Вчера, наконец, посмотрел фильм "Левиафан". Что можно сказать? Это очень серьезное произведение, снятое в лучших традициях русского психологического кинематографа: без трюков и спецэффектов, но с глубоким внутренним смыслом, суть которого не всегда сразу понятна.
Это фильм-притча. Каждая сцена настолько насыщена и значительна, что не всегда улавливается посыл, который хотел передать режиссер. Из-за это хочется сразу пересмотреть фильм, чтобы понять, то, что до тебя сразу не дошло.
Основная идея фильма - это, по-моему, какое-то общее, тихое отчаянье, которое охватило героев фильма. От отчаянья они пьют, от отчаянья "трахаются", от отчаянья живут какой-то пустой, бессмысленной жизнью.
Затем в фильме представлена тема власти со всей ее тупой и безжалостной несправедливостью. Причем несправедливость эта доведена до такого предела, что каждый понимает, с ней совершенно бесполезно бороться. Люди же, которые вдруг решаются на борьбу, воспринимаются окружающими как чудаки, которые не могут примириться с объективной реальностью. Так, наверное, воспринимался бы человек, который призывал бы бороться со снегом зимой или с дорожной распутицей весной.
Одной из самых важных проблем, затронутых в фильме, является проблема православия. Тут режиссер полностью ломает преграды и отметает все условности. Православие выводится в фильме как ответвление христианства, которое по сути дела никаким христианством не является, а представляет собой инструмент власти, который уже превратился в саму власть: власть над душами, власть над моралью, власть над совестью, власть над добром. Режиссер фактически недвусмысленно намекает, что церковью завладел Сатана, который легко умеет подменять добро злом, милосердие жестокостью, совесть бесстыдством. Причем это делается так филигранно, что простой человек даже не понимает, что произошла подмена.
Интересно, что в фильме выведены и по настоящему хорошие, добрые люди, именно они забирают к себе сына главного героя, после того, как его отец был безвинно осужден на 15 лет колонии. Однако они и сами с трудом могут объяснить, зачем они это делают, словно где-то глубоко внутри них еще сохранилась совесть, но она настолько одряхлела и ослабла, что выразить человеческим языком, продиктованные ею поступки довольно трудно.
Мне кажется, что это фильм не о России, вернее не только о России. Я уверен, что нужно смотреть на это произведение гораздо шире. Это фильм о людях, отчаянно пытающихся понять, для чего они живут.