Хяннинен Ольга Николаевна: другие произведения.

7. Израиль… Иерусалим подземный, монастыри вокруг и три мысли. Дни 8 и 10

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хяннинен Ольга Николаевна
  • Обновлено: 11/10/2008. 31k. Статистика.
  • Путеводитель: Израиль
  • Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления на экскурсиях "Иерусалим подземный" и "пещеры и монастыри вокруг Иерусалима"

  •   
      
    РУИНЫ - постмодернистская метафора, употребляемая для фиксации специфичного для культуры постмодерна способа мироинтерпретации, основанного на отказе от идеи целостности, иерархичной структурности и гармоничной упорядоченности мира (см. Постмодернистская чувствительность, Закат метанарраций, "Мертвой руки" принцип). По формулировке Делеза и Гваттари, "мы живем в век частичных объектов, кирпичей, которые были разбиты вдребезги, и их остатков. Мы уже больше не верим в миф о существовании фрагментов, которые, подобно обломкам античных статуй, ждут последнего, кто подвернется, чтобы их заново склеить и воссоздать ту же самую цельность и целостность образа оригинала. Мы больше не верим в первичную целостность или конечную тотальность, ожидающую нас в будущем".
      ...
      Презумпция Р., в свою очередь, фундирует собою такой феномен постмодернистской культуры, как презумпция "обратной апокалиптичности" (an inveted millenarianism); по определению Джеймисона, в культуре постмодернизма "предчувствия будущего, катастрофического или спасительного, заместились ощущениями конца того или этого (конец идеологии, искусства или социального класса; "кризис" ленинизма, социальной демократии или общества всеобщего благоденствия и т.д. и т.п.); взятые все вместе они, возможно, составляют то, что все чаще обозначается постмодернизмом".
      М.А. Можейко Постмодернизм Энциклопедия Сост. А.А.Грицанов, М.А.Можейко
      
      "Мы же ничего не знаем!" - вот так я частенько паникую, когда во время своих путешествий встречаюсь с чем-то, показавшимся странным. И пользую местоимение "мы" совершенно осознанно, кстати, потому что не одна я не могу найти ответа на возникающие вопросы. Более того, мне ужасно не нравится некоторая вполне объяснимая и закономерная человеческая черта: восприятие людей прошлого, как точно таких же, как мы только без мобильников и компов, бедны-и-и-их. Многие соглашаются, что наши предки мыслили иначе, но - на словах, "ваще": как только дело доходит до обсуждения конкретных исторических событий, так тут же настырно лезут ослиные уши пресловутой экстраполяции - мы начинаем осуждать или превозносить прошлое, руководствуясь сегодняшними стандартами и паттернами. Мне кажется, что это потому происходит, что в массе мы не читаем ничего из первоисточников, не пытаемся на основе исторических изысканий представить, как люди жили в комплексе, - где спали, что кушали, во что одевались, откуда и как все это доставали. И поэтому я ужасно радуюсь, когда обнаруживаю жжжурналы, в которых люди пытаются заниматься реконструкцией прошлого, а не голливудно одевают современников в исторические костюмы...
      
      Ну да, вы правы - я опять затянула свою печальную песню про быт, что не бытие определяет сознание, а именно он, разбивающий не только любовные лодки, но и все на свете трансформирующий, а сознание делает то же самое с ним, - и ничто не первично... Скорее всего, существуют слегка между собой пересекающиеся последовательно существующие комплексы, как на подводной лодке - отсеки, наверное, не знаю, как это лучше графически изобразить... Но, например... вы же помните свои совковые представления о загранице, видите, как они изменились? Или... нет, не помните, не видите, вам кажется, что вы всегда думали так, как сегодня?.. Тады - ой...
      
      ...Этот пост у меня был написан на редкость деликатно-доказательно, даже самой понравилось, но грохнулся месяца полтора назад, когда я в ворде исправляла ашипки и одновременно болтала с приятельницей. Что-то там не то выскочило, я техники испугалась и - как обычно, ничего не могу с собой поделать, - стала жать на все кнопочки сразу, комп перезагрузился, а пост... пропал, вместо него - пустой листочек, и даже знакомый компьютерщик следов найти не смог.
      Снова писать его мне влом и скучно, поэтому я тезисно и без особого деликатничанья изложу всего ТРИ (с половиной) МЫСЛИ, которые пришли мне в голову во время двух последних экскурсий (про еврейские народные сказки, библейскую археологию и причины антисемитизма). А вы, мои любимые собеседники, сделаете поправку на случившуюся беду и благодаря великой силе воображения представите, как все было здОрово изложено ранее, ладно? В качестве бонуса - фотографии, дающие некоторое представление об экскурсиях.
      
      1. Знаете, с чего я обычно начинаю подготовку к любому зарубежному вояжу? Правильно: с чтения народных сказок той страны, куда отправляюсь. Чтобы с ногами залезть в местное подсознание, ага. Многие так неоригинально, уверена, поступают, но я об этом упомянула только потому, что еврейские народные сказки мне показались весьма отличными от сказок других народов, а, готовясь к поездке в Австралию и Новую Зеландию, я об этом вспомнила. Такое ощущение, что весь корпус создан именно во времена изгнания и не раньше, - а где же древние пласты? Только не говорите, что в Библии, а то тогда совсем интересно с народом Книги получается - что же после возникновения письменной фиксации отпадает необходимость в устной традиции? Но ведь у других народов древние сказки остались, а еврейские куда делись? И конспирологический ответ, что "вообще все сказки - поддельные, как сегодня - новости", меня тоже не устроит: что-то же есть и в сказках, и в новостях, надо только не лениться разбираться, что именно...
      
      К сожалению, пусть не досконально, но хоть капельку у меня перед поездкой в Израиль изучить данный вопрос не получилось, и сейчас никак. Но обязательно после приезда из Австралии и Новой Зеландии займусь, а то как-то они давным-давно отданы на откуп психоанализу, и не подступись, даже обидно. И займусь не только еврейскими, но и вообще - обратила внимание, что в последнее время прям какая-то политкорректная война против этого жанра идет: историю-то всегда переписывали, это нормально, а вот чтобы сказки требовали запретить на государственных уровнях - как-то не замечала раньше, возможно, впрочем по невнимательности...
      
      2. На экскурсии "Иерусалим подземный" мне вспомнилась полемика промеж специалистов по еврейской археологии - "новыми" и "старыми" , так я их про себя окрестила. В тот момент я, конечно, возмущалась позицией последних, требовавших откапывать не абы что, а исключительно библейские доказательства. С т.зр. "новых", признаюсь, была тогда мало знакома, а, ознакомившись после поездки, тоже расстроилась, ибо они тоже хороши требовали признания их права на откапывание... политкорректностей. В целом, мне стало оч. грустно, когда я увидела, что на первый взгляд вполне себе научная драчка таковой вовсе не является, а мою любимую археологию используют как первобытную дубинку в политико-идеологической борьбе.
      
      Нет, никогда и ни за что я бы не полезла в дебри научной схватки, а просто ради радости самообразования с большим уважением почитала бы специалистов, - полностью признавая свою некомпетентность; но когда эта полемика теряет научный характер, тем более не по вине ни уха, ни рыла журналистов, а самих археологов... - тут уж я не могла не возмутиться, хоть и понимаю, зачем и почему так получается.
      
      Но как же можно рассуждениями о том, завоевали древние евреи древний Ханаан или самозародились там, доказывать право сегодняшних евреев на Израиль в нынешних СМИ?!. Уж кому-кому, как не специалистам знать, как отличны представления древних людей о добре и зле от сегодняшних, что войны люди вели всегда, в процессе чего страны, племена и нации возникали и исчезали, и что современники считали это нормальным положением дел, переживая не вообще, а именно за свою собственную группу, и - некоторые, конечно, мечтая о рае без войн на земле в счастливом будущем...
      А вот, поди ж ты, несмотря ни на какие знания эти горе-специалисты все равно приплетают, да что там - с пионерским задором намертво припаивают собственные шитые белыми нитками гипотезы к актуалке, а потом удивляются - а чей-то столько противников не убедить никак, и все разваливается... Что у "новых", что у "старых". Да потому что они очередную вавилонскую башню строят, пиарятся, а не свои непосредственные задачи решают, скромно и кропотливо.
      
       Так что проблемой "почему подчас археологи занимаются не своим делом" тоже озадачусь на досуге. Тем более, что чудесный френд прислал весьма достойную книжку Н. Я. Мерперт "Очерки археологии библейских стран", где на первый взгляд ничего подобного нет, но я только по диагонали глянула, - вернусь и изучу подробно.
      
      3. Знаете, что мне показалось, нет, скорее, я именно прочувствовала во время пребывания в Израиле, особенно во время экскурсии "Пещеры и монастыри вокруг Иерусалима", как странное, необычное, структурно отличное от других стран?.. Наличие огромного количества культовых сооружений чуждых религий. На улицах - евреи, а периодически слышишь мусульманские созывы на молитву, и взгляд все время упирается то в мусульманские, то христианские храмы. И... мне стало даже как-то пронзительно жалко евреев (не обижайтесь, уважаемые израильтяне, я просто не знаю, как иначе сказать): они же постоянно видят кругом чужие символы... Представьте, например, Москву или любой город, где вы живете, и чтобы там синагог и мечетей стало поровну с церквями или к тому же они бы сильнее бросались в глаза - приятно было бы?..
      
      Нет, я знаю историю, как и почему так случилось в Иерусалиме - читала, но... все равно - странно именно воочию лицезреть. В большинстве иных стран население, понастроив соответствующих храмов, приняло "мировые религии" - ох, сомнительное это название, раз адепты разных стран друг друга без переводчика не понимают, а поняв - дерутся, к тому же рисуют богов кто во что горазд в соответствии с национальным и расовым колоритом, - а тут - нет, осталось верно своей, "трайбалистской", а в то же время синагог не видно, т.е. они скромные такие по сравнению с мечетями или церквями, сразу и не найдешь, если не знаешь заранее, где находятся. И это тоже удивительно, - подумалось мне, когда вспомнила весьма помпезную питерскую синагогу, - в других странах синагоги как-то солиднее выглядят, чем в самом Израиле.
      
      Возможно, что истоки современного антисемитизма расположены неподалеку: в том, что и евреи, и иудаизм продолжают существовать наряду с теми религиями, которые возникли на его основе, и с теми народами, которые возникли после принятия этих религий.
      Отношение же евреев к себе как к избранному народу кажется на первый взгляд вполне ординарным: так полагает о себе любая нация, иначе ее просто нет. Но только про избранность евреев написано в чтимой большей частью человечества Библии, господа, - и другие нации сие не может не нервировать, вот вам и особое отношение - не просто нелюбовь к другой нации, но нелюбовь в квадрате. И в некоторые периоды, в некоторых группах, у некоторых людей эта нелюбовь доходит до ненависти и насилия.
      
      Мне кажется также странным, что мы недооцениваем сегодня проблемы, связанные с принятием чужих богов и способов поклонения им - ведь все это никуда не делось, просто хорошенько спряталось за секуляризированными декорациями. Помните, как в детстве родители вам рассказывали всякие истории про "хороших и плохих мальчиков и девочек"? И как вы к этим персонажам относились? Мягко говоря, неоднозначно. А теперь представьте, что вам с утра до ночи объясняют, что их истории гораздо важнее и вашей собственной, какой бы она ни была в будущем, и вообще всех историй всех ваших соплеменников, прошлых, настоящих и будущих, и вообще историй всех-всех наций. Что вы будете чувствовать? Будете это чувство, конечно, подавлять - это же священная история, никуда не попрешь, но раздражение тоже надо на ком-то выместить - и какая кандидатура может быть лучше, чем негодные наследники, отказавшиеся продолжать священную историю в том русле, которое представляется нам правильным? Вот почему антисемитизм мне кажется вполне закономерным явлением, более сложным, и действительно отличным от простой нелюбви к любой иной нации, кроме своей (тут я была ранее неправа, когда утверждала обратное). А лет ему ровно столько же, сколько существующим на сегодня нациям.
      И да простят меня атеисты-антисемиты, но, думается, им просто лень заниматься самоанализом, т.е. раскручивать этот клубок ненависти по возможности научно и логично. Им и так хорошо.
      
      Тут тоже много аспектов, над которыми хотелось бы попозже поразмышлять, в т.ч. и почему столь многие евреи-мыслители становились атеистами...
      
      ...Эти вопросы я только наметила к обдумыванию, когда путешествовала по Израилю, и здесь зафиксировала, чтоб по нынешней затусованности не забыть "куда думать-то" длинной и холодной зимой, а пока расскажу о своих непосредственных весенних экскурсионных впечатлениях:
      
      03.04.08 Иерусалим подземный
      
      Уже рассказывала, как попала в иерусалимскую больницу с приступом астмы, но тем не менее рискнула продолжить вояж. (Забодала уже упоминаниями, да? Но сие тоже оказалось структурообразующим моментом - как выразилась одна моя приятельница: турпоездка оказалась с этнографическим уклоном - не только френдов посетила, но и в больнице полежать ухитрилась).
      Ох, непросто это оказалось - найти группу, но когда встреча на Эльбе у входа в Город Давида все же состоялась, замученная моими истеричными звонками гид Регина оказала мне в высшей степени любезный прием, как и вся группа, с искренним сочувствием расспрашивающая о моем душевном здоровье.
      
      А что делать, если таксисты не сразу врубаются, к каким воротам везти?.. Вот и пришлось немножечко нервно в разъяснениях задействовать иврито-говорящего гида по мобильнику... Конечно, поначалу я заизвинялась, стушевалась и вела себя ниже воды, тише травы, но на обратном пути отдышалась, зачепышилась, встрепенулась и начала пересказывать чуть усталым, но явно заинтригованным экскурсантам сюжет "Баудолино" Умберто Эко.
      "Во дают! Ничё так... интересна. Не зря мы Вас столько... эта...того... подобрали-таки", - под щипки, пинки и шиканье супруги заметил солидный молодой москвич, с трудом оторвавшись от серьезного мобильного разговора.
      
      
      
      
      
      
      
      
      Про заложенные камнями ворота, чтоб мессия не прошел (наивные, будто его что остановит), стену иевусеев (или не-ивусеев), туннель царя Хизкияху, Силоамскую купель, геенну огненную и т.п. чудесные места лучше почитать, конечно, специалистов (см., например, мои Ссылки по Израилю, которые вот только разберу, так сразу и запощу, чесслово). А я, как обычно, только показываю немножко своих фотографий. И хоть в двух словах не могу не упомянуть о не менее своих ощущениях: в этих развалинах я была абсолютно счастлива, и вопрос, стоило ли туда с такими трудами добираться, для меня не стоял.
      
      Единственное же, о чем жалела, так это о времени, потраченном на обед в близлежащем кибуце: там миленько, чистенько и вкусненько, но, честно говоря, мне было жалко каждой просто так потраченной минутки из этого 10 часового тура. Как бы было хорошо, если б можно было отказывающихся от хлеба насучного оставлять в на каком-нибудь туробъекте, а потом забирать дальше...
      
      
      05.04.08 Пещеры и монастыри вокруг Иерусалима
      
      Частично об этой экскурсии я уже рассказывала здесь:
      7.1. Израиль... Тема для медитации: сталактитовая пещера Сорек, заповедник Авшалом - тока пикчи, ей-бо
      А теперь допокажу 4 монастыря:
      
      Абу-Гош (бенедиктинский молчальников, понравился больше всех),
      
      
      
      
      
      А Эмаусов оказалось аж два (вообще-то их больше),
      
      
      
      Латрун,
      
      
      
      окрестные виды по пути в пещеру Сорек
      
      
      
      Горненский женский православный монастырь (фотографировать нельзя, но... ругайте меня, хоть я и без вспышки),
      
      
      
      Айн-Карем (францисканский монастырь)
      
      
      
      
      
      
      
      
      Экскурсовод был просто замечательный: Александра, которая, ссылаясь на многочисленные источники, рассказывала нам о своей любимой фише: как исторически менялся образ израильской женщины, отраженный в Библии. Не буду воспроизводить ее рассказ, тем более, что она насобирала материала на книгу, а не на одну статью, которую собирается написать, но тема меня тоже ужасно заинтересовала, и я решила почитать самостоятельно (тоже забиваю в планы).
      
      И все было бы совсем чудесно, если бы не ужасная пятилетняя девочка с не менее жуткой громко и в течение всей экскурсии подпевающей плейеру мамашей (вот ведь сколько сил в глотке!), которые почти что испортили вообще весь день. Девочка ко всем приставала, хваталась за экспонаты, дергала за одежду, кричала, плакала, требовала мороженного и чего только не, а когда она в автобусе сладкими грязными руками вцепилась в пышную прическу пожилой леди, сидящей спереди, то... старушка просто-напросто разрыдалась. Маме же девочки и в голову не приходило приструнить чадо, а на вежливые замечания окружающих она отвечала откровенным хамством, короче, - слала всех матом - такие дела... Из-за этой парочки нам пришлось сократить экскурсию: ребенку нужен был полноценный обед в приличном ресторане, а не в заправочной кафешке, и пока они целый час обедали, вся группа их ждала, слоняясь вокруг автобуса...
      
      Александра делала все, что могла, чтобы как-то урегулировать ситуацию, но мне кажется, что самой турфирме следовало бы поставить возрастные ограничения для экскурсантов, хотя от хамства сие все равно не спасет, нужно что-то другое против беспредельщиков придумать. Кстати, всегда поражалась подобным извращенцам - не лень прикладывать усилия, чтобы НЕ любили абсолютно посторонние люди, которые тебя в упор не видят, с другой стороны - не мытьем, так катаньем хоть какое-то внимание привлечь, - только зачем оно этим эксгибиционистам?..
      
      ...На обратном пути гид со смущенным смешком шепнула мне, что ее концепция относительно типа современной еврейской женщины нуждается в существенных уточнениях... А я ей рассказала, что на предыдущей экскурсии сама выступала в качестве нервирующего группу компонента, по крайней мере поначалу. "Шо Вы сравниваете!" - возмущенно встряла пересевшая к нам потерпевшая от девочки пожилая леди, инстинктивно поправляя волосы. Согласиться с ней мне было приятно...
      Александру же я чисто из эгоистических интересов попыталась увлечь жж: с ней так интересно спорить (хоть она и феминистка - но у каждого свои недостатки)...
      
       Ну, а в самом последнем посте я расскажу о празднике мыльных пузырей, моем единственном "пляжном" полудне в Тель-Авиве, однодневной поездке в Беер-Шеву, встрече с френдами и даже пешем заходе в пустыню Негев с раскопками. Но напишу все это уже после возвращения из Австралии и Новой Зеландии...
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хяннинен Ольга Николаевна
  • Обновлено: 11/10/2008. 31k. Статистика.
  • Путеводитель: Израиль
  • Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка