13 ноября в 13 часов 1980 года ушел Моисей Львович Норкин, мой отец. С тех пор меня не покидало чувство вины. Почему я - дурак, не был любознателен, ведь совершенно не донимал, не мурыжил рядового Норкина, уроженца города Сталино Донецкой области, поделиться со мной своими воспоминаниями о пограничной службе в отрядах ОГПУ Средней Азии в самом южном городе советской страны Мерге в тридцатые годы. Почему я - мальчишка войны, не изводил, не снедал, не требовал рассказов о Второй Мировой войне от родного отца - лейтенанта Михаила Леонтьевича (по документам), пошедшедшего добровольцем, и воевавшего с первых дней войны по 22 ноября 1945 года в артиллерийском и 306 гвардейском стрелковом полках 109 гвардейской стрелковой дивизии, бывшего командиром взвода автоматчиков, участвовавшего в боевых операциях в составе Юго-западного, Северо-Кавказского и Третьего Украинского фронтов Красной армии? Почему?
И молчит мое глупое сердце...
А времена, полки, дивизии - эти подробности я взял сегодня из ответа заместителя директора Российского государственного военного архива на мой запрос о победном пути Отца.
Слукавил г.Воронцов - вместо "боевого пути" 109 дивизии, о чем я просил, он сообщил мне "сведения о прохождении службы".
Помогла маленькая "слабость" Отца - любил он фотографироваться и оставил мне фотоснимки войны, датированные и надписанные его каллиграфическим подчерком.
Прошло более шестидесяти лет, а они не потускнели, не пожелтели от времени и хранят молодой дух радостных побед той разрушительной мировой бойни...
Я ни раз рассматривал их. Вот Лес-Дубоссары, 1944 - отец на прилесной поляне с соратниками; Венгрия, 14.12.1944 - небольшая площадь у разрушенных зданий, отец сидит на бревне у его ног красавица-овчарка Буда, а позади студебеккер Я-67-661; Чехословакия, Прага, 1945 - отец в папахе гарцует на гнедом жеребце, позади его видны развалины домов; Австрия, Вена, 1.03.1945 - отец с группой офицеров у развалин Королевского Дворца; Вена, день Победы - с небольшой группой счастливых солдат отец у Ростральной колонны; Румыния, Альба-Юлия 07.1945, Бакэу 08.1945...
И я мечтаю, горю желанием пройти "дорогой отца"... Австрия, Венгрия, Германия... У меня три козыря: три черно-белые фотографии 9х12, сделанные в разрушенных войной Будапеште и Вене... Полина поддержала меня, а я - оптимист, поэтому тешу себя надеждой найти не только памятные места, около которых сфотографирован мой Отец, но и вдохнуть воздух, где он стоял...
Людоньку с Юрой надо навестить на даче в "Заветах Ильича", что в сорока минутах от столицы - святое дело!
Людонька - моя сестра, она недавно побывала у нас. И мы постарались показать ей маленькую страну Израиль, побывали на Мертвом и Средиземном морях, в Иерусалиме, у Стены Плача, в Наарии у тетушки Люси, в киббуцах...
Я не исключаю возможности, что ухудшение ее самочувствия - плата за этот визит...
На даче мы с Юрой сделали не мало, теперь я жду успешных результатов реадаптации сестры и... нашей поздней посадки овощей.
А в Москве мы не теряли время зря.
Первый день посвятили Кремлю - сердцу России. Облазили, сколько положено, Оружейную Палату, главный кафедральный и домовой храмы, родовую усыпальницу. Тесно, очень тесто богатейшему древнехранилищу страны, его сокровищам: от парадной царской одежды и экипажей до доспехов и многочисленных коллекций. Неуютно и гостям в скученных, плохо проветриваемых павильонах, обязательных часовых посещениях при полном отсутствии предварительной информации, неразберихе при покупке и постоянной перепроверке билетов.
Третьяковская галлерея... Это "третьяковка" и нечего больше сказать. Хотя. Картина Ф.А. Алексеева " Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости", копия которой висит у меня дома над диваном, точна до деталей. Здесь царство голубизны неба и темно-суровой невской воды, теплого солнца и золотого отблеска решетки Летнего сада. Все создает ясный образ моей Северной Пальмиры.
Порадовал нас парк "Царицыно", его превосходно отреставрированный замок, уютные павильоны, милые беседки, ажурные мостики. Мы побродили среди прудов, которые удивительно украшают парк, нас тепло принимали шумящие листвой рощицы, белки-попрошайки, веселый освежающий Верхнецарицынский пруд с фантаном и мороженым...
В театре Станиславского и Немировича-Данченко мы слушали "Тоску". Затаив дыхание, я внимал пению молодого певца, правда, недовольно морщился, по-моему, слабому переводу на русский язык моей любимой арии Каварадосси, прекрасно им исполненной.
Мы удивлено внимали здесь же очень "оригинальной" постановке оперы "Евгений Онегин", когда тело бедного Ленского после дуэли выметали со сцены метлами, а Татьяна пела и присыпала на длинной, но очень узкой, подвесной люльке, очень "тюремной" и черной, как мое латгальское оружие в Краславе.
Пение артистов было на много порядков интереснее работы главного режиссера театра А.Тителя. С нами улыбчиво согласилась группа израильтян из Бээр-Шевы, которые закивали головами и уточнили, дескать, вам виднее, вы - дома, на что Полина им ответила: " Нет, мы в гостях. Наш дом - Израиль!"
Вечером в течение двух часов с неослабевающим интересом мы наблюдали представление древнейшей китайской цирковой группы из провинции Шаньдун. Это, воистину, феерическое зрелище, путешествие в прошлое и, одновременно, в будущее. Мы, будто, попали в мир, когда смелость дарит крылья, когда труд приносит восхищение, когда возможности человека уступают место желаниям, когда упрямство рождает невозможное... Мы долго спорили с Полиной о лучшем номере. Остановились на акробатическом шоу юной китаянки, исполненного на одной руке, на второе место поставили номер со шляпами и необычные "пирамиды" на обычном велосипеде одновременно пятнадцати артистов.
ИЮЛЬ 2009. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Петропавловская крепость. Греческий хор. Национальный балет Испании. Диана Вишнева. "Царица". Музеи: Этнографический и Истории Религии. "Путешествие в Реймс".
Теплый, временами моросящий Санкт-Петербургский июль. Неделю до предстоящего путешествия мы с Полиной провели в семье любимой дочери Лешки, угощавшей нас горячим шоколадом в своем рабочем отеле "Radisson", зятя Олега, который ни раз на берегу Финского залива потчевал нашу братию вкусно-приготовленными шашлыками, внука Димы, завсегда, безотказно встречавшего нас с культурных мероприятий поздними вечерами.
Динамичная, отработанная Полиной питерская увертюра нашего пути, началась с того, что мы негаданно обогатились... Утром мы с Полиной шли по Невскому проспекту к Дворцовой площади. В районе ювелирного магазина "Алтын" (кстати, очень подозрительной фирмы), что недалеко от площади Восстания, я обратил внимание на скрученные бумажки, гонимые ветерком, которые вились не только около наших ног. Я нагнулся и поднял одну. Тысячерублевая купюра?! Вторая, третья, четвертая... Пытаюсь рассмотреть их и сразу, почему-то, предполагаю - это фальшивый ротопринт. Даже зашли к Лешке на работу, чтобы убедиться в этом, но я ошибся.
Ну, что ж, повезло, теперь наш путь в Петропавловскую крепость.
Сегодня 17 июля - день памяти императорской семьи, зверски расстрелянной большевиками в 1918 году. Мы оказались в соборе вместе с праправнуком Николая I князем Димитрием Романовым и его женой Доррит. Они прибыли из Копенгагена в бывшую имперскую столицу России для участия в молебнах. Мы скорбно постояли рядом с ними на церемонии. Если пожелаете, в новостном, российском ролике нТв "Молебен в память о Романовых" : http:www.ntv.ru/novosti/169163/. , увеличив его на весь экран, вы можете увидеть маленькую Полину, которая вечерами в Маалоте читала мне сочинения Э.Радзинского "Николай II: жизнь и смерть".
Сегодня жаркий день и мы подошли к Неве, пытаясь охладиться речным ветерком у карельского гранита, а скорее снова и снова обозреть "прекрасное ожерелье" Невы...
Вечером мы ушли со второго отделения греческого, хора - уж больно однообразными, непривычными слуху, показались нам сочинения средневековых, византийских мелургов, хотя уникальная слаженность, аутентичная манера исполнения хора были вне всяких похвал.
На следующий день в Мариинке на национальном классическом балете Испании мы с удовольствием прочувствовали аристократический лоск фламенко. На сцене было все и бурный всплеск энергии, и шали, и каблуки, которые выбивали дроби быстрее отбойного молотка, и перегибы корпуса и гибкие руки. Поразила нас картина - будто разделенная на кадры сцена, где эмоциональные оттенки настроений танцоров высвечивались еще и светом. А постановка танца с пятиметровыми хвостами, где сначала одна "гусеница" заскользила меж окаменевших от восторга мужчин, потом другая увлекла их двигами пластичного тела в свой мир темпераментного артистизма, в мир дивной, танцевальной игры. Если хореографы стремились вдохнуть в испанский танец юность и свежесть, то им это полностью удалось.
Полина неудержима, поэтому мы в постоянных поисках благолепия.
Вечером третьего дня Диана Вишнева привела нас в изумление своим темпераментным артистизмом, далеким от балетной классики выступлением - "красоты в движении". Представьте, во тьме сцены "фосфоресцирующие" руки, ноги, живущие своей жизнью, они выстраиваются в различные фигуры, мордочки, сердечки, силуэты животных, складываются в белых лебедей - рисуют прелесть жизни и... Улетают, как чайки.
А вот наклонный подиум-зеркало, полуобнаженная женщина в полутьме ведет исповедальный монолог, она будто вглядывается в чистую гладь озера. Что и говорить, потрясающий дуэт красоты со своим отражением. Перед нами промелькнул неизвестный нам язык танца из балетного зазеркалья, потом истаял узкой полоской света.
22 июля в Александринском театре попали на премьеру оперы Давида Тухманова "Царица". На входе мы немного опередили губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, прошлись по красной ковровой дорожки под прицелами фотокорреспондентов и питерцев, очень желающих лицезреть свое большое начальство. Полина позже высказала предположение, что Тухманов посвятил свое хоровое, очень энергичное произведение, не Екатерине, а Валентине. А какая женщина не хочет хоть на миг стать царицей?
Так было каждый вечер, а днем мы побывали в музеях: Этнографическом и Истории Религии. Оба, собственно, дополняют друг друга, даже тем, что не пользуются большим вниманием жителей и гостей северной столицы.
Памятники истории, культуры, духовная жизнь, быт, одежда десятков этносов от сухих степей до арктических пустынь приближают, делают зримым наше прошлое, густо перетасованное историей, ибо в каждом народе живут капельки крови десятков суперэтносов земли. Значит, прав был Николай II, создав музей подлинных вещевых памятников сотен социумов и один из красивейших выставочных залов Санкт-Петербурга, а возможно и России.
Оба музея порадовали объемным, высоким професссионализмом выставок, уважением к инвалидам - это по-современному, как и большое количество электронных опций в залах.
Привлекла наше внимание и экспозиция "евреи в России". Этнографический отдел Русского музея был одним из первых музеев в стране, который включил в свои собирательские программы памятники еврейской культуры, дающие представление о конфессионально-этнической специфике культуры этого народа.
На следующий день мы поехали в Стрельну (наговорил нам прохожий в метро о ее прелестях). Уже на самом подъезде к парку неприкращающийся дождь заставил нас изменить маршрут и мы, уже в который раз, оказались среди фонтанов Петергофа. Побродили под угасающими струями дождя, объелись малиной. А в 17.00 стали свидетелями водной берЕжи. И в миг осиротели позолоченные статуи, каскады, шутихи...
Наконец, наша заключительная гастроль - "Путешествие в Реймс", веселая, радостная опера Россини в Мариинке.
Опера отнюдь не пустячок, она, как бы, звала, напутствовала и предупреждала нас - все будет на вашем австро-венгерском пути, но вы его выбрали, вы его сработали и не переживайте, если не достанете лошадей, действуйте весело, смело, нагло! А доброе отношение к гостям веселых и свободных европейцев - Вам в Руку, даже если я знаю полтора англо-немецких слова, а Полина, аж в 3 раза больше!
1 АВГУСТА 2009. ВЕНА
Дворец Габсбургов. Ратуша.
Перелет Москва-Вена (авиабилеты, жилье - все мы заказали по инету заранее).
Раннее утро. Обычным поездом за 25 минут доехали до Вены, второго города в мире по комфортности, экологии и безопасности... Без помощи молодцов в окошках, сами засунули поклажу в железный ящик. Я, как обычно, нашел по случаю пять евро, валявшихся у поребрика, и мы, неспавшие, но горящие нетерпением, отправляемся в Шенбрунн.
Дворец Габсбургов смотрится на одном дыхании. Ненавязчивая помощь аудио-гида, помещения (всего-то 40 комнат), насыщенные бережно-хранимыми атрибутами прошлых веков, скромная, функциональная обстановка, даже туалетная комната, гармонично соседствуют с бело-голубым фарфором, расписными, настенными сценами охоты и битв, вырезанными из дерева позолоченными люстрами. Вот скромная деревянная кровать императора Франца Иосифа, он вставал в пять часов утра, принимал, работал, здесь и почил... Вот покои, рабочий кабинет, драгоценности легендарной, любимой народом и поныне, Сисси. Гид нас убеждает, что не личное счастье, а долг вели императоров и императрийц, их детей... Действительно, многие керамические изделия, гобелены освещены теплом их рук, как и добрые их дела...
Перед императрийцей Марией Терезией (матери шестнадцати детей!) здесь концертировал юный Моцарт. Рассказывали, как после выступления и восторженного приема, мальчишка бросился на колени императрийцы, обнял ее за шею и по-детски поцеловал...
Конечно, нам повезло: мы прикоснулись к обыденной жизни императорских семей, еше не знавших кондиционеров и не принимавших в своих покоях одновременно такое огромное количество толкающихся в дверях любопытных гостей.
Мы отдали дань и Дворцовому парку не менее прекрасному, чем сам замок, стильному, перегретому солнцем и вниманием туристов. Особенно красивы его аллеи, перекрытые ажурными перголами, увитыми вьюном, они живо напомнили мне сад моего Петергофа.
Пора и нам в наши покои. Студенческое общежитие на улице... оказалось очень комфортным жильем, чистым, тихим, даже музыкальным, когда поздними вечерами ребята пели соловьями у девичьих окон. Комната просторна, функционально насыщена мебелью, с хорошим завтраком и очень приветливыми хозяевами. Доброжелательный студент пятого семестра академии Макс выполнял любые (кроме кипятильника) наши пожелания, с удовольствием почти каждое утро чертил наши венские тропы... Главное, мы живем рядом с центром города, всего две остановки сорок шестого трамвая до Парламента... Кстати, мы не удивились, что город не душат автомобильные пробки, да и трамваи ходят не по центру, а по обочине и строго по расписанию при этом.
После небольшого отдыха и перекуса мы вышли к Ратуше. Впечатляет ее дивная готика с намеком на высотный дворец или "городские свободы", не знаю; и размеры, ведь, длина, наверняка, больше ста пятидесяти метров. Стоящему на вершине фронтона рыцарю в доспехах, наверное, есть, что охранять.
На огромном экране, покрывающим треть здания Ратуши, мы насладились - послушали трагическую оперу "Орфей и Эвридика" (Полина считает автором, Кристофа Глюка или, возможно, Клаудио Монтеверди) - лента в программе ежегодного, в июле-августе, фестиваля музыкальных фильмов для горожан и гостей. Это опера о радости взаимной любви, что наполняет жизнь смыслом. С отличными солистами она превосходно поставлена и смотрится с интересом...
Рядом с нами оказалась жительница Варшавы, гид, неплохо говорящая по-русски. Элижбета поведала нам о красоте убранства Ратуши, ее Парадного зала, украшенного скульптурами известных венцев. Если у вас будет возможность посетить ее, не отказывайтесь, как сделали мы не уклонившись от добрых советов Элижбеты.
Площадь у ратуши заполнена вольной публикой, сидят и расхаживают с бакалами вина, пива в руках веселые горожане. Это потом мы уяснили: венцы предпочитают солодовому напитку доброе, молодое вино. Элижбета рассказала нам, что прямо здесь на парковых аллеях можно попробовать и вкусную венскую пиццу. Недалеко от нас ее виртуозно творил серьезный парнишка, раскручивая на пальцах, как циркач, огромную простынь теста. Мы просто не могли отказаться от солидной четверти Pizza Tonno за два с половиной евро. А знаменитый штрудель мы так и не попробовали, отдав предпочтение очень вкусным пирожным, вроде "капуччино", которыми баловали себя каждый день.
Обстановка удивительно теплая, мирная, обычный праздник жизни...
2 АВГУСТА 2009. ВЕНА
Венская опера. Памятник жертвам концлагерей. Альбертина. Монастырь ордена купуцинов.
Утром после шведского завтрака мы решили пройти к центру города пешком. Не жарко. По пути зашли в супермаркет, взяли молочного и ягод, так, на всякий случай...
По пути обратили внимание на строгое и удивительно гармоничное здание. Как водится, завертели головами, у кого бы узнать? И Полина обратилась к проходившей мимо пожилой женщине. Нам повезло, Алисия с родителями в тридцатые годы бежала из франкистской Испании в Советский союз и неплохо говорит по-русски. От нее мы узнали, что в этом дворце располагается МИД Австрии и что в его убранстве сочетаются шарм исторической Вены и современные условия для работы.. Алисия тепло заулыбалась, узнав, что мы из Израиля...
Оперная музыкальная Мекка открылась нам неожиданно и мы защелкали фотоаппаратами, пытаясь запечатлеть необычную легкость огромного здания, одного из лучших архитектурных творений мира.
Через некоторое время мы войдем в него, чтобы в составе маленькой группы высмотреть все и выслушать рассказ студента Энрико на неплохом русском языке. Мы осмотрели внутренние помещения, посидели в императорской ложе, походили по казавшейся небольшой (в глубину около 50 метров) сцене, со всех сторон ее окружают "стены" безопасности, а пол - современная электронная легко изменяющаяся "подстилка", на которой творили великое искусство лучшие... Представьте - 30 июля 1991 год, прозвучали заключительные аккорды оперы Верди "Отелло". Публика в течение часа двадцати минут не отпускает Пласидо Доминго, 101 раз поднимается занавес!?
Пласидо не только поет. Галина Вишневская вспоминает: дается "Тоска", певица так страстно убивает злодея Скарпио, что не замечает, как коснулась своим париком свечи (естественно, венский парик отвергнут по понятным соображениям, но советский-то сделан из горючих материалов). Вспыхивает пламя. Немедленно выбежавший из комнаты пыток Каварадосси - Доминго заливает огонь вином...
На этой же сцене в октябре 1964 года Рудольфа Нуриева и Марго Фонтейн после "Лебединого озера" вызывали на сцену 89 раз. Рабочим сцены пришлось платить дополнительную плату...
После экскурсии по театру Энрике попросил Полину рассказать ему о ведущих современных артистах оперы и балета России. На память мы сфотографировались вместе.
Вас интересуют цены на представления Венской оперы? Извольте. Существуют различные категории спектаклей и соответственно цены, но в среднем это от 200 до сказочных евро на Венский оперный Бал, где обычная венская сосиска оценивается всего в семь евро. Правда из 2200 мест 600 билетов стоячие позади лож по 3-5 евро. Не правда ли, существенная социально-культурная поддержка молодежи?
Как всегда, в жизни рядом, совсем, совсем близко, как добрые соседи, поет радость и рыдает горе...
Напротив здания оперы в небольшом саду мы увидели несколько скульптурных камней-композиций - это памятник жертвам концлагерей, трагедий войны, детям, старикам, молодым, погибшим в бомбежках под камнями колонн, стен, обломками крыш...
Да, в Вене многое напоминает о войне...
Есть и Памятник Советским солдатам.
Теперь небольшой перекус у прекрасного манумента Марии Терезии и... в Альбертину.
Венская Альбертина - это изящный дворец в классическом обрамлении мифических героев в нишах. Один из наиболее значительных музеев мира, он хранит превосходную коллекцию картин. Прославленная акварель "Заяц" Дюрера напомнила мне краславских зайцев, которых мы растили с Димой каждое лето, чтобы потом осенью отдать уже ботелых хозяевам. У Дюрера заяц добродушный, какой-то настороженный, но удивительно живой. Он уже приподнял одно ухо, чуть взъерошил рыжевато-коричневый мех, кажется, что зверек вот-вот сорвется в бега, ужаленный случайно коснувшимся его шерстки солнечным лучом или дуновением ветерка.
Своих зайцев мы с Димой выпускали на свободу каждый вечер. Когда маленький Дима бегал за ними, они такое вытворяли, подпрыгивая и вращаясь в воздухе, что трудно было предсказать, куда же он скакнет в следующий момент... Зато вечерами Дима садился около домика и кролик лизал его голову, наверное, в знак звериной благодарности за уход и кормежку листьями одуванчиков.
Впечатляют работы Эгона Шиле одного из ярчайших предствителей австрийского экспрессионизма. Музей превосходен и, я думаю, не прав был сотрудник музея, сказавший Полине, что значительная часть картин - это копии. Видимо, Полина его просто не поняла.
Небольшая свободная прогулка и дорожка ведет нас в монастырь ордена капуцинов на Нойе-Маркт-Плац. Церковь знаменита императорским склепом, где покоятся тела Габсбургов и дивным мраморным алтарем. Присаживаясь в прохладе кирх, мы всегда отдыхаем душой. Я делаю пару глотков, пока Полина с интересом вслушивается в тягучие звуки органа, видимо, наигрывается вечернее выступление. Потом мы шарим по нефам, щелкаем цифровиками...
У выхода мы увидели двух очень пожилых мужчин в шлемах, отдыхающих у своих "железных коней". Да, вы правы, конечно мы разговорились, как могли... Узнали, что сии спортсмены из Австралии, что они знакомятся таким образом со "старушкой Европой", знать, оба в хорошей форме...
- Я был, был в вашей прекрасной стране, три месяца в Нетании...- перевела Полина эмоциональную речь Оливера. И мы расстались, пожелав друг другу удач...
3 АВГУСТА 2009. ВЕНА
Бельведер. Собор Святого Штефана.
Сегодня в нашем плане Бельведерский дворцовый комплекс. Доехали на метро до Karlsplatz, прошли немного и перед нами распахнул свой "прекрасный вид" летний замок Габсбургов. Только по росто-весовым показателям он чуть уступает своему собрату в Ватикане, но озерцо перед ним - чудо, да и место для дворца выбрано превосходно. Память меня не подводит. Бельведер всегда у меня будет связан с маминой присказкой. Когда я возвращался из пионерлагеря, обнимая меня она часто восклицала на людях: "Ты у меня, ну, просто Апполон Бельведерский!" Или проще - "Здравствуй, Бельведеша!" Чем вводила меня в крайнее смущение.
Дворец видел в своих залах важные исторические антитезы. В начале двадцатого века в замке жил престолонаследник Эрцгерцог Фердинанд, его смерть в Сараево разожгла Первую мировую войну, Гитлер устраивал здесь приемы в период фашизма, а в парадном зале из красного мрамора был практически провозглашен конец Второй мировой войны и десятилетний период оккупации Австрии.
Здесь находится всемирно известная коллекция живописи эпохи модерн. Мы с удовольствием полюбовались современными пастерами Густава Климта, самого знаменитого австрийского художника. Сегодня они украшают многие квартиры и офисы. Не оторвать глаз от его чувственных полотен - "Поцелуя", "Обнаженной"... Впечатляют работы Эгона Шиле одного из ярчайших предствителей австрийского экспрессионизма. Стоят внимания картины экспрессионистов Оскара Кокошки и Эгона? Шиле. Мы осмотрели работы и Георга Вальдмюллера, он пишет в уютном стиле комфорта. Хотели взглянуть на произведения Альфонса Мухи, увидеть его "Праздник Сокола" и известный цикл "Славянская эпопея", не удалось, они недавно переехали.
На остановке, в ожидании автобуса Полина услышала из разговора двух дам слово "Пикассо". Полина извинилась и, как могла, пояснила им, что в Бельведере нет работ Пикассо, а в Альбертине есть, включая набросок "Голубя" и даже его поделки керамики, а вообще, большое собрание его картин она видела в Барселоне... На это дамы улыбнулись: "Мы из Испании..."
Через несколько дней мы, как старых знакомых, приветствовали друг друга, но это было уже по пути в долину Вахау.
В соборе святого Штефана, национального символа, мы с разных сторон осмотрели орган, один из красивейших в Европе, вглядывались в необычную кафедру собора с фанатастичным орнаментом из пожиравщих друг друга земноводных в стиле Эшера, мы побывали на всех одиннадцати станциях аудио-гида, даже решили опуститься в катакомбы, подземные кладбища, но ошиблись лифтом и вместо спуска поднялись на верхнюю смотровую площадку, откуда открылся прекрасный вид Вены.
Подошли к Чумной колонне. Со стороны ее почти не видно, ее осадили мраморные волны, фигуры святых и путти.
Обычный перекус плюс устрицы, "капучинно", и мы топаем по Рингерштрассе. Дорогой встретили очередной собор, конечно зашли, чтобы отдохнуть... Далее надо посмотреть вечерний Пратер, центральное место отдыха венцев. Здесь нас ждали многочисленные атракционы, водные, воздушные, среди которых колесо обозрения самое, говорят, мощное в Европе. Полина даже смотрела на него со страхом, поэтому я не смел предложить испробовать "чертово" изобретение Ферриса.
Подул ветер. Порывы его становятся все сильнее. Уже падают ящики, несутся по тратуару бумажки, пластиковые мешки, глухо ворчат ветки деревьев и... многочисленные гости, схватив в охапку детей, весело зашагали к метро... И мы с ними - к Дунаю.
4 АВГУСТА 2009. ДОЛИНА ВАХАУ
Мельк, Аббатство, церковь. По Дунаю в Дюрнштейн, Кремс.
Сегодня в наших планах Вахау - виноградная долина Дуная и его окружение: города Мельк, Дюрнштейн, Кремс. Не мог я пройти мимо... Обычно осенью отец покупал виноград, заливал огромные бутыли - занимался, часто со взрывами, виноделием. Я продолжил эту традицию под счастливой звездой Краславы, но уже с красной смородиной. Олег и Лешка до сих пор вспоминают, как мое вино, прозрачное, рубиново-вишневого цвета с нежным ароматом и отблесками огня, благородно сверкало в бокалах у камина, как никогда мы не давали ему стать деликатесом...
Как обычно, ранним утром мы начинаем... Теплый, летний дождь бесцеремонно встретил нас в Мельке. Поначалу чуть запутала местная жительница Ольга, молодая мама с малышом, она направила свой указывающий перст в противоположную от аббатства сторону, понятно, она в Мельке всего две недели, после Армении еще не освоилась... Да и стоило ли спрашивать? Полина оторвала глаза от тратуара, взглянула и... Величественное, желто-белое аббатство во всем великолепии открылось нам на взгорье.
Первым делом мы в музее, в бывших императорских апартаментах. Десяток залов заполнены историей и сегодняшним днем. Аббатство живет и трудится.
Настоящий шедевр - его импозантная библиотека, свидетельство огромного уважения знаний. Меня поразил земной шар из голубого мрамора у окна, Полину - фрески. В рабочие годы я сделал дома библиотеку, даже застеклил, но здесь... Тома книг, обшитые золотом, как солдаты на параде, строго и красочно стоят на декорированных полках, потолок в дивной росписи, балюстрада... А Мраморный зал с позолоченными фигурами святых, великолепная винтовая лестница - все неимоверной красоты...
Мы вышли в парк. Полина обратила внимание на липы, столь древних и могучих деревьев я давно не видел... Подошли к небольшому летнему курзалу, звучала музыка, готовился концерт. Мы зашли в павильон с рисованными фресками на стенах, взяли мороженое, посидели...
Теперь монастырская церковь... Чувствую, недостает слов описать великолепие фресок, икон, скульптур, алтаря... Творили блестящие мастера - это ясно, творили в угоду Господу, во славу Человека!
Кораблик направляется в Кремс. Вошли одними из первых, выбрали лучшие видовые места на верхней палубе и взяли гуляш, горячий, он оказался очень кстати нам, продрогшим в ожидании, и очень вкусным, не в пример будапешскому...
Плывем по Дунаю, по одной из красивейших долин Европы. Слева простираются террасами живописные виноградники, справа, на вершине и у подножья неприступных гор - старинные замки, овеянные легендами, церкви. Чего стоит вот эта, проплывающая мимо церквушка с голубым куполом?
Дюрнштейн мы не планировали, но уж больно со стороны Дуная понравился Полине этот прилепившейся к скале, светлый городок и мы сходим с корабля. С пристани поднимаемся в гору по небольшому тоннелю. Ничто не напоминает, что три недели назад на город обрушилась скала. Чистотой и ухоженностью сияет этот очень маленький городок - всего триста тридцать три жителя. Прошли по его единственной улице сначала с испанской группой, нашими соседями по кораблю, затем с японской, насмотрелись на красивейший Дунай, обошли туристские лавки, попетляли по его маленьким дорожкам, зачаcтую ведущим к домикам. Полина вскарабкалась по одной из них и обнаружила ухоженное, чистое кладбище, думаю, вы представляете увиденное нами... Зашли в церковь, а потом в охотничьей харчевне за пивом посидели в тепле. Дождь, мелкий, унылый не прекращался и помешал нам, разбойник, подняться к городской крепости (ХII век), точнее к ее руинам, узником которой был легендарный Ричард Львиное Сердце.
Прямо по курсу Кремс, окружающую его местность называют колыбелью Австрии. Как обычно, отметились у символа города - постояли у единственно сохранившихся средневековых ворот и потопали по Ландштрассе, центральной улице города. Шли долго, приостановились у музея Карикатур, дома престарелых, огромного и шикарного, проще не скажешь...
Пора домой...
5 АВГУСТА 2009. ВЕНА
Пратер, Колонна моего Отца. Синагога. "Фабрики смерти". Музей Искусств. Дом Хундертвассера.
Утро началось с того, что мы в третий (?!) раз не попали в музей Истории искусств, его близнец напротив - музей Естествознания мы, к сожалению, вовсе оставили без внимания. Вчера наш музей был выходным, а сегодня мы пришли задолго до его открытия. Потом мы ни раз проходили площадь Марии Терезии с дворцами -близнецами и фотографировались у великолепного памятника императрийце, осматривали его с разных сторон и поражались гармоничному созвучию очертания памятника и доминирующими над площадью куполами музеев.
Значит музей пока "йок!" и мы решаем поспешить в спрятанную за фасадом обыкновенного дома, как нам сказал Макс, центральную синагогу Вены. Немного, естественно, попетляли. И снова оказалось "в холостую", ибо и здесь, как сказал нам полицейский, мы намного опередили время первой экскурсии... Бывает. Что делать...
Но план мы не ломаем, пятнадцатиминутная прогулка, и мы уже стоим на небольшой, тесноватой от величественных, темно-серых, вековых и архи-современных зданий площади Стефана. Надо оглядеться. Пока я фотографирую национальный символ- собор Святого SteffI и модерновый "Стеклянный цилиндр", Полина показывает фото моего отца на фоне ростральной колонны седенькой, очень пожилой женщине, гуляющей, видимо, с правнуком. Я подошел, вижу, как мальчик изо всех сил пытается, чтобы бабушка обратила на него внимание, подпрыгивает, бьет себя в грудь, дескать я знаю и могу сказать по-английски, где находится эта колонна. Но бабушка, рассматривает фотографию, и не обращает на него никакого внимания. Вот она закивала головой, и, широко улыбаясь, уже показывает Полине наш путь.
- Пратер... Пратерштрассе... метро... - быстро говорила она, приподняв чуть согнутую правую руку...
- Спасибо... - И мы двинулись к метро.
Сколько мы ехали, как, я не помню, но, когда мы вышли на небольшом острове в русле Дуная и через минуту увидели колонну, завершающую авеню, у меня закружилась голова - сбывалось фантастическое желание увидеть хоть камень, хоть песчинку на военной дороге Отца. Это была она - та колонна ...
Полчаса мы с упоением искали ракурс, точку, где стояли отец, фотограф... Все это время я был "отцом", а Полина с фотоаппаратом примеривалась, посылала меня то вперед, то в сторону, то назад, высматривала угол, сверяла масштабы с фотографией и наконец... Как сжалось и пело сердце, когда мы нашли место, где стоял отец... И все же, главным для меня был не результат, а процесс поиска! И радовало то, что вокруг не все изменилось, исчезла лишь брусчатка на мостовой, да электрический столб справа... Но время и воздух, казалось, замерли...
Как мы возвращались в синагогу, память стерла, помню лишь молодую маму в черном, мальчика лет десяти в кипе, коляску с малышом. Вот, женщина что-то показывает Полине на карте. Мы идем. Увидив, что мы не туда свернули, она, оставив ребенка бежит к нам, кричит...
Наконец, с небольшой группой из разных стран мы одеваем кипы и входим в старейшую синагогу Вены. Перед входом в молельный зал - обитель Памяти. Более шестидесятипяти тысяч венских евреев, погибли в мировые войны, сожжены в печах и теперь их имена увековечены в огромной раскрытой книге. Я вижу, как старик 90+ наклоняется, переспрашивает свою немолодую попутчицу, внимательно слушает ее, потом достает платок и долго трет глаза, всматриваясь в каменную книгу и висящую перед книгой высокую конусообразную, стеклянную колбу, узкий край которой заполнен красной жидкостью. Будто кровь стекает в бездну...
Внутри синагога не обычна и больше напоминает греческий храм. Видимо, ассимилированные в восемнадцатом веке венские евреи решили не выделяться и сочли нужным построить, замаскированное внешнее, и скромное внутреннее убранство своей обители... Недослушав обзорную беседу на английском языке мы покидаем синагогу, спешим, чтобы ровно в полдень воочию лицезреть быстротечность времени, но не забвение памяти...
Мы торопимся на пл. Hohen Markt к танцующим с перезвонами часам Ankeruhr. Они покоятся на десятиметровой основе в арке между двумя домами.
Адам и Ева поддерживают часы с одной стороны, Ангел и Дьявол - с другой. По бокам - Ребенок с бабочкой - Жизнь и Смерть, с песочными часами. Трехметровые персонажи австрийской истории в течение 15 минут проходят перед циферблатом, каждая в сопровождении мелодии соответствующей эпохи... Я узнал лишь одну "О, мой милый Августин", которую любила напевать моя Мама (ее слушала Москва с восемнадцатого века с курантов на Спасской башне Кремля).
Зрелище, скажу вам, впечатляет, поэтому после окончания представления все присутствующие зрители дружно зааплодировали. Согласитесь: не часто это бывает, даже на улицах Вены...
Пора в музей.
По дороге мы вышли на Юден платц, в центре ее разместился бетонный, почти четырех метровый, белесый прямоугольник из уложенных друг на друга кирпичиков. Когда мы приблизились и обнаружили у основания памятника перечисленные все печные ады фашизма, кирпичики превратились для нас в людские истории, нежные страницы человеческих жизней. А двери без ручек - это тысячи захваченных, запертых смертью и не нашедших выхода австрийских евреев, убитых и сожженных в печных адах нацизма. Так они нам увиделись. Среди десятков "фабрик смерти" я отыскал знакомый латышский лагерь смерти Саласпилс, что располагался совсем недалеко от дорогой моему сердцу латвийской Краславы. Здесь мученически погибли десятки тысяч детей, евреев из Европы, военнопленных.
Покидая площадь, мы снова повстречали группу с Украины, приехавшую в Вену на один день. Парень, с которым у метро утром мы перекинулись парой фраз, удивился, услышав, что мы путешествуем самотуром...
Перекусили, как обычно, в небольшом, уютном саду бутербродами, иогуртом, ягодами, чаем - это уже стало традицией и, на наш взгляд, разумной, неусыпляющей, но придающей силы, это точно.
Наконец, мы в музее Искусств, одном из лучших хранилищ картин выдающихся художников от Дюрера до Брейгеля, от Кранаха до Тициана. Мы не посетили палаты культовых обрядов египетских фараонов, не полюбовались декоративным искусством, римской мозаикой второго века - гордостью музея. Почему?
Музей огромен и мы решили кинуть все силы на живописные творения корифеев... Аудио-гида на русском, как обычно, нет, а необычным для нас было отсутствие скученности произведений, размещенных комфортно в просторных залах, где вместительные диваны в центре каждого, дали нам возможность неспешно наслаждаться работами мастеров. Питер Брейгель восхитил нас в прошлом году в Брюсселе, где мы застали выставку его работ из Лондонского Королевского музея. Здесь же мы могли полюбоваться моей любимой картиной "Охотники на снегу" из серии "Месяцы", кстати, она была использована Тарковским в к/ф "Солярис", там она впервые заинтересовала меня. Снежное, серебристое очарование северной зимы, горы, укрытые вечными снегами, всколыхнули мое сердце, напомнили мои заполярные зимы! Правда, таких просторов и небольших домишек в Мурманске я не помню, но ведь, не в то время живем... Брейгель, как ни один другой художник, заставляет всматриваться, искать и находить динамику в обыденных действиях. Он - величайший мудрец кисти. Чего стоит его знаменитая "Вавилонская башня". Желание и реальность - вечная дилемма жизни, мудрость и свершения - все отражено на холсте. Или "Оплакивание Христа", где разноголосицей толпы рисует художник массовые разночтения, помыслы, многозначность и многовариантность истины... Стоит всмотреться в прекрасные картины Дюрера: "Молодой человек" и "Постаревшая проститутка". А Жан Фуке из 15 века с неподражаемой улыбкой "Придворного шута"? Уверен, вы прочтете эти маленькие шедевры.
Думаю, достаточно верещать... Лучше один раз увидеть.
В маленьком кафе в самом центре музея, мы перекусили тортиками, но до нашего "капуччино" они не тянули...
Поехали отдохнуть к Дунаю и нетвердой надеждой найти место, где стоял отец с группой солдат в мае 1945 года, поглядывал на его стремительные воды. Сколько позволяли глаза, мы просматривали берега, но такой, как на фотографии, высокой, нависающей над Дунаем площадки с каменной баллюстрадой, так и не увидели. Видимо, убрали ее при восстановлении. Зато мы полюбовались старым Дунаем, обилием моторных лодок, гребных шлюпок, даже высмотрели с моста очень длинный батут, разделенный на сектора, в небольшом прибрежном саду. Зелень, ресторанчики, велосипедисты, буйство красок, обычная жизнь...
На "сладкое" мы едем к замысловатому зданию Хундертвассера (Hundertwasser Haus). Воистину, "австрийский Гауди", льет мед на сердца тех, кто видит радость не в подражании, а в причудливых формах стен, блестках, играющих вставках, в своем видении мира из очень разных, но удивительно уютных, ласкающих глаз, окошек, которые свои живым очарованием унылые жилые коробки превращают в сказочные короба. Всего из его "профессиональной корзины" не перечислишь, но его кредо, по-моему, прекрасно - каждый должен жить в необычной, но в своей собственной норе. В Новой Зеландии "Богатый миром" (говорят, так переводится взятый архитектором псевдоним) построил дом, крыша которого переходит по бокам в холм. На ней растет трава, которую иногда приходят пощипать бараны. Я был в наполненной мирной жизнью Новой Зеландии и, жаль, этого дома не узрел. Но там в одном небольшом городке мы высмотрели туалет, очень необычный, но скромный, заставляющий улыбнуться и обязательно сфотографироваться и внутри, и снаружи...
А чего стоит идея архитектора с "деревьями - квартиросъемщиками". Посмотрите на эту грушу - подружку дома в Хальтштатте. Ведь, она еще и плодоносит!
Пролетел заключительный день и мы прощаемся с Веной, едем на втором трамвае (ходит против часовой стрелки) по Кольцевой улице Ringstrasse, и перед нами вновь проплывают : Символ Вены - рыцарь на стометровой башне Новой Ратуши, полностью восставший из руин Бургтеатр, Университет, один из крупнейших в Европе, Старушка Биржа, открытая еще Марией Терезией, Парламент с известейшей скульптурной композицией Афины-Паллады с фонтаном, величественный императорский дворец Хофбург, постоянная резиденция австрийских правителей, с капеллой, где каждое воскресенье в 9.15 выступает знаменитый хор мальчиков.
А церковь Карла Борромео мы так и не посмотрели... Жаль. Ну, что ж, в следующий раз...
Прощай, прекрасная, добрая Вена!
6 АВГУСТА 2009. БУДАПЕШТ
Синагога. Парк Рауля Валленберга. Королевский дворец. Парламент.
Ранее утро, вокзал. Нас уже не удивляют добрые "стрелы", вместительный комфортный зал ожидания, доступные все знающие info. Но разделение платформы на сектора, подробная информация на ней с рисунком - 317 номером нашего вагона, и его места в строю - это уже что-то новенькое. За четыре минуты до отправления, когда мы уже стали нервничать, наш вагон мягко подошел, пристегнулся к составу и...
Границы в Европе стерты. Несовременно и глупо их укреплять (крепить надо только страну и удобства жизни ее граждан), а здесь они легко видятся в австрийских домиках, будто только что открывших двери; экологически чистых киловаттах на многочисленных белокрылых, ветряных мельницах, полустанках, приспособленных для ожидания; даже в уюте приусадебной земли без трехметровых каменных заборов, но в цветах и зелени; полей, будто, расчерченных по линейке...
Будапешт встретил нас солнечным теплом. От вокзала Келети до метро "Бляха Луиза" мы решили пройти пешком, ведь наши апартаменты на пару дней совсем недалеко, на Ракоци, 44.
Если вы думаете, что мы сразу нашли и разместились, так нет... Целый час мы опрашивали прохожих, по очереди обходили со всех сторон дом, но наш "House centre" будто испарился, если он вообще существует, вдруг подумалось... Наконец, Полина обратилась в какое-то муниципальное учреждение, где ей отчаянно пытались помочь, вскрыв все возможные электронные замки центральных апартаментов, и подтвердили наш house здесь, по этому адресу... Случайно Полина обнаружила вдавленную (на метр) в стену дверь с кодовым замком и десятисантиметровую табличку с долгожданными буквами...
Когда мы, после недовольных постукалок вошли и Полина высказала на рецепшн приветствия, нам предоставили, наверное, как должную и приятную компенсацию, огромную обитель, рассчитанную на четверых, с пятиметровыми потолками и четырехметровыми окнами, с натертым до блеска полом, свежо-побеленными стенами и просто необходимым Полине кондиционером.
Первые шаги по Ракоци. Впечатления самобытной архитектуры зданий и "деятельной безалаберности" города, утомленного недавним прошлым, с заляпанными краской стенами, и дорогами, будто недавно, затоптанными флагами и транспарантами, и потому надолго забытыми ремонтами...
Теперь нужна понимающая нас справочная... Обычно она на устах современных европейцев. Здесь иное. Почти никто из молодых не говорит на английском.
- Почему? - Вопрошаю я студента Дьюлу - он униженно улыбается...
Наш путь в синагогу, куда нас направила София из Закарпатья, - нам просто не могло не повезти... В Будапеште она почти полвека, закончила Ленинградскую консерваторию. Получила, как иммигрантка, двухкомнатную квартиру, где жила с двумя детьми, работала переводчиком. София пожаловалась нам: в Венгрии, по ее мнению, нарастает антисемитизм...
Синагога на улице Дохань - крупнейшая в Европе, вторая в мире, говорят, самый импозантный архитектурный памятник Будапешта. Моему неопытному глазу кажутся ошеломляющими ее разнообразные, рисованные, висячие орнаменты, хотя все это лепнина и она близка моим керамическим поделкам в киббуце Эйна-Мифрац. Особенно поразили светильники, свисающие с потолка, как гроздья напитого винограда. Да, это не ассимилированная венская синагога...
Прошлись по мемориальному парку Рауля Валленберга, что раскинулся во дворе с плакучей ивой в центре, на металлических листьях которой, выбиты имена жертв холокоста. Постояли на площади Теодора Герцля. Он, верный сионизму, немного ошибся в сроке основания еврейского государства.
Идем и все больше дивимся красоте убранства домов, усеянных реставрационной паутиной, точно, как мой Питер. Спешим к быстрым водам Дуная, надо пройтись по мировому достижению своего времени - Цепному мосту с милыми "безъязычными" львами...
Полина останавливает машину, спрашивает по-английски, водитель отвечает ей на неважном русском и мы узнаем, что оба мужчин средних лет из Чехии, оба почти двадцать лет не говорили по-русски, а жили в г.Кирове (теперь Тверь), что к Королевскому дворцу нас доставит фуникулер. Мы подошли, ждем, но когда увидели его, вдруг осевшим, на средине подъема, не раздумывая побежали на двадцать второй автобус. И вот взбираются двое "слепцов" , неспешно петляя, на вершину холма, который советскими войсками в феврале 1945 года вместе с особняками, церквями был превращен в сплошные камни и руины...
В моих руках снова фотография отца. С группой офицеров он "в Вене, у королевского дворца" (такая подпись сделана им на фотографии). Но, сколько мы не спрашивали в Вене, а в Парламенте так все специалисты почти час осматривали фото, сверяли его с довоенной компьютерной информацией, все было безуспешно, да и Королевского дворца в Вене попросту нет... Поэтому мы присматриваемся к правому пилону Королевского дворца уже в Будапеште. Как будто все сходится, но... Винтовая лестница...
У памятника всадника перед дворцом попросили пожилую пару сфотографировать нас. Показали снимок отца. Мужчина долго всматривается в фото, оказалось, что он пытался не только уяснить место, где сделан снимок, но и припомнить подходящие русские слова. К сожалению, он и его супруга не смогли нам помочь...
Все, подумалось мне, здесь нас ждет неудача, но Полина предлагает еще одну попытку и мы идем в отдел информации дворца. Пожилая венгерка, долго вытирала губы платком, рассматривала фото, потом сначала на английском, затем на русском, произнесла "знаю" и, улыбаясь, уверенно повела нас к колонному портику правого торцового фасада. Я в волнении гляжу попеременно на фото и портик - точно все сходится и общий вид, и двухярусность, и неравномерность колоннады, не было лишь витой дворцовой лестницы, ясно видной на фотографии.
- Правильно, - чуть волнуясь, пояснила Фрида, - Лестница была, была точно, я знаю и хорошо помню, но ее убрали во время реставрации...
Мне захотелось расцеловать Фриду. Вместо этого я что-то крякнул и изобразил современный жест победителя. Да, мы выиграли, нашли... И, будто, опалило сердце.
Мы тепло поблагодарили ее и обещали выполнить ее настойчивую просьбу прислать копию этой фотографии отца.
Потом Полина долго гоняла меня, выискивая точный ракурс снимка... И, наконец, отец и я стоим практически на одном месте...
Надо унять, умерить волнение, перехлестывающее меня, которое, на первый взгляд, кажется, не под силу остановить...
Есть еще один снимок, где отец снят с группой солдат на балюстраде, нависающей над Дунаем, на заднем плане Базилика Святого Иштвана, крупнейший храм столицы, но на фронтоне Базилики три купола, на фотографии - два! Видимо, один купол разрушен и это лишает нас возможности найти нужное место... Повидимому и балюстрада исчезла при реставрации...
Я расстроен и, поэтому, где-то выронил одну из фотографий. Полина бросается на ее поиски и вскоре возвращается, протягивает мне фото.
Перекусив у ног всадника перед Королевским дворцом обычной трапезой мы спустились вниз и по дунайской набережной направились к Парламенту. Прошли мимо академии "Неясных наук", приостановились у концертного зала "Вигадо" - ведь, здесь играл Лист...
И перед нами засиял Парламент, сразу поразивший нас своей громадой и восхитительной ажурностью готики, статуями королей, князей - украшениями фасада. Уже потом мы с восторгом взирали на него с другого берега Дуная. Богатство и открытость демонстрировала его архитектура. Я попробовал приблизиться к нему, но был остановлен полицейским - нельзя, ибо здесь заседает венгерское правительство... Не удалось мне узнать у него, где же состоялся тот трагичный митинг будапештцев 25 октября 1956 года, который людской кровью послужил спусковым крючком насилия над венгерскими коммунистами и жестокому подавлению восстания советскими солдатами под руководством Г.К.Жукова, за что тот получил "Золотую звезду" Героя.
Мы обошли Парламент с правой стороны и оказались у черного куска гранита, возможно это было здесь...
А через двести метров в соседнем скверике стоит манумент уже несуществующей державы с надписью " Советским воинам освободителям" с оградой и охраной...
В очередной раз задумаешься...
Уже вечер. Перебрав несколько ресторанчиков, в одном из них мы отведали гусиную печенку, продукцию чисто венгерской кухни, вкуснятина...
Сегодня мы намеренно бродили по городу, хотелось лучше почувствовать Будапешт, его жизнь, его прошлое и настоящее... И не мешали нам частые серены торопливых машин скорой помощи...
Опция билетов на все виды транспорта сделали нас намного мобильнее...
Гостиница "Астория" в сердце исторического квартала, куда мы добрались с утра, выглядит очень элегантно, наверное, не только стены ее дышат стариной... А улица Ваци, символ парадного города, с неповторимыми орнаментами домов, многочисленными кафешками, лавками и нестройными рядами могучих платанов, смотрится просто превосходно.
До Францисканской церкви дойти всего ничего и мы уже пристроились в одном из боковых ее алтарей, напротив органа. Вокруг серьезная, многочисленная паства, группа даунов, видимо, с волонтерами. Оглядывая главный алтарь с украшающими его скульптурами, приглядываемся к прихожанам. Мы побывали во многих храмах. Лица разные, но одинаково сдержанные, светлые, открытые таинствам духового благолепия. Меня поразил состав верующих, это не только баушки, как водится в России, но огромное число зрелых, молодых мужчин, юношей, девушек, храмы полны ими и чувствуется, что для молодежи - это некая жизненная опора, поиск смысла жизни, путей ответственности. Такое впечатление, что молодые находят здесь подсказки к полноценному развитию своего внутреннего потенциала.
Бутерброд, глоток воды и - на остров "Маргит". Автобус ходит к острову регулярно, сошли на пятой остановке. Прекрасный зеленый парк в центре Дуная, любят его жители города, особенно мамы и бабушки с детьми. Здесь свежо, солнечно, тихо, хорошо дышится... Молодых привлекают водные атракционы, пожилых - тенистость редких пород деревьев, кустарников, красота. Остров весь в зелени, в цветах, с фонтанами и бассейном. Мы посидели в тени тополя, откушали чернику с ежевикой, хлебнули воды, это обязательно и...
Теперь можно на втором трамвае доехать до Цепного моста. У здания оперы Полина не смогла уговорить меня послушать "венгерское Риголетто".
Теперь наш путь к Базилике Штефана.
Базилика - это, воистину, королевство короля Иштвана. Здесь и мраморное его изображение, мозаичная картина, статуя на алтаре и... специально построенная капелла с главной реликвией - правой десницей короля... Правда, рентгеновские ее снимки показались мне, уж, больно направленными на безграмотную паству, слишком контрастными для костей они выглядели... Сама Базилика гармонична, умиротворяет, как все просторное, высоченное, прохладное...
Дунай, великая и самая мутная, далеко не голубая, река Европы, кстати, любимое место зимовки моей тундровой красавицы - крикухи, краснозобой казарки... И мы подолгу не можем оторвать взгляд от его быстрых вод. Говорят в Дунае много разной рыбы, но рыбаков я не видел, а Рыбацкому Бастиону мы посвятили несколько часов и не пожалели...
Просто сказочная картинка открывается уже из окон автобуса натруженно взбирающегося к вершине небольшого лесистого холма. Через несколько минут мы уже шагаем по завиткам лестниц, закидывая голову, оглядываем разнокалиберные башенки из белого камня, арки, колоннады, упрятанные ниши и ресторанчик на балконе, с открытых площадок рассматриваем вечно игривый, коричневатый Дунай и старый Будапешт... Бастион... Он просто запрограмирован на удивленные рты... Здесь далеко до рыбацкой темы, скорее огромный торт из белого шоколада красуется перед тобой... И я остаюсь с ним, хочу еще вкусить эту сладость, пока Полина знакомится с церковью св.Матьяша.
Храм Пресвятой Богородицы - святилище нации, реставрировался и перестраивался многократно. Полине очень понравились фрески, резьба по дереву, копия Святой короны Венгрии... И, конечно, она не приминула рассказать мне о том, что храм обладает идеальной акустикой, поэтому Ференц Лист концертировал ни раз на органе собора, а после коронационного концерта с удовлетворением заметил, что его месса удивила всех своей краткостью и простотой, чего он добивался.
Покидая собор, Полина усмотрела внизу красную черепицу какого-то храма. Наверное, мы бы его долго искали, если бы не две дамы с собаками, которые прошли с нами весь извилистый путь до закрытой двери Кальвинистской церкви.
Но нам повезло. Восемьдесят шестой автобус вскоре повез нас к купальням Геллерт.
Должен предупредить многих. Не стоит поддаваться, как мы, искушению, купальня Геллерт - не вашего поля ягода... Пару переполненных ванн, грязь в раздевалках, непонимание, невнимание и...
И мой совет. Будете в Израиле приезжайте в Хамат - Гадер. Сказочный парк-заповедник даст сто очков форы подобным купальням... Чего стоят наши горячие сероводородные источники, джакузи, водопад, альтернативный бассейн с прохладной водой, водные горки, танцплощадка с шутихами. Добавьте сюда цирковое представление с крупными, говорящими амазонами и какаду, которые ездят на велосипедах, считают. А уголок природы с енотами, черепашками, змеями, павлинами... Какое удовольствие я всегда получаю на трапезе сотни крокодилов - нильских, аллигаторов, кайманов. Вы когда-нибудь это видели? А развалины римского театра, синагоги пятого века... Думаю достаточно. Если - нет, присовокупите ко всему сказанному, человечную обстановку общения, свободу выбора... И если посещением моего Хамат-Гадера вы будете недовольны, как я купальнями Геллерт, я верну вам деньги...
И мы побрели к дому. Завтра рано утром возвращаемся в Австрию. По дороге в магазинчике разговорились с приятным, пожилым джентельменом, который на неплохом русском винил за прожитую жизнь не только коммунистов... Мы пожелали ему здоровья и благ...
Спасибо тебе, Будапешт, светлая радость познакомиться с тобой!
8 АВГУСТА 2009. ЗАЛЬЦБУРГ
Фуникулер. Хохензальцбург. Базилика Святого Петра. Монастырь. Кафедральный собор. По реке Зальцах.
На метро от "Бляхи Луизы" до вокзала Келети всего две остановки. Рано утром мы через Вену едим в Зальцбург. Путь не близкий, но в комфортных условиях, за разговорами, перекусами, присыпами и поглядыванием в окна вагона, мы совсем его не заметили...
Зальцбург встретил нас нежарким солнцем. Пару вопросов в info и через десять минут ходьбы мы уже выгружаемся в апартаментах.
"Хитрецы!" - скажите вы. Да, мы выбираем гостиницы максимально приближенные к вокзалу, а значит и к метро, и недорогие притом...
В Зальцбурге мы планируем побыть пять дней с выездами, неспешно поколесить по его улочкам, забывая о часах и еде, узреть прелесть города, услышать великого Моцарта...
Первая прогулка... На первый взгляд, город напоминает мою любимую латвийскую Краславу. Там красавица Даугава делит его на две части, здесь - река Зальцах. В Краславе - древний собор на вершине холма, и здесь на левом берегу нависают над городом неприступные стены крепости.
Мы любим старину, уважаем символы, поэтому первым делом - в Hohensalzburg.
На площади Kapitelhlatz полюбовались великолепным фонтаном со скульптурой Посейдона, а обойдя собор - забавным человечком на огромном шаре, который придумал конфеты с портретом композитора и марципанами - "шары Моцарта", мы трескаем их до сих пор...
Перед Кафедральным собором хор мальчиков так славно исполнял альпийские (так сказала Полина) народные песни, что, мы с трудом тянем себя к фуникулеру. Полина не торопится, ибо для нее фуникулер - тяжкое испытание. Я же, имею небольшой опыт: в советское время ни раз корабкался по холмам на наклонных лифтах в Одессе, Киеве, которые тоже звались фуникулерами.
Здесь совсем иное. Воспитанный ползать, я, будто, витаю в воздухе, хоть и на птичьей высоте... Испытываешь радость, что ты "на седьмом небе", и можешь видеть тропинки, камни, деревья не "низко голову наклоня", а сверху, метров с тридцати-пятидесяти в течение десятка минут... Появилась удачная возможность чуть приоткрыть дверцу в небо, видеть землю, понять летунов-дельтопланеристов, которых мы вскоре встретим на плато Дахштайн.
Вот и Полина уже может спокойно смотреть вниз, даже фотографировать - это большое достижение...
Через полчаса мы неторопливо обежали просторные площадки замка Хохензальцбург с огромным количеством пушек, поглазели на старинную глиняную посуду, одежду, доспехи воинов недалекого прошлого, коллекции медалей, монет - все, что бережно сохранила история австрийского оружия... Долго искали "золотую комнату". Наконец, нашли на третьем этаже изящную печь с майоликой в золотом обрамлении - это что-то...
Теперь наш путь к базилике Святого Петра. У входа в храм нас остановила небольшая процессия - венчание молодых, в этот момент их забрасывали зернами, потом они выпили по бокалу вина и с силой бросили их оземь...
"Ну, что ж, обычная ритуальная картинка", - скажите вы. Но, согласитесь, со скрипичным, музыкальным сопровождением юноши в цивильном костюме и девы в длинном платье с пышными рукавами и цветастым фартуком - она смотрится необычно!
В соборе Полина загляделась на расписанные боковые нефы, а я задержался в капелле при входе, вспоминаю уроки Полины и старательно высматриваю библейские сцены на стенах, потом мы вместе шастаем по храму. У меня, как обычно, повышенный интерес к лепнине, у Полины - к живописи... В соборе, это мы знали, каждый год пятого декабря исполняется реквием Моцарта, впервые здесь же была исполнена его "месса Доминика"... А в каком соборе Зальцбурга, хочу я спросить вас, не играли и не играют произведения Моцарта?
Мы вернулись к фонтану "Посейдона", чтобы присесть на баллюстраду и облегчить термос с чаем. Нас привлекли звуки флейты. Мальчишка, лет 7-8, в ладном сером косюмчике и тирольской шляпе, приплясывая, что-то играл... Полина услышала тему музыкального концерта для флейты и арфы Моцарта, а для меня это была, почему-то, просто минорная мелодия в национальном орнаменте...
Наверное, потому, что мы сейчас пройдем на монастырское кладбище - самую древнюю усыпальницу Зальцбурга. Кладбище совсем крошечное, зажатое стеной собора и скалой. Я постоял у могилы Парацельса, Полина подошла к памятникам родных Моцарта. Здесь царят присные, семейные, расписанные горем гранитные катакомбы...
Вскоре всемирно известный Кафедральный собор предстал перед нами. Симметричные башенки, бронзовеющие двери (изобретение послевоенной реставрации) с символами жизни, святых с аллегорией города - это мы уже видели и долго фотографировали, когда пару часов назад, проходя мимо, наблюдали окончание музыкального концерта на площади.
Сейчас мы внутри собора. Полина ищет глазами знаменитый орган и долго рассказывает мне о регистрах, динамике воздушного столба в трубах, о разных видах органов - это понятно, а как струя воздуха поступает в трубу, как она вызывает колебания воздушного столба - звук, я так не понял... Моцарт называл орган "королем инструментов" и я ему верю, хотя не представляю себе фантастическую мощь звука двухсотвосьмидесятисеми - тонного филадельфийского короля органов с 29000 труб, изготовленного в 1904 г. и установленного в универмаге Macys.
Купель же Моцарта мы, конечно, обошли, осмотрели с благодарностью...
Присели, как обычно, на скамью поближе к алтарю, успели выпить по глотку воды, как зазвучала месса Моцарта в исполнении симфонического оркестра, четырех солистов, контр-тенора и хора мальчиков. Подсказка, надеюсь, понятна? Минут через пятнадцать я попытался уйти, однако Полина ни в какую - дослушаем. Так мы просидели еще полчаса...
И снова колесим по Зальцбургу, заглядываем во внутренние дворики, где знаем - нас ждет много необычного, красочного, потом петляем переулками, и медленно топаем к небольшой, старинной улочке, идущей через весь город от Резиденцплац, почти параллелльно реке Зальцах. Здесь в доме девять "запел" великий композитор. Мы переходим на другую сторону улицы. Постояли. Полина, наверное, наигрывает в душе мелодии Моцарта, а я просто благодарю Господа за это мгновение...
Теперь - Зальцах. Мы должны успеть засветло прокатиться по реке на теплоходике. Стоим в кассу. Перед нами китаянка берет целую стопку билетов, не оставляя нам и двух мест на ближайший сеанс... Заключительный теплоходик будет через сорок минут.
Нам это на руку. Совсем недалеко от Дома Моцарта мы присмотрели едальню, набрали всяких гадов морских и быстренько так, с удовольствием, их приговорили.
Наконец, садимся на теплоход. "Зацепились языками" с ребятами - земляками из Нетании. Семьей, с детьми - подростками, они путешествуют, как мы, самотуром. Конечно, прошел активный обмен впечатлениями. Они посоветовали нам посетить пещеру Верфена, одну из крупнейших в мире с фантастическими ледяными дворцами. Мы обещали подумать.
С Брюгге у нас повелось, каждый город, где существует водный путь - он наш! Мы видим городок снизу, с его естественных путей-дорожек... Город медленно, величаво проплывет перед нами во всей своей красе...
А Зальцбург - безусловно один из красивейших городов мира, верьте нам, господа!