Ранним солнечным утром мы летели навстречу друг другу, Полина - из Тель-Авива, я - из Санкт-Петербурга.
В отделе Info, как договорились с Полиной, я купил Tageskart на двоих, и уже час верчусь у восьмой платформы многолюдного центрального вокзала Гамбурга, ожидая с минуты на минуту ее приезд из Кельна.
И невдомек мне, что, из-за балагана, закрученного пассажиром Моше, самолет из Тель-Авива поднялся в воздух на три с половиной часа позже расписания. И на поезд-то в Гамбург Полина попала только благодаря его опозданию в Кельн. Очень помог, рассказывала потом она, Кристиан, истинный, европейский джентльмен, спешивший на деловую встречу. Кристиан пожертвовал своим временем, сошел с электрички "аэропорт-Кельн" не на своей остановке, бежал вместе с ней и ее багажом на платформу к поезду в Гамбург, и попрощался, только тогда, когда нашел и указал ей стоянку вагона, который должен подойти через несколько минут.
Полина о полете и поездке в Гамбург рассказала несколько иначе. Уверяю вас - значительно лучше. Надеюсь, вы убедитесь в этом. Вот ее сказ.
"Вот и началось наше летнее путешествие.
На этот раз это будет север Германии, Дания, совсем немного Швеция, Англия - Нормандия и Париж на десерт. Нас ждут 25 дней радостей и восторга, музеев и соборов, устриц и колен вепря, морских паромов по Ла-Маншу и Атлантике, череда столиц и прелестных маленьких городков...
Основную подготовку к путешествию, как вы понимаете, выполняла я. Еще лет пятнадцать назад без компьютера это было немыслимо. Сегодня, это работа нелегкая, но очень эффективная, тем более, что я неплохо поднаторела в поисках нужных сайтов.
Во-первых, мы составляем план. А, так как мы люди безлошадные, то наш очень обширный замысел должен быть жестко привязан к маршрутам, заранее купленным по интернету билетам на самолеты-поезда-паромы и иногда, даже в музеи... По Нормандии мы вообще передвигались только на автобусах, а они там редки до чертиков и очень непросто их состыковать.
Как сказал мой племянник, Серега, зная о моей многомесячной подготовке к отпуску. Я готовлюсь к отдыху и отдыхаю, так же интенсивно, как он работает и добавил: он отдыхает так, - как я работаю, имея в виду мои несколько уроков в день по сравнению с его очень ненормированным, как минимум двенадцатичасовым рабочим днем. Он же прекрасный программист и работает в фирме отца.
Я продолжаю.
Мой полет Тель Авив - Кельн задержался на два часа. Из аэропорта я сразу позвонила Феликсу и сообщила об этом. Утром он вылетает из Санкт-Петербурга, и мы планировали встретиться в 12:20 на центральной железнодорожной станции Гамбурга.
Наконец, долгожданная посадка. Мой чемодан отправлен багажом, и в руках только дамская сумочка и "гроссбух" -"Нить Ариадны" с картами, билетам, гостиницами, описаниями достопримечательностей и даже со списком ресторанов и фирменных блюд - наш путеводный компас, плод моих многомесячных стараний.
Занимаю свое место, застегиваюсь, и вскоре замечаю, что стюардессы, что-то уж больно разбегались по салону, не раз пересчитывают нас, что-то нервно говорят друг другу, естественно, по-немецки. Мой тонкий слух улавливает многократно повторенное имя - " Моше" и я понимаю: не достает одного пассажира, а без него самолет бессилен, потому как его багаж слишком "тяжелый груз".
Наконец, минут через 15 вбегает в салон самолета взъерошенный, небольшого роста, лысый мужчина лет 45-50.
Все облегченно вздохнули. Стюардессы закрывают двери, и мы выруливаем на взлетную полосу.
Я уже слышу нарастающий гул турбин. Еще несколько секунд... И, вдруг, все стихает, наступает полная тишина... Пассажиры беспокойно переглядываются. Я нервно схватилась за подлокотники и вжалась в кресло. Опять заходили стюардессы. Господи, кого не хватает на этот раз?
Затрещал репродуктор. Капитан самолета что-то говорит. Я вопросительно поворачиваюсь к моему соседу: что он сказал? Оказывается, наш самолет не получил право на взлет. Как? Почему? Мы же готовы были взлететь... Выясняется, что с двух до четырех ночи в аэропорту им. Бен-Гуриона разрешены только посадки самолетов. Смотрю на часы. Да, действительно 02:10. Значит, Моше не просто опоздал, по его вине мы будем торчать в аэропорту еще пару часов.
Нас выводят в небольшой отстойник. Похоже, двухчасовое опоздание автоматически возрастает в два раза. Спасибо "заводскому другу" - Моше. Все пассажиры, я думаю, готовы разорвать его. Безусловно, кто-то планировал после Кельна куда-то лететь, ехать. У меня в кармане лежит билет на поезд Кельн - Гамбург с 4-х часовой опцией и с желанием еще раз посмотреть Кельнский собор.
Мой собор сразу уплывает в область несбывшихся желаний, а билет, купленный за 3 месяца за треть цены, конечно, аннулируется, надо покупать новый и за полную цену, плюс пропал целый день... Вместо того чтобы встретиться с Феликсом в полдень, я приеду в Гамбург где-то к вечеру. Сразу появляется ярко выраженное желание найти "маленького, лысого" и высказать ему все, что я о нем думаю.
Нам принесли воду, печенье. Механически жую и прикидываю: смогу ли за четыре часа прилететь в Кельн, пройти таможню, получить багаж, добраться на электричке из аэропорта на центральную железнодорожную станцию Кельна и пересесть на поезд в Гамбург. И мысли у меня очень безрадостные. "Все началось с этого Моше, наверное, так все и покатится" - грустно думаю я.
Примерно через час нас опять грузят в автобус, мы подъезжаем к самолету и снова рассаживаемся по местам. Вижу, как "бедный" Моше старается быстро прошмыгнуть на свое место. Кто-то хлопает его по плечу, кто-то отпускает шутки. Уже забыто бесполезное, двухчасовое ожидание. Главное - мы летим. Нас опять пересчитывают. Все сходится. Ура!!! Поехали!!!
В Кельне быстро выхожу из самолета, первой прохожу таможню, бегом к багажу, издалека вижу знакомый красный бант на своем чемодане, хватаю его. Расспрашиваю первого попавшегося служащего, как найти перрон, от которого электрички отходят в Кельн. Он что-то отвечает, конечно, на немецком языке. Великий язык жестов, приходит на помощь, я вопрошающе показываю руками: направо, налево, вверх и вниз? Служащий что - то говорит, я, не разобрав ничего, бегу. Он кричит мне в спину" Frau " ! Я оборачиваюсь на ходу. Он показывает рукой в другую сторону, я меняю направление, перескакивая через ступеньки... Не важно, куда бежать, главное - не стоять. Помните, как в том анекдоте: зачем думать, прыгать надо!
Вижу перед собой спешащего молодого мужчину, видимо, он тоже торопится к поезду. На секунду бросаю взгляд на табло. Увы... Моя электричка уже ушла. А ближайшая - до Кельна через 7 минут. Теперь уже ясно: на свой поезд Кельн-Гамбург я опоздала.
На перроне, кроме меня еще несколько человек. Один сидит и жует бутерброд, другой изучает расписание, Вижу того представительного молодого человека, который бежал впереди меня, размахивая чемоданчиком, и устраиваюсь на скамью рядом с ним.
Что- то я спросила, что-то он ответил, не отвлекаясь от лэптопа. "Откуда вы?" "Из Дании - А Вы? - Ах, из Израиля? Подруга моей бабушки живет в Израиле". И тут, после этих слов я "обрушила" на него все мои " горести и беды", рассказав о задержке самолета, о наверняка пропавшем билете, и, конечно, опоздании на поезд до Гамбурга, я уже совсем не сомневалась в этом. Не знаю, для чего я это делала, ведь, не для того же, чтобы вызвать сочувствие, Просто оказалась в нелепой ситуации, и захотелось выговориться. Внезапно молодой человек замолчал, потом внимательно посмотрел на меня и попросил мой онлайн-билет. Что-то быстро набрал на лэптопе и через мгновение сказал, чуть улыбнувшись:
- Ваш поезд, фрау, прибывает в Кельна с 36-ти минутным опозданием. Вы вполне можете успеть.
... И я вспомнила... Действительно, просматривая пару месяцев тому назад расписание, я увидела рядом с моим поездом какую-то надпись, выделенную красным цветом. Я еще переводила ее с немецкого. Сообщалось о ремонтных работах на путях, писали о предположительной 20-ти минутной задержке поездов на этом участке (это за два-то месяца... О, немцы!!). Утром, в день отъезда я опять проверила время отправления. Сообщалось уже о 30-ти минутной задержке. Как я могла забыть об этом?! Неужели я все-таки догоню мой поезд?
Тут как раз подошла электричка, и мы вместе зашли. Молодой человек сел рядом со мной и продолжал работать на лэптопе. Потом он закрыл его и начал объяснять, что я должна выйти через две остановки после него, пойти направо, затем повернуть налево, потом через подземный переход...
Он замолчал, достал из своего портфеля, упакованный в твердый, кожаный футляр галстук, необычно желто-горчичного цвета, и несколькими точными, быстрыми движениями завязал объемный "кембриджский" узел, который, я знаю, рекомендуют мужчинам с широким лицом и толстой шеей.
Видимо в этот момент на моем лице была написана такая смесь растерянности, непонимания и женского удивления (у него же симпатичное, даже чуть узкое, почти яйцеобразное, лицо и совсем нетолстая шея), что он прервал сам себя, сказав: - "ОК", и что-то быстро застучал на лэптопе. Уже потом я поняла, он предупреждал кого-то, что опоздает на встречу.
Он не вышел на своей остановке. В Кельне мы выскочили из вагона вместе. Он протянул руку к моему чемодану, но я перехватила его желание, благодарно улыбнулась. Итак, нагрузила сверх меры! И мы побежали, сначала повернули направо, как он мне говорил, потом налево, потом был длинный подземный туннель к моей платформе и много-много ступенек вверх к моей платформе. Эти ступеньки окончательно доконали меня. Весь мой бедный запас английского улетучился и, задыхаясь, путая иврит с английским: "Тода раба" и "Thank you", я пыталась его отблагодарить. Молодой человек что-то говорил в ответ, но я уже его совсем не понимала. В последнюю секунду я успела спросить его имя, зная, что расскажу о случившемся Феликсу, и он обязательно об этом напишет. Молодой человек представился:
- Кристиан ...
Спасибо тебе, Кристиан. Спасибо тебе, молодой датчанин, спешащий утром на важную встречу. Тебе, явно элитарному белому воротничку (об этом говорит твой роскошный костюм и галстук, хранимый в фирменном футляре) мои добрые слова благодарности. Ты в очередной раз подтвердил, что на свете много хороших, внимательных людей, готовых протянуть руку помощи...
Мой скорый поезд, как обычно в Европе, просторный и удобный. Я устроилась в широкое мягкое кресло и через несколько минут, увидев вошедшего контролера, достала паспорт и билет. Я помню, что все положила на стол и ... провалилась. Проснулась через два часа. Видимо, бессонная ночь в аэропорту, стресс и беготня сделали свое дело.
В Гамбург я приехала с почти часовым опозданием. Феликс должен был где-то ждать меня. Я вышла из вагона, и толпа спешащих пассажиров окружила меня со всех сторон. Она шла стеной и мне, маленькой, не было почти никакой надежды, что-либо увидеть из-за высоких, качающихся в разные стороны спин. Казалось, найтись в этом человеческом муравейнике невозможно. Но, буквально, шагов через 20, я увидела Феликса, он стоял на верхних ступеньках лестницы и смотрел на меня. Я обрадовалась, бросила чемодан, замахала руками и закричала...
Мы встретились в полдень, как и договорились...
С этого момента началось наше большое летнее путешествие.
А все, что случилось, скрылось за скобками его еще ненаписанной книги. Я знала, что ее первыми словами будут: " Мы летели навстречу друг другу, я - из Санкт Петербурга, а Полина - из Тель-Авива...."
Еще не раз во время нашего путешествия мы убедимся в истинном гостеприимстве жителей опрятной и доброжелательной "старушки Европы".
В Гамбурге, как вы уже знаете, Полина первая увидела меня, замахала руками, засветилась... Ведь она и я, рассматривая за столом в Маалоте, нашу встречу в Гамбурге, плохо представляли себе, как мы сможем найти друг друга в таком "муравейном" вокзале одного из самых больших портовых городов Старого Света.
Через полчаса мы уже размещались в Arcotel Rubin.
На ресепшн нашего отеля запомнилась симпатичная девушка, которая потом каждое утро терпеливо вникала в английский язык Полины и наши планы, старалась неспешно и внятно чертить путь, четко отмечая пересадки, линии метро...
Нашу первую вылазку Полина определила в знаменитый гамбургский зоопарк.
Когда мы подъехали на метро к Hagenbecks Tierpark - так и было записано в наших планах, подошли к кассам, я из трех маршрутов, что нам предложили, без колебаний выбрал путешествие в "тропический аквариум". Почему?
Во-первых, читал, слышал о нем. Во-вторых, надеялся сравнить его с аквариумами в нашем Эйлате, и в Окленде, что в Новой Зеландии, где мне удалось побывать. И, в-третьих, хотел благодарно вспомнить "Гражданина океана" Жака Кусто, открывшего для меня, подростка, этот дивный, окутанный непроглядной тайной, "мир тишины"...
Большинство океанариумов в мире устроено по типу стеклянной банки. Это и самый большой в Европе аквариум в Генуе, и аквариумы в Сан-Паулу, Нью-Йорке, Пекине. Но каждый - со своей изюминкой. Одни делают ставку на рыб, другие на животных морей и океанов.
Оклендский океанариум - это большой стеклянный туннель, где подводная бездна поглощает тебя тоннами воды над головой, грациозными акулами справа, вальяжными скатами слева, песчаным, рифовым океанским дном под ногами, и, право, дает возможность ощутить себя гостем прекрасного, подводного мира. Я помню, как кружилась голова, что могу хоть на мгновение быть почти повелителем грозной стихии.
Морской аквариум в Эйлате погружает тебя в мир коралловых джунглей с его красочными обитателями. Это огромная подводная обсерватория не огорожена от открытого моря. Все здесь естественно, как лучи солнца, пробивающие мягкие, колыхающие ветром воды, и ты не можешь оторвать глаз от ярко-цветных рыб, моллюсков, губок, флюоресцирующих кораллов и анемонов на вольных просторах Красного моря. Ты в естественном коралловом рифе любуешься его красотами: морскими черепахами, рыбами клоуном и императором, стаями ядовитых рыбешек необыкновенно яркой окраски. Я долго наблюдал за рыбой - попугаем, скребущим водоросли со скалы.
Огромное здание в виде кольца, обеспечило нам максимальную гибкость и легкость осмотра подводного царства в почти 30 аквариумах. При этом мы, незаметно для себя, миновали по спирали три этажа.
Среди всех аквариумов выделяется двухмиллионно - литровый экран в сотню квадратных метров, который просто погружает тебя в красочные глубины океана. Ты видишь черные ракушки, долго пролежавшие в грунте; белые, наверное, истертые песком; разноцветные лучи ярко окрашенных створок; камни с прочно присосавшимися к ним пупырчатыми улитками Пателла, которые, передвигаясь ночами, всегда к восходу возвращаются к "своему дому".
Можно себе представить, какую работу ведут в Океанариуме научные лаборатории в домиках Окаванго, Убанги, участники симпозиумов, которые докладывают результаты научных изысканий с "трибуны Акулы". Все эти домики, залы размещены тут же, рядом, в многочисленных блоках.
Не могу пройти мимо, и мы останавливаемся у стилизованных деревенских домов, покрытых прессованной соломой, фотографируемся у многочисленных водопадов, заходим в фильмотеку... Атмосфера естественности, приглушенный свет, как у поверхности океана, кромешная темнота переходов, как в толщах воды, трибуны для неспешного осмотра красочного спектакля, почти торжественное воспевание живой красоты поражают, заставляют задуматься.
Мысли мои естественны, как то, что жизнь на нашей планете "замешана" на воде, что вода вливает силы, а более ласкающего шума, чем шум падающей воды, я никогда не слышал... Вода бывает без жизни, но жизнь без воды невозможна!
И главное. Здесь я потерял свое высокомерие, как венец создателя. Передо мной плыли змеевидные существа, "скакали" мои любимые коньки, медленно, солидно позируя, дефилировали большие рыбы, мелькали причудливые, милые маленькие создания. Я всматривался в гроты, дивную палитру расцветок подводного рая, наверное, нашего самого первого дома, который знает себе цену, ибо сегодня уже создан не для меня...
Отдых в небольшом, но уютном парке с молодежью на его ухоженных газонах, и мы на метро Baumwall (U3) едем в Miniatur Wunderland - Музей железнодорожной миниатюры. Вечереет. Подходим к солидному кварталу зданий из красного кирпича на берегу канала. Становимся в очередь. Полина замечает - уж, больно медленно движемся, а я, к своему удивлению, вижу совсем немного детей, стоят в очереди в основном дяди и тети.
До закрытия остается часа три.
Буклеты в витринах, мимо которых мы идем к кассе, как будто, ничего необычного не сулят - немецкая, детская железная дорога с окружением, за которой для своего сына вечерами я стоял в длинных очередях московского Детского Мира.
Ну, что ж, ненадолго погрузиться в мир детства, думаю я, совсем неплохо.
Входим.
И вдруг, буквально через несколько минут, микро - феерия жизни поглощает меня.
Громадные природные площади окружили каскады, окутали добрых тысячи метров железнодорожных путей; сотни, если не тысячи поездов, снуют по всем направлениям, десятки тысяч мелькающих огоньков в домах, полнокровная жизнь на дорогах, в полях, на воде... И все выглядит вроде детских поделок, но, как все сделано, какая детализация, качество, как красивы идеи и реальны машины, поезда, лайнеры, пейзажи, как естественны в бытовых сценах тысячи населяющих Эту землю жителей! И все сделанное с большой долей немецкого юмора, движется, работает!
Вот, показываясь на самой нижней ступени, локомотивы летят наверх (недостает только пронзительного свиста, но я слышу его!), исчезают на несколько секунд в туннелях, откуда вырываясь, гремят по мостам, и, наконец, точно по воздуху несутся по эстакадам. Фантастика!
Я пристально всматриваюсь в миниатюрный мир этой чудо-страны, который в удивительном объеме, невозможном в реальности, детально разворачивается передо мной ...
Разве я мог, где-нибудь и когда либо, увидеть одновременно северное сияние и горнолыжников на склонах Альп, конные экипажи и чертово колесо, парусники и массу машин на дорогах и парковках, у которых работают даже дворники, сцену любви в подсолнухах и тысячи кричащих зрителей на стадионе, игру в теннис и очередь в туалеты, серьезное расследование убийства и сбор ягод в лесу, каньоны и улицы, метро и встречу любимых на перроне вокзала, работу подразделения пожарных и врачебных бригад на людских трагедиях, драку подростков и свадьбу молодых, подглядывание патера за склонившейся к капоту машины юной леди, палаточные городки и шикарные дворцы, рыцарский турнир и сауну на берегу реки, зоопарк и мирную жизнь за чашкой чая, казино и мойку машин, аэробику и отдых на пляже?
Вас интересует масштаб? 1:87!
Достаточно? А, ведь, я еще многое не досмотрел или просто забыл. Но кое-что увидел лучше меня и описал Г.Гейне:
"Здесь водопады, рек приливы,
Зияют пропасти, обрывы;
Cады цветут, в лугах средь кашки
Ослы пасутся и барашки,
Здесь, на земле, и без небес
Искусство божье поражает
Необычайностью чудес..."
Но мне и этого уже мало. Что делать, жаден человек до чертиков...
И я надеюсь, мечтаю, когда-нибудь увидеть именно здесь снежный заряд в Каскадных горах Северной Америки или хлебнуть теплых, весенних струй грозового дождя в индонезийском Богоре. Ведь в ближайших планах создателей этого царства моделирование морских приливов и отливов, подобных тем, что у аббатства Сен - Мало во Франции ( его мы намерены посетить) ?!
Конечно, я не согласен с известным героем Н.В.Гоголя: "Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге, и прескверно делается"... Я уверен, если авторы проекта пожелают, они сделают и луну не "прескверно", а превосходно!
Время мчится здесь стремительно, как тысячи поездов, машин, мужчин и женщин, что суетятся перед твоим взором, точно муравьи на потревоженном веткой муравейнике. Взрослые и малые прилипли к объектам, и я, потеряв Полину, протискиваюсь, пытаюсь всмотреться, почувствовать, охватить в мелочах этот поездной мир.
Господи, вдруг останавливаю себя: я же оттолкнул ребенка!
Еле успел стыдливо извиниться, положив руку ему на плечо, как вдруг медленно упали сумерки.
По взлетному полю аэродрома, к которому я успел протиснуться, ударили прожекторы, высекая длинную, тонкую нить. Потускнели краски мира, завязли на мгновение поезда, машины. Звуки сместились в едва уловимый рокот далекого моря.
Тысячи огоньков зажглись в квартирах многоэтажек и на дорогах. Все будто застыло, растаяло в их серебристом мерцании....
И вновь плавно течет рассвет - рисует новый день мира от побережья Америки, каньонов Скандинавии до Альпийского высокогорья. Захватывающая картина!
Не могу оторваться от огромного аэропорта, который открылся перед самым нашим приездом. Глаза разбегаются от взлетающих и идущих на посадку лайнеров, во все стороны едущих заправщиков, снующих по терминалам "вошкам", машин-уборщиков...
Я стал в очередь к кнопкам со спецэффектами. И вот, радостное мгновение детства - я командую работой кранов, светофоров, аттракционов и радуюсь, как мальчишка, что очистил запорошенный снегом автомобиль. Уф...
Это, господа, надо видеть!
А Полина уже пытается оттащить меня, дескать, пора... Что делать, и с большой неохотой я покидаю эту так быстро убежавшую "дорогу мечты"...
Теперь наш путь к музею эротики. Что делать? Должно быть тоже интересно... Мы долго петляем по улицам и переулкам, подсаживаемся на автобусы и, наконец, по набережной Эльбы на подходе к музею слышим, что он на ремонте. Полина не может в это поверить, и мы, естественно, топаем до закрытых дверей, запечатанных окон, где раньше находилась одна из самых солидных и старинных экспозиций произведений искусства на запретную тему.
Теперь точно пора в гостиницу, завтра непростой, насыщенный рабочий день. А пока, поздним вечером ждет наш обычный, обильный ужин...
26 июля 2011. ГАМБУРГ (Hamburg)
Ратуша. Биржа. Амбарный город. Лебеди на реке Альстер. Внутренний дворик. Памятник Гейне. Церковь св. Николая. Reeperbahn. Тоннель через Эльбу. Платен-ун-Бломен.
Сегодня прогулка по Гамбургу.
Гамбург до поездки для меня ассоциировался с известным топонимом "гамбургер", тем более, что его главной составляющей является моя любимая жареная котлета.
Светлое, солнечное утро, утренние улицы, распахнутые и доверчивые, как глаза собаки. Мы направляемся в Старый город.
Торговым бульваром, мимо пивных погребков быстро подошли к длинному, массивному зданию Ратуши, которая стоИт на многочисленных сваях, вбитых в болотистый грунт.
Ратуша, безусловно, производит сильное впечатление декоративно-коваными воротами, эффектным стометровым фасадом, украшенным фигурами бронзовых кайзеров, и высоченным шпилем, который венчает позолоченный имперский орел. Меня больше всего поразил балкон Ратуши, длинный, ажурный, какой-то очень легковесный.
В самой ратуше в залах Императора и Большом - золото и сложнейшая резьба по дереву подчеркивают размах красоты и богатства, кое-где просто переходя границы восприятия. Своды, потолки, стены украшены лепниной и картинами, тяжеловесными люстрами с многочисленными луковицами. Все, как будто, барабаном будит во мне прекрасное.
Обойдем Ратушу справа, по улице Аlter Wall, мимо спрятавшегося на фасаде единорога, одного из любимых объектов Сальвадора Дали (мы надеемся побывать в его музее на Монмартре в Париже).
А пока войдем в уютный внутренний дворик. Мы увидели славный каскадный Фонтан, славящий Богиню Здоровья, силу и чистоту воды - напоминание о победе над холерой в конце XIX века.
Кстати, если вы окажетесь на улице Deichstrabe, окуните руку в незамерзающий фонтан. Осмотрите его! Он единственный в мире не замерзает и при минус тридцати градусах. Я, было, подумал об антифризе, который наполняет его "родственника" в Барнауле. Но, по-видимому, здесь другое, более тонкое, техническое решение...
Куда не бросишь взгляд, все излучает историю... Мы посидели, воздали дань прошлому, которое уверенно начертало на девизе города:
"Потомки будут стремиться сохранить свободу, добытую предками с достоинством!"
В поисках биржи, о которой нам было известно, что она недалеко от Ратуши, мы опросили, наверное, с десяток гамбуржцев, никто не мог нас понять. Поэтому и помотались изрядно, пока не встретили Михаила, соплеменника из-под Киева. В Германии он давно, работает в торговой фирме, доволен. Он и посмеялся вместе с нами:
- Биржа, она же позади Ратуши, вы же знаете: бизнесмены и политики всегда живут рядом. - И закончил, улыбаясь.- Так говорил мой брат из вашей Хайфы...
Мы пожелали ему удачи и снова "затанцевали" от Ратуши, осмотрели ее обратную сторону, и не зря. "Брачные ворота" с Адамом и Евой - совсем неплохой "запасной" выход.
На другой стороне - скульптура мальчика, облизывающего ложку - такая милая, бытовая картинка...
Подошли к задней стороне биржи. Здесь мы разглядели над окнами скульптуры континентов, их было всего четыре - отсутствовала Европа. Почему? Нам невдомек!
Ратуша внутри напомнила мне дом на большую семью.
Украшенная лестница ведет в сенат, она намного богаче той, что ведет в рабочие кабинеты, и это естественно, ибо по ней идут важные персоны к бургомистру.
В фойе - многочисленные колонны, украшенные, наверное, портретами известных горожан. Над входом часы, которые охраняют сова и петух, а ребенок звонит в колокол каждые четверть часа. Все гармонично вписывается в трудовой уклад городской власти, видимо, подчеркивая неустанный труд ее служителей.
А теперь прогуляемся по амбарному городу. Его отличительная особенность - зеленые крыши домов. Ступаем на улицу Гразбрук. Где-то здесь, свидетельствует история средних веков, текла кровь казненных преступников, брызгала на стены от ударов меча, поэтому, вероятно, и покраснел кирпич.
Если ты пройдешь до ул. Krayenkam 10, и войдешь во внутренний дворик самого старого в мире жилого квартала мелких лавочников, то представишь себе, как выглядела их жизнь в средние века. Удивительно, как интересно всегда разглядывать прошлое, особенно, средневековье, которое для нас искажено массой предрассудков. Для одних - это период варварства, для других - рыцарства, для третьих - благочестия. А народ, мелкие лавочники добывали свой хлеб насущный, растили детей, танцевали. Здесь мы все это и увидели...
А теперь вернемся чуть назад, пройдем к Альстер-Аркадам, они сделаны в классическом, венецианском стиле. Мы осмотрели старинные фонари, решетки с позолоченными рыбами, сидя на ступеньках, полюбовались стаей лебедей в реке Малой Альстер. Говорят, чтобы лебеди успешно перезимовали, их отлавливают в ноябре и перевозят в пруд, где подкармливают, лечат.
Гамбург и ее Хафенсити называют "Северной Венецией" и не зря, здесь мостов и мостиков почти в пять раз больше, чем в Венеции. Сегодня здесь кипит работа самого амбициозного градостроительного проекта в Европе.
Постоим немного у памятника Гейне. В Гамбурге он пережил несчастную любовь к кузине Амалии, которую поэт сравнивал "с первым весенним цветком в стране своей мечты". Помните его шедевр, посвященный неприступной Амалии в вольном переводе М.Ю.Лермонтова:
" На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна..."?
Если ты дойдешь до церкви св. Петра, обрати внимание на дверное кольцо в форме головы льва. Этому "старцу" более семисот лет, наверное, поэтому от ласк многочисленных туристов у него так блестит нос...
У улицы Кремон стоит церковь св. Катарины она знаменита тем, что верхушка ее башни покрыта золотом из сокровищ известного ганзейского пирата Клауса Штертебеккера. Знать, славным меценатом был прототип "Робин Гуда", не зря ему воздвигнут памятник не только в Гамбурге! И мы засмотрелись на отливающий солнечными лучами "Купол Дюка".
Теперь идем к церкви св. Николая, высоченную башню которого, мы видим издали. Наше желание подняться на 75-ти метровую высоту, осмотреть, "пощелкать" город сверху, отдохнуть среди мореплавателей...
А теперь предлагаем вам на этом повороте найти Ангела, который требует, чтобы до него обязательно дотронулись. Любит сверкнуть, шельмец! И мы испили водицы, ожидая очереди, чтобы его коснуться.
Тут и там встречаются пластиковые, разноцветные фигуры водоноса. Это самый любимый покровитель города Ханс Хуммель, чьи инициалы стали обязательной серией автомобильных номеров Гамбурга - НН.
Грешным делом, обязательно пройдитесь по самой известной матросам и туристам улице Гамбурга Reeperbahn - миле развлечений на определенный вкус, отдушины для моряков. Десятки борделей, стриптиз-клубов, кафе для встреч мазохистов, казино - рай для любителей ночной жизни, все для души, и даже больше... Кстати, здесь в клубе "Kaiserkeller" состоялся первый зарубежный концерт группы Битлз.
Автобусом возвращаемся на набережную Эльбы. Наша цель Alter Elbtunnel. Это один из трех пешеходных, речных туннелей в мире (есть Маасский в Роттердаме и Шельдский в Антверпене.
Тоннель сразу покоряет фантастической перспективой, нетрадиционной, необычной связью берегов широкой реки, и мы прошлись среди медленно едущих машин, велосипедистов, пешеходов.
Столетний тоннель, освещенный приятным золотистым светом фонарей, продолжает и сегодня манить туристов и любителей подводной романтики.
Пройдемся по набережной Эльбы, вдоволь насмотримся на суда, стоявшие у причалов и в сухих доках на противоположной стороне реки, на катера и трамвайчики, идущие по реке.
Знаменитый парк Гамбурга мы должны посетить напоследок. Так отдыхательно мы планируем наш двенадцатичасовый рабочий день. Иначе и не может быть!
Через полчаса езды на метро оказываемся в уголке зелени, полностью отделенном от окружающего мира. Мы посмотрели Европу, вся она утопает в зелени и цветах. И это не просто увлечение, это потребность!
В уютном уголке Японского сада (к нему Полина стремилась с первых шагов) у Чайного домика присели перекусить, наблюдаем за золотыми рыбками в небольшом озерце. Потом топаем по живописному нагромождению камней, над небольшими водопадами.
Оазис природного покоя с игровыми площадками, многочисленными беговыми маршрутами, окруженный живописными пейзажами и только!
Фотографирую Полину у Тропического павильона, в розарии, обрамленном самшитовыми клумбами, у плантации лекарственных растений, пещер. Сам прошу ее отснять меня за метким водометом: все мужики - всегда мальчишки.
Народу много, но "на ходу" клумбы, простор, скамейки, и кажется почти пустынным этот огромный парк в центре Гамбурга. Восточная семья: молодой супруг в белом одеянии с тремя юными женами в черных одеждах и двумя маленькими детьми украсили для нас этот дивный уголок отдыха, в котором единственный мусор - перья птиц...
Есть от чего получить истинное удовольствие в этом "зеленом театре" прекрасного садово-паркового искусства, созданного для людей!
Теперь домой, в гостиницу.
27 июля 2011. ЛЮБЕК (Lubeck)
Альштатт. Holstenor. Музей театральных кукол. Улица Колк. Петеркирхе. Ратуша. Мариенкирхе. Синагога. Музей марципанов. По каналам города-порта.
Сегодня путешествие в средневековье - сердце торгового ганзейского города Любек.
Как обычно по прибытии в Любек первым делом мы зашли в info у железнодорожного вокзала. И хотя план экскурсии по городу у нас есть, мы готовы кое-что добавить, ежели что...
В Альштатте, старом городе, раскинувшимся на острове, окруженном рекой Трабе и каналами, мы прошли мимо памятников прусскому королю Вильгельму I, естественно, на коне, и его первому министру Отто фон Бисмарку. Чуть вдалеке стоял на постаменте небольшой памятник олененку. Всех их объединяет спор короля и министра на охоте, когда последний патрон короля решил победителя и жизнь несчастного животного.
Через несколько минут уже стояли перед символом города - у западных ворот Holstenor.
Ворота чертовски красивы, нацелены "ядром" хвастовства на гостей, и мы любуемся этим шедевром средневековой архитектуры, как делают это сегодня европейцы, расплачиваясь монетами в 2 евро. Над аркой красуется старое, как мир, пожелание: " Внутри согласие, снаружи мир!"
Наша цель - музей театральных кукол.
Небольшой, трехэтажный особняк на ул. Колк буквально нашпигован "актерами" прошлых веков кукольных театров Европы, Азии, Африки. Богато представлен реквизит, репертуар, сцены, афиши, перчаточные, теневые и тростевые куклы.
Зрителей маловато, не то, что позавчера в музее железнодорожной миниатюры. Но здесь все очень красочно и зрелищно, правда, недостает современной динамики - мне все, почему-то, хочется увидеть в движении, в звуках...
Мы поделились впечатлениями с Мариной, студенткой из России, которая услышав русскую речь, подошла к нам. Она живет в Екатеринбурге, будущий гинеколог, приехала в Регенсбург к тете, самостоятельно путешествует.
Втроем бросаемся на розыски русских кукол. Воспитанный союзным театром С.В.Образцова, я даже не представляю себе, что среди тысяч кукол Японии, Китая, Океании не найдется места для российских марионеток. К сожалению, мы обнаружили, лишь одно упоминание о России в небольшой рекламке.
Для нашего поколения кукольное наследие Сергея Образцова остается особой планкой. До сих пор тепло вспоминаю конферансье г. Апломбова и голос Зиновия Гердта в "Необыкновенном концерте". Кстати, этот спектакль внесен в книгу рекордов Гиннеса, как очень большой "долгожитель".
Языческие обряды, театры, куклы, баллады уличных бардов в недалекие средневековые годы были допустимыми средствами народного зрелища. За несколько веков человечество осуществило мощный прорыв в СМИ, доведя практически до каждого жителя земли возможности увлекательной, электронной информации.
Выйдя из музея, мы прошли по крошечным проходам ул. Колк к центру старого города, заглянули в уютные, тихие, дворики, спящие в тени деревьев, засмотрелись на дома... Мы знаем центр Любека был полностью разрушен...
Каким образом немцы смогли воссоздать его первозданный вид и вдохнуть в камни своеобразную атмосферу средних веков, нам не ведомо!
Помните таинственную поездку Н.В.Гоголя в Любек? Он подчеркивал в своих письмах к матушке прелесть города, который так впитал в себя прошлое, что его иногда называют "мухой в янтаре".
Сегодня Любек - город очень компактный (около 2 кв. км), поэтому на каждом шагу мы засматриваемся на потрясающие готические здания из красного, жженого, кирпича (я помню, как с огромным трудом я достал пару его десятков для своего камина в латвийской Краславе).
И кажется мне, что маленькие и большие кирпичные шпили, остроконечные крыши домов, как рыцари в красных плащах, защищают эту чудо империю, рожденную в свободе и для свободы.
В Петеркирхе мы, как обычно, передохнули, испили по глотку воды. Сидеть не хотелось, шла реставрация стен, высоких сводов, заостренных проемов огромных окон, пахло известкой.
Мы идем к лифту, чтобы обозреть город с высоты пятидесяти метров. Огромная панорама открылась под нашими ногами. Сегодня превосходный день, воздух чист, свеж и прозрачен. Как паруса судов среди уличных волн, красуются красные крыши домов, с лесом высоко торчащих в воздухе неповторимых остроконечных мачт-шпилей. Мы долго любуемся панорамой, Полина даже высмотрела вдали Травемюнде, морские ворота Любека. Сюда на балтийский курорт приезжали Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, здесь в знаменитом, старейшем в Европе казино, сидел за рулеткой Ф.М.Достоевский.
Ратушная площадь совсем недалеко.
Аркады, резной фасад изумрудной белизны, готика красного кирпича, ажурные украшения из белого известняка, черный глазурованный кирпич - рисуют нежную, "рыцарскую" картину главной площади города и самой старой действующей Ратуши.
С группой немцев мы, благодаря пронырливости Полины, проскочили в Ратушу.
Мимо богато украшенной переплетами, безумно красивой лестницы из глазурованного, черного кирпича, прошли по красно-бордовым залам через фойе, на стенах которого десять аллегорических картин олицетворяют достоинства хорошего правительства города. Причем, обратили внимание, что все, кроме одной, представлены женскими фигурами.
Осмотрели, необычные, волнообразные потолки с фрагментами витражей, прекрасное оформление стен в коридорах. Любовались оплеткой окон, Полина обратила мое внимание на картины и скульптуры бургомистров, советников, финансистов (с мешочками ценностей в руках). Прошлись по галерее в винный погребок.
Постояли у древней карты Любека пятнадцатого века с секретом маркетри (инкрустации деревом по дереву), я с удовольствием засмотрелся на превосходный камин из белого мрамора в зале сокровищ. Мощные боковины центрального камина изогнутой формы гармонично украшены накладными львиными головами.
Камины - это моя слабость, поэтому я осматриваю их очень внимательно. Они всегда напоминают мне летние краславские вечера, когда мы всей семьей усаживались у потрескивающего красно-каменного камина, выпивали мое "рубиновое", закусывали арахисом...
А Полина была потрясена красотой и функциональностью рабочих залов мэрии города, об этом она с восторгом рассказала мне с трибуны в зале заседаний.
Мы вышли из Ратуши и на стене обратили внимание на металлическое панно: тени за колючей проволокой и даты с 1945 по 1960 годы. Полина остановила женщину, которая, к сожалению, ничего не могла нам пояснить. И мы решили, что это, видимо, в память о двух миллионах немцев, военнопленных, неспешно возвращаемых из тыловых лагерей НКВД СССР ...
Рядом с Ратушей, дополняя неповторимый, архитектурный ансамбль - "застывшую сказку", высятся башенки и шпили Мариенкирхе - церкви Святой Марии.
Церковь необычна: высоченные кирпичные шпили, просторные, широкие нефы, ажурная балюстрада, пучки колонн, окрашенных в красный цвет, самые высокие кирпичные своды. Все удивительно стройно и монументально!
Наш взгляд остановился на огромных астрономических часах - настоящем сокровище искусства и истории. Часы рисуют положения планет, фазы Луны и Солнца, знаки зодиака.
Засмотрелись мы на вечно-танцующую смерть, ангела без ноги, богини без рук на стенах и картинах - напоминание о средневековой, чумной "косе" пятнадцатого века.
"Пляска смерти" в Мариенкирхе - это "жемчужина города"! Сначала она была в XV веке на холсте, затем настенная скульптурная композиция была разрушена во время войны.
24 фигуры ведут танец истощенных трупов, на фоне Любека, порта, ландшафта. Танец начинается скелетом в шляпе, играющем на флейте. Затем хороводом танцуют король, герцог, мэр, врач, юноша, девушка, ребенок. Это потрясающее зрелище!
Постояли у колокола с южной башни, упавшего во время мартовской воздушной атаки союзников 1942. Здесь он лежит навечно на каменном полу ...
Не могли мы пройти и мимо небольшой, но необычной выставки "распятий и крестов".
У каждой церквушки имеется дворик, мы всегда в него заглядываем, отдыхаем, выпиваем глоток воды или стакан чая. Здесь мы погладили правую ножку бронзового чертика, сидевшего на большом кубовидном камне, с, естественно, отполированным до блеска большим пальцем. Многие жители Любека убеждены, что если удалось достроить и восстановить храм, то это только благодаря питьевому залу у городской Ратуши на другой стороне улицы - желанной радости его, маленького Вакха, и туристов мира.
На просторную скамью к нам подкатил мужчина, средних лет и спортивной фигурой, с велосипедом. И мы разговорились. Он оказался удивительным весельчаком, раскованным и эмоциональным. Восточная Германия, где он жил с родителями, сохранила в его памяти кусочки русского языка. "Международная книга... Будь готов!... Международная книга"... Как попугай, почему-то, не раз повторял он вместе с приветствием. И все это сопровождалось доброй улыбкой и веселым взглядом.
Он указал нам путь к синагоге.
И через десяток минут мы оказались у ее дверей. Старый и молодой раввины показали нам помещения, поведали, что синагога здесь временная, а еврейская община мала, не в пример турецкой, которая уже заканчивает шестой минарет...
Конечно, мы не смогли пройти мимо музея марципанов -"Café Niederegger", что широко распахнул двери напротив Ратуши. Здесь царствуют марципаны, говорят, лучшие в Германии.
Красота и сладость в грушах и бананах, замках, раках и апельсинах... Непривычный запах миндаля бьет в нос, и я тут же, не отходя от кассы, пою маленький гимн Сладкому в моей жизни.
В детстве "бабушкино варенье" мне заменял мармелад в пивном ларьке, и, посыпанный сахаром кусочек черного хлеба с маслом, особенно сладкий в московском дворе во время войны.
А в юные годы, когда я, сладкоежка, слышал слово "марципаны", видел, лишь изысканный десерт в заоблачных далях... Я хорошо знал, что родители любят побаловать язычок, поэтому на первую, повышенную, институтскую стипендию в тридцать рублей я купил Маме десять пирожных в переполненном "Норде" на Невском проспекте за двадцать две копейки каждый. А Папа сам приспособился покупать задешево битый шоколад в кондитерском магазине на углу 8-ой линии и Среднего проспекта Васильевского острова в Ленинграде, аж, за пять рублей килограмм. Наверное, поэтому в молодости я на тренировочных сборах мог легко и незаметно уплести плитку шоколада.
Сегодня мы все знаем, что шоколад любит не только язык, но и кожа, и зубы, и тело. Он сбрасывает усталость, притупляет "волчий голод", а мозг, и, естественно, гормоны радости эндорфины просто не могут существовать без него.
Полина и я с удовольствием откушали "снежный марципан", глядя на красочные, ароматные и сладкие прилавки.
Обычно, мы стараемся познать город, как бы, изнутри. Небольшой кораблик и мы неспешно плывем по каналам вдоль краснокирпичных домов и зеленых парков, пакгаузов и хранилищ, доков и пристаней Гамбурга. Чуть вдалеке Полина замечает пароход с колесом сзади, а я огромный, современный сухогруз. Город - большой порт, его жизнь здесь в складских терминалах, верфях, лесе портовых кранов, где до сих пор идет перевалка шведской и финской бумаги, российской железной руды.
Вернувшись в Гамбург, мы идем в ближайший супермаркет, чтобы отовариться продуктами на завтра.
28 июля 2011. КОПЕНГАГЕН (Kobenhavn)
Первый штраф. Мир велосипеда. Площадь Ратуши. Тиволи. Башня Rundetaarn. Stroget. Биржа.
Переезд в Копенгаген нас расстроил. Жутко строгий контролер в полупустом, комфортном вагоне поезда, можете себе представить, "уличил" нас в подделке проездных документов. И мы опустили перед ним головы. А все дело в том, что, заказывая билеты дома по инету, Полина не обратила внимание (и комп не подсказал ей), что оформляет она опцию на проезд, положенную только гражданам евросоюза. Мы вынуждены были заплатить штраф в 85 евро. Кстати, датский его коллега даже не попросил наших паспортов.
А в остальном... Ровные, как бильярд, аккуратные, зеленые поля, неспешный разговор, почти успокоили Полину, а когда мы перешли на паром, я не сомневался: водная гладь, уж точно, отвлечет ее полностью от грустных мыслей нежданной потери.
Кстати, во время обратного перехода с парома в вагон поезда, мы запутались в лестницах и этажах. Нас выручил маленький, средних лет, датчанин. Он улыбался и на наши возражения, что, дескать, не в ту сторону движемся, легонько размахивая руками, широко вышагивая впереди нас, только твердил : Верьте мне, верьте...
В час дня мы уже разместились в отеле (он, естественно, недалеко от вокзала).
И вышли в город. Мои первые впечатления? Город опрятный, просторный, и на двух колесах... Нет, не зря он признан одним из лучших городов мира в 2011 году.
Спокойные датчане даже не реагировали, когда мы, увлеченные и неопытные, ступая на их территорию, буквально вспархивали, как голуби, из-под колес велосипедов. Я очень жалею, что не решил прокатиться, когда мы проходили мимо многочисленных стоянок. Не знал я, что они лишены всяких бюрократических требований. Попросили бы всего двадцать крон, и вернули бы их...
Я уже рассказывал о "железных конях" в Бельгии, Нидерландах. Датчане, мне кажется, не уступают своим южным соседям, и должны гордиться велосипедными дорогами и высокой велокультурой.
Кто сегодня будет сомневаться в здоровой выгоде всеобщей велосипедизации? Подтянутые, стройные (полных женщин я практически не видел) датчане и живут-то, поэтому около восьмидесяти лет. И детей, подростков с избыточным весом среди датчан, говорят, в два-три раза меньше, чем в Москве. Сегодня датчане пошли дальше: они ввели налог на жиры, масла, сладости, пиццу...
Площадь городской Ратуши. Пасмурно, поэтому "погодные", золотистые девушки на угловой башенке выглядывают из окон вместе: на велосипеде и с зонтиком.
И, конечно, фонтаны с драконами, колонна с викингами - лурадурами и бронзовый Андерсен с натертыми до блеска коленями и ироничным взглядом в сторону Тиволи.
Мы побывали в гостях и у прадеда луна-парков мира -Тиволи,
знаменитом парке цветов, подиумов, ресторанчиков и аттракционов, и, конечно, старинного фрегата на озерце. Может быть, из-за моросящего дождя или огромной, движущейся толпы, но мы согласились с гением: на фоне просторных, уютных городских площадей, можно лишь по-особому развлекаться в Тиволи.
Теперь в знаменитую башню Rundetaarn. Помните у Андерсона в "Огниве": "...там сундук с деньгами, а на нем собака. У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колеса"?
И вьется дорожка винтовым пандусом по спиральному подъему. Может быть, моя стопа в пути падет на каменный след Петра Первого?
Иногда мы заходим в ее боковые залы. Вот в помещении сгоревшей библиотеки необычная выставка заспиртованных рукописей, нот.
И мы снова топаем вверх, как легковые машины, ведь, башня, похоже, прообраз современных, многоэтажных, городских гаражей.
Наконец, мы над городом, у искусно выполненной чугунной ограды. Немногие замечают в ней монограмму короля RFP - "Благочестием сильна держава!", потому как прекрасен вид зеленых, городских шпилей, строгих лент домов, площадей. Я представляю себе, как здесь, вечером, над слабо освещенным городом (датчане очень бережливы), в окружении трех маленьких светильников ежегодно награждают победителей-велосипедистов в заездах по дорожке башни.
Теперь Stroget - самый продолжительный променад в Европе. Похоже, здесь собираются на прогулку туристы всего мира, фланируют, сидят гроздьями на парапетах и у фонтанов. Или просто очень уж узко ее начало?
Мы прошлись мимо причудливых зданий, домов XIV - XV веков, королевской оперы, сувенирных магазинов и бутиков (поинтересовались изделиям из фарфора), музея мировых рекордов Гиннеса, выходили на площади с фонтанами, конечно, отметились у "Каринтиас", любимого фонтана материнства у датчан.
Останавливались ненадолго у разновозрастных развлекателей, зашли в Кафедральный собор Святой Девы Марии, величественное здание с белокаменной балюстрадой, колоннадой и скульптурами Торвальдсена, фризами. И, если бы не алтарь с тепло подсвеченным, золотистым Христом - типичная библиотека!
Накрапывает дождь, и мы идем к бирже. Полина останавливает велосипедистку, леди средних лет. Та неспешно поясняет, показывает наш путь. Это не первый случай высокого внимания к гостям. Интеллигентная нация! Как-то на вопрос Димы, моего внука, как я понимаю интеллигентность? Я ответил: это внимание к окружающим...
Со всех сторон обходим элегантное здание из красного кирпича, фотографируем шпиль с закрученными хвостами четырех драконов (они до сих пор хранят мир и благополучие датчан). Шпиль увенчан тремя коронами северных соседей: Швеции, Норвегии и Дании.
Начался дождь, наш короткий план исчерпан, мы перешли площадь и направились к гостинице.
29 июля 2011. КОПЕНГАГЕН (Kobenhavn)
Росенборг. Амалиенборг. Кристиансборг. Музей Торвальдсена. Нюхавн. Прогулка по каналам...
После завтрака в ресторане отеля мы улочками - переулочками идем в Rosenborg, самый известный замок, гордость Дании.
Замок - в центре столицы. Его красно-кирпичный интерьер, шпили тульей башни, украшенные изящным орнаментом, мы видим издалека.
Пришли рано и до 10 часов гуляем по королевскому парку. Прозрачный, воздушный, со стройными липовыми аллеями, каштанам и платанами, парк благоухает розами, и шуршит листьями под ногами. Он порадовал нас скульптурой. Мы долго искали "Валькирию" Б.Торвальдсена, потом Полина разговорилась с дамой, прогуливающей таксу...
Наконец, мы входим в любимое детище короля Christiana IV, реформатора и строителя, как свидетельствует история.