Сегодня вряд ли найдется цивизованный человек, который бы не знал, что такое Холокост. Независимо от своего отношения к этому явлению, каждый скажет, что под Холокостом понимается массовое убийство европейских евреев: мужчин, женщин и детей, нацистами и их сторонниками во время Второй мировой войны.
У меня нет желания обсуждать в этой статье тему Холокоста. Об этом написано море литературы.
Я бы хотел поговорить об антихолокосте. Сразу оговорюсь, что не претендую на изобретение нового термина. Я просто иду по проторенному пути, имея в виду то, что на каждое явление есть антиявление.
Итак, что же такое антихолокост? Под этим словом я понимаю феномен, в основе которого лежит полное отрицание Холокоста или умаление его величины и трагизма.
Рассуждая о Холокосте, многие приходят к выводу о его уникальности. Действительно, история ни до, ни после не знала такого явления, когда отдельное государство ставило бы в основу своей политики поголовное и беспричинное убийство целого народа. Никогда раньше для этого не использовались самые современные технические средства и не привлекались к добровольному сотрудничеству огромные массы людей.
А что же антихолокост? Он тоже уникален? Попробуем разобраться. Для начала выясним, что такое вообще "отрицание" как психологический феномен. Обратимся к словарю. Читаем: "отрицание - форма психологической защиты, характеризующейся отказом от осознания определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании".
Понятно. Если какой-либо факт болезненен для психики человека, то он отрицается как несуществующий. Один из типичных примеров отрицания: человек болен онкологическим заболеванием. Врачи сообщают ему об этом и рекомендуют немедленно начать лечение. Человек пока чувствует себя совершенно здоровым. Начать лечение для него означает признать то, что он болен смертельным недугом и обречен. Его психика не в силах это выдержать. Человек отказывается от лечения и прерывает все контакты с врачами. Знакомая ситуация, не правда ли? А если онкологическое заболевание заменить на сердечно-сосудистое, диабет или просто привычку к курению, от которой врачи советуют избавиться, то в феномене отрицания легко узнать поведение своего родственника, а иногда и свое собственное.
Действительно, зачем принимать лекарства от гипертонии, зачем бросать курить? Врачи говорят, что повышенное давление и курение опасны? Ну, и что? Со мной-то ничего страшного случиться не может. Я-то совершенно здоров. У меня и давление не очень высокое, и курю я не так уж много.
Разумеется, такой диалог с самим собой люди ведут не на сознательном уровне. Все это происходит в подсознании, но суть феномена отрицания именно в этом. Факт или явление, мучительное для человеческой психики, отрицается или приуменьшается его значение.
А теперь вернемся к Холокосту. Здесь все выглядит точно так же. Человеческой психике трудно смириться с тем, что еще совсем недавно цивилизованные люди, без всякой видимой причины, систематичски уничтожали людей по национальному признаку.
Удивтельно, но особенно трудно смириться с этим тем, кто чувствует неприязнь к евреям. Казалось бы, парадокс. Люди, не испытывающие симпатии к евреям, узнав про Холокост, должны были бы проявить к нему по крайней мере равнодушие. Ну, убили и убили, сами виноваты.
Нет, разумеется, есть и такие, но многие все-таки стремятся отрицать Холокост или приуменьшить его. Почему же это происходит?
Дело в том, что в цивилизованном обществе убийство невинных людей всегда осуждалось. Люди, совершавшие такие убийства, считались извергами и выродками. Предстать в образе такого чудовища не хотел бы ни один здравомыслящий человек. Особенно трудно при этом жить в согласии с самим собой.
Но если злодеям это как-то удается (на то они и злодеи), то обычному человеку даже подумать об этом страшно.
Но ведь каждому ясно, что причиной Холокоста и его движущей силой был антисемитизм. Так что же должен думать обычный человек, не чувствующий симпатии к евреям? Признавая Холокост, он должен признать и тот факт, что при определенных обстоятельствах тоже мог бы методично убивать невинных людей. Разумеется, это тяжело для психики. Вот тут на выручку и приходит уже знакомый нам защитный механизм отрицания.
Легче считать, что Холокоста не было. Не было чудовищного, непостижимого по своим размерам убийства ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, не было газовых камер и крематориев, не было машин-душегубок, не было рвов, заполненных грудой раздетых мертвых тел.
Ведь если признать, что все это было, что совершили это обычные люди, которые не любят евреев, значит признать, что и я мог бы совершить такое при сходных обстоятельствах. Но ведь я не убийца. Я нормальный человек. Я просто считаю, что эти евреи слишком много возмнили о себе (пользуются слишком большим влиянием, слишком наглы, слишком много воруют, всегда живут за чужой счет и т.д. Каждый может выбрать то, что ему больше по вкусу).
А после этого следует совершенно закономерный вывод. Ну, конечно, никакого Холокоста не было. Это все придумали евреи, чтобы вытребовать больше денег у Германии, создать у всего мира комплекс вины и беззастенчиво его эксплуатировать. Психика спасена от болезненных переживаний. Человек уже больше не кажется самому себе монстром, он может и дальше жить в ладу со своей совестью.
Конечно, весь этот мыслительный процесс тоже идет на подсознательном уровне.
На чем же основан антихолокост?
Приверженцы теории отрицания Холокоста либо утверждают, что Холокоста не было вовсе (редко), либо считают, что погибло гораздо меньше чем 6 миллионов евреев (чаще). Обычно предлагается цифра в 300 тысяч.
Но механизм отрицания тот же самый, да и агрументы схожи.
Для сравнения представим аргументы курящих, отрицающих вред их пагубной привычки.
Холокоста не было, ибо нет письменных документов. Никто еще не смог доказать документально, что курение действительно вредно.
Число жертв сильно преувеличено. Курение, конечно, вредно, но не более чем загазованная атмосфера крупного города.
Погибло не больше 300 тысяч евреев, а это допустимые потери во время войны. Я выкуриваю не больше 10 сигарет в день, а это немного.
В заключение хочу сказать, что механизм отрицания - это всегда ненормальный, болезненный механизм психологической защиты. Он крайне опасен для психического здоровья человека, потому что в конце концов дает сбой и приводит в неврозу и повреждению психики. Но не менее опасен механизм отрицания и для психического здоровья общества.