Понятие искупления является одним из основных догматов христианства. Считается, что Иисус своей смертью искупил грехи всех людей. Человеку нужно лишь верить в Иисуса как спасителя.
На мой взгляд искупление - самый сложный и неоднозначный постулат христианства. В чем вообще смысл искупительной жертвы?
Тора объясняет это следующим образом: человек, совершивший грех, собственноручно убивает чистое и невинное животное, понимая при этом, что умереть-то как раз следовало ему. Ведь наказанием за его грех должна быть смерть.
Человеку дают понять, что на этот раз вместо него гибнет неразумное животное, которое совершенно ни в чем не виновато, но если он и впредь будет грешить, то в следующий раз погибнет он сам.
Получается, что животное жертвует своей жизнью за человека. Причем жертва приносится против воли животного. Ведь если бы у овцы можно было спросить, готова ли она отдать свою жизнь за согрешившего человека, она вряд ли бы на это согласилась.
А если в жертву приносится человек? От такой мысли становится нехорошо. Сегодня ни одна религия такого не требует. Иудаизм категорически осудил человеческие жертвоприношения около сорока веков назад. Именно тогда Аврааму "методом шоковой терапии" было объяснено, что человеческая жизнь священна и ни под каким видом не должна быть принесена в жертву. Всевышний дал понять, что отныне он никогда не потребует человеческих жертвоприношений.
Однако идея принесения в жертву человека существовала во все времена. Существует она и поныне. Всегда есть люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради спасения близкого человека: родители могут пожетвовать собой ради детей, любящий ради любимого. Такая жертва совершается добровольно. Человека никто не принуждает пойти на смерть, чтобы спасти другого.
Именно идея добровольной жертвы используется христианами в качестве догмата искупления. Иисус добровольно пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти всех людей. Иисус пожетвовал жизнью как человек, а не как Бог. Ведь Бог не может жертвовать жизнью. Бог бессмертен.
Я не собираюсь разбирать здесь догмат искупления и возникающие в связи с ним вопросы. Это совершенно другая тема.
Мне хотелось бы еще раз обратить внимание читателя на то, что искупление за грех - это намеренное принесение в жертву невинного живого существа без его на то воли, а спасение - это добровольное принесение себя в жертву.
Поэтому, если мы принимает христианский догмат искупления, то можно говорить об Иисусе прежде всего как о спасителе и в гораздо меньшей степени как об искупителе. Ведь люди не заставляли Иисуса искупать их вину, принося себя в жертву. Мало того, в тот момент они даже не подозревали о том, что он, жертвуя собой, искупает их грехи. Следовательно, акт принесения себя в жертву Иисусом не имел того эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, какое имеет собственноручное заклание жертвенного животного человеком, сознающим, что животное умирает за его грех.
Как известно, евреи не приняли догматов христианства, не признали в Иисусе Бога и Спасителя и продолжали верить в религию предков. Своим неверием в Иисуса евреи никоим образом не согрешили против христиан, не нанесли им вреда и не подвергли их опасности.
Тем не менее по мере упрочения положения христианства в мире евреи стали подвергаться гонениям и преследованиям. Темой этой статьи не является разбор причин этих преследований. Важно лишь то, что они были.
Сначала евреев преследовали за их веру, потом стали преследовать за сам факт их существования.
Массовое уничтожение евреев впервые началось в 1096 году во время крестового похода. Тогда банды вооруженных людей врывались в места населенные евреями и требовали их немедленного крещения. Вслед за отказом начиналась всеобщаяя резня. Убивали всех поголовно: и взрослых, и детей. Людей резали, сжигали и топили. Погром прекращался только тогда, когда в живых никого не оставалось.
В дальнейшем каждый крестовый поход сопровождался массовым уничтожением евреев. После крестовых походов начались обвинения в ритуальных убийствах и оскверении христианских святынь. Затем появился навет в распространении чумы и других опасных заболеваний. Все эти события сопровождались еврейскими погромами, в результате которых убивали всех без разбора.
Сюда же нужно отнести кровавую резню евреев на Украине сначала гайдамаками, а потом казаками Богдана Хмельницкого.
Потом были погромы гражданской войны в России и, наконец, Холокост.
Последнее тысячелетие христианской эры ознаменовалось постоянным массовым уничтожением евреев.
Трудно сказать, сколько всего евреев погибло от руки христиан только за то, что они евреи, за то, что не верят в Иисуса как Бога и Спасителя, за то, что остались верны своему завету с Богом.
Известна лишь цифра в шесть миллионов евреев, уничтоженных нацистами во время Холокоста. Полтора миллиона из них - дети.
Если мы вернемся к понятию искупительной жертвы, то увидим, что погибшие евреи, которые были убиты без какой-либо вины и не по своей воле, как нельзя более подходят на роль искупительной жетвы за грех. За грех христиан, разумеется.
Во всяком случае, у безвинно убиенных евреев гораздо больше сходных черт с жертвой, принесенной ради искупления, чем у Иисуса.
Ведь евреи шли на смерть не по своей воле ("как овцы на заклание"). Несмотря на то, что было немало случаев сопротивления убийцам, многие все-таки умирали безропотно. Да и могли ли оказать какое-то сопротивление полтора миллиона детей, жертв Холокоста?
Как правило, убийцы видели в евреях людей неполноценных, вредных, испорченных, в нравственном отношении стоящих гораздо ниже себя. Если не совсем животных, то все же недочеловеков.
Кроме того, многие убийцы считали, что уничтожение евреев грехом не является, поэтому не может вменятся им в вину.
Все это превращает убиенных христианами евреев в настоящую искупительную жертву за грех.
Мне могут возразить, что убийцы не воспринимали евреев как жертву. Они просто убивали, а не жертвовали. Но ведь и жертва Иисуса не была явной изначально.
Так вот кто действительно пожертвовал и до сих пор продолжает жертвовать собой за грехи всех людей, вот кто является настоящей искупительной жертвой. Имя этой жертвы - еврейский народ. Именно через него Бог показывает людям путь к спасению. К спасению через раскаянье и осознание своей вины за содеянное. Дело осталось за малым. Другие народы должны понять это и вернуться к Богу, который всего один, один на всех.