С трепетом я открыл книгу известного американского проповедника и руководителя мессианской общины "Бен Исраэль", Артура Каца, "Холокост. Где был Бог?" Тема уж больно волнующая, будоражащая, задевающая за живое.
Я прочел немало книг на эту тему. Авторы по разному пытались объяснить феномен Холокоста, выдвигая те или иные теории, но ответ на вопрос: "где был Бог?" как правило сводился к одной мысли: "тайна сия велика есть".
Не таков господин Кац. Он сразу же расставляет все точки над "i", с первых строк заявляя о себе как о пророке:
"Книга, которую вы держите в руках, содержит истину и в то же время может стать объектом полемики.
Как и всякая истина, к а к с а м а Б и б л и я (разрядка моя), эта книга может стать как благословением, так и, при неверном понимании, искажением истины".
Не слабо! Ну что ж, подумал я, буду внимательно читать, чтобы понять правильно.
В самом начале автор совершенно правильно ставит вопрос о роли Бога в Холокосте, о человеческих представлениях о Боге, о добре и зле.Вполне логичным кажется и утверждение автора о том, что Бог "пребывал в молчании" и выводы, следующие из этого утверждения, о том, что: "или Бог является моральным уродом, безразличным к страданию людей, в том числе и Своего народа. Или Бог бессилен что-либо изменить. Или Он вообще не существует."
Слишком претенциозным кажется заявление автора о том, "что автор этой трагедии не кто иной, как сам Бог." Но это пока все еще цветочки.
Дальше автор начинает излагать эволюцию своих взглядов на Холокост.
"События Холокоста потрясли мой разум, перевернув все мои представления о ХХ веке, как эпохе прогресса и улучшения жизни людей, эпохе надежд."
Это очень понятно.
"Ведь Холокост был делом рук самого просвещенного народа на земле. Этот факт перечеркивал всю мою логику. Если бы эти события явились результатом действия темного и примитивного народа, тогда нам проще было бы в нем разобраться".
Вот это да! С каких это пор немцы стали "самым просвещенным народом на земле"? А как же французское просветительство, итальянский Ренессанс? Куда вдруг подевались завоевания французской революции, американская демократия?
Немцы не только не были "самым просвещенным народом на земле", как им это приписывает автор, но наряду с русскими, румынами и болгарами были одним из самых отсталых народов Европы.
Немцы ко времени прихода Гитлера к власти всего лишь пятнадцать лет жили в условиях демократии, очень слабой, уродливой, но демократии. До этого, как известно Германия была монархией, со всеми вытекающими отсюда последствиями: кастовостью, ограничением прав и свобод основной массы населения и т.д.
Следует так же помнить, что именно немцы в ХIX веке придумали понятие "антисемитизм" и очень этим гордились.
Наличие у нации таких личностей как Гете и Шиллер на дают ей права называться"самой просвещенной на земле". А что, русская культура не может похвастаться великими именами? Но никто же не скажет, что русские - самая просвещенаая нация.
Кроме того автор явно преувеличивает роль немцев. Да, немцы действительно видвинули из своей среды политических деятелей, замысливших Холокост и воплотивших его в реальность. Но роль рядовых немцев в Холокосте, по сравнению с другими народами, непропорционально мала.
Участие среднего немца в Холокосте было в основном пассивное. Простое население не знало и не хотело знать о том, что происходит. Кто-то понимал, кто-то старался не думать о плохом, кто-то поддерживал, кто-то тихо осуждал, но основная масса просто молчала в то время, как кучка выродков уничтожала людей.
Иное дело другие народы. Например, украинцы и французы. Эти выдвинули из своей среды активных помощников эсэсовцев.
В Эстонии Холокост был проведен не немцами, а самими эстонцами еще до прихода немцев. Было уничтожено 1000 оставшихся евреев. По сравнению с 6 миллионами цифра, казалось бы, невелика, но ведь всех поголовно.
Литовцы и латыши уничтожали "своих" евреев вполне самостоятельно.
Румыны были ничуть не лучше немцев. Евреев Молдавии и Южной Украины уничтожали отнюдь не немцы, а румыны. Причем настолько зверски и открыто, что это покоробило даже немцев.
Хорваты наряду с сербами очень активно убивали евреев, отнюдь не уступая немцам.
Вот и получается, что ужас и уникальность Холокоста не в том, что его затеяли немцы, а в том, с какой легкостью и воодушевлением его подхватили и с каким желанием в нем участвовали другие вполне просвещенные христианские народы Европы.
Автор пишет о своих ощущениях после посещения Дахау: "Во мне что-то надорвалось. Я не мог больше верить в "хороших" и плохих" людей. Все что я увидел и узнал, просто не укладывалось в голове. До этого момента я был убежден, что понимаю события Холокоста, потому они всегда глубоко волновали меня. Но сейчас я соприкоснулся с ужасом, который затмил в моем разуме прежнее наивное представление о добре и зле. С тех пор для меня существовали только "плохие" люди - и я был одним из них."
Это заявление не вызывает у меня никакого сочувствия. Видно, автору действительно что-то затмило разум, если он кроме "плохих людей" не видит в Холокосте больше ничего.
Если он не видит подвига жертв, их отчаянные и, казалось, бессмысленные попытки сопротивления, величие духа выживших, позволившее возродиться самим и возродить свою страну, если автор не видит красоты подвига тех, кто спасал евреев, рискуя жизнью и не требуя наград, то что-то и впрямь затмило не только его разум, но и сердце.
Итак, что же такое Холокост по мнению автора. "Катастрофа Холокоста - осуществленный суд над нами, наказание как еще одна возможность, дарованная Богом, возможность покаяния для тех из нас, кого нельзя было иначе заставить осознать свою потребность в покаянии."
Итак, еврейский народ наказали Холокостом. Это понятно. Мнение не новое и в общем-то лежащее на поверхности. Вопрос в другом. Что же такое страшное евреи должны были совершить, чтобы их так жестоко наказали, и в чем собственно говоря они должны каяться?
У автора и на этот вопрос готов ответ. Он вводит понятие "Холокост на кресте", утверждая, что именно такой Холокост евреи совершили две тысячи лет назад по отношению к Богу, распяв Иисуса. А в двадцатом веке сами получили свой Холокост. Дескать, око за око, Холокост за Холокост.
Автор даже не пытается смягчить вину еврейского народа в "Холокосте на кресте", наоборот он ее всячески подчеркивает: "если мы не отвергаем решения наших отцов распять Мессию Иисуса, то не разделяем ли мы и вины их за тот грех? (Решение о распятии принадлежало нам, хотя орудием явились римляне). Наше молчание, молчание евреев, молчание тех, к кому Он пришел, как бы подтвеждает, что мы согласны с решением наших праотцов, и делает нас с ними одним целым (курсив А. Каца) в этом решении".
Вот так, не больше и не меньше - коллективная, неизбывная вина евреев за казнь Иисуса.
Далее автор говорит: "Бог ждет от нас лишь покаяния за смерть нашего Мессии: это все, что ему нужно от нас для нашего спасения. Но если вместо покаяния мы будем выискивать хотя бы малейшие лазейки для самооправдания, тогда мы потеряны для Бога без тени надежды. Сила нашего обольщения должна быть сломлена, как и наша самоправедность, ведь вместе они приводят нас к отвержению Иисуса.
Но Бог даст нам еще один исторический шанс признать весь ужас и трагизм нашей ошибки. Те, кому дано будет пережить эту скорбь, больше никогда не повторят эту трагическую ошибку прошлого, ибо Бог даст нам новое сердце: забрав сердце каменное, даст нам сердце плотяное".
Оказывается у евреев сердце каменное, а у христиан, которые вот уже две тысячи лет траваят и убивают еврейский народ, оно плотяное. Здорово.
Автор не может обойти стороной вопрос создания и существования государства Израиль. Но автор не был бы самим собой, если бы отметил в этом факте Божественное провидение или награду за ужасы Холокоста. Боже упаси.
Автор видит в Израиле только негативные стороны. Тут и "притеснение неевреев" в Израиле и отстутствие "упоминания о Боге" в политических решениях, принимаемых в стране, и "разделение и борьба среди самих евреев" - одним словом все плохо.
А в конце автор сулит евреям новые бедствия, а государству Израиль он пророчит верную гибель.
Цитируя пророчества Исайи, автор упоминают следующие строки: "Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева ГОСПОДА, прещения Бога твоего (выделено А. Кацем)".
Автор объясняет это пророчество следующим образом: "Хваленые ОСИ (Оборонительные силы Израиля), (разуеется, имеется в виду Армия Обороны Израиля - Л.Н.), вероятно, являются тем, что описано, как "серна в тенетах...изможденные они лежат по углам всех улиц". В позорном унижении они страдают от мук победителей, которые теперь изливают свою долго копившуюся злобу на беспомощных".
Ну, что на это скажешь? Мне только приходит в голову ответ Рабиновича из старого анекдота на вопрос о его здоровье: "Не дождетесь!"
Итак, что же нового нам предлагает Артур Кац в своей книге? Да собственно говоря, ничего. Все тот же лежалый товар - христианский антисемитизм. "Покайтесь, христопродавцы, за то, что Иисуса Христа распяли ". Все это нам уже давным-давно известно, начиная с античного антисемита, Иоанна Златоуста и кончая современными длинноволосыми "пророками", вещающими из телевизора о том, что быть евреем неприлично.
Автор, точно так же как и его предшественники, отрицает право евреев быть и оставаться евреями и требует, чтобы они дружными рядами перешли в христианство.
Даже Холокост автор ставит в вину еврейскому народу, словно не замечая, что обвиняя жертвы, он оправдывает убийц. И вот уже получается, что жертвы и не жертвы вовсе, а просто люди, получившие по заслугам. Убийцы выходят уже не совсем убийцами, а Божьим орудием, справедливого возмездия.
Что же выходит? Евреи, потерявшие шесть миллионов в безумной бойне, виновны, а христианские народы, убивавшие беззащитных людей, невинны уже одним тем, что уверовали в Иисуса.
Добрые христиане крестносцы, убивавшие евреев со словами: "крещение или смерть" - праведники, а евреи, отвергавшие крещение и умиравшие со словами: "Шма Исраэль" на устах, - грешники.
Если это так, то мы живем в искаженном, извращенном мире, где добро есть зло, а зло - добро. И тогда ирония Артура Каца, о том, что "Бог является моральным уродом" и не ирония вовсе, а истина.
Интересно, что официальная Католическая церковь не только давно осудила христианский антисемитизм и отменила понятие как индивидуальной, так и коллективной вины евреев за казнь Иисуса, но и признала за иудаизмом право быть самостоятельной верой и не критиковаться церковью.
Факт непризнания евреями Иисуса следует рассматривать как идущий от Бога, необходимый для дальнейшего развития христианства и требующий уважения христианами.
И наконец, римский папа Иоанн ХХIII составил покаянную молитву: "Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили."
Но для автора папа - не авторитет, он сам святее папы римского, новый пророк Артур Кац.
Ох уж мне эти евреи-выкресты с их комплексом вины за содеянное. Уж как они рвуться разделить свою вину с другими, как стремятся оправдать себя. Видно, не дает им покоя их вина, гложет и терзает душу, не оставляя ни днем, ни ночью.
Нет, автор явно не понял Холокоста. Не понял того, что суть его не в наказании за вину, а в наказании без вины.
Именно так. Еврейский народ был, как жертвенное животное, принесен в жертву без всякой вины, чтобы христианские народы наконец поняли, кто настоящий грешник, а кто праведник.
Бог принес Своих детей (еврейский народ) в жертву, чтобы искупить вину всех людей.
И многие действительно начинают это понимать. Только прозрение приходит не сразу и не ко всем, но оно приходит.