"Воды здесь, конечно, нет, но..." - при этих словах гида северный европеец, в страхе выпучив глаза, нервно хватается за полупустую поллитру минералки, и, чувствуя себя жалкой пародией на помесь Индианы Джонса с Лоуренсом Аравийским, начинает вслух рассчитывать, на сколько глотков содержимого этой бутылки хватит, если не только отхлебывать, но и смачивать носовой платок под кепкой... Но, так и не совладав с личной водяной калькуляцией, прерывает бодрый оптимистический рассказ экскурсовода относительно хитроумных героических преодолений трудностей местными жителями в древности ради более насущных и актуальных практических вопросов: "А у водителя можно воды купить? Безобразие, куда это годится, почему на прошлой экскурсии было можно, а у вас нельзя? Почему не все автобусы оборудованы вместительными холодильниками? Да когда мы у кафе остановимся, в конце-то концов?"
По приезду в родные пенаты б. экскурсант с ужжжасом рассказывает: "В Израиле НЕТ ВОДЫ, то есть вообще, - представляете себе мое положение? Пыль, грязь, жара, а воды - НЕТ! Принимал душ раз пять на дню. Пить приходилось постоянно, а то - обезвоживание и - кридык. И растительности - НЕТ, от зноя спрятаться негде - тени нет. К каждому деревцу трубочки подведены - само ничего не растет, без полива-то. В море вода такааая соленая, что если не смоешь - разъест до костей, чуть полностью язвами не покрылся. Кошмар, и как там люди живут?! А еще, говорят, умная нация, - да они туда всех, кто поглупее, свезли, чтоб не мешали, а умные-то, конечно, у нас остались. Кому ж без воды понравится..."
Задавать подобному субъекту вопрос о том, как же он, бедолага, все ж таки пил, мылся и смывался при подобном экстриме, - некорректно, поскольку впечатление у него уже сложилось: поленом не перешибешь. ФСЁ: поезд ушел, если он своими глазами видел.
Нет, я не про совсем уж законченного СПА-шного туриста, вроде одной моей знакомой, которая порекомендовала никуда не ездить, а тихо с пользой сидеть на Мертвом море и мазаться, мазаться, мазаться абсолютно необходимыми в нашем возрасте грязями, а то привезли ее на экскурсию (подозреваю, имелась в виду моя любимая Масада), т.е. затащили на гору дворец с крепостью показать, а там камня на камне не осталось - нет, Вы представляете себе?! - в буквальном смысле слова развалины, а они говорят: "дворец" - обман, кругом обман, и вся страна в руинах, ужас-ужас...
Нет, не ей подобных, а такого, средненького имею в виду, с умеренными интеллектуальными потребностями, но - северо-европейца. Ему же в пустыне неуютно, если без предварительной водной подготовки...
И что ж вы делаете, господа хорошие, туроператоры эдакие - совесть есть? Вы клиентов сами распугиваете. Разве не видите, кто и откуда к вам приехал? Геополитическую психологию что ль совсем не изучаете, а? Какое такое иное впечатление может сложиться, если рядового типического туриста везут из аэропорта в Иерусалим, потом на Мертвое море и в Массаду в Иудейской пустыне, затем, провезя по пустыне Негев, окунают в Эйлате и - отправляют домой! Знаете, сколько я подобных страшных рассказов на полном серьезе выслушала?..
Вот если б я была не я, а - грамотное турагентство, то в обязательном порядке начинала бы путешествия для северных европейцев с Галилеи, да. И только потом - все остальное, соленое и пустынно-гористое: потихонечку спускала бы их вниз, с гор. Сначала не только показала море Галилейское, откуда воду берут, но дала б время покупаться, если креститься лишний раз в Иордане им как-то не по нутру. А также высаживала б немножко побродить в лесах. Ну, не на Голанских высотах, конечно, где желтенькие таблички про наличие мин, - не надо уж так обо мне плохо думать, - но - с лопаткой - в руках где-нибудь в районе Кармеля. Пусть кустики какие окучивают, что ли, за ради попутной пользы народному хозяйству, а, главное, из гуманности - чтоб им на собственном опыте убедиться, что все-таки не ко всем растениям в Израиле трубочки подведены, - есть, что и сами по себе растут...
После подобной визуально-тактильной турподготовки, уверена, пустыня воспринимается вполне приемлемо: да, здесь воды действительно нет, но ТАМ она есть, помним - нагляделись-накупались. И уедет человек в твердом убеждении: Израиль - разнообразный.
Без Галилеи Израиль кому ни попадя показывать - для престижу вредно, - что, разве сложно додуматься до таких-то простых вещей?!. Да и негуманно, ведь северные европейцы по сентиментальности склонны к благотворительности: могут обидеться, если израильтяне у них откажутся покупать минеральную воду в качестве гуманитарной помощи.
И еще - просто в прозрачной бирюзовой Галилее оч. красиво - это я вам со всей северо-европейской ответственностью говорю.
На всякий случай, предупреждаю: в течение этой экскурсии пешком вы достаточно недолго гуляете по Цфату, по Голанам - обзорная экскурсия (т.е. не выходя из автобуса), в Кацрине вы посещаете только сувенирный магазин, а в археологический парк вас вовсе НЕ ведут, что оказалось для меня весьма неприятной неожиданностью (гид сказал, что русских экскурсантов туда вообще не возят). Но, несмотря на этот конкретный облом, я ни на минуту не пожалела, что поехала. И, если б я была иудейкой, то написала бы книжку "Вершины иудаизма" , проиллюстрировав ее так:
В бело-синеньком Цфате экскурсовод расскажет вам много всякого любопытного - и про каббалу; и про оборону Цфата; и про переулок, из которого явится Мессия; и про раненную снарядом синагогу, в которой никто не пострадал, что верующие восприняли, как чудо, и до сих пор запихивают просьбы к Богу, в дырку от осколка разорвавшегося снаряда. И о том, что тут каким-то макаром уживаются художники с верующими, для которых изображение человека - грех. И про другую синагогу - в которую он, как в анекдоте про еврея на необитаемом острове, не ходит (она уже однажды средневековой ночью перенеслась в Цфат из Толедо, где преследовали евреев, так мало ли что еще ей в голову придет, - поэтому я тоже зашла и тут же вышла - на всякий пожарный: мне в Испанию не надо, тем более в средневековую, или еще куда, мне и здесь хорошо).
Если получится, попробуйте слушать и одновременно крутить головой по сторонам, пытаясь представить себе, как вся эта гористая красотища влияет на психику и религиозные чувства местных жителей. Ой, недаром тут художники и каббалисты обосновались, не просто так...
...Во время этой экскурсии гид решает оч. непростую задачку: как познакомить людей с чуждым им образом жизни, иной религией, мировоззрением. Мне кажется, что в целом он с этим справляется - некоторая картинка возникает за те 10-11 часов, которые длится экскурсия. Многие детали я потом уточняла у своих местных религиозных, не очень, иноверцев и атеистов, и... вот что получилось. Например, они объяснили, что религиозный человек носит кипу всегда, а не в кармане, и никогда не работает по субботам. Что обратиться к раввину с вопросом, что делать, если спутал крышки от молочной и мясной посуды, по меньшей мере... странно, поскольку человек, который мог бы озаботиться подобным, этих крышек не перепутает никогда - они находятся в разных местах даже у грязнули и растрепы. Будучи в Иерусалиме, у Стены плача я, по возможности, внимательно следила за тем, как ведут себя окружающие, и... они не мыли рук, перед тем, как к ней подойти, не пятились после и не молчали, как советовал экскурсовод, - вероятно, это были неграмотные туристы, хоть и при священных текстах на иврите...
Это про быт, о всяких эзотерических моментах я и не говорю...
Но! Это - дотошная я. Которая интересовалась предметом как до, так и буду интересоваться после этой экскурсии. А если абстрагироваться от моих... скажем, претензий, то из рассказа гида получается странный для иноверца, но вполне достойный облик религиозного еврейского человека. НЕ менее странный, по сравнению с тем, какой складывается, если знаешь чуть-чуть побольше, но - странный несколько иначе. Только и всего. А потому - рассказ гида в своем роде исчерпывающий. Дальше уже зависит от экскурсанта - будет он интересоваться этой темой или нет.
Не хочется повторяться, но я неоднократно обращалась к теме невозможности для туриста прямого проникновения в местную культуру, например, здесь, в рассказе про Париж.
...Перед отъездом у вас будет 20 минут, так вот я рекомендую не бежать в сувенирные лавки, а от туристского паркинга подняться наверх по правой улочке - тихо, никого, а в конце выходишь на местный Бродвей, где тебя шугают местные ортодоксы, ни капельки не сомневающиеся, что ты именно их, таких ценных с фотографической т.зр., хочешь заснять своей мыльницей, а не перспективу с флажками... Улыбнись, извинись и бегом обратно, чтоб не опоздать на свой автобус...
А эти желтенькие таблички про наличие мин на Голанах вызвали у меня очередной приступ мизантропии: вот ведь насколько мерзостное существо человек - ни себе, ни никому... И не разминировать: в почве много железа. Сродни Чернобылю - когда-нибудь, может, и можно будет здесь просто пройти по земле, но - не нам... Какой все-таки ужас видеть вблизи недоступную по вине людей землю...
Доехали до Кацрина... ну что делать? - отмучайтесь у сувенирного магазина и сглотните слюну, проезжая с песнями мимо дольмена и археологического парка, и понадейтесь, что когда-нибудь вас туда захватят лошадные друзья...
И в Ципори хочу... и... ваще!
...Вот такой забавный балкон я увидела после экскурсии, когда поздно вечером возвращалась по улице Жаботинского в свой отель (живут же люди!):
А когда-нибудь я напишу книжку "Подводные камни христианства" и проиллюстрирую ее эдак:
Вообще-то... жалко портить такое красивое название и картинки, - пусть лучше кто-нибудь другой напишет... А я ему подарю свои мысли и пикчи! И...проконтролирую, конечно... Знаете, сколько я могу дать ценных советов? Вот. Так что лучше пусть сразу берет в соавторы. Может даже поставить меня вторым номером, я не гордая, - но мы-то с вами знаем, как все было на самом деле...
Собор Благовещения в Назарете мне показался весьма интересным культурным явлением, но, безусловно, кощунственным именно из-за этих трогательных разноплеменных живописных вариаций на тему благовещения, мадонны и ее же, но уже с младенцем. Подобное я лично не приемлю точно так же, как рукоположение женщин, венчание гомосексуалистов, покаяния христианских иерархов за то, чего они лично не совершали, и пр. мультикультурно-политкорректные новшества, которые мне видятся не менее дикими, чем церковная православная торговля табаком и водкой. Почему бы радикалам не основать свою религию, органично включающую все эти элементы? При чем здесь христианство?
Видите ли... Христос был евреем, и рисовать его негром, японцем или инопланетянином нельзя. При всем при этом, по иудейским законам Мессия как сын Божий невозможен по определению именно в силу своей незаконнорожденности - поэтому это не иудейский ход мысли, а эллинский. Ну, а любые рассуждения на эту тему, иначе, как с т.зр. истории религии, мне кажутся не менее кощунственными, чем изображения Иисуса в виде не-еврея. Так что, на мой взгляд, все отцы церкви, которые занимались этим вопросом - да, кощунствовали вплоть до того, что поминали имя Божье всуе. Простить можно, следовать же им в этом плане - нет.
Полагаю, что христианин принимает на веру то, что мать Иисуса - еврейка и что Он был вполне социально вписан в еврейский мир (не только посещал Храм, но и общался с его служителями и проч. далее по тексту Нового Завета). И, тем не менее, Иисус - сын Божий. Всё. А как сие чисто технически получилось - не нам судить, поскольку познать это мы не можем: Матерь Божья - не Даная, чтоб к ней в постель подглядывать.
- Высказалась, тем самым облегчив душу, спасибо.
На экскурсии я ни о чем подобном, разумеется, и не заикалась, а просто уточняла детали, задавала вопросы ПОСЛЕ рассказа об очередной достопримечательности, по пути к следующему объекту. И все же случился конфликт с одной экскурсанткой:
- А что это Вы все время допрашиваете экскурсовода, словно это Ваш частный гид? Наймите себе личного и задавайте свои вопросы. Может, мы тоже чего спросить хотим.
- Все-все, молчу. Спрашивайте, пожалуйста.
- А нам сейчас не хочется. Все и так понятно!
...На пол, господа, на пол. Лучше - на пол. Всегда смотрите вниз. Есть надежда углядеть там мозаику или еще какую древность, а наверху - тока новострой. Вообще скоромнее надо быть - археология именно этому учит. В Назаретском храме тоже. Как св. Клара со св. Франциском.
..."Река Иордан - место крещения Иисуса". Ну... это не совсем уж то самое место, но река - та же, тут не поспоришь, хоть и не войдешь дважды (некоторые думают, что и один не войдешь - но, по-моему, это уже перебор).
В Ярдените наша группа разделилась: несмотря на запретительные таблички "не есть, не пить, не плавать, не рыбачить", одни радостно плескались и ныряли, другие перекрещивались для верности, - а я пошла кормить бутербродом сомов, за информацию о наличии которых в этом месте весьма благодарна неизвестному юзеру ЖЖ (потеряла линк, пардон).
В Кане Галилейской не забудьте посмотреть не только вокруг, а сами уже знаете куда - на напольную мозаику. А если вам в этот момент не хочется думать о смысле жизни, и особенно - ее скоротечности, то на павлинов по дороге.
По пути в Табху - церковь умножения хлебов и рыб, вас завозят в общепит, дабы отведать рыбу Святого Петра (только чай или кофе там не пейте, не расстраивайте себя), - нет, она, естественно, свеженькая и больше нигде не водится, но... (Но наши финские окуньки лучше!)
В Табхе тоже на пол посмотрите обязательно. И вообще надо быть ближе к земле - ведь если что и остается от древности людской, то... не на небе же. И на рыбов в бассейне - в нем отражаются стены церкви и пробуждают неясные ассоциации...
Гору(ы) Нагорной проповеди вам покажут из окна автобуса... И бананы (в полиэтиленовых пакетах), которые на самом деле - растут как трава, а не на пальмах (на пальмах же которые - финики! ...Кошмар, какое разочарование).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Когда потом, по прошествии месяца-двух вспоминаешь эти две галилейские экскурсии - иудейскую и христианскую, то понимаешь, что смешивать их нельзя, что это оч. правильно организовано устроителями - в один день одна, в другой - другая. И дело даже не в том, что не объять необъятное, а я бы тоже так устроила, - вот щас меня засмеют - всегда немножко боюсь, серьезно, кстати! - чтобы осталось странное ландшафтное ощущение - зримая связь иудаизма с холмами, а христианства с озером. И чтобы одно просвечивало через другое, но не смешивалось, не переставая быть собой, как не может озеро стать холмом, даже если оно находится в горах, а гора - морем...
Но и та, и другая дорога - в сторону от Храма, после Храма, когда он уже невозможен и в то же время есть всегда, а до храма были только пустыня и Египет, древний, ессно... (Но мои размышления о Храме будут немножко обозначены в след. посте, а пока - нам в другую сторонУ).
Оч. странное ощущение, когда едешь по Галилее: дорога - нейтральна, она ведет и ведет себе, и без экскурсовода не всегда обратишь внимание на множество интересных вещей, имеющих отношение к теме экскурсии про религию, а кругом - зелень да вода в дымке...
=====
Разумеется, можно написать и трилогию с заключительной работой - "Подводные камни христианства как вершины иудаизма" (или наоборот). И пикчи пихать в порядке, соответствующем религиозной ориентации пишущего. Эх, почему я не (профессиональный) религовед?.. Ведь так трогательно это атрибутивное человеческое стремление потрогать Бога руками: вроде бы совсем абстрагировался, а ручки шаловливые эдак несолидно - цап-царап...
И какая же прелесть наблюдать, как тысячелетиями лавры императрицы-археолога Елены роду человеческому покоя не дают... То какой Рон Уайет уродится, который вам раскопаааает - все, что надо и даже куда больше, чем вы мечтали. То послышатся призывы-наказы возмущенной общественности отрывать то, что библейское, а не невесть что и не все, что попадается (лишнее надо обратно закапывать, придурки, - только тихонько-тихонько, все вас учить), то дьявол им явится, то Дева Мария, то рай на земле построить захотят, прости Господи,- эх, мать моя женщина, отец мой мужчина...
...Храмы, синагоги, мечети, религиозные люди... И во всем этом я не нашла духа благочестия как в целом. Но он, конечно, в Израиле есть - в величии пейзажа, в осколке мозаики, в полустершейся фреске, в беззащитной улыбке растерявшегося от вопроса туриста местного жителя...
Или в такой вот случайной фотографической группке:
ЗЫ.
Проникшись постом, вы меня бибизательно спросите: если иудаизм - земля, а христианство - вода, то - что же тогда огонь и воздух? Ребята, ну что за... нахлебничество, в самом деле?!.