Мне думалось, что мытарства наконец-то закончились, ибо был собран ворох необходимых документов, заплачены все государственные пошлины и я стала женой французского гражданина. Однако я ошиблась: мне предстоял ещё визит в OFFI - Французский Офис Иммиграции и Интеграции, по месту жительства, прежде всего, для постановки на учёт, медицинского осмотра, а также для получения дальнейших инструкций относительно жизни во Франции. Меня ожидало несколько информационных дней для знакомства с основными законами Французской Республики. Не знаю, как это происходит в России. Так ли уж старательно обучают там "правилам демократии" всех въезжающих на ПМЖ? В общем, я была преисполнена досады и скептицизма.
И, как позднее выяснилось, совершенно напрасно. Даже если допустить определённый формализм полученных сведений, они оказались мне очень полезны. Позднее я сделала вывод: необходимо внимательнее относиться к любой информации, поступающей к тебе; скорее всего, она будет востребована в случае неформального к ней отношения.
Я узнала, что во Франции, помимо учреждений "первостепенной" важности, касающихся труда и здоровья, насчитывается более миллиона различного рода ассоциаций, деятельность которых определяется гражданским Кодексом, или Кодексом Наполеона, обнародованном в 1804 году. Подумать только - отдельные законодательные статьи датированы эпохой Наполеона, и действуют же! Среди ассоциаций есть такие, которые были организованы, чтобы оказывать помощь и поддержку малоимущим слоям населения. Одной из них является Ресто дю Кёр (Restos du Coeur), что в дословном переводе означает "ресторан сердца, сердечности". Эта ассоциация была организована всенародно любимым французским комиком Колюшем в 1985 году. Замечательная идея помощи нуждающимся за десятки лет превратилась в солидную общеевропейскую благотворительную организацию с определённой административной централизацией, со своим уставом и этикой. Организация существует на благотворительные средства, получаемые из европейского фонда, от крупных и средних предпринимателей, а также от простых обывателей.
Справедливости ради надо признать, что отношение к ней в среде французов неоднозначное: среди них есть довольно многочисленная группа людей, не желающих поддерживать "бездельников", среди которых не только собственные соотечественники, но и всякого рода приезжие. Особенно достаётся многодетным африканцам. Порой по интернету гуляют "подмётные" письма от якобы бывших добровольцев (фр. bénévole) Ресто дю Кёр, которые наблюдали, как "нуждающиеся" разъезжают на дорогих машинах, как пресытившиеся от подачек благотворительных организаций, они торгуют полученными там продуктами. Впрочем, оставим суждения и письма на совести отдельных людей - понятно, что в эпоху кризиса многим живётся нелегко. К тому на плечи французских граждан ложатся прогрессивно растущие налоги, в том числе и "на бедных", которые никак не могут радовать. Однако я тоже имею право голоса, поскольку уже достаточное время работаю беневолем.
Почему я стала трудиться на добровольных началах в Ресто? Во-первых, у меня возникло желание поработать в команде людей, жертвующих своими силами и временем ради других, - в команде отнюдь не худшей части французского населения; во-вторых, оказывать помощь другим - вовсе не такая плохая идея; в-третьих, разностороннее общение могло способствовать совершенствованию моего языка; в-четвёртых, я открывала для себя множество необходимых мелочей, от артиклей товаров и их использования до полезных сведений, касающихся моей новой жизни во Франции. Было ещё и в-пятых, и в-шестых... но о самом главном я уже сказала.
В общем, когда я пришла на первое собрание к началу зимней кампании, в середине ноября, то оказалась не единственным новичком - было ещё человек десять, желающих работать в Ресто дю Кёр, но только одна иностранка. Туар - небольшой городок в глубинке западной Франции, русскоговорящих здесь немного, поэтому мне были рады. Как были рады больше узнать о России, помимо имеющихся сведений о "русском холоде, водке, икре, Путине и Байкале". Так что я оказалась своего рода проводником, и любезные французы, особенно мужская часть беневолей, с удовольствием приняли меня в свой коллектив, насчитывающий человек пятьдесят.
Нуждающихся в помощи приходит много: более ста семей. Так что если даже семья немногочисленная, из 2-3 человек, то нетрудно подсчитать, сколько людей приходится обслуживать. Поэтому работа осуществляется в две смены: с 9 до 12 и с 14 до 16-30 в течение двух дней в неделю. Ты сам выбираешь, когда день, когда два дня в неделю ты работаешь, время, но на пост, по крайней мере, новичков, ставит ответственный таким образом, чтобы ты познакомился с разнообразной работой. Но никогда никто тебя не имеет права принудить ни к чему.
Вообразите себе большой холл, разделённый на несколько зон: в первой производится запись тех, кто впоследствии будет приходить за помощью. Получить её не просто - нужны многие документы, наличие которых отслеживается опытными беневолями. Следующая зона - гардеробная, где нуждающиеся могут подобрать себе любую нужную одежду. Так как многие семьи приходят в Ресто с детьми, здесь есть и детский уголок, где беневоли занимаются с ними: рисуют, играют, читают, - пока родители получают продукты. Здесь же расположен зал ожидания, где можно попить кофе, соки, поболтать с приятелями в ожидании своей очереди. Второе помещение - это собственно посты, то есть места раздачи товаров, от всевозможных продуктов питания, включая овощи и фрукты, до моющих средств, подгузников для детей и даже противозачаточных средств для тех, кому за... Есть и подсобные помещения с холодильными камерами, куда привозятся товары и где всё это добро хранится.
Скажу сразу: одним из важнейших принципов работы организации является строгий учёт и контроль. Экономика во Франции по-настоящему "экономная", поэтому беневолей-новичков, прежде чем "приставить к делу", тщательно обучают. Тонкостей в распределении продуктов много: есть льготные семьи, есть многодетные, и перед началом работы - выдачи того или иного артикля товаров, ты должен внимательно изучить памятку, которая меняется каждую неделю в зависимости от количества полученного товара.
С первых же дней мне понравился стиль общения между беневолями: никакой официальности и субординации, все говорят друг другу "ты", и при встрече с каждым обязательное нежное французское приветствие - щека к щеке с двух сторон. Смеха ради замечу, я настолько свыклась с естественностью этого приветствия, что впоследствии непроизвольно тянулась для поцелуя ко всем людям, с которыми мой муж контактировал или просто останавливался для беседы. Порой доходило до курьёза. Однажды он сказал мне: "Ты знаешь, раньше с месье и мадам ... (виноделы, у которых мы часто покупаем продукцию) у меня были только деловые отношения, и при встрече мы ограничивались лишь протянутой рукой". Я-то по наивности думала, что надо со всеми целоваться, а тут оказывается целая иерархия поцелуев: с кем один, с кем два-три-четыре, а с кем достаточно и протянутой руки... Ох уж эти церемонные французы!
Что делала я в Ресто дю Кёр кроме распределения товаров и занятий с детьми? Мыла помещения в конце рабочего дня. Ездила за продуктами в грузовичке в качестве сопровождающей водителя за 90 километров в город, где сосредоточены склады и где получали продукцию 20-25 таких же коллективов, как наш, из разных городков, где есть центр Ресто дю Кёр. Выезжать нужно было очень рано, и у водителя, по правилу, должен быть сопровождающий. Погрузка никоим образом не входила в наши обязанности, так как для этого на складах были и люди, тоже работающие на добровольных началах, и техника. Участвовала в благотворительном марше, организованном специально для сбора средств для Ресто. И собирала пожертвования, что мне особенно понравилось и запомнилось, ибо я никогда не думала, что обладаю выдающимся талантом "попрошайки".
Все беневоли распределились по магазинам по двое - мы постоянно работаем в парах. В супермаркетах наша команда должна была стоять на всех входах-выходах. Со специальными плакамиками - эмблемой организации с фотографией Колюша, и корзинами для продуктов. Всем входящим в магазин мы давали специально приготовленные для этого случая листовки, объясняя нашу цель, - кто, как сможет. По-французски это называлось "коллект" - сбор пожертвований. Сказать по правде, сначала я немного стеснялась и достаточно сдержанно обращалась к людям. Но потом поняла, что собирать пожертвования - настоящее искусство. Когда ты робко приближаешься и несмело что-то бормочешь, люди стараются проскользнуть мимо, даже не бросив взгляд на плакатик с портретом известного лица. И корзина наша заполнялась медленно, и настроение падало. И тогда мне пришлось сменить тактику. Едва завидев входящих в магазин людей, я с лучезарной улыбкой шла навстречу и обращалась к каждому по-своему, в зависимости от возраста, настроения, внешнего вида - надо всё-таки и психологом быть. Я заметила, что моя улыбка мгновенно вызывала ответную на лицах людей, и редко кто при этом хранил напряжённое или хмурое выражение. Оказывал воздействие и ласковый голос, и выражения, вроде "...если вам, конечно, по силам..." - многим хотелось, чтобы им всё-таки было "по силам". По силам помогать тем, кто в этом нуждался. И ещё я заметила, что люди улыбчивые, открытые, были и более щедрыми. И, наоборот, угрюмые старались обойти нас стороной. Интересно было наблюдать за реакцией детей, которые жертвовали сласти и игрушки. Короче говоря, когда через три часа подошла наша смена, первая корзина была полной и другая уже начала активно заполняться. Так что французы не такие уж скареды, если учесть, что в этой стране существует отнюдь не одна благотворительная организация, подобная Ресто дю Кёр.