1. НАТ. СКАМЕЙКА ВОЗЛЕ ДОМА СТАРИКОВ. ВЕЧЕР. ИЗРАИЛЬ.
Лева сидит на лавочке возле дома. Летний вечер. Старик в черном костюме, белой рубашке и галстуке. Он молчит, думая о своем. Перед ним ходит туда и обратно неизвестная женщина лет 50-55. Женщина хорошо одета. Аккуратная прическа. Еле заметный макияж. Лева делает вид, что её не замечает. Неожиданно женщина садится рядом с Левой.
ЛЕВА (ЗА КАДРОМ)
Неужели меня будет резать женщина? Или так сейчас выглядит смерть? Надо признаться, неплохо выглядит.
ЖЕНЩИНА
Здравствуйте. Вот мы и встретились. Вы не рады?
ЛЕВА
Да, как Вам сказать... Я как-то по-другому представлял себе эту встречу. А где Ваша коса?
ЖЕНЩИНА
Вы меня помните ещё с косой?
ЛЕВА
Только по карикатурам. Простите.
ЖЕНЩИНА
А что, на меня рисовали карикатуры? Я даже не знала. Баловники.
ЛЕВА (ЗА КАДРОМ)
Кокетничает. Хитрая.
ЖЕНЩИНА
А как поживает Ваша супруга?
ЛЕВА
Об этом я Вас хотел спросить.
ЖЕНЩИНА
Не поняла. А как я могу знать?
ЛЕВА
Ну да, ну да. Вы только забираете. Как бы посредник. Забрали и передали. У Вас работы невпроворот. Где уж уследить за судьбами земных грешников.
ЖЕНЩИНА
Что-то я Вас не пойму. У меня такое ощущение, что Вы меня боитесь?!
ЛЕВА
Нет, нет. С чего Вы взяли? Против такого ухода из жизни я совсем не возражаю.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТИТРЫ на игровом фоне.
ЖЕНЩИНА
У Вас всё в порядке?
ЛЕВА
А если нет, то Вы не заберете?
ЖЕНЩИНА
Кого? Куда? Скажите, у Вас всё нормально товарищ Савицкий?
ЛЕВА
А, что, у Вас ещё правят товарищи?
ЖЕНЩИНА
Господи, что же с Вами сделал Израиль?
2. НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА СТАРИКОВ. ВЕЧЕР. ИЗРАИЛЬ.
Противоположная сторона улицы возле дома стариков. На тротуаре стоит молодой человек. Он внимательно наблюдает за тем, что происходит на скамейке возле дома стариков. Звенит телефон.
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК (ГОВОРИТ ПО ТЕЛЕФОНУ)
Да... Не похоже, что женщина может быть опасна для старика... Но он выглядит перепуганным... Нет, по всей видимости, он с ней не знаком... Я плохо слышу, о чем идет речь...
3. НАТ. ПОЛИЦЕЙСКАЯ МАШИНА АЛЕКСА. ВЕЧЕР. ИЗРАИЛЬ.
Алекс за рулем. Разговаривает по рации.
АЛЕКС
Миша, смотри внимательно за поведением женщины. Лева не водит дружбу с женщинами. Может, это... Хотя, нет. Ладно. Пока не вмешивайся. Я к тебе еду.
4. НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА СТАРИКОВ. ВЕЧЕР. ИЗРАИЛЬ.
Молодой оперативный работник Миша разговаривает по телефону.
МИША
Может, мне пройти мимо скамейки? Хорошо, жду.
Молодой человек продолжает наблюдение за Левой и его собеседницей.
5. НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА СТАРИКОВ. ВЕЧЕР. ИЗРАИЛЬ.
Лева и женщина сидят на скамейке.
ЖЕНЩИНА
А почему Вы в такую жару сидите в костюме? Да ещё и в галстуке?
ЛЕВА
Я должен выглядеть хоть там солидно. Впрочем, раздеть меня всегда успеют.
ЖЕНЩИНА
Кто и где Вас собирается раздевать?
ЛЕВА
Не Вы. У Вас узкие функциональные обязанности. Я понимаю. Вам нужно только косить направо и налево. Вы не устаете?
ЖЕНЩИНА
Что косить? Вы меня пугаете, Савицкий. Я знала, что Вы человек со странностями, но чтобы настолько!
ЛЕВА
А кто Вам передает характеристики на смертных?
ЖЕНЩИНА
Савицкий, кто в нашем отделе не знал, что у Вас иногда бывают тараканы в голове?!
ЛЕВА
У Вас целый отдел работает по сбору претендентов? А кто у Вас главный?
ЖЕНЩИНА
Терещенко Иван Федорович. Вы уже забыли?
ЛЕВА
Молодец. Он и там устроился. Он не потопляем. Там рвался к власти и на небесах устроился неплохо. Такой важный отдел возглавляет.
ЖЕНЩИНА
Да, что с Вами, Савицкий? Наш бывший начальник жив. На пенсии, но жив. Я прошлым летом ездила в наш городок. Встречалась со многими из отдела. Некоторых уже нет в живых. Виделась и с бывшим шефом. Такой же баловник.
Лева внимательно смотрит на женщину и начинает понимать, что происходит что-то непонятное. Затем начинается смеяться. На глазах появляются слезы. Старик плачет.
ЛЕВА
Зоя... Ну, да, Зоя! Секретарь Ивана Федоровича Терещенко.
ЖЕНЩИНА
Зоя. А Вы о ком подумали?
Лева вытирает слезы ладонью и радостно смотрит на женщину.
ЛЕВА
Уже не важно. Как Вы здесь оказались, Зоя?
ЖЕНЩИНА
Я живу в этом городе уже 15 лет.
ЛЕВА
Но Вы же не еврейка.
ЖЕНЩИНА
У меня дедушка был еврей. Вот теперь вижу, что передо мной настоящего Савицкого. А я смотрю на Вас и думаю: "Он или не он"?
ЛЕВА
Он, конечно он. Как я рад Вас видеть, Зоя. Вы даже представить не можете, как я рад! ЗТМ.
НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА:
КРИВОЕ ЗЕРКАЛО СУДЬБЫ
по повести Анатолия Петровецкого "Последний"
6. ИЗ ЗТМ. НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА СТАРИКОВ. ВЕЧЕР. ИЗРАИЛЬ.
Лева и Зоя сидят на скамейке.
ЗОЯ
Ужасную историю Вы мне рассказали. Тут не смеяться надо, а плакать.
ЛЕВА
Глупо как-то вышло. До чего я дошёл. Как себя распустил... И надо же было до такого докатиться. Мне стыдно, Зоя. Как можно было принять Вас за Смерть?! За убийцу?! Какая нелепость!
ЗОЯ
Перестаньте, Лева. Я на Вашем месте давно бы умерла от страха. Столько пережить! Действительно, можно умом тронуться.
ЛЕВА
А чем Вы занимаетесь, Зоя? Что делали все эти годы в Израиле? Вы замужем?
ЗОЯ
Чем я могла заниматься? Без языка, без востребованной специальности. Сперва занималась уборкой квартир, а затем ухаживала за пожилыми людьми. Сейчас не работаю. Да и личная жизнь не очень удалась. Лет семь тому назад сошлась с одним вдовцом. Прожили пару лет, и он умер. Теперь живу одна. Но я довольна. Мне хватает на жизнь пособия. Да и общения у меня достаточно. Хожу в хор в Дом репатриантов, пою, веду активную общественную жизнь и ни на что не жалуюсь. Каждый год умудряюсь поехать на экскурсию за границу. Объездила полмира. И в Израиле почти везде побывала. А Вы?
ЛЕВА
Как я Вам завидую.
К Леве и Зое подходит Алекс. Он внимательно рассматривает женщину.
АЛЕКС
Добрый вечер.
ЛЕВА
Добрый вечер, Саша. Знакомьтесь. Это Зоя - моя землячка. Мы с ней на одном заводе работали. Даже в одном отделе. Зоя была секретарем начальника. А это - Алекс. Сын моего погибшего друга. Я Вам о нём рассказывал.
ЗОЯ
Очень приятно. Примите мои соболезнования по поводу гибели Вашего отца.
АЛЕКС
Спасибо...
7. ИНТ. КАБИНЕТ АЛЕКСА В ПОЛИЦИИ. ДЕНЬ. ИЗРАИЛЬ.
Кабинет Алекса в полиции. За столом сидят Надав, Дорон и Алекс.
АЛЕКС
Мы совершенно не знаем ничего о прошлом Бориса Семеновича. Где жил? Как жил? Кем работал? Имел ли уголовное прошлое? Есть ли дети? Почему в Израиль приехал один? Дорон, сделай запрос в Россию на старика.
ДОРОН
Хорошо. Я тоже думал об этом. Мне кажется, старик неспроста попал под удар и нож. А ты как думаешь, Надав?
НАДАВ
Мне он с самого начала казался подозрительным. Правда, я не верю, что он способен на убийство. Но дедушка что-то видел или знает. Это, несомненно.
Алекс смотрит на экран компьютера. Он что-то ищет. Находит. Читает вслух товарищам.
АЛЕКС
"Шнайдерман Борис Семенович, 1947 года рождения, уроженец города Энска Житомирской области. Образование семь классов. Проживал в городе Рязани. Вдовец. Откуда и репатриировался в Израиль. В России уже был пенсионером. Детей нет". Вот и все данные в министерстве внутренних дел. Маловато. Дорон, без запроса в Россию не обойтись. Хорошо... Что у нас по другим делам?..
8. ИНТ. ПАЛАТА В БОЛЬНИЦЕ. ДЕНЬ. ИЗРАИЛЬ.
Больничная палата. Борис Михайлович лежит на койке, подключенный трубочками и проводами жизнеобеспечения и контроля. Глаза старика закрыты. В палату входит Алекс.
АЛЕКС
Борис Семенович, здравствуйте! Вы меня слышите?
Старик медленно открывает глаза. Смотрит в потолок, а затем на Алекса. Его глаза полны слез.
АЛЕКС
Вы меня слышите? Узнаете?
Борис Семенович моргает глазами и немного качает головой, показывая, что слышит и понимает Алекса.
АЛЕКС
Как Вы себя чувствуете?
Старик пытается кивнуть головой, но это вызывает у него боль. Он морщится и стонет. Алекс понимает, что со стариком ещё нельзя говорить.
АЛЕКС
Вам тяжело говорить. Я понимаю. Ах, да. Чуть не забыл. Лева передает Вам огромный привет. Он встретил свою землячку и безмерно этому рад. Ожил наш старичок. Вот, что значит женщина! В следующий раз я Вам его привезу.
Борис Семенович пытается улыбнуться, но у него почти ничего не получается. Больной немного поворачивается, больничная рубашка сползает с плеча и оголяет руку выше локтя. На ней татуировка в виде огромной змеи, вонзившей свой клык в медицинскую чашу с красным крестом. Длинными лапами змея держит два кинжала. Алекс смотрит на татуировку и понимает, что он уже где-то её видел.
АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
Где я что-то подобное уже видел? У кого? Не могу вспомнить... Совсем недавно видел... Неужели?..
Непонятное волнение охватывает Алекса. Он не прощается и быстро выходит из палаты.
9. НАТ. ПОЛИЦЕЙСКАЯ МАШИНА АЛЕКСА. ШОССЕ. ДЕНЬ. ИЗРАИЛЬ.
Полицейская машина Алекса мчится с сиреной и огнями, нарушая правила. Он обгоняет машины, петляя между ними, меняя полосы самыми запрещенными способами.
10. ИНТ. КАБИНА ПОЛИЦЕЙСКОЙ МАШИНЫ. ДЕНЬ. ИЗРАИЛЬ.
Алекс за рулем машины.
АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
Неужели мне придется арестовывать отца-преступника? Разве такое бывает?.. Господи, за что же подобные испытания? Неужели этот поддонок осуществил свои угрозы? Надо проверить. Надо быстрее проверить. Неужели Ваши опасения, полковник Рябых, оправдались?
Алекс вызывает по рации Дорона.
АЛЕКС
Дорон... Дорон, ты слышишь меня? Дорон...
ДОРОН (ПО РАЦИИ)
Слушаю.
АЛЕКС
Дорон, ты отправил запрос?
ДОРОН (ПО РАЦИИ)
Да, час назад. Ты уже ждешь ответ? Ха-ха! Не смеши меня. Какой скорый и нетерпеливый. С Россией ничего скоро не бывает. Хотя у меня есть кое-какая мысль. Думаю, что сработает.
АЛЕКС
Хорошо. У меня тоже есть кое-что новенькое. Но я должен проверить. Если подтвердится, то мы - на финише. Отбой.
АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
Ай да Борис Семенович! Ай да старик! Я давно замечал, что в его поведении есть что-то наносное, искусственное, придуманное и постоянно контролируемое. Вот она, ниточка, которая может привести к разгадке убийства отца.
11. ИНТ. КАБИНЕТ В КВАРТИРЕ АЛЕКСА. ДЕНЬ. ИЗРАИЛЬ.
Кабинет Алекса дома. Вбегает Алекс. Он подбегает к письменному столу, достает фотографию Дикого и внимательно рассматривает татуировку на его плече. Из ящика достает большую лупу и внимательно рассматривает фотографию.
Огромная змея вонзила свой клык в медицинскую шапочку с красным крестом. В огромных лапах она зажала кинжалы.
АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
Огромная змея вонзила свой клык в медицинскую шапочку с красным крестом. В огромных лапах зажаты два кинжала...
Алекс рассматривает татуировку Дикого и вдруг растерянно садится прямо на стол...
12. ИНТ. КВАРТИРА СТАРИКОВ. ГОСТИНАЯ. ДЕНЬ.
Гостиная в квартире стариков. На диване сидит Зоя. Она с интересом рассматривает квартиру. Входит Лева и вносит две чашки кофе. Подает гостье. Свою чашку ставит на журнальный столик.
ЛЕВА
Прошу Вас, Зоя, угощайтесь. У меня в гостях уже пять лет никого не было. Может, Вы хотите печенье? Ой, а у меня его нет. Я сейчас схожу и куплю.
ЗОЯ
Бросьте, Лева. Я стараюсь поменьше есть мучных изделий. Надо себя беречь. Разнесет, как пивную бочку, что я тогда буду делать? Знатные кавалеры, вроде Вас, на меня вовсе перестанут смотреть.
ЛЕВА
Зоечка, Вы замечательно выглядите. Молодая, стройная и красивая женщина. Не гневите Бога.
ЗОЯ
У Вас прекрасная квартира, должна заметить. Уютная, ухоженная. Даже не верится, что здесь живут одни мужики.
ЛЕВА
Жили одни мужики. Жили... А теперь...
ЗОЯ
Всё будет хорошо, Лева. Не расстраивайтесь. Так вот. Моя "полтарушка" по сравнению с Вашими хоромами выглядит, как собачья будка. Но мне она нравится. Там я одна и никто мне не мешает. А, главное, цена за съем соответствует моим скромным возможностям... Я давно поняла, что моё материальное окружение ничего не стоит по сравнению с духовным богатством, которое надо брать у жизни как можно больше. Вот в этом истинное наслаждение. Я научилась экономить в одном, чтобы получать удовольствие в другом. Но, это не столь важно. Что теперь будет с этой квартирой? Вы же не сможете сами её оплачивать.
ЛЕВА
Что будет теперь? Бог его знает. Вроде бы хозяин хочет её продавать. Несчастливая она. В ней случилось много смертей. Он считает, что эта квартира кем-то проклята. Вот такой у нас хозяин. Надо уже сейчас искать что-то другое.
ЗОЯ
Да, Вам не позавидуешь. Переезд хуже пожара. Лева, а за что убили Вашего соседа?
ЛЕВА
Загадка, которую уже не первый день пытается разгадать его сын с друзьями.
ЗОЯ
Он работает в полиции?
ЛЕВА
О, Алекс - большой начальник в полиции. Он там возглавляет отдел расследований и борьбы с преступностью. По всей стране мотается.
ЗОЯ
А его отец?
ЛЕВА
Это отдельная история. Михаил Самойлович до смерти жены работал заведующим гинекологическим отделением в больнице. Говорили, что он был врач от Бога. И в России и в Израиле.
Звенит звонок входной двери. Лева пугается, но быстро берет себя в руки.
ЛЕВА
Кто бы это мог быть? Я никого не жду. Извините, Зоя, я пойду и посмотрю.
13. ИНТ. КВАРТИРА СТАРИКОВ. ПРИХОЖАЯ. ДЕНЬ.
Лева выходит в прихожую. Подходит с опаской к входной двери.
ЛЕВА (ЗА КАДРОМ)
Господи, да когда же это кончится? Перед женщиной неудобно. Веду себя словно маленький мальчик. Нет, как большой трус. Лева, ты же, несмотря ни на что, всё-таки мужчина. Мужчина... Ой, тоже мне нашелся герой. Ты хоть себя не смеши.
ЛЕВА
Кто там?..
14. ИНТ. КАБИНЕТ АЛЕКСА В ПОЛИЦИИ. ДЕНЬ. ИЗРАИЛЬ.
Рабочий кабинет Алекса. В кабинете Дорон. Он разговаривает с кем-то по телефону на английском языке. (Перевод на русский язык - за кадром)
ДОРОН
Здравствуйте, господин Нечаев. Вас беспокоит израильский коллега Дорон Цур. Вы приезжали к нам по обмену опытом в прошлом году. Вспомнили? Прекрасно. Как у Вас дела?.. Замечательно. Как семья, дети?.. Это - самое главное. Спасибо, и у нас ничего. Работаем. Господин Нечаев у меня к Вам большая просьба. Не могли бы Вы мне срочно дать данные по одному бывшему гражданину России. Он сейчас проживает в Израиле. Спасибо. Вот его данные: "Шнайдерман Борис Семенович, 1947 года рождения, уроженец города Энска Житомирской области. Образование семь классов. Проживал в городе Рязани. Вдовец. Откуда и репатриировался в Израиль. В России уже был пенсионером". Больше у нас ничего нет. Спасибо. Буду ждать. Обязательно передам привет всем нашим. До свидания, господин Нечаев...
15. ИНТ. КВАРТИРА СТАРИКОВ. ПРИХОЖАЯ. ДЕНЬ.
Прихожая в квартире стариков. Лева стоит у двери, прислушиваясь. Из-за двери слышен голос Алекса.
АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
Здравствуйте, Лева! Это я, Алекс. Открывайте. Я разогнал всех Ваших врагов.
Лева открывает дверь. Входит Алекс.
ЛЕВА
Вы смеетесь над стариком. А мне совсем не смешно.
АЛЕКС
Ну, простите меня. Если мне не изменяет память, то именно Вы, Лева, советовали мне: "Смейтесь, и Ваша ноша будет легче!". Не помните? А я хорошо помню, как Вы поддерживали меня мудростями древних.
ЛЕВА
По-моему, я этого не говорил. Но спорить не буду. Заходите. У меня гости.
АЛЕКС
Я знаю.
ЛЕВА
Откуда?
АЛЕКС
Работа у меня такая. Я должен всё знать. Но не буду Вам мешать. Только задам несколько вопросов. Возможно, я их уже Вам задавал. Не удивляйтесь, если это так. Скажите, Лева. Вы видели татуировки на теле Бориса Семеновича?
ЛЕВА
Пару раз видел. Но Боря стыдился их показывать. Вы же знаете, что именно за них Ваш отец и назвал Борю "бандитом". Ох, как ему это не нравилось. Я имею в виду Борю.
АЛЕКС
Вспомните, может, Борис Семенович говорил, где его так разрисовали? Может какая-нибудь незначительная деталь Вам запомнилась?
ЛЕВА
Вроде бы, нет. Хотя... Нет, не буду даже предполагать.
АЛЕКС
Что Вы имеете в виду?
ЛЕВА
Боря как-то разоткровенничался и рассказал, что в молодости мать называла его энским Мишкой Япончиком. "Шустрил" он тогда много. Наводил "шорох" (слова привожу дословно) в городке. Баловался наш Боря. Вот тогда и расписал себя под влиянием бандитской романтики. Изъянами бурной молодости называл он эти художества.
АЛЕКС
Так у Бориса Семеновича было уголовное прошлое?
ЛЕВА
Чего не знаю, того не знаю. Врать не буду. Вроде бы он из трудяг. Руки у него рабочие. А в речи очень часто проскакивал блатной жаргон. Но он очень добрый человек.
Из комнаты выходит Зоя. Она улыбается Алексу.
ЗОЯ
Лева, почему Вы гостя держите в прихожей? Приглашайте его в гостиную. Здравствуйте, Алекс. Извините, но эти мужики, такие невнимательные. Мало того, что Лева бросил даму на долгое время, так ещё и гостя держит на пороге.
АЛЕКС
Здравствуйте. Извините меня. Это я виноват. Задержал Вашего собеседника.
ЛЕВА
Извините, Зоя. Так получилось. У нас деловой мужской разговор. Но такое больше не повторится.