Орлова Елена: другие произведения.

Юар глазами эмигрантки. Часть первая. Транспорт и безопасность

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 15, последний от 19/06/2014.
  • © Copyright Орлова Елена (lensoch@yahoo.com)
  • Обновлено: 10/06/2011. 21k. Статистика.
  • Обзор: Юж.Африка
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.14*64  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В интернете есть много рассказов и очерков о ЮАР. Мне в сети встретилось всего три интересных автора, написавших о ЮАР. Но в остальные произведения не показывают многогранность жизни и быта местного населения, а являются путеводителями или восторженными впечатлениями туристов . Здесь в ходу у русскоязычных есть такая фраза "расстояние от туриста до расиста - две недели". Примерно так и есть. Через пару недель восторгов от красот Африки розовая пелена спадает и быший росиянин (россиянка) начинает прозревать и видеть действительность другими глазами и начинает учится понимать эту действительность и в ней жить.

  •   ЮАР глазами эмигрантки
      
      В интернете есть много рассказов и очерков о ЮАР. Мне в сети встретилось всего три интересных автора, написавших о ЮАР. Но в остальные произведения не показывают многогранность жизни и быта местного населения, а являются путеводителями или восторженными впечатлениями туристов . Здесь в ходу у русскоязычных есть такая фраза "расстояние от туриста до расиста - две недели". Примерно так и есть. Через пару недель восторгов от красот Африки розовая пелена спадает и быший росиянин (россиянка) начинает прозревать и видеть действительность другими глазами и начинает учится понимать эту действительность и в ней жить.
      
      Безопасность
      Первое слово, которое выучивает вновь прибывший - "безопасность". Действительно, криминальная ситуация в стране -тема обсуждения номер один как в новостях, так и на вечеринках. И это первый шок. Здесь соблюдение мер безопасности - вопрос жизни и смерти. Я прожила в ЮАР почти десять лет, с увереностью могу сказать (а также опираясь на неподтвержденные статистические данные), что уровень преступности здесь примерно как в России в 90-е. Если выше, то не существенно. Здесь первенство регулярно оспаривается Россией, ЮАР и Великобританией. Но суть не столько в количестве, а в качестве. Преступность здесь другого характера. В России преступность более организована и образованна и невооруженным глазом не всегда опознаваема. Здесь у преступности есть цветовая дифференциация - черный или цветной.
      В России преступники не полезут в первый попавшийся дом просто так чтобы стащить телевизор, они выяснят наверняка, что есть в этом доме и надо ли им это. Есть шанс оказаться жертвой криминала не обладая богатствами, только если вы случайно окажетесь на пути наркомана, которому хоть что-нибудь надо спереть на дозу. Ну или маньяк какой заведется в округе. Но такой тип преступлений характерен для всех стран. В ЮАР не совсем. Здесь у преступности есть цвет и запах. Почему так сложилось, напишу ниже. А пока просто о безопасности.
      Транспорт
      И так, правила безопасности. Запирать на все замки все везде и всегда. Дом должен быть заперт днем и ночью и на окнах решетки. Ворота автоматически закрываются, гараж тоже. Если вы на парковке, то прежде, чем подойти к машине, сначала нужно убедиться, что за вами никто не наблюдает, потом - бегом в машину и сразу на все замки. Окна должны быть всегда закрыты. Но нужно оставить щель в полсантиметра, так труднее окна разбить. Окна бьют обычно когда вы останавливаетесь на светофоре в центре города и из салона тащат что плохо лежит. Моя преподавательница живописи, дамочка под 70, всегда наматывает ремешек сумочки на правую ногу, которой на газ давит. Она считает, что если окно разобьют и попытаются выхватить сумку, то нога автоматически нажмет на газ, она въедет во впереди стоящую машину и начнется шум и гам и грабители убегут ни с чем. Интересная теория.
      Другая моя знакомая, вновь прибывшая из более дружелюбной африканской страны, остановилась на красный на светофоре в центре Дурбана. Стекло ей тут же высадили неведомо откуда взявшиеся парни и содрали с ее шеи семь!!! золотых цепочек, почти все с брильянтовыми кулонами. Дама долго жаловалась, что не имеет свободы передвижения во всем своем ослепительном блеске , но через года два все бриллианты на груди восстановились постепенно и урок не очень пошел в прок. Обычно бриллианты лежат в сейфах и демонстрируются в исключительных случаях и безопасной обстановке. Какой смысл разъезжать в бриллиантах по полукриминальным районам города? Какой смысл демострировать их людям, которые могут поесть раз в два дня или, того хуже, плотно сидят на наркотиках. Не надо дразнить "быка", он из другого мира.
      На дорогах ЮАР нужно быть особенно внимательными. В первую очередь, если на дорогах маршрутки - их водители правил дорожного движения в глаза не видели и права у них обычно липовые если вообще есть. Техническое состояние этих миниавтобусов не подлежит никакой сертификации , как ездят - непонятно. Лучше от этих ребят держаться подальше, так как они скорее всего вооружены и долго беседовать с вами не будут. Я обычно, если нет возможности обогнать, еду сзади маршрутки, чтоб видно было, что этот горе-водитель будет выделывать. Просто сменить ряд не поможет, он и сам будет ряд менять каждые две минуты и, скорее всего, сам куда-ниибудь денется. Главное чтоб сзади не маячил. На моих глазах произошла такая авария: слева от меня была маршрутка, впереди нее грузовик с трубами выступающими метра на три-четыре с прицепа. Впереди хорошо просматривается перекресток. Грузовик останавливается на светофоре, маршрутка не сбавляя скорости в него въезжает сзади, трубы проходят через весь салон насквозь и, к счастью, посередине.
      Еще страшилка, которая произошла с моим хорошим знакомым. Он ехал по хайвею на Прадо, тут марка машины - вопрос выживаемости. Скорость - 120км\ч. Хайвей с противоположным движением был отделен металлическим бордюром. Там маршрутка начинает выписывать восьмерки, потом перелетает через три ряда движения, через металлическое ограждение на встречку и со всей дури въезжает в Прадо. Прадо , выписав пару пируэтов, кувыркается в кювет, а в маршрутку еще несколько машин въезжают. Водитель Прадо был месяц в реанимации и еще в полгода в больнице, память к нему возращается кусками и он еще не в себе. Ни одной косточки не поломано, несколько царапин и мозги чуть не вытряхнуло. Это я к вопросу о надежности автомобилей. Был бы маленький седан, то моего знакомого семья бы уже оплакала. Так что произошло в маршрутке? Там из 18 человек выжило два. Оказывается, "обдолбанный" пассажир подошел к водителю и угрожая баллоном с перцем потребовал всю выручку. Водитель не соглашался, пассажир и брызнул перчиком. Где мозги, справшивается?
      Менталитет - это как приговор. Если человеческая жизнь для них ничего не стоит, то они у мрут как мухи. Впрочем, размножаются ничуть не медленнее. Кто они? Местные аборигены. В маршрутках белые не ездят.
      И еще , если вы в ЮАР за рулем, то вы должны себе очень четко себе представлять, куда вы едете и мысленно нарисовать себе весь маршрут, прежде, чем выезжать за ворота. Попросите местных знакомых отметить на карте опасные районы, куда заезжать ни в коем случае нельзя, отттуда белые не возвращаются. Навигатор не очень поможет, его не программирут различать опасные и безопасные районы.
       Почему я начала рассказывать о безопасности именно с ситуций на дорогах и при управлении автомобилем? Потому, что белые здесь пешком не ходят. Только за рулем. Во-первых, пешком далеко, так как практически все белое население живет в пригородах. Во-вторых - небезопасно. Нападения на любителей бега случаются регулярно, при этом можно отобрать разве что сотовый телефон. И получить пару тумаков. Приятного мало. Но народ тут спорт любит и бегать продолжает. А еще здесь нет общественного транспорта, вообще. Разве только самолеты и междугородние автобусы. Так что, без машины здесь - никуда. Угон автомобилей и убийство (ранение владельца) в ЮАР является почти самым распространенным видом преступления. Так что лучше лучше останавливаться на охраняемой парковке и поближе к входу в здание. Гарантия не стопроцентная, но шансы сохранить жизнь и движимое имущество повышаются. В прошлом году в Дурбане на заправочной станции застрелили девушку, с приличного расстояния. Преступник находился не на заправке. Его удалось поймать. Оказалось, что он проходил инициацию - посвящение в банду. А для того, чтобы в банду приняли, нужно убить человека. Просто так.
       Если вы заблудились, то никогда и ни при каких обстоятельствах не останавливайтесь на обочине чтоб спросить дорогу у пешеходов. Во-первых, это нелегально, особенно на хайвее. Во-вторых, пешеходы, как вы догадываетесь, другого цвета и к вам любви не питают. А если это черный тауншип - жмите на газ пока не наткнетесь на заправочную станцию. Там установлены камера слежения и народ не шалит. Там же обычно вывешена карта района в котором вы находитесь. Еще спросите дорогу у персонала или других белых водителей.
      Помню, как я заблудилась первый раз. Недели через три после моего прибытия в ЮАР. Недели две до этого я пыталась ездить с местным инструктором, чтобы привыкнуть в вождению по левой стороне дороги. Странно, что говорят с правой, когда едут с левой. Руль с правой. Местность незнакомая, структура дорог и знаков тоже и в голове чехарда. Инструктор только сидит и командует куда поворачивать. А потом сообщает, чтоб сама я в этот район - ни ногой или не колесом. Как придется. И вот дорвалась до самостоятельности. Муж уезжает в командировку. В аэропорт он ведет сам. А домой мне уже как-нибудь самостоятельно добираться. Вроде смутно представляю куда мне сворачивать и где менять хайвеи. Немного нервничаю. Тут как раз в левом медленном ряду выстраиваются грузовики. Их штук шесть и обогнать не могу. Знаков из-за них не видно. В итоге пропускаю свой поворот. Тогда, десять лет назад, навигаторов не было, была карта, но останавливаться нельзя. Еду дальше и пытаюсь сообразить что делать. Надеюсь, что скоро будет заправка и я туда сверну. Муж меня предупредил, чтоб я с хайвея ни в какие пригороды не съезжала. Я и не съезжаю, но заправочные станции именно там, а не рядом с дорогой. Я уже паникую, дорога выводит за город и я гоню 140, должна же быть заправка. Ее нет. В конце концов, останавливаюсь на пункте сбора пошлин, там приходится платить пошлину в оба конца, зато развернулась ! Уже в своем, но еще малознакомом, районе, снова из-за грузовиков, не увидела знака, указываюшего мой поворот и проскочила дальше. Через некоторое время оказываюсь в совсем нехорошем районе, где была с инструктором. Извилистые улочки вверх и вниз, как найти отсюда выезд, я не представляю. Начинается паника. Останавливаюсь на первой попавшейся заправке. На глазах слезы и остановить их я не могу. С трудом подавив приступы уже чуть не рева, справшиваю у белой дамы как мне найти такую-то улицу ( я знаю, что эта улица где-то рядом и по этой улице я найду дорогу домой). Дама смотрит на меня как на абсолютную идиотку и говорит "да вот же она". Но на улице же нет никаких названий абсолютно! С видом еще большей идиотки я спрашиваю, направо мне нужно или налево, чтоб попасть в мой район. Дама в ступоре и с трудом соображает. Но я уже потом сама узнаю куда мне ехать, как только выворачиваю с заправки.
      Второй и последний раз я заблудилась в своем же районе. Первый раз поехала в торговый центр. Надо было очень. Примерно представляю куда ехать, но смутно. Звоню знакомому. Объяснения еще более туманны. После упоминания третьего поворота память отказывает. Но все же пытаюсь поехать. Поворота три-четыре, а потом понимаю, что я не там где надо. Но еду. Из-за деревьев обнадежывающе выглядывают архитектурные изыски моего торгового центра. Но дорога ведет меня мимо и куда-то еще, а нужного поворота нет. Я в каком-то пригороде явно ниже среднего класса. Дома и сады еще приличные , но уже маленькие и не ухоженные. Думаю, что пора остановиться в этом тихом местечке и посмотреть на карту. Вместо карты смотрю в зеркало заднего вида. Там какой-то неприглядный полуржавый транспорт с пятью черными на борту. Едут за мной. Я сделала пару проверочных поворотов- они за мной. Я на газ. Представления не имею, в каком месте я нахожусь, но в их лапы попасться мне точно не хочется. Главное их потерять. Несусь по извилистым узким улочкам, моя ауди никогда , ни до ни после, не набирала скорость 180. Оторвалась от погони минут за 10. Но где я нахожусь - ни малейшего представления. Можно остановиться и посмотреть карту. Удалось вернуться домой живой и невредимой. Адреналина хватило. С тех пор езжу только в безопасные и знакомые районы. И знакомится с районами стала медленно и постепенно. В Африке спешить некуда, здесь время тягучее...
      
       Проблема в том, что найти название улицы, по которой вы едете - не всегда возможно. Иногда при повороте на улицу стоит небольшой желтый знак с названием, чаще всего за раскидистым кустом. Иногда название улицы можно прочесть на бордюре при повороте на улицу (вы туда смотрите?). Но когда вы едете по улице- ни за что не догадаетесь, как она называется.
      И еще мне показалось, что в плане архитектуры ЮАР очень однообразна, по крайне мере пригороды. Глазу зацепитья негде, чтобы найти ориентиры. Вот и теряемся ...
      Зато заправочные станции -просто чудо. Не надо выходить из машины и самой вставлять шланг - я даже не представляю как это делается. Машину вам заправят работники станции, помоют ветровое стекло и, если надо дольют воду и масло. Но особо им доверять эти процедуры не стоит. Там же всегда есть туалет, банкомат, круглосуточный магазинчик с товарами первой необходимости и, часто, кафе. На междугородных маршрутах, кроме того, обязательно будут замечательные игровые плошадки для детей, часто загончики с домашними животными, чтоб детишек развлечь, зеленые лужайки, столики для пикников, магизин сувениров или фермерских товаров.
      Да, туалеты тоже заслуживают упоминания - они стерильно чистые, там приятно пахнет, всегда есть туалетная бумага, мыло, бумажные полотенца, столики для пеленания младенцев, коробка с презервативами. И все это бесплатно. Взгляд обязательно наткнется на коробочку с мелочью и надписью "спасибо" - это для чаевых уборщице туалета. Дать их или нет -на вашей совести. Я в туалет с кошельком не хожу обычно, но иной раз беру с собой пару монет. В особо "диких" районах или маленьких городках, туалет на заправке заперт, чтобы бродяги всякие не пользовались. Ключ всегда можно взять у работников.
      Что касается водительских прав, то сдать экзамен по вождению с первого раза часто оказывается проблематичным в период посапартеида. Ну не любят они людей с белой кожей и стараются завалить. Права обычно получают в 18 лет. Но прежде, чем сдавать экзамен, нужно проштудировать книжку о правилах вождения и сдать теоретический экзамен. Тогда вам выдадут лицензию ученика и вы можете ездить, но только в сопровождении человека с полной лицензией. Такая лицензия действительна в течении года. Потом нужно все же брать уроки вождения и сдавать практический экзамен. Тут то всех и заваливают по какой-то причине. Это, опять же, не страшно. Пытаться можно много раз, пока не сдадите. Я училась вождению в Алматы, там же получила права, но машину так и не купила. Когда переехала в ЮАР, пришлось заново ездить с инструктором, все вспоминать и заодно конвертироваться на другую сторону дороги. Права тоже пыталась конвертировать, но вовремя не забрала, так как выходила замуж, меняла фамилию и прочее и решила подать на конвертацию заново. Что так и не было сделано. Долго ездила по международным правам и остановили меня для проверки прав всего один раз за десять лет. Хорошо, что они тогда были. Потом у меня их украли вместе с кошельком во время поездки в Германию. Еще четыре года ездила вообще без прав, морока была восстанавливать. Наконец, восстановила. Для этого пригодилось свидетельство о выдаче водительского удостоверения и выполненные мною же его перевод на английский. А также письмо из российского консульства, подтверждающее действительность данного документа. Если честно, с наличием прав тут стали заморачиваться совсем недавно. Во времена апартеида белый был во всем и всегда прав и без водительского удостоверения. В ходу такая байка. Дорожная полиция (черные конечно же) останавливают автомобиль с целью плановой проверки наличия прав. Дверь автомобиля открывается и оттуда вываливается вдрызг напившийся белый джентельмен. Полицейские сочуственно и заботливо запихивают его обратно и желают ему приятной поездки. Но это было во времена апартеида. Сейчас его без взятки бы не отпустили. Нет наличных? Сопроводят до ближайшего банкомата.
      Вообще выпить и порулить тут нормально. В первую очередь потому, что другого вида транспорта нет, а таксистам не доверяют. Во-вторых, еще лет пятнадцать назад это было не запрещено. Но, постепенно законы ужесточаются. И сейчас уже можно выпить только одну порцию алкоголя, если садитесь за руль. Но кто следует нормам? У каждого своя, а у кого- и никакой. Лично знаю нескольких человек получивших увечья при вождении в нетрезвом состоянии. И что? Продожают пить и ездить. Даже после воостановления лица хирургами.
      Сама наблюдала пару раз после вечеринок как народ разъезжается: некоторые идут к своему транспорту чуть не на карачках и падают, а потом заводят и ничего, едут. Здесь это вообще нормально съездить на вечеринку километров за сто пятьдесят или просто поужинать в ресторане километров за семьдесят. Ну кто же ограничиться бокалом вина?
      И еще некоторые особенности поведения водителей на дорогах.
      В Дурбане большую часть населения представляют выходцы из Индии, их когда-то привезли в ЮАР как рабов. Теперь они свободны. Но на дорогах ведут себя иной раз странно. Молодые парни индусы любят лихачить, как увидишь такого за рулем, так сразу понимаешь, что надо держаться подальше. Индийские дамы, иной раз в парандже, вообще других участников движения за людей не считают, вас просто нет и поэтому она никогда не оглядывается по сторонам и никого не пропускает даже если преимущество не на ее стороне. Она просто едет куда ей надо, медленно и лениво. Еще есть категория водителей, чье поведение не зависит от расовой принадлежности - это бабушки и дедушки. Едут обычно по самой медленной полосе и еще медленнее, чем позволено правилами. Если нет возможности их обогнать из-за интенсивности движения, то нервотрепка со скоростью 40 км./ч обеспечена. Они вообще на все реагируют как в замедленной съемке. Но тут уж надо набраться терпения и понять - все там будем. Но самая опасная категория - черные водители. У них генетическая непредрасположенность к использованию транспортных средств. Они опасны даже как велосипедисты. Едет такой на велосипеде по дороге и выписывает кренделя - дело в том, что они не могут ехать на велосипеде по прямой. Ну не могут и все. В чем тут дело никто толком объяснить не может. Есть такое объяснение, что детей матери долго носят на спине, где ребенок расположен полубоком и поэтому он искаженно воспринимает действительность. Спорить не берусь. Еще они не могут вычислить расстояние до движущегося автомобиля и понять надо ли им беребегать через дорогу. Т.е. стоят на обочине и то на дорогу бегут, то обратно на обочину. Но обычно подождут, кога вы поближе подъедете и тогда только начинают перебегать через хайвей, а у вас скорость 120.
      Если они за рулем, то не могут оставаться в одном ряду и подддерживать стабильную скорость. Ряд меняют каждые две минуты. Скорость тоже. То гонит как ненормальный, то вдруг начинает ползти.
      В Йоханнесбурге, в этом ненормальном мегаполисе проживает более 12 Млн человек и 6 Млн из них безработные. Так вот там водители особой вежливостью и следованию правил не отличаются. Все спешат, толкаются и подрезают. Там же и преступность на дорогах неимоверно выше. И еще там ввели систему оплаты проезда по скоростным трассам на территории города. Везде построили нечто наподобе арок через хайвеи и за проезд по ним надо платить. Все машины снимаются на камеры и считывается база данных владельца, потом на дом приходит счет. Можно зараннее купить чип-абонемент и камеры считают данные с чипа, снимут деньги со счета. Сделано это с целью разгрузить хайвеи и снизить преступность на дорогах.
      
      В Кейптауне тоже есть весьма своеобразные особенности на дорогах. Местность здесь горная и все хайвеи перегружены, на них с регулярной периодичностью установлены камеры. Что напугало часть населения и они теперь ездят только медленно и только в скоростном ряду. Что убивает наповал, так то, что даже при максимально поволенной скорости в 120 в скоростном ряду народ едет 80. И с места не подвинется. И вообще они никуда не спешат. Разогнаться хорошенько можно только на R300 и потому что там нет камер. Я долго пыталась понять, почему там нет камер. Потом дошло. Трасса проходит через Mitchells Plains. Это такие трущобы ратянувшиеся на много километром и отделенные бетонным забором от хайвея. Если поставить камеры. То обитатели трущоб их все равно по винтику разберут. Так что пусть водители разбиратся сами, как могут.
      Вспоминается такой случай, описанный в газете. Один негр купил телевизор. Через несколько дней вернул его объясняя, что плохо работает. Ему телевизор поменяли. Так повторилось несколько раз пока руководство магазина не отправило к нему домой техника. Техник обнаружил, что электрокабель к дому протянут от линии питающей ближайший светофор. Так что на зеленый - есть свет, а на красный - подожди.
  • Комментарии: 15, последний от 19/06/2014.
  • © Copyright Орлова Елена (lensoch@yahoo.com)
  • Обновлено: 10/06/2011. 21k. Статистика.
  • Обзор: Юж.Африка
  • Оценка: 6.14*64  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка