Театральная сцена. Занавес закрывается, слышны последние хлопки из зала. Олег Казанцев - известный актер театра и кино, стройный, высокий и симпатичный мужчина 40 лет, опускается на бутафорский пригорок. Свет на сцене гаснет. Осветитель выключает фонари. Из-за занавеса доносится шум покидающих зал зрителей. Рабочие сцены разбирают декорацию, перебрасываясь привычными фразами.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
Николаич, я завтра не могу работать. Дай мне отгул.
НИКОЛАИЧ
Сашка, ты же на той неделе брал отгул. Не дам. Все итак говорят, что Возный у меня в любимчиках ходит. Тащи этот пригорок и не морочь мне голову.
Рабочий сцены ворчит что-то неразборчивое, но явно негативное. Подходит к пригорку, на котором сидит Олег.
РАБОЧИЙ СЦЕНЫ
Олег, вставай. Хоть ты не мешай! Дай во время домой свалить. Этот старый козел меня доведет, что я ему....
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Какой грозный Сашка Возный! Только меня не бей, пожалуйста. Всё. Ухожу, ухожу, удаляюсь.
Олег встает и медленно направляется в гримерную комнату.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТИТРЫ на игровом фоне.
2.ИНТ. СЛУЖЕБНЫЙ КОРИДОР. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
Навстречу Олегу идет Борис Гурский - артист лет 45-50. У него уставшее лицо с отпечатками частого употребления спиртных напитков.
БОРИС ГУРСКИЙ
Олежек, у тебя ничего не завалялось? Нет, я знаю, что ты почти непьющий, но вдруг. Такая тоска, что без неё, родимой, не обойтись.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Тоска, мой друг, это - всего лишь неясно сформулированная цель. А у тебя вообще есть какая-нибудь цель в этой жизни?
БОРИС ГУРСКИЙ
Не морочь мне мои мужские прелести и не уходи от главного для меня на этот ужасный момент вопроса. Олежка, будь человеком и спаси друга. Посмотри, может, Сашка оставил свой знаменитый коньячок? Хотя... Этот тип не разбрасывается добром. Наверняка утащил с собой в Питер на съемки.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Ты же всё знаешь, мой страдающий друг. Я бы сам сейчас не отказался от этого зелья. Но, засранец Корецкий не оставляет после себя следов. И где он его покупает?
БОРИС ГУРСКИЙ
Где купить - не вопрос. Было бы за что. Олежек, ты бы не смог поделиться с несчастным другом презренным металлом до зарплаты? Хоть самую малость. Не поверишь, но мне уже жрать нечего. Будь человеком.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Боря, ты не забыл, что человек - это звучит гордо. А ты напьешься как свинья.
БОРИС ГУРСКИЙ
Человек, может, и звучит гордо, но свинья-то звучит сытно. Я бы советовал не забывать, что человек - это всего лишь посредник между продуктовой лавкой и унитазом. Где я это слышал, не помню. Ну, а если серьезно, то ты прав, дружок. Именно так питается артист средней руки. Отыграл: "Кушать подано!" и бегом в буфет. Как в самых лучших традициях российского театра.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Я знал, что ты истинный хранитель и продолжатель лучших традиций российского театра, но что бы настолько, даже не предполагал.
3.НАТ. СЛУЖЕБНЫЙ ВХОД В ТЕАТР. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
К служебному входу театра подъезжает дорогая черная машина.
Из машины выходит молодой человек спортивного вида в элегантном черном костюме. Открывает заднюю дверь машины. Подает руку пассажиру машины.
Из машины выходит высокая красивая женщина лет 30-35. У неё в руках букет цветов.
Молодая женщина входит в театр со служебного входа.
Машина отъезжает от служебного входа и останавливается неподалеку от театра.
4.ИНТ. СЛУЖЕБНЫЙ КОРИДОР. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
Олег Казанцев и Борис Гурский продолжают разговор.
БОРИС ГУРСКИЙ
Смейся паяц, ты над пустынным стаканом! Что тут поделаешь, не могу пройти безразлично мимо алкогольного безобразия. Так и хочется принять в нем участие! Я - конченая артистическая свинья. Какой с меня спрос? Неудачник.... Эх, душа болит. А лечишь её - печень болит. Не я сказал.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
А ты больше думай о печени, чем о своей горюющей душе. Дольше промучаешься.
БОРИС ГУРСКИЙ
Тебе хорошо смеяться. У тебя фарт за фартом. Из картины в картину с огромным кошельком шагаешь. Новую "избушку" обустроил, живешь в кайф. На девочек не тратишься. Пагубных привычек не имеешь.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
У меня такое неприятное чувство, словно ты, дружок, прав. Разве это недостаток?
БОРИС ГУРСКИЙ
Боже упаси! Но.... Извини, плохо подумал. Не дай умереть менее удачному коллеге по театральному цеху. Такова моя планида! Такова моя судьба убогая.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Не жалуйся на судьбу. Ей, я больше, чем уверен, с тобой тоже не очень приятно. Все твои беды от водки. В лучшем случае - от коньяка. Пьешь? Пей! Но надо же знать меру.
БОРИС ГУРСКИЙ
Меру то я знаю, да разве ж ее выпьешь? Не я сказал.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Когда ты поумнеешь?
БОРИС ГУРСКИЙ
Последнее время я всё чаще замечаю, что меня постоянно преследуют умные мысли.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Ну, и?
БОРИС ГУРСКИЙ
Но я оказываюсь быстрее, и они никак не могут меня догнать. Не я сказал. Прости. Украл у кого-то и пользуюсь.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Ты неисправим, великовозрастный дурак!
БОРИС ГУРСКИЙ
А ты такой умный, Олежек! Тебе, случайно, череп не жмет?
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Запомни, дружок, слово не воробей, а гадит метко. Это не я у тебя денег прошу, а ты у меня. Возьму и обижусь. Что тогда будешь делать?
БОРИС ГУРСКИЙ
Но ты ведь этого не сделаешь? Ты же знаешь, как я тебя люблю! Ну, хочешь, я тебе анекдот расскажу? Слушай:
Гурский берет под руку Казанцева и медленно ведет его по коридору.
Казанцев, молча, улыбается, реагируя на ухищрения друга.
БОРИС ГУРСКИЙ
" - Роза Моисеевна, вы не против поужинать вместе?
- С удовольствием, Наум Лазаревич!
- Тогда у вас ровно в восемь".
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Этот анекдот мне что-то напоминает, а тебе? Ладно. Черт с тобой.
Олег вздыхает и достает из кошелька деньги. Борис Гурский быстро берет деньги и убегает. По дороге кричит:
БОРИС ГУРСКИЙ
Есть, есть ещё благодетели в земле русской!
В ЗТМ.
НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА:
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СОВЕСТИ
Из ЗТМ.
5.ИНТ. КОРИДОР ВОЗЛЕ ГРИМЕРНОЙ КОМНАТЫ. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
Олег подходит к гримерной. Возле двери стоит красивая женщина Вера лет 30-35. В руках у неё цветы.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Вера? Вот уж кого не ожидал здесь увидеть, так это Вас. Да ещё и с цветами.
ВЕРА НИКОЛАЕВНА
Почему же? Я оставила плохое впечатление после нашей первой встречи?
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Я этого не сказал. Вы просто не верили, что я смогу сыграть эту роль.
ВЕРА НИКОЛАЕВНА
Не приписывайте мне то, чего я не говорила. Я сказала Вам, что Вы сможете сыграть любую роль. Но эта - скорее подходит Александру Корецкому. И всё. Но Вы сегодня доказали ещё раз, что способны на многое. Хотя...
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Что означает это многозначительное "хотя"? Может, зайдем ко мне в гримерную, и Вы объясните?
ВЕРА НИКОЛАЕВНА
Нет, нет. Если не возражаете, я Вас подожду на улице возле служебного входа.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Хорошо. Я не заставлю Вас долго ждать.
6.ИНТ. ГРИМЕРНАЯ КОМНАТА. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
Гримерная комната Олега. Он сидит возле зеркала и внимательно рассматривает себя, снимая грим.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Ну, что, раскрашенная кукла, будем обретать себя? А стоит ли? Менять умника, весельчака на зануду? Тяжелый случай. Этот любит, пьет, живет на всю катушку. А ты пьешь в меру, любишь в меру, живешь в меру. Скукотища. Вроде бы всё идет хорошо и, как говорил Жванецкий, всё мимо и мимо. А чего ты, собственно говоря, хотел? Сам себе дал такие установки после смерти Кати....
ЗТМ.
7.НАТ. ЛЮДНАЯ УЛИЦА. ВЕЧЕР. ЛЕТО. ФЛЭШБЕК.
Из ЗТМ.
По вечерней улице города идет много народа.
По дороге мчатся машины, сверкая красно-белыми огнями фар.
Среди людей идут Олег Казанцев и красивая молодая девушка Катя.
Они разговаривают и смеются.
У Кати в руках большая сумка на плече.
Олег и Катя подходят к обочине дороги и пытаются остановить проезжающие такси.
Такси проезжают мимо.
Катя снимает с плеча сумку и машет ею, пытаясь остановить такси.
Мимо на большой скорости проезжает мотоциклист и выхватывает из рук Кати сумку.
Катя бросается на дорогу, пытаясь догнать вора.
Машина, едущая за мотоциклистом, сбивает девушку.
Слышен визг тормозов и крики людей.
ЗТМ.
8.ИНТ. ГРИМЕРНАЯ КОМНАТА. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
Из ЗТМ.
Олег сидит перед зеркалом, закрыв глаза.
Казанцев открывает глаза и медленно продолжает приводить себя в порядок, снимая грим.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ (ЗА КАДРОМ)
Прошло десять лет, а я всё никак не успокоюсь. Почему это произошло именно с ней? Кому угодно, чтобы всех, кого я люблю, отбирал у меня несчастный случай? Или это злой рок? А, может, просто наказание за мои грехи? Впрочем, какая разница, за что? Это только укрепляет вывод: "Быть тебе, Казанцев, одному до скончания дней твоих, если не хочешь приносить несчастья тем, кто тебя любит.
Олег внимательно смотрит в зеркало и тихо произносит вслух:
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Старей себе тихо и спокойно в одиночестве.
9.НАТ. СЛУЖЕБНЫЙ ВХОД В ТЕАТР. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
Возле входа стоит Вера, ожидая Казанцева.
Из дверей выходит вахтерша тетя Женя. Она с веником в руках. Начинает подметать крыльцо возле входа.
Вера отходит в сторону.
ТЕТЯ ЖЕНЯ
Извините, красавица, мне необходимо здесь немного прибраться. Сейчас начнут выходить артисты, а здесь окурки валяются.
ВЕРА НИКОЛАЕВНА
Да, да, конечно. Не беспокойтесь.
10.ИНТ. ГРИМЕРНАЯ КОМНАТА. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
Олег продолжает рассматривать себя в зеркале. Вырывает седой волос из брови. Разглаживает морщины на лбу. Поправляет прическу. Смотрит на собственные зубы и продолжает рассуждать вслух.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
А Вера вроде бы ничего.... Только уж очень большая театралка. Это не есть хорошо. Что-то ей от меня явно нужно.... Влюбилась, что ли? Этого мне ещё не хватало. А почему бы и нет? Глупости всё это, глупости!
Казанцев встает, тушит свет бра над зеркалом и направляется к выходу.
11.НАТ. ВЫХОД ИЗ ТЕАТРА. ВЕЧЕР. ЛЕТО.
Выход из театра. Улица перед театром. Олег выходит из театра. Возле входа его ожидает Вера. Они идут по тротуару мимо шикарной машины черного цвета.
Из дверей служебного входа театра выглядывает голова вахтерши тети Жени. Она улыбается, наблюдая за Олегом Казанцевым и молодой женщиной.
Задняя дверь открывается. Из машины выходит молодой человек крепкого телосложения в черном костюме, подталкивает Олега к машине и насильно усаживает его. Вера быстро садится на переднее сидение. Дверь захлопывается, и машина отъезжает от театра, набирая скорость с места.
Тетя Женя выскакивает на крыльцо. Удивленно смотрит на отъезжающую машину, ничего не понимая, что происходит.
12.ИНТ. КАБИНЕТ В КВАРТИРЕ ЛИБЕРЕЦКОГО. ДЕНЬ.
Квартира сценариста Вадима Либерецкого. Рабочий кабинет. Вадим - мужчина 40 лет, высокий, худощавый, с буйной копной непослушных светлых волос сидит в кресле, закрыв глаза и обхватив ладонями затылок. Его маленький курносый нос почти невиден между большими сине-серыми глазами и полными губами широко расположившегося на крупных скулах рта. Он быстро встает, бегает по комнате и вновь падает в кресло, обхватив голову руками. Плаксивым тоном разговаривает сам с собой.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
И что дальше?.. Ну, что?.. Одна "банальщина" в голову лезет. И штампы, штампы, как пауки загаживают мысли. Сегодня явно не мой день. А вечером кровь из носу я должен отдать синопсис этим придуркам. Иначе будет и кровь и нос. Зачем я с ними только связался?! Напиться, что ли?
Встает, достает из бара бутылку коньяка, наливает в бокал. Звенит телефон. Вадим долго смотрит на телефонную трубку, а затем ставит бокал на столик и берет её в руки.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
Да, я Вас слушаю.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (ЗА КАДРОМ)
Либерецкий, Вы исписались. Вы не должны больше выдавать на гора такие глупые сценарии.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
Кто Вы?..
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (ЗА КАДРОМ)
Ваша совесть, Либерецкий. Вернее то, что от неё осталось.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
Что за глупые шутки, девушка?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (ЗА КАДРОМ)
Я же сказала, что моим голосом говорит Ваша давно не умывающаяся совесть. И она, Ваша испачканная совесть, давно уже не девушка, а банальная старая потаскушка.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
Говорите, что Вам нужно или я...
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (ЗА КАДРОМ)
Мне от писаки с одной извилиной абсолютно ничего не нужно, кроме одного: перестаньте штамповать надуманных ничтожных клонов в кинематографе, Либерецкий.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
Что Вы говорите, милочка!? Это у Вас одна извилина!..
В трубке слышны гудки.
Либерецкий зло смотрит на трубку и бросает её на кресло.
Бегает взволнованно по комнате и разговаривает сам с собой.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
Бросила трубку. Дура... Что за народ?! И вообще, что может знать о работе сценариста мадам с одной прямой извилиной!? Видите ли, "она считает"... Она считает, что я "исписался". Слово-то, какое глупое....
Останавливается посередине комнаты. Замолкает на секунду, а затем начинает более спокойно рассуждать.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
А, разве, не исписался? Ис-пи-сал-ся! На что растратил свой талант? На дешевую популярность, придуманных тобой мыльных опер? На деньги?.. А хоть бы итак. Кому какое дело?! Много ты понимаешь, курица! Не выношу идиотов, которые смотрят на тебя как на равного.
Вадим нервно берет бокал с коньяком, залпом выпивает и подходит к окну. Отодвигает занавеску. Растерянным взглядом смотрит на улицу.
13.НАТ. ВИД УЛИЦЫ ИЗ ОКНА. ДЕНЬ.
Вид улицы из окна. К подъезду дома подъезжает шикарная машина черного цвета. Из неё выходит молодой человек в элегантном черном костюме, под которым скрывается атлетическая фигура спортсмена. Он открывает переднюю дверь машины, подает руку молодой даме и помогает ей выйти из машины. Вместе они направляются в подъезд дома, и скрывается за входной дверью.
14.ИНТ. КАБИНЕТ В КВАРТИРЕ. ДЕНЬ.
Вадим внимательно смотрит на то, что происходит внизу и начинает волноваться.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
Красиво. Ничего не скажешь. Девочка супер. Да и мальчик не из дешевых. К кому это они пожаловали?
В дверь стучат. Затем звенит звонок. Вадим удивленно смотрит на дверь.
ВАДИМ ЛИБЕРЕЦКИЙ
Доигрался? Вот тебе "и нос, и кровь"... Обещали ведь оторвать Ваньке встаньку. Не верил. Жадная скотина. Зачем деньги брал раньше времени?
Вадим выходит из комнаты в прихожую.
15.ИНТ. ПОДВАЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ. ДЕНЬ.
Небольшая комната в подвальном помещении без окон. Горит маленькая лампочка под потолком, закрытая железным решетчатым колпаком. В помещении очень слабый желтый свет. Под правой стеной стоит дряхлое деревянное сооружение, заменяющее кровать. На "кровати" лицом к стене лежит Олег Казанцев.
Слышен шум открывающихся замков. Дверь открывается и в помещение входит молодой человек в черном костюме.
ОХРАННИК 1
Вставайте. К Вам сейчас придут серьезные люди. Прошу вести себя сдержано и прилично. Не усложняйте себе жизнь.
Олег медленно поворачивает голову. Смотрит на вошедшего пренебрежительным взглядом.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
А не пошёл бы ты... на три веселых буквы, холуй?!
ОХРАННИК 1
Я предупредил, а Вам решать, как себя правильно вести. Хочу напомнить, что Вы не на съемках дешевого боевика. Жизнь намного суровей.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
О, да ты ещё и философ! Дожили. Теперь и холуи стали философами. Или философы стали холуями?
ОХРАННИК 1
Настоятельно прошу Вас встать и сесть на кровать. Иначе...
Олег поворачивается на спину и демонстративно складывает руки на груди, как у покойников.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Что же будет, если я не встану с этого королевского ложе?
Молодой человек в черном костюме подходит к Олегу и поднимает его, усаживая на "кровать".
Олег язвительно спрашивает.
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
А, если я откажусь, пардон, какать и писать, ты это будешь делать вместо меня? Или заставишь насильно опорожниться?
ОХРАННИК 1
Закрой рот, паяц, клоун зажравшийся. Была бы моя воля...
ОЛЕГ КАЗАНЦЕВ
Вот, теперь совсем другое дело. Слышу голос родной братвы. А то "Вы" да "Вы". Перо мне к горлу и весь разговор с "клоуном". Давай, веди своего хозяина, преданный пес.
Молодой человек быстро подходит к Олегу, хватает его за лацканы пиджака, но делает над собой усилие, берет себя в руки, поправляет ему пиджак.
ОХРАННИК 1
Живи пока...
16.НАТ. ГОРОДСКОЙ СКВЕР. ДЕНЬ.
Городской сквер. Середина рабочего дня. Люди идут по своим делам, не замечая друг друга.
Лавочки почти пусты. На некоторых сидят старушки и молодые матери с грудными детьми в колясках.
17.НАТ. СКАМЕЙКА В ГОРОДСКОМ СКВЕРЕ. ДЕНЬ.
Скамейка в городском сквере. На скамейке сидит Борис Гурский. Он нервничает, ожидая кого-то. Поглядывает на часы и нервно курит. К скамейке подходит начальник следственного отдела городской прокуратуры подполковник Валерий Новиков - одноклассник Гурского и старый товарищ.
ВАЛЕРИЙ НОВИКОВ
Говори. Только не плач, что тебе сегодня не с кем и не за что выпить. Лично я в данный момент вне игры.
БОРИС ГУРСКИЙ
Да, погоди ты, Валера. Я по серьезному вопросу.
ВАЛЕРИЙ НОВИКОВ
Знаем мы твои "серьезные вопросы".
БОРИС ГУРСКИЙ
Ты замолчишь? Кто из нас артист-говорун, а кто мент?
ВАЛЕРИЙ НОВИКОВ
Молчу. Не буду у тебя отбирать кусок хлеба.
БОРИС ГУРСКИЙ
Я по поручению нашего режиссера. Пропал Олежка Казанцев. Спектакли срываются.
ВАЛЕРИЙ НОВИКОВ
Как пропал? Когда? В милицию заявляли?
БОРИС ГУРСКИЙ
Какая милиция? Ты же прекрасно знаешь, что там принимают заявления только через три дня после пропажи. И то с большой неохотой. А пропал он два дня назад после спектакля. Вышел Олежек из театра. Его там встретила молодая девица. Они пошли вместе, и вдруг из стоящей у обочины машины вышли десять верзил и начали заталкивать Олежку в машину.
Гурский вскакивает со скамейки и размахивая восторженно руками продолжает:
БОРИС ГУРСКИЙ
Он сопротивлялся, разбросал почти всех, но силы были неравные. Его втащили в машину почти без сознания, и машина рванула с места в неизвестном направлении.
Гурский медленно садится на скамейку.
БОРИС ГУРСКИЙ
После этого его никто не видел. Слава Богу, что я успел у него перехватить бабки.
ВАЛЕРИЙ НОВИКОВ
Десять человек, говоришь, его похищали? Ты ничего не путаешь?
БОРИС ГУРСКИЙ
Вот те крест! Ой, извини меня, господи. Вот тебе звезда Давида.
ВАЛЕРИЙ НОВИКОВ
А ты у него, значит, бабки накануне перехватил? Так, может, это ты его где-нибудь за кулисами грохнул, чтобы не отдавать долг?
БОРИС ГУРСКИЙ
Не зли меня, ментовская морда, крыса прокурорская, настоящий полковник. Я вполне серьезно тебе говорю, что Олежка куда-то вляпался не по-детски. Надо спасать.