Аннотация: Практически не было рабочего места, на котором не имели бы место стычки между черными и остальными. Официально, в рамках большой страны, эти события называли отдельными случаями, возникшими по вине политически некорректных граждан, без упоминания их принадлежности к той или иной расе. Но, по всей вероятности не было американца, включая меня, который, так или иначе, не засвидетельствовал бы расовые столкновения.
АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Когда я писал, что между американскими неграми и белыми шла настоящая гражданская война, я не утрировал, а даже где-то сглаживал углы, которые в реальности были куда острее, чем на бумаге. Со времен конца 60-х прошло более тридцати пяти лет, а война между белыми и черными продолжается до сих пор. Она не приобрела обтекаемые формы. Она такая же острая и даже острее, чем была 35-40 лет назад. Конечно, времена другие, и соответственно методы этой войны приобрели более изощренные формы.
Но, не будем забегать вперед и вернемся в 60-ые. Тогда в борьбе за равноправие в стране участвовали две основных черных политических силы: мирные реформаторы (Мартин Лютер Кинг) и радикалы (Малкольм Х). Последние, в первой половине 60-х составляли меньшинство. Не смотря на разный подход в методах борьбы, повестка была одна - решение исторически сложившейся проблемы. И она потихоньку решалась. Ведь для того, чтобы поменять исторически сложившийся менталитет обеих сторон, нужно было время, особенно в южных штатах. Но в борьбу вмешалась третья сила - сочувствующие и всех жалеющие либералы.
Я думаю, многие согласятся с мнением, что великие империи погубили либералы и губошлёпы. Яркий пример - Российская Царская Империя. Именно либералы (а не ку-клукс-клан) подвели белое и черное население США к состоянию постоянной гражданской войны. Через всевозможные каналы прессы, радио и телевидения начали жалеть одну из сторон, мол, бедненькие, рабами были. Американские негры, причем те из них, кто уже давным-давно жили в северных штатах, сразу же расчувствовались по отношению к самим, себе, бедным и обиженным, и решили, что им все можно, и все вокруг им должны.
История распорядилась весьма иронично и поставила все вверх ногами:
В южных штатах, как Алабама, Луизиана, Миссисипи нет и одной шестнадцатой той ненависти черных к белым и одной тридцать второй той черной преступности, которая есть в средних и северных штатах.
Американские негры, родившиеся в первой половине 20 века, росли и воспитывались в сегрегации, т.е. в отдельной от белых среде. Для них это положение, вошедшее в сознание с грудным молоком матери было таким же нормальным, как для белых - тот же факт, что они росли, учились и жили отдельно от черных. Я не утверждаю, что это правильно, и в данном случае мое или чье-то другое мнение сейчас не причем, так как разговор идет об объективной реальности тех лет. У обеих сторон был сложившийся традиционный менталитет. Черные, в массе, жили гораздо беднее, чем белые, хотя и среди них из покон веков, не смотря на дискриминацию, были состоятельные и даже очень богатые люди. Изначально, под лозунгом равноправия стремление черного населения было направлено на улучшение условий труда, повышения заработной платы до уровня белых рабочих, адекватное медицинское обслуживание и улучшение жилищных условий. Им не нужна была десегрегация. Они чувствовали себя в обществе белых также неловко, как и белые - в обществе американских негров. Эта неловкость не редко встречается и в современной жизни. Что бы ни говорила американская пропаганда по поводу того, что все американцы - новый сплав вышедший из "плавильного котла", (melting pot) это преувеличение, реально граничащее с неправдой. В книге "За пределами плавильного котла", (Beyond The Melting Pot), написанной в 1963 году профессорами Даниэлем Мониханом и Натаном Глейзером, полностью разрушается теория того, что приехавшие в Америку иммигранты рано или поздно становятся американцами.
В 1959 году Милдред Джетер, черная гражданка Америки вышла замуж за Ричарда Ловинг, белого американца. Оба нарушили закон штата Виржиния о межрасовом бракосочетании и были осуждены на один год лишения свободы. Этот брак вылился в нашумевший судебный процесс "Ловинг против штата Виржиния". От себя скажу, что им обоим очень повезло: если бы их не посадили, они не прожили бы долго. Их обоих убили бы либо негры, либо белые. Даже в 1967 году межрасовые браки были запрещены в 16 штатах. И это в самой "цивилизованной" стране мира?! Ладно, это было тогда, а сейчас?
Калифорния, самый передовой и прогрессивный штат Америки, единственный штат, официально названный республикой Калифорния.
В сентябре 1990 года, сбежав из "девятого круга ада" - города Ньюарк, штат Нью Джерси в Калифорнию, я устроился работать на должность помощника преподавателя в среднюю школу имени Мартина Лютера Кинга в городе Хейворд (приблизительно 20 миль юго-восточнее Сан Франциско). Преподавательницу класса, Синтию, в школу каждое утро привозил муж, Рой, так как у них в семье была только одна машина. Однажды Синтия попросила меня поехать с ней на книжную базу в Окленд, город, 80% населения которого - черные, (приблизительно 12 миль севернее) закупить учебные пособия. На вопрос, почему она не поедет с мужем, Синтия ответила быстро, легко, как само собой разумеющееся, что её муж - негр. Если в Окленде его увидят с белой женщиной, их обоих убьют. По дороге на книжную базу, отвечая на мои вопросы, Синтия объяснила, что вместе с мужем они могут безбоязненно бывать только в ограниченных районах определенных городов, включая Сан Франциско.
На протяжении трех с половиной веков у американских негров складывалась своя самобытная культура, традиции, манеры и даже собственный стиль подхода к труду. Веками они учились работать медленно, не спеша. Ведь раб, работай он быстрее или медленнее, зарплату не получал. А силы надо было экономить, чтобы хватило на 12-14 часовой рабочий день. Время, где частично, где полностью стёрло традиции прошлого, но одна черта осталась по сей день - веками выработанная медлительность, то есть то, что сегодня попросту называется лень. Эту характерную черту в середине 50-х годов американские негры перевезли с собой с южных штатов в Детройт, Чикаго и другие промышленные города Соединенных Штатов. Вполне естественно, что им и платили в соответствии с их продуктивностью. Но, нашлись "добрые" люди, именуемые либералами, которые с трибун кричали о неравноправии в зарплате, жизненном уровне и т.д. Нашлись умные, которые черным по белому написали и опубликовали, что негров эксплуатировали, как рабов на протяжении более 250 лет, а теперь эксплуатируют, как дешевую рабочую силу. Американские негры, не дураки, взяли себе на вооружение выше сказанное, как святейший лозунг, который и по сегодняшний день является самым популярным: "Вы нас в Америку привезли, 250 лет держали в рабстве, эксплуатировали, теперь платите". Это не просто лозунг! Эта фраза (или её варианты) неоднократно использовалась и до сих пор используется в качестве юридического аргумента во многих судебных процессах и производственных разбирательствах. А если этот аргумент не помогает, черные сразу - в крик, мол, дискриминация!
Что касается жизненного уровня, большинству американских негров все равно, каков он этот уровень. Там, где селятся американские негры, начинается грязь в прямом и переносном смысле: от мусора, грязи и сорняков на улицах - до торговли наркотиками, проституции стрельбы и других преступлений. Все осталось так, как было сто лет назад. Там, где поселяются американские негры, не селится ни одна другая раса, кроме черных латинос. (живущих в Америке прошу не путать мексиканцев с блэксиканцами - новой официально зарегистрированной в США расой).
До 1960 года Гарлем и Бронкс в Нью Йорке были фешенебельными районами города, с большим количеством культурных заведений, эксклюзивных ресторанов, ночных клубов.
В июне 1990 года, по приезду в Америку, нас, вновь прибывших иммигрантов, повезли на автобусную экскурсию по городу. Перед въездом в Гарлем и в Бронкс экскурсовод посоветовала избегать прямого взгляда с идущими по улице жителями этих районов, чтобы они не бросили камень в стекло. Проезжая по Гарлему и Бронксу, я впал в глубокую депрессию, глядя на неряшливо одетых жителей, на забитые фанерой окна, полуразрушенные заброшенные здания, где в проемах оконных дырок без стекол, там и здесь, можно было увидеть грязных обросших длинными волосами и бородами мутантоподобных людей в страшных обносках. Мусор на улицах лежал большими кучами, возле которых возились дети, вероятно в поисках игрушек. Улицы были захламлены поломанной мебелью, полуразобраными брошенными автомобилями, бутылками, рваными газетами и пластиком. Стены домов, сплошь и рядом, пестрели угрожающего вида разноцветными рисунками - граффити. Все магазины, забегаловки и первые этажи зданий были защищены решетками, а небольшие предприятия обнесены колючей проволокой. Экскурсовод, она же и наша ведущая - консультант по ориентации в новой стране, строго предупредила, что ни пешком, ни на автомобиле белому человеку в Гарлем и Бронкс, особенно вечером, лучше не въезжать. Оба района патрулируются только черными и латиноамериканскими полицейскими.
В то время я впервые в жизни узнал, что такое "плохой район", или как его называют сами черные "зона войны" (war zone). Я с ужасом понял, что фантастический фильм "Побег из Нью Йорка" с Куртом Расселом в главной роли не так уж далёк от реальности, а задний план с граффити на стенах, дымящимися канализационными люками, проститутками и торговцами наркотиков на углах во многих музыкальных видео клипах - не декорации, а настоящая зона войны.
На протяжении всех лет жизни в Америке, я спрашивал и белых и черных и разных других, в чем причина такого образа жизни американских негров. Все, как один, говорили и говорят одно и то же: "Лень! Не хотят учиться и не хотят работать".
Естественно задаться вопросом: почему американские негры продолжали устраивать погромы и массовые беспорядки после получения гражданских прав? Чтобы ответить на вопрос, вернемся к их политическим лидерам, хотя основную суть ответа вы уже прочли в конце предыдущего абзаца.
Малкольм Х, настоящая фамилия Литл, родился 19 мая 1925 года в городе Омаха, штат Небраска в семье священника баптиста. Кроме Малкольма, в семье было еще семь детей. Не окончив школу, Х уехал в Бостон, а позже переехал в Гарлем, штат Нью Йорк. К 1942 году 17 летний Малкольм уже координировал кольцо по продаже наркотиков, а также контролировал проституцию и сеть подпольных игорных заведений. В 1946 году был арестован за кражу с взломом и осужден на 10 лет. В тюрьме под влиянием своего дружка - заключенного Эли Мохаммеда принял черную мусульманскую веру. Выйдя из тюрьмы, взял себе имя Эль Хай Малик эль Шабазз. Выступая с трибун черных церквей, начал проповедовать философию непримиримости черных с другими расами. Основные концепции Малкольма, в общих чертах - это полное отделение черной расы от белой, подрыв экономики белых посредством массовых беспорядков, война с белой расой, вооруженная борьба "черной силы" за свои права и привилегии. В 1964 году Малкольм Х отошел от мусульманства, когда узнал, что его "учитель", за счет фондов, собранных на борьбу за Права негров, сексуально развлекается с шестью женщинами, от трех из которых у него родились дети. Малкольм начал собственное направление в борьбе: Muslim Mosque, Inc. (Чего только ни скажешь и ни создашь, чтобы не работать и хорошо жить на деньги верящих в тебя масс). Эта деятельность давала, куда больший доход, чем торговля наркотиками и проститутками. За год своей самостоятельной деятельности Малкольм Х стал очень популярным среди черного населения. Он перетянул на свою сторону большую часть черных мусульман, что негативно отразилось в финансировании организации последних. 21 февраля 1965 года, во время одного из своих выступлений, Малкольм Х был расстрелян четырьмя черными мусульманами. Скончался в результате пятнадцати пулевых ран в области груди.
Хьюи Ньютон, родился в 1942 году в Лос-Анжелосе. Вырос в городе Оклэнд, Калифорния. Последователь философии Малкольма Х, первый основатель воинствующей партии "Черные Пантеры" в 1967 году. В том же году был осужден за убийство белого полицейского в Окленде. В ответ "Черные Пантеры" начали общенациональную компанию "Свободу Хьюи", которая на протяжении нескольких лет переходила в вооруженные массовые беспорядки по всей стране. Под давлением общественности и при поддержке либералов, в 1971 году Хьюи выпустили на свободу условно. Ньютон, совершил два новых преступления и сбежал на Кубу. В конце 70-х годов вернулся в США по вызову в суд за преступления 1971 года. Сидя в тюрьме, защитил докторскую диссертацию. В 1989 году был убит мелким торговцем наркотиков.
Бобби Сил, родился в 1937 году в Далласе, штат Техас. В 1954-ом переехал в Оклэнд, Калифорния. В 1967 году ближайший помощник Ньютона в создании "Черных Пантер". В начале 70-х вместе с группой помощников был арестован и осужден в Чикаго за срыв международной конференции (судебный процесс "Чикагская Восьмерка"). Пытался сорвать собственный суд: матерился, перебивал выступающих, кидался в драку. Судья вынужден был потребовать, чтобы на Бобби надели наручники и кандалы, и завязали рот повязкой...
Элдридж Кливер, родился в 1935 году в городе Вабасека, штат Арканзас. Один из руководителей партии "Черные Пантеры". В 1968 году арестован и осужден за нападение и избиение белых граждан. Сбежал в Алжир. В конце 70-х вернулся в США. Избежал суда за давностью преступления. По данным одного из американских журналов, проживает в Беркли, штат Калифорния.
Фрэд Хемптон, один из основателей той же партии. В 1969 году убит ФБР. Готовил вооруженный заговор, частью которого был план вооруженного ограбления двух банков.
Малия Абу Джамал, известный американский журналист, общественный деятель, активист черного движения. Друг и сподвижник Анжелы Дэвис. В настоящий момент находится в заключении. Ожидает смертной казни за убийство белого полицейского в Филадельфии.
Джеймс Форман, родился в 1928 году в Чикаго, штат Иллинойс. В 1952 году окончил Университет Южной Калифорнии. С 1964 года - Ответственный Секретарь SNCC, Студенческого Координационного Центра по Борьбе за Права негров. Последователь учений Мартина Лютера Кинга. Четвертого мая 1969 года, выступил с трибуны церкви в Нью Йорке перед многотысячной толпой и прессой с официальным требованием ко всем церквям Америки выплатить черному населению США репарацию в размере 500 миллионов долларов. Форман открыто призвал черное население не принимать участия в созидательном труде американского общества, а продолжать борьбу до тех пор, пока белые не заплатят неграм за годы, проведенные в рабстве.
Черный американский писатель Джеймс Болдвин в своей книге "The Fire Next Time", выпущенной в 1963 году, писал: "Возможно, негры этой страны никогда не придут к власти, но они прочно сидят на позициях, чтобы устроить хаос и сорвать занавес Американской Мечты".
Возвращаясь к нашумевшей Анжеле Дэвис, добавлю, что она не один галлон масла добавила в огонь расовой борьбы. С ее подачи бандит, рецидивист Жорж Джексон стал героем - великомучеником. И она сама, женщина, которая должна была сидеть в тюрьме, сделала из себя "национальную героиню". Не поленюсь лишний раз прокомментировать, что хотя это далеко не полный список лидеров негритянского движения, из их биографий ясно видно, какой пример они подавали массам. Кроме того, сами черные активисты ни за какие коврижки не прекратили бы то, что они называли (и называют) борьбой. Что может быть лучше деятельности, когда, не участвуя в созидательном труде общества, получаешь власть и авторитет среди своей расы, а то и по всей стране и получаешь за это непомерно хорошие деньги?
В отличие от списка рецидивистов, халявщиков и мародеров, Мартин Лютер Кинг был искренним борцом за примирение рас и мирное решение вопроса о равноправии. Но, при всем уважении к нему, многие (и, боюсь, большинство) черные решили, что методы Кинга им не выгодны. Лучше быть малкольмами Х, жоржами джэксонами и анжелами дэвис и брать бесплатно все, что можно, в крайнем случае, с оружием в руках. То, что пропагандировали эти самовлюбленные лжелидеры не было и не является призывом к борьбе по разрешению вопросов о равноправии. Им, как раз, равноправие не нужно. Если "гордиев узел" разрубится сам собой, они останутся не у дел. Поэтому они сеяли и продолжают сеять расизм и ненависть по всей стране.
10 августа 1965 года американские негры во всех штатах получили право голосования. Все основные вопросы равноправия были решены. Остальные детали доработаются позже, в процессе исторического переосмысления. Казалось бы, хватит тратить свою жизнь на бесцельное хождение по улицам с плакатами.
Но кому-то, как раз этого и не хватало. А причина всегда найдется.
11 августа 1965 года в районе Ваттс, Лос-Анжелес, Калифорния офицер дорожно-патрульной службы, Ли Миникус остановил автомобиль, за рулем которого был 21-летний черный безработный Маркетт Фрай. Водитель был в состоянии алкогольного опьянения. Тем не менее, он отказался покинуть автомобиль и оказал патрульному сопротивление. Чем не "серьезная политическая причина" для новых массовых беспорядков: "расисты" в Америке не разрешают черным пить за рулем! Дискриминация!
Толпа зевак, наверное, таких же безработных, собралась неподалеку. А уже через час тысячи черных бросали в отряд полицейских камнями и бутылками и кричали "Жечь их, жечь"!
К вечеру толпа увеличилась до десятка тысяч человек. Вдоль бульвара Авалон черная молодежь останавливала автомобили с белыми водителями, избивала их, автомобили переворачивали и поджигали. Черные атаковали журналистов и отряды полиции. На второй день многотысячные "борцы за свободу беззакония" уже грабили продуктовые, ликероводочные, промтоварные магазины, разворовывали и поджигали местные бизнесы. По описанию одного из очевидцев, Аллена Матусоу: "Спокойно по деловому разбивали окна магазинов и угощались всем, что могли унести. Приходили целыми семьями. Жены и дети помогали главам семейства". В этом процессе участвовали около 30 тысяч черных. А ещё 60 тысяч поддерживали морально и наблюдали.
Просматриваю исторические материалы и думаю, неужели все забыли, что им завтра на работу или все 90 тысяч были на дотации государства - вэлфере?
На третий день массовые беспорядки и пожары охватили весь юго-восточный Лос-Анжелес. Матусоу пишет: "На улицах, освещенных местнымипожарами, царила карнавальная атмосфера. Толпы веселых подвыпивших и обкуренных черных, вдохновляемые чувством коллективизма, медленно и гордо прогуливались, преисполненные чувства морального удовлетворения на почве вседозволенности".
На четвертый день беспредела в восточный Лос-Анжелес вошла Национальная Гвардия.
Результат 4-х "карнавальных ночей" был следующий: 34 убитых, 1072 раненых, 977 поврежденных и сгоревших зданий 4000 черных арестованы.
Всего на протяжении 1966-1967 годов по стране пошло 207 черных массовых беспорядков, 33 из них потребовали вмешательства территориальной полиции, девять - вмешательства армии. Два массовых беспорядка, в Ньюарке (восточная столица Черных Пантер) и Детройте по шкале жертв, разрушений и арестов превзошли беспорядки в Ваттс. Для подавления беспорядков в Детройте правительство послало 4700 "зеленых беретов". Результаты потрясли страну:43 погибших, 7000 арестованных, 1300 разрушенных зданий 2700 разграбленных бизнеса.
Мэр города Джером Кавана, во время объезда города отметил: "Детройт выглядит, как Берлин в 1945 году".
Объективную причину возникновения выше описанных массовых беспорядков всегда можно притянуть за уши и прилепить либо к историческому периоду, либо к политико-экономической обстановке. Это еще не значит, что такая причина была. Можно сказать, что произошедшие события явились следствием отрицательной цепной реакции, начавшейся на основе ненависти и злости негров к окружающему их обществу. А причина до боли простая: урвать на халяву, прикрываясь лозунгом неравноправия, ибо Америка, богатейшая страна, дает такие возможности.
Америка действительно дает возможности тем, кто их ищет, а не сидит без дела и жалеет себя бедного - любимого, всего в оскорбленных чувствах за дедушку - раба и бабушку - рабыню. Во все времена те, кто хотел стать полезным и созидательным членом общества, тот стал, не взирая на расовое происхождение, историческую обстановку или политико-экономическое положение.
Джаз пианист Теланиус Манк, негр, в 1963 году выпустил свой первый музыкальный альбом "Мечта Манка". В 1964 году признан журналом "Таймс" третьим лучшим джазистом Америки.
Певица Донна Варвик, негритянка в начале 60-х признана дивой поп музыки. Лучшая исполнительница песен композитора Берта Баккары.
Боксеры Касиус Клей и Сани Листон в начале 60-х оспаривали звание чемпиона мира в тяжелом весе.
Певицы, создавшие музыкальную группу "The Supremes": Флоренс Баллард, Мэри Уилсон и Диана Росс в начале 60-х попали в пятерку наиболее популярных певиц в США.
Бегун на 100 и 400 метров, Роберт Хейз в 1964 году становится олимпийским чемпионом в Токио.
В 1964 году Карл Стоукс и Ричард Хэтчер стали первыми черными мэрами городов Кливленд и Гари, штат Индиана.
16 июня, 1967 года гитарист и певец Отис Рэддинг занимает первое место и право на публикацию золотой пластинки в городе Монтэрей, штат Калифорния.
В 1968 году молодой актер Кларенс Уильямс становится популярной звездой теле шоу "Mod Squad".
Билл Косби, самый богатый черный актер Америки, начал свою карьеру в первой половине 60-х годов.
Этот список можно продолжать еще долго. В него входят талантливые инженеры и адвокаты, доктора медицины и архитекторы, военнослужащие и т.д. Эти люди не выходили на не санкционированные демонстрации и не грабили магазины. Они не требовали от белых американцев выплаты им репараций за то, что их предки когда-то были рабами.
Однако, вопрос не в том, кто какой путь в жизни выбрал, а в том, что любую расу, народность или национальность оценивают по количеству плохих и хороших поступков, равно как и людей. К сожалению, криминальная статистика США за последние 7 лет показывает, что в среднем 65% преступлений совершается черным населением страны. А в таких городах, как Нью Йорк, штат Нью Йорк, Ньюарк, штат Нью Джерси, Окленд, штат Калифорния, Детройт, штат Мичиган эта цифра доходит до 80%. В данном случае я привожу общую статистику, которая включает в себя не только тяжкие преступления такие, как убийство, изнасилование или вооруженное ограбление, но включает торговлю наркотиками, их употребление, кражи, угоны автомобилей, вымогательство и т.д.
Я вынужден сделать оговорку по статистическим данным потому, что Американские правоохранительные органы и их статисты настойчиво пытаются закрыть глаза на правду. Они делят преступления на категории, цепляясь за каждую мелочь, которая хоть как-нибудь уравняла бы явный разрыв в совершении преступлений различными расами. Например, они ввели термин "victimless crime", то есть, преступление без жертвы (без пострадавшей стороны). Таким преступлением они называют хранение и употребление наркотиков, мол, где же жертва. Сам употреблял, сам и был жертвой собственной зависимости... Слава Богу, что этот термин до сих пор официально и успешно оспаривается светлыми умами Американской Юриспруденции. Но, пока идет спор, статистика США нагло лжет, мол, нет жертвы преступления, значит, нет и самого преступления. И если из 65% черных заключенных 17% сидят за хранение и употребление наркотиков, то их и преступниками считать нельзя. Поэтому 17% минус. Таким образом, черная преступность тут же падает до 48%. Каждое управление имеет свой статистический отдел с узкой специализацией, поэтому такой факт, как рождение умственно отсталых и физически неполноценных детей от родителей - наркоманов криминалисты не дают. Этим занимается статистика Департамента Здравоохранения. А вот цифры из статистических данных Департамента Здравоохранения за 2000 год по штату Калифорния: 39.7% детей родились от родителей - наркоманов. 27.3% из этого же числа сразу при рождении были диагностированы, как умственно отсталые и физически недоразвитые дети. Однако, жертвами преступления, т.е. употребления наркотиков, этих детей не считают. По крайней мере, не было пока судебного прецедента, когда родителей наркоманов посадили бы в тюрьму за рождение неполноценного ребенка, или одному из родителей добавили срок к существующему сроку за хранение и употребление наркотиков.
Ранее мы упоминали о новой официально зарегистрированной в США расе - блэксиканцы (результат браков между черными и мексиканцами). Совершенные ими преступления статистика упорно причисляет к числу совершенных мексиканцами, а не черными. Поэтому американские криминальные статисты смело отнимают еще 2% - 3% от 48%.
В попытке закрыть брешь различия между жизненными уровнями рас, населяющих США, Американское правительство открыло ВЭЛФЕР.
Американское слово "welfare" в переводе на русский язык "благосостояние".
Вэлфер - государственная организация, созданная на основании закона 1964 года о материальной и медицинской помощи бедным слоям населения. Задача организации помочь населению избавиться от бедности. Эта организация была создана для помощи, прежде всего, черному населению США и иммигрантам, а также малоимущим пожилым людям, матерям - одиночкам, инвалидам. При оформлении вэлфера, каждый кандидат проходит индивидуальное интервью. Тем, кто хочет начать нормальный созидательный образ жизни, объясняют цель и помогают выбрать профессиональное направление. Параллельно с ежемесячной материальной помощью, введены обязательные бесплатные программы и курсы, дающие возможность получить образование и/или приобрести специальность. Программы построены таким образом, что любой человек в течение одного года получает возможность и 100 процентную гарантию стать хорошо оплачиваемым профессионалом. При вэлфере работает психологический консультационный пункт, где нуждающимся в помощи даются разносторонние консультации. По окончании программы вэлфер помогает в трудоустройстве. Сеть программ весьма обширна и разнообразна. С помощью восьмой программы вэлфера, например, инвалиды могут получить бесплатное временное жилье, а в исключительных случаях - постоянное.
Когда выше речь шла о 30 тысячах негров, учинивших разгром в восточном Лос-Анжелосе, можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство из них - это индивидуумы, пользовавшиеся программами вэлфера. Одним из парадоксов американской действительности является то, что пособие вэлфера оплачивается нарушителям закона вплоть до дня вынесения приговора в суде. Те, кто работают, не станут рисковать своей репутацией и побоятся нарушать закон ради тележки с продуктами или промтоварами.
А та часть черного населения, которая под влиянием своих лжелидеров не хотела и не хочет трудиться, за свою репутацию не беспокоится, так как находится на самой нижней ступени общества. Даже программу вэлфера эти люди воспринимают, как постоянный, подаренный им государством, праздный образ жизни. Они научились манипулировать законами вэлфера, и любой ценой продлевают эти программы из года в год, либо посредством ежегодного деторождения, либо жалобами на (чаще не существующие) психологические болезни и отклонения в результате наркологической зависимости. Но вэлфер дает самый минимальный прожиточный уровень при максимальном контроле за каждым, кто пользуется этой программой. Государственный служащий вэлфера имеет право, например, проверять банковские счета и любые изменения в кредитной истории своих подопечных. Если индивидуум, пользующийся программой вэлфера, купил себе новый автомобиль или получил зарплату с налоговыми вычетами, он автоматически теряет государственную помощь. Чтобы жить на нормальном уровне и пользоваться всеми благами американского общества, дохода, поступающего от вэлфера недостаточно, нужно иметь не учтенный доход, т.е. работу за оплату наличными. Большинство стараются подработать на ремонтах квартир, уборках домов, дворов, уходом за детьми или престарелыми и т.д. Эта категория людей - в основном, иммигранты, недавно прибывшие в США. Этих граждан, пользующихся программами вэлфера, можно понять. Они готовятся к профессиональной жизни. Большинство из них копят деньги на покупку автомобиля. Без автомобиля жить и, тем более работать в США очень тяжело, так как система общественного транспорта в подавляющем большинстве американских городов развита очень слабо. А во многих населенных пунктах вообще отсутствует.
Второй фактор, вынуждающий участников программ вэлфера подрабатывать на стороне, нарушая этим административный закон, это отсутствие у них кредитной истории, из-за чего они не могут получить кредит в банке на покупку того же автомобиля. Однако, говоря о тех, кто подрабатывает в дополнение к вэлферу, вы никогда не увидите американского негра. Как бы дискриминационно это ни звучало, но это правда! За всю свою жизнь в Америке я ни разу не видел черного, работающего на стройке. Это, конечно, не значит, что таких вообще нет. Исключения есть везде. Однако в 95 случаях из 100 вэлферовцы, арестованные за торговлю наркотиками, торговлю собственным телом, фальшивыми документами, краденым имуществом, оружием или пойманные на угонах автомобилей - это афро-американцы.
Может быть, американская полиция работает так из ряда вон плохо, что кроме черных никого другого задержать не могут?! А, может быть, "шьют дела" бедным американским неграм ни за что?!
Именно так подавляющее большинство чернокожих заключенных отвечают полицейским в тюрьмах США: "Сижу за то, что я черный. А дело за уши притянуто". И еще очень любят говорить так, как в свое время учила Анжела Дэвис: "Я не преступник. Я борец за свободу американских негров". Я помню как в 1990 году в Нью Йорке началась паника, когда выяснилось, что черные "борцы за свободу" в час пик, в разных видах общественного транспорта нарочно укалывали пассажиров иголками, зараженными спидом и заражали тысячи ни в чем неповинных граждан разных рас и национальностей. Этот беспредел продолжался более года, пока федеральные власти доказали происходящее и обуздали эту преступную деятельность рамками уголовного преступления. Общее количество зараженных по некоторым источникам массовой информации в одном только Нью Йорке превысило 40 тысяч человек.
Как бы там ни было, а гигантская шестерня американского вэлфера за 43 года своего вращения дала обществу миллионы новоиспеченных специалистов и квалифицированных рабочих. Среди них немало афроамериканцев. И, как в каждой расе, народности, национальности есть талантливые и посредственные, трудолюбивые и ленивые, честные и коррумпированные.
Читатель вправе спросить, о чем тогда разговор. Проблема решена, и расовая тема должна быть закрыта. Старая проблема заключалась в том, что процентное соотношение представителей разных рас, и
народностей в госучреждениях было неадекватным. Большинство государственных служащих - это были представители белой расы. А стране требовалось больше высокооплачиваемых профессионалов - представителей расовых и национальных меньшинств. Прежде всего, ставка делалась на увеличение количества профессиональных афроамериканцев, чтобы создать прослойку обеспеченного черного среднего класса, способную сдерживать и влиять на своих менее обеспеченных собратьев. Внешне этот вопрос частично решили, и соотношение поменялось, хотя и весьма односторонне. Количество афроамериканцев в государственных учреждениях увеличилось, а присутствие других рас и народностей, за редчайшим исключением, не наблюдалось.
В этом аспекте есть одна интересная особенность: негры - это раса, латиноамериканцы - это тоже раса, азиаты - еще одна ярко выраженная раса. А как же быть с арабами? Ведь они себя азиатами не считают и в национальном компьютере числятся белыми. Русские, чехи, венгры, поляки, французы, итальянцы и прочие европейцы не считаются национальными меньшинствами, так как тоже числятся белыми. Новозеландцев и австралийцев в Америке по пальцам пересчитать можно, но и они не меньшинство. На Гуамских и Гавайских островах (благодаря постаравшимся американским военным морякам) весьма большой процент белого населения. Но в США они национальные меньшинства и без проблем получают любые материальные льготы и социальные привилегии, а остальные вышеупомянутые - нет.
И, на самом деле, к концу 20 столетия, в конце 80-х годов старая проблема начала приобретать новые очертания и формы.
Где-то в начале или ближе к середине 90-х годов вышло негласное государственное постановление, предписывающее всем государственным организациям принимать на работу представителей разных рас в равной пропорции. Но, при одинаковой квалификации, уровне образования и одинаковых результатах вступительного экзамена предпочтение отдавать цветному меньшинству. (При поступлении на любую государственную работу необходимо сдать письменный экзамен и пройти, как минимум, одно устное интервью). Этот, выше упомянутый документ (если только это не устное распоряжение) до сих пор спрятан под плотной скатертью неизвестного государственного чиновника, но работает безотказно.
Прослойка афро-американских государственных и руководящих работников с первой половины 90-х годов начала расти, как грибы после дождя. По всей американской нации сначала пошли слухи, потом разговоры. А позже, в весьма обтекаемой и мягкой форме, начали появляться материалы о дискриминации белых при приеме на государственную работу. Были зарегистрированы случаи, когда черные, сдавшие экзамен с более низким баллом, чем белые, все равно получали работу, а белые - нет. В национальных новостях сообщали о случаях, когда работники некоторых отделов кадров тайно исправляли неправильные ответы афро-американских экзаменуемых на правильные.
Америка упорно делала вид, что ничего не происходит. А, собственно говоря, ничего особенного и не происходило. Ну, уволили нарушителей и все, почти все. Вот только очереди в государственных учреждениях, таких как: Департамент по Вэлферу и Пособию по Безработице, Департамент по Автотранспорту, Департамент Иммиграционной службы, а также на таможнях и в паспортных контролях международных аэропортов стали немного длинней. А все из-за того, что белые, желтые и прочие, вместо того, чтобы работать за себя и за того черного парня, сами начали работать медленно. Ошибки в государственных документах стали появляться чаще и в большом количестве.
Но ошибка ошибке - рознь. Одно дело, когда неправильно обработано заявление на пособие по безработице, и ошибку можно исправить за полчаса по телефону. И совсем другое дело, когда иностранный турист задержан перед вылетом в свою страну, потому что при въезде офицер паспортного контроля забыл поставить этому туристу в паспорте штамп с датой прибытия.
А в некоторых, к сожалению, ключевых государственных организациях вопросы вообще перестали решаться. Процесс их решения место имел, а результатов не было, и нет.
Не понимая исторической обстановки в 90-х: (пусть лучше ошибки делают и работают медленно, чем массовые беспорядки устраивают), многонациональная американская нация, в лице трудолюбивых, прилежных и исполнительных граждан, начала немного возмущаться. Однако, "политически некорректным и неграмотным" начальники на рабочих местах все чаще затыкали и, кое-где до сих пор продолжают затыкать рот, что, мол, не понимают подчиненные историческую и политическую ситуацию в стране.
Подумаешь, всего лишь пара миллионов иммигрантов на протяжении 2-х лет не могут получить карту с видом на жительство. Ничего потерпят! ...
Но уже к концу 1995 года терпение нации прорвало, как гнойная опухоль.
24 января 1995 года начался суд над бывшей звездой НФЛ О. Джэй Симпсоном, обвиняемым в убийстве своей жены Николь Браун. Страна замерла в ожидании. По официальным статистическим данным 91% населения США днем и вечером следили за событиями в суде по телевидению. Телевизоры устанавливались в частных и государственных офисах.
Уже на первых заседаниях суда, где были представлены неопровержимые доказательства и улики против Симпсона, стало ясно, что он виновен. Но из-за нескольких технических ошибок обвиняющей стороны, эти улики судом признаны не были. ( Возможно ли допустить, что стране дешевле было не признать парочку улик частного убийства, чем пожинать плоды очередной серии черных восстаний по всей стране? Тем более, что отдельные демонстрации черных уже начали проходить в отдельных городах и штатах). Дальше, американские налогоплательщики наблюдали, как за их деньги защитники Симпсона просто издеваются и смеются над правосудием, когда присяжных заседателей меняли и тасовали, как игральные карты. А 9 марта, 1995 года, когда один из адвокатов Симпсона Роберт Шапиро изменил главное направление суда с обвинения своего клиента на его дискриминацию, спросив полицейского Марка Фермана, употреблял ли тот дискриминационный термин "нигер" за последние десять лет своей службы, страна повсеместно на рабочих местах кинулась в кулачный бой. Белые, желтые, смуглые и прочие вступали в драку с черными прямо на рабочих местах. То же самое делали и черные. Дрались мужчины и женщины, и школьники в старших классах, и прохожие на улицах. Хватались за табельное оружие белые и черные полицейские. А либералы и американская пресса молчали, как рыба об лед. Да и зачем нужно было писать о том, о чем вся страна и так знала. Ибо практически не было рабочего места, на котором не имели бы место какие либо стычки между черными и остальными. Официально, в рамках большой страны, эти события называли отдельными случаями, возникшими по вине несознательных граждан, без упоминания их принадлежности к той или иной расе. Но, по всей вероятности не было американца, включая меня, который, так или иначе, не засвидетельствовал бы расовые столкновения. В одних случаях и тех и других с рабочих мест забирала полиция, в других случаях зачинщиков просто увольняли с работы в тот же день. Все до единого отделения в тюрьмах страны были закрыты во избежание всеобщей межрасовой поножовщины.
Позже публицист и аналитик суда по делу Симпсона писал: "Дело Симпсона ярко продемонстрировало поляризацию расистского отношения рас в США".
Что вызвало такую поляризацию, объяснить легко: подавляющее большинство американских негров знали, что Симпсон, более чем возможно, виноват, но виноватым его не считали, мол, поделом вам, белые и прочие. Иные черные публично преподносили этот прецедент, как отправную точку начала открытой мести белым. Общественность была возмущена сугубо фактом того, что 97% афроамериканцев отказывались рассматривать этот прецедент хоть сколь нибудь объективно. Им не нужна была правда. Им надо было выиграть, во что бы то ни стало.
В октябре 1995 года за день до вынесения Симпсону решения суда подразделения Национальной Гвардии по всей стране были приведены в состояние полной боевой готовности, якобы для проведения учений на местах. Кто знает, как бы все обернулось, признай суд Симпсона виновным. Зато все знают, что после окончания суда кулачные бои возобновились в отдельных (почти всех) городах Америки с еще большим энтузиазмом. Со временем, волна взаимной ненависти притупилась, как боль на заживающей ране, но сама рана еще очень долго не заживет.