казатти, светской королевы начала двадцатого века. Когда Луиза садилась в гандолу "из одежды на ней были только духи", но рядом всегда возлежал гепард в бриллиантовом ошейнике, и вились вокруг ее ног змеи... "Портрет Луизы, молодой дамы с собачкой", который потом приобрел Рокфеллер, набросал великий Джованни Больдини, подчеркивая притчу во языцех: Венеция - творение искусства и любви, город, который изнывает от желания...
Это город, лишенный одиночества, город не только неудержимого безумства, но - достойный храм всепобеждающей любви! Доказательства? Извольте. Карнавалы до полугода с символом-масками, лукаво скрываемого безрассудства. Известны и почитаемы "ученики" этой жизненной школы: Казанова, Байрон, не менее пылкий, нашедший приют (семь десятилетий спустя) в доме напротив, там же - у площади Сан Марко. Здесь он творил своего бессмертного Дон Жуана. В доме на Бири Гранде в приюте Сан-Канчано, недалеко от моста Rialto, великий Тициан создает "Венеру" - одно из лучших полотен, когда либо посвященных женщине. Вспомним и австрийского художника Ж-Э Лиотара с его венецианским символом любви с первого взгляда "Прекрасной шоколадницей", которую приобрел в первом за углом кафе на набережной для дрезденской галереи Франческо Альгаротти. Кстати, Альгаротти подвиг А.С.Пушкина на ставшее крылатым изречение из "Медного всадника", сказав: "Санкт-Петербург - это окно, через которое, Россия смотрит на Европу"... В одном из красивейших палаццо дожей Мончениго у излучены Гранд канала, четыре необычные шпиля над его фронтоном вы видите, был схвачен инквизицией Дж.Бруно**, певец вселенской любви. А законы Республики, предписывающие синьоритам хорошо питаться, дабы все женские прелести были ярче, объемнее, призывнее, если хотите... Думаю, достаточно.
Обязательно копытами, копытами, неспешно - piano, поцокойте по узким улочкам и переулкам, почувствуйте венецианский темп жизни без "Maserati"** - уравниловку всех жителей единственного города в мире.
Для полноты впечатлений советую: поглубже вдохните, не обращайте внимания на запах гнилой воды, скользните взглядом по серым, сдавливающим вас стенам, представьте на миг, как "бегают" и "играют" здесь ваши дети, как выгуливают собак...
Я-венецианец! Звучит гордо. Я внимательно оглядываю их, хочу почувствовать своеобразие горожан, жизнь которых постоянный, массовый прессинг многочисленных гостей. Я видел сосредоточенные, иногда, устало - раздраженные лица гондольеров; охваченные привычной страстью, беспокойные руки стряпающих в ресторанчиках и il bar; мягкую доброжелательность, избалованных вниманием, хозяев магазинчиков и лавок. Обычный работный люд удивительного города, кажущийся странно знакомым, который всегда будет напоминать Прекрасную Незнакомку чувственностью в изгибах каналов, мостов, таинственностью в шепоте - плеске загадочной воды и легком говоре туристов за столиками уличного кафе...
Идут годы, но изделия венецианских умельцев вызывали и вызывают бурное восхищение, подчеркнуто элегантны, оригинальны и неподвластны времени и моде. Острова Мурано и Бурано с очаровательными разноцветными домиками стоит посетить, хотя бы для того, чтобы перенестись в глубь веков и увидеть торжество Венецианских зеркал, кружев, стекла! А остров Сан-Микеле, - чтобы отдать дань уплывшим "домой" Дягилеву, Стравинскому, русским принцессам...
Все пути снова приведут Вас на пл. Святого Марка. Покормите голубей - ритуал всех туристов мира. Вам теперь на набережную. Видите два столпа впереди у Дворца Дожей, где в стену одного из залов встроен лик озверевшего, оскалившегося венецианца - львиные уста (bocca di leone) - щель, в которую добрые граждане Венеции опускали секретные доносы?
Обойдите столпы стороной - плохая примета проходить между ними.
На набережной дайте себя обмануть бандитскими ценами за "высокий бифштекс с реберной костью" и чашечку кофе. Пусть взгляд Ваш окинет различные развлекательные аттракционы...
Если Вы желаете оставить благодарную память о городе-музее, советую: не берите бауту - маску для лица праздников-карнавалов типа "Бучинторо", коих множество будут Вам предлагать. Возьмите чашечку из многоцветного, искристого муранского стекла и, как-нибудь вечером, наполните ее черным кофе или бархатистым душистым чаем и поднесите любимому человеку, судьба, уверяю, поблагодарит Вас воспоминаниями, а Господь благословит Вас в другие земли, в новые путешествия!
Arrivederci, Venezia! Прощай, сказочный город на зеленой воде с черными, как уголь, гондолами и безумными, как любовь, масками...
* - А.Ахматова. А в XVIII веке гондольеры исполняли октавы из "Освобожденного Иерусалима" Торквато Тассо.